МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Диагностика одаренных детей

    они и находятся на периферии внимания большинства ученых, занимающихся

    эмпирикой. Такие свойства встречаются сравнительно часто у высокоодаренных

    людей. Относиться к ним нужно с пониманием, так как недоверие может только

    усугубить их подозрения о сообщенной ненормальности. Они нуждаются в

    поддержке, а не в насмешке. Может быть, они видят более ясно то, что менее

    восприимчивые смертные «видят в мутном зеркале».

    В дошкольные годы одаренные дети — как и их менее способные ровесники

    — являются возрастными эгоцентристами в своем толковании событий и явлений.

    Эгоцентризм — термин, данный нам Пиаже, — помогает понять качественные

    различия между интуитивным, анимистическим восприятием дошкольников и более

    рациональным, ориентированным на конкретную реальность воззрением старших

    детей. Эгоцентризм здесь не означает эгоизма с его обычной негативной

    окраской. Он лишь проецирование собственной восприятия и эмоциональной

    реакции на явления, ума и сердца всех присутствующих. Обычно мы называем

    это «односторонним восприятием». Неумение воспринимать отношение других

    людей к кому-либо или к чему-либо в обиходе можно назвать односторонностью.

    Мы не терпим этого во взрослых, но это абсолютно нормально для

    дошкольников, какими бы умницами они ни были. По мере того как

    развивающийся мозг ребенка начинает воспринимать собственную работу,

    ребенок начинает понимать, что он способен думать: ученые теперь называют

    это метапознанием. Ребенок уверен, что его восприятие явлений и событий

    идентично одновременному сознательному восприятию и у всех других. Иными

    словами, все воспринимают и понимают одно и то же событие или явление

    одинаково. Мы, взрослые, хотя и понимаем, что это на так, но никогда до

    конца не вырастаем из этого эгоцентризма, присущего детям от 3 до 5 лет, и

    нам весьма трудно воспринять другую точку зрения — особенно если она

    основана на параллельном опыте. Когда детский эгоцентризм сопровождается

    чувствительностью и раздражением от неспособности сделать что-то (и то и

    другое характерно для одаренных детей), могут возникнуть проблемы в общении

    со сверстниками. Наиболее распространенное в таких случаях средство —

    обсудить проблему с необычайно «речистым» малышом. Ребенок пока не способен

    понять, что другие воспринимают мир совсем не так, как он. В последующих

    главах мы рассмотрим некоторые приемы и методы решения таких возрастных

    проблем.

    Таким образом, одаренные дети порой страдают от некоторого социального

    неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное

    восприятие самих себя, что подтверждают многие исследования. Наиболее

    полезным с точки зрения формирования здорового самовосприятия и чувства

    полноценности является общение с такими же одаренными детьми, причем с

    самого нежного возраста. Семьи, где принято помогать друг другу и где

    родители, братья и сестры вместе занимаются всеми делами, также укрепляют

    позитивное самовосприятие каждого ребенка. В этой связи грустно заметить,

    что родители одаренных мальчишек стремятся иметь гораздо меньше детей, чем

    средняя семья

    1.3 Физические характеристики одаренности

    Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик

    одаренных детей. Первый — это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в

    очках. Другой же — выдвинутый Терменом в его монументальной работе

    «Изучение гения» в 1925 году — говорит нам, что одаренные дети выше ростом,

    крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Хотя второй

    образ предпочтительнее первого, оба они достаточно далеки от истины. Термен

    проводил свое исследование среди белых семей среднего и высшего класса: эта

    группа населения действительно отличается более высоким ростом, физической

    силой, здоровьем. Существует мнение, что ее представители более

    привлекательны, чем представители других групп американцев. Но если мы

    расширим диапазон определения, для того чтобы включить все разнообразие

    одаренности и избежать социальных и культурных предубеждений стандартного

    тестирования, мы увидим, что физические характеристики одаренных детей

    столь же разнообразны, как и сами дети. Нет никакого смысла делать

    стереотипные обобщения относительно рост веса, здоровья или внешности

    одаренных детей. Они достаточно привлекательны и своим разнообразием.[18]

    Замечено, что талантливых взрослых людей отличает очень высокий

    энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна. Но только

    ли талантливым взрослым это свойственно? Родители не могут взять в толк,

    что же они делают не так, когда педиатр говорит им, что их новорожденный

    ребенок должен спать 20 часов в сутки. Измученным мамам и папа кажется, что

    ребенок 20 часов бодрствует! Это, конечно, преувеличение, но большинство

    опрошенных родителей утверждает, что их одаренные дети в младенчестве спали

    меньше и слишком рано отказались от дневного сна. Такие рассказы настолько

    обычны, что рождают гипотезу о генетическом, метаболическом обосновании

    такого поведения. Свойство, которое может способствовать высокопродуктивной

    работе взрослого, в детстве порой доставляет немало неприятное родителям.

    Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и координация между

    визуальным восприятие и механическим движением гораздо более связан с

    возрастом и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в

    тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле.

    Резать или клеить может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать,

    а писать может быть сложна чем читать или говорить. Такая неровность в

    сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту

    зависимости в поведении ребенка. В составлении ранних программ обучения для

    одаренных детей требуется точная индивидуализация, с тем чтобы не допустить

    отвращения к основным навыкам, которое может остаться у ребенка на всю

    жизнь.

    2. РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

    Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность

    ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то

    стереотипа одаренности — каждый ребенок проявляет свои способности по-

    своему.

    Чаще всего одаренность ребенка остается не замеченной в семьях, где

    этот ребенок является первым или единственным.

    Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным.

    Объясняется это, очевидно, тем, что родители одаренных детей, как члены

    своего общества, подвержены системе отношений и ценное общества в целом.

    Прославление «простого человека и не всегда адекватное применение

    демократичен ценностей много сделали для прошлого и настоящего

    антиинтеллектуализма в Америке (Hofstader, 1963).

    Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным,

    пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком — таким, как все».

    Или, в ответ на вопрос: «Каково вам воспитывать одаренного ребенка?» — они

    отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не

    приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям. Ребенок остался

    тем же, но родительское восприятие изменилось: родители начинают

    нервничать, задаваться вопросом: «А так ли мы выполняем свои обязанности по

    отношению к ребенку?» В таких случаях напряжение может вытеснить радость из

    семейных отмщении. Существует также вероятность, что самовосприятие ребенка

    будет изменено ярлыком одаренности.

    Пытаясь понять родительские переживания и дать них ответ, задаешься

    весьма серьезной проблемой: действительно ли думающие родители всерьез

    полагают, что быть одаренным — значит быть ненормальным не уметь найти

    места в компании сверстников, быть несчастным? Как ни печально, но таковы

    широко распространенные стереотипы, порой разделяемые и и родителями.

    Подобное отношение может серьезно мешать нормальному, счастливому детству;

    такие стереотипы необходимо развенчивать и уничтожать. Отрицание или

    игнорирование уникальных способностей ребенка в угоду общественным нравам,

    во всяком случае уж никак не поможет ребенку найти свое место в жизни и

    стать счастливым.

    Идеальная родительская реакция радостного приятия должна, вероятно,

    лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей

    ребенка.

    Возвращаясь к изначальному заявлению о том, что первооткрывателями

    одаренных детей являются родители, уместно вспомнить, каковы же основные

    поведенческие характеристики одаренного ребенка, описанные в литературе и

    упоминаемые родителями (Vail, 1979; Martinson, 1974). Наиболее часто

    родители отмечают раннюю речь, употребление сложных слов, а также раннее

    освоение счета или чтения, нередко и другие характеристики: громадное

    любопытство («Она задает миллион вопросов обо всем на свете!») и цепкую

    память (Он все запоминает в таких деталях»). Эти последние способности

    заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприятием («Она все на

    лету схватывает») воображением («Он играет с воображаемыми друзьями» или

    «Она рассказывает мне такие фантастические истории»), в то время как роль

    отдельных конкретных достижений (умение читать или считать) не следует

    переоценивать. Разного рода телепрограммы, развивающие игры, а также

    общение с родителями или старшими братьями и сестрами могут помочь вполне

    обычному ребенку справиться с теми или иными задачам.

    В 1936 году Термен и Майлз отметили явление, характерное для белых

    американских семей среднего достатка. В центре внимания их исследования

    оказал» 1200 одаренных детей и их семьи, причем родители ни» чего не

    подозревали об одаренности своих отпрысков, Как раз это им и предстояло

    определить. Только 3/4 родителей сумели обнаружить интеллектуальную

    одаренность своих детей: у девочек до 3,5 года, у мальчиков несколько позже

    (по наблюдениям ученых, это объясняется тем, что матери больше

    разговаривают с дочерьми, чем с сыновьями) (Moss, 1967). То есть мерилом

    одаренности, согласно результатам этого исследования, служит речь и

    словарный запас. Несмотря на всю важность исследования Термена и Майлза для

    понимания феномена одаренности, следует отметить, что оно проводилось лишь

    среди белого населения среднего достатка. В то время как родители

    принадлежащие к другим культурным традициям, в воспитании детей делают

    акцент на иных чертах поведения, так что характеристики, предложенные

    Терменом и Майлзом для раннего выявления одаренности, пригодны для разных

    культурных и социальных слоев далеко не всегда.

    Как мы уже говорили, одаренные дети проявляют свои способности по-

    разному, а иногда предпочитают их и вовсе не проявлять. Отнюдь не все

    исключительно способные дети рано начинают говорить, даже если для этого

    имеются соответствующие условия. Одна мой знакомая, молодая женщина, до 3

    лет не говорила вообще, а потом начала говорить целыми предложениями.

    Первые годы пребывания в школе она также отказывалась говорить, потому что

    учителя обращались к ней не по тому имени, которое она предпочитала. Ни

    мать, ни учитель не замечали каких-то особых способностей у девочки. В

    колледже ее средний балл был 3: получала пятерки по математике и другим

    точным наукам, которые ей нравились, и двойки по нелюбимым предметам.

    Сейчас она успешно работает в области компьютерной техники.

    Упоминание о том, как важно обращаться к ребенку по имени, приводит на

    ум один пример, характерный для одаренных детей.

    Мама отправила Харди в садик, заранее радуясь тому, как много хорошего

    и интересного мальчик там увидит и узнает. Спустя всего три недели она была

    немало удивлена и насторожена звонком от воспитательницы. Та начала

    разговор с того, что она пытается приучить детей обращаться к ней не

    «учительница», а миссис Джонсон. Все дети это быстро усвоили, но Харди,

    несмотря на постоянные напоминания, продолжал называть ее «учительницей».

    Однажды она в отчаянии отрезала: «Молодой человек, сколько раз я тебе

    говорила не называть меня «учительницей»? Меня зовут миссис Джонсон!» На

    это Харди тихо ответил: «Я знаю. Извините, но я об этом забываю каждый раз,

    когда вы называете меня молодой человек». К счастью, учительница оказалась

    достаточно деликатным человеком и позвонила не с тем, чтобы отчитать

    родителей, а просто рассказать об этом опыте и поговорить о собственном

    возросшем понимании того, как важно уважать детей и их право называться тем

    именем, которое они предпочитают.

    Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать

    радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не

    обезоруживающую озабоченность, которая стреноживает живость самой важной

    для растущего человека связи — связи между родителями и детьми.

    3. ОТКРЫТИЕ РЕБЕНКА

    Ребенок делает открытие собственной одаренности. То как это

    происходит, представляет громадный интерес. У одних одаренных детей,

    находящихся в постоянном общении с братьями, сестрами и сверстниками,

    понимание собственного отличия может прийти рано. У других сознание своих

    особых способностей ей впервые происходит в школе с неизбежным сравнением

    себя с другими детьми.

    Важно, чтобы ребенок обладал здоровым самовосприятием и пониманием

    того, что способности и интересы других людей (как детей, так и взрослых)

    могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные.

    Социальные и эмоциональные последствия этих различий гораздо тоньше, чем

    простое понимание.

    Одно дело — умом понимать, но совсем иное чувствовать это. Здоровому

    самовосприятию одаренного ребенка очень поможет чувство общности с

    окружающими его людьми и хотя бы начальное понимание положительных качеств,

    ценимых в человеческом обществе. Почти во всем одаренный ребенок такой же,

    как и все другие дети, а уникален лишь в чем-то немногом.

    Задача, стоящая в этом плане перед родителями, заключается в том,

    чтобы, учитывая раннее развитие таких детей, своевременно найти верный

    момент, правильные слова и примеры для ребенка. Такая коммуникация

    осуществляется не только с помощью речевого общения, но и выражается в

    реакциях и отношении родителей и других окружающих к ребенку.

    Здесь необходимо отметить, что выдающиеся речевые способности многих

    одаренных детей приводя к тому, что родители и учителя делают слишком

    большую ставку на речевую коммуникацию. Это чревато возникновением лишь

    подобия понимания, которое может противоречить практике ежедневного

    общения.

    Процесс познания у ребенка затрагивает весь спектр восприятия и опыта.

    Слова — не главный канал для маленьких детей. Родителям необходимо не

    только беседовать с малышами, но и стараться вести себя так, чтобы

    укреплять в ребенке понимание системы ценностей, понимание того, чего от

    них ждут, и развивать здоровую основу самовосприятия.

    Как складывается в человеке представление о самом себе? Психологи

    (Mussen, 1970) утверждают, что этот процесс представляет собой

    кристаллизацию того, как на нас реагируют другие люди. В ходе своих

    исследований окружающего мира ребенок узнает, что он может или не может

    сделать в реальном мире, а окружающие разными путями показывают ему,

    насколько эти достижения ценны. Поведение личности в большой степени

    определяется конечным результатом. Результат этот может быть внутренним или

    внешним, первичный или вторичным, материальным или духовным, а также!

    кратковременным или долговременным — в зависимости от моделей, предлагаемых

    сторонниками разных психологических теорий. В любом возрасте человек

    продолжает и развивает те модели поведения, которые, приносят желаемый

    эффект, и, напротив, оставляет те, которые такого эффекта не приносят.

    Для маленького ребенка желаемые результаты напрямую связаны с

    приобретением механических навыков и изучением значения окружающих

    предметов и явлений. Также важно для него внимание и отношение родителей и

    окружающих людей. Родителям сравнительно несложно наблюдать, направлять и

    обучать детей, даже несмотря на бесконечные «почему». Труднее соблюсти

    баланс между выражением родительской заботы и предупреждением чрезмерного

    внимания ребенка (иногда неосознанно) к какой-то одной области, в которой

    малыш особенно преуспевает: это может создать у ребенка превратное

    представление о том, что родители действительно ценят.[12]

    Родителей часто беспокоит стремление одаренного ребенка преуспеть, так

    как стиль поведения, способствующий этому, часто болезненно сказывается как

    на самом ребенке, так и на окружающих.

    Здесь надо заметить, что Бенджамин Блум (1982), который возглавлял

    исследования выдающихся достижений детей в плавании, теннисе, музыке,

    математике и скульптуре, считает это желание преуспеть одним из признаков

    признания в будущем. Он утверждает, что зло стремление рождается и

    поддерживается семьей. Опубликованные сообщения об этих исследованиях

    (Bloom and Sosniak, 1981) были бы весьма интересны для родителей, которые

    пытаются определить свою систему ценностей и сформулировать свои надежды в

    связи с, будущим ребенка.

    Особое место в этих исследованиях отводится сообщениям родителей

    некоторых юных дарований о том, что другие их дети обнаруживали в раннем

    возрасте такие же или даже большие способности, но никогда не проявляли

    такого стремления преуспеть, как «звездные» дети.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.