МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дидактика

    Дидактика

    Дидактика как теория обучения .

    История педагогики свидетельствует о том , что долгое время наряду с

    термином «педагогика» в том же значении использовался и термин

    «дидактика».Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование

    немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал свой курс «Краткий

    отчёт из дидактики ».

    Предметом дидактики является общая теория обучения всем

    предметам. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как «

    всеобщее искусство учить всех всему».В начале XIX века немецкий педагог

    И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

    В настоящее время ДИДАКТИКА рассматривается как часть

    педагогики, исследующая проблемы обучения и образования , их

    закономерности , принципы , цели , содержание , средства , организацию ,

    достигаемые результаты.

    Функции дидактики :

    1- Теоретическая

    2 – практическая .

    Основные категории дидактики :

    Преподавание , обучение , образование , знания , умения , навыки , а

    также цель , содержание , организация , виды , формы , методы , средства

    , результаты (продукты ) обучения.

    (отсюда получаем краткое определение : дидактика- наука об обучении и

    образовании , их целях , содержании , методах , средствах , организации ,

    достигаемых результатов. )

    Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации

    цели обучения (образовательных задач ) , обеспечение информирования ,

    воспитания , осознания и практического применения знаний .

    Учение – процесс (точнее сопроцесс ) , в ходе которого на основе

    познания , упражнения и приобретённого опыта у ученика возникают новые

    формы поведения и деятельности , изменяются ранее приобретённые.

    Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками ,

    направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их

    совместной деятельности. Обучение – это специально организованная

    познавательная деятельность учеников , в процессе которой формируются

    научные знания , необходимые способы деятельности , эмоционально-

    ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В

    обучении осуществляется развитие ребёнка. Основными структурными

    элементами обучения как системы являются : 1) цели , 2) содержание , 3)

    методы , 4)организационные формы , 5) результаты.

    Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний ,

    умений , навыков , способов мышления.

    Знание – совокупность идей , воплощающих теоретическое овладение

    предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в

    виде понятий , схем , конкретных образов.

    Умения – овладения способами ( приёмами , действиями ) применение

    усвоенных знаний на практике.

    Навыки – умения , доведённые до автоматизма , высокой степени

    совершенства.

    Цель (учебная , образовательная ) - то , к чему стремится

    обучение , будущее , на которое направлены его усилия.

    Содержание – ( обучения , образования ) – система научных

    знаний , практических умений , навыков , способов деятельности и мышления

    , которыми ученики овладевают в процессе обучения .

    Организация – упорядочение дидактического процесса по

    определённым критериям , придание ему необходимой формы для наилучшей

    реализации поставленной цели.

    Форма - способ существования учебного процесса , оболочка для

    его внутренней сущности , логики и содержания . Форма обучения связанна

    с числом учеников в классе , временем и местом обучения , порядком его

    осуществления и т.п.

    Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

    Средство – предметная поддержка учебного процесса . Средствами

    являются голос (речь) педагога , его мастерство , учебники , классное

    оборудование и т.д.

    Результаты – то , к чему приходит обучение , следствие

    учебного процесса , степень реализации намеченной цели.

    Предмет и задачи дидактики :

    термин дидактика происходит от греч. “didactikos” - обучающий .

    В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль

    научного знания , которая изучает и исследует проблемы образования и

    обучения .

    Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная

    наука.

    Дидактика – отрасль педагогики , изучающая вопросы теории образования и

    обучения .

    Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся , в

    ходе которого происходит усвоение новых знаний , умений , навыков ,

    осуществляется воспитание и развитие учащихся.

    Образование - та сторона воспитания , которая включает в себя систему

    культурных и научных ценностей , накопленных человечеством.

    Дидактика отвечает на вопросы :

    - чему учить

    - как учить

    - где учить

    - в каких организационных формах

    Основные понятия дидактики :

    Учебный процесс

    Принципы обучения

    Методы обучения

    Содержание образования

    Формы организации учебной работы и др.

    Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися учёными и философами

    прошлого ( Сократом , Демокритом , Платоном ,Аристотелем )

    Впервые в истории педагогической мысли теорию обучения как систему

    научных знаний , как педагогическую науку , разработал ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ

    . На основе философских размышлений , теоретического анализа опыта

    работы школ того времени он написал свой знаменитый труд « Великая

    Дидактика » (1657).

    [pic] [pic] [pic]

    | Я.А. |1.Великая Дидактика |-Теоретически обосновал и раскрыл |

    |Коменский |2.Материнская школа |принцип наглядности ; |

    |1592-1670 |3.Мир чувственных |-Провозгласил «золотое правило |

    | |вещей в картинках |дидактики» |

    | |4.Откратая дверь |-Обосновал и применил на практике |

    | |языков и всех наук |принципы сознательности , |

    | | |систематичности , последовательности|

    | | |и прочности усвоения знаний. |

    | | |-Стремился сильнее развивать |

    | | |познавательные способности уч-ся, |

    | | |«воспламенять жажду знаний и пылкое |

    | | |усердие к учению» |

    | | |-Разработал классно-урочную систему |

    | | |обучения |

    | | |-Выдвинул идею всеобщего образования|

    | | |: «учить всех всему» |

    |Жан Жак Руссо|Роман-трактат «Эмиль |-Дал оригинальную характеристику |

    | |или о воспитании» |возрастного развития ребёнка : |

    |1712-1778 | |1- от рождения до 2 лет |

    | | |от 2 до 12 «сон разума» |

    | | |от 12 до 15 умственное вос-ние |

    | | |от 15 до совершеннолетия «период |

    | | |бурь и страстей» |

    | | |-Предложил учебные занятия |

    | | |проблемного , поискового характера |

    | | |-Дал характеристику методам обучения|

    | | | |

    | | |-Выдвинул идею связи обучения с |

    | | |жизнью , с наблюдениями явлений |

    | | |природы |

    |Иоган Генрих |1.Лингард и Гертруда |-Разработал теорию элементарного |

    |Песталоцци |2.Как Гертруда учит |образования ;Считал что в основе |

    |1746-1827 |своих детей |познания мира лежат 3 элемента : |

    | |3.Азбука наглядности |форма , число , слово |

    | |4.Наглядное учение о |-Разработал принцип наглядности , |

    | |числе |хотя чрезмерно усложнил и довёл до |

    | | |абсурда |

    |Адольф |Руководство к |-Главной задачей обучения является |

    |Дистервег |образованию немецких |развитие умственных способностей |

    |1790-1866 |учителей |детей |

    | | |-Создал дидактику развивающего |

    | | |обучения (изложил её в виде 33 |

    | | |законов и правил обучения ) |

    | | |-Много внимания уделял закреплению |

    | | |материала |

    | | |-Утверждал : « плохой учитель |

    | | |сообщает истину , а хороший учит её |

    | | |находить » |

    |Константин |1.Родное Слово |-Разработал методики преподавания |

    |Дмитриевич |2.Детский мир |учебных предметов |

    |Ушинский |3.Человек как предмет|-Выступал за связь обучения с |

    | |воспитания |жизнью , с трудом |

    |1824-1870 | |-Разработал принципы обучения , |

    |Основоположни| |основы содержания начального |

    |к начального | |образования |

    |обучения в | |-Раскрыл психологические основы |

    |России | |обучения |

    Крупный вклад в развитие теории обучения внесли педагогические и

    психологические работы П.П.Блонского , С.Т.Шацкого , Л.С.Выготского.

    Существенно обогатили теорию начального обучения психолого-

    педагогические исследования В.Давыдова , Д.Б.Эльконина - =о возрастных

    возможностях усвоения знаний , Л.В.Занкова = о путях формирования

    общего уровня развития младших школьников , П.Я.Гальперина = о

    формировании умственных способностей .

    Определённый вклад внесли и румынские дидакты - Чергит , раду ,

    Никола , Банташ , и др.

    Современную дидактику обогатили педагоги-практики -

    Шалва Амонашвили

    С.Н.Лысенкова

    М.Шаталов

    Н.Ильин

    С.Потапова и др.

    Задачи дидактики на современном этапе .

    1. Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых

    качеств личности

    2. Формирование познавательной активности и

    самостоятельности

    3. Активизация общего уровня развития младших школьников

    4. Развитие и формирование умственных способностей

    5. Проблемный характер изложения учебного материала

    6. Индивидуализация и дифференциация обучения

    7. Демократизация и гуманизация обучения

    8. Межпредметная связь , опора на жизненный опыт

    учащихся

    9. Програмирование и компьютеризация обучения

    10. Работа с одарёнными детьми

    11. Формирование личностных взаимоотношений , высокая

    культура общения

    Специальные дидактики – частные методики .

    Каждая учебная дисциплина имеет свои характерные особенности , свои

    закономерности , требует своих особых методов и организационных форм

    обучения . Этими вопросами занимаются частные дидактики или методики

    преподавания.

    Все частные методики являются педагогическими дисциплинами ,

    основывающихся на тех же принципиальных положениях , которые раскрываются

    в общей дидактике.

    Таким образом , общая дидактика является теоретической базой для

    всех частных методик.

    Частные методики и общая дидактика развиваются в тесном единстве .

    Большая роль принадлежит самообразованию.

    САМООБРАЗОВАНИЕ - систематическая познавательная деятельность ,

    направленная на удовлетворение потребности в знаниях , возникших у человека

    .

    Этапы становления дидактики .

    I Этап – традиционной дидактики (XVII - XIXв.) акцент на преподавании

    , основной источник знаний : восприятие , авторитарное руководство

    обучением .

    II Этап – современная дидактика (конец XIX - первая половина XX

    в.) акцент на деятельности преподавание-учение – основной источнок знаний

    , личностный подход, психологическое управление

    III Этап - постсовременный - курикулум ( вторая половина XX в.

    ), акцент на деятельности преподавание- учкение – оценка знаний -

    основной источник знаний – деятельность психолого – социально обусловленная

    . В основе – педагогика сотрудничества , с учётом требований времени ,

    личностного развития и творчества .


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.