Дидаскология
использован язык умений и язык типовых задач (эти языки равноценны, т. к.
каждая задача предполагает умения для ее решения, а каждое умение
предназначается для решения задач).
Знания никогда не существуют сами по себе, всегда являются элементом
какой-либо Д, какого-либо умения. Н. Ф. Талызина "Пути разработки профиля
специалиста", Саратов, 1987г.
В методологии и теории пед. образования остается ведущим Дый подход. В
рамках Дго подхода личность учителя оказывается полностью детерминированной
предметно-технологической стороной пед. труда. На личностном уровне учитель
уже не м/б истолкован как персонификация нормативной Дью.
Учитель становится субъектом, который реализует в пед. профессии свой
способ жизнеД, готов доопределять задачи, принимает ответственность за их
свободное и самостоятельное решение.
Эта внутренне детерминированная активность, по которой учитель способен
поступать независимо от частных обстоятельств, творит их сам и вырабатывает
собственную стратегию проф. поведения и Д.
26. 10. 99r.
Главные цели проф. обучения.
1) ЗУН,
2) умение самостотельного поиска знаний и самостоятельного решения,
3) совокупность проф. действий на основе полученных знании,
4) номенклатура его возможных служебных функций.
Нбх-о включить и формирование его личности. Технологический аспект Д
должен занять в моделях подготовки педагога главенствующее место, но он
должен сопрягаться с личностью педагога. Об этом писал И. В. Михайлов.
Верпивская отмечает: "Критерий подготовки учителя - уровень
сформированности пед. убеждений". Кобзев М. С.: "В качестве целей пед.
образования выступает личность будущего учителя". Сластенин: "Теория целей
подготовки учителя еще не сложилась, но прослеживается тенденция перехода
от одностороннего отображения личности ученика (проф. знания и умения) к
описанию его личности как профессионала".
Цель проф. подготовки - здесь д/б преодолен разрыв меду учителем-
человеком, учителем-гражданином, учителем-профессионалом, что интегрирует
личностную и проф. позицию учителя.
Это единство есть не суммарная категория, а качественно новое
образование, целостность и внутренняя структура, которые задают цели
подготовки и формирования личности учителя.
Сластенин: "Попытка построить обобщенную структурно-уровневую модель
педагога, которая может лечь в основу разработки квалифицированных
характеристик по конкретным специальностям".
В поисках средств получения искомой информации обратились к рейтингу
суждений компетентных лиц (работники органов народного образования,
руководители школ, мастера пед. труда, преподаватели колледжей, и пед.
университетов).
На одном из первых этапов: из ряда качеств, расположенных в случайном
порядке, выбрать наиболее важные и проранжировать (готовность к выполнению
пед. функций). Ряд качеств:
общая направленность личности - соц. зрелость, гражданская активность,
принципиальность, любовь к детям, пед. профессионализм,
организаторские качества — деловитость, ответственность,
распорядительность, требовательность, инициативность, работоспособность,
умение организовать себя, коллективизм,
коммуникативные качества — справедливость, внимательность, простота,
приветливость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность,
перцептивно-гностические — наблюдательность, понимание других людей,
умение проектировать развитие личности, коллектива, творческое отношение к
делу,
экспрессивные - эмоциональная восприимчивость и отзывчивость,
энтузиазм, чувство юмора, выдержка, умение убеждать.
В оценке значимости этих качеств компетентные судьи тоже. Высокий ранг:
общая направленность, организаторские, коммуникативные.
Оценочный анализ дополняется серией наблюдений и бесед. Качества,
затрудняющие пед. Д учащихся:
личная неорганизованность, невозможность организовать детей на дело,
безынициативность, индифферентное отношение к пед. Д, нелюбовь к детям,
незнание их психологии, отсутствие самообладания, выдержки, поспешность,
нервозность, уступчивость, внушаемость и др. Эталон учителя "-",
2 этап исследования - картограмма параллельных по типу профилей в
модификации Спирина. Пятибалльная шкала- качества, нбх-е учителю:
очень значимо, значимо, средне значимо и т. д.
Выводилась комплексная экспертная оценка существенных требований к
личности учителя. Учитель выполняет социальную функцию.
Базовые свойства и характеристики личности педагога на настоящее
время.:
высокая гражданская активность и соц. ответственность,
главный ориентир Д - высокий проф. долг,
любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце,
не искореняет недостатки, а определяет стратегию и тактику развития
детей, опираясь на диагностику личности
воспитуемого,
подлинная интеллигентность,
духовная культура,
желание работать совместно,
способность к созданию благоприятного морально-психологического климата
в коллективе,
инновационный стиль научно-пед. мышления,
готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений
(инд. стиль пед. Д),
испытывание потребности в самообразовании,
физическое и психическое здоровье,
проф. работоспособность,
самоотверженность и подвижничество.
12. 10. 99г.
Современная концепция пед. образования.
Система пед. образования - совокупность образовательных учреждений,
обеспечивающих воспроизводство пед. кадров. В состав этих учреждений входят
пед. училища, лицеи, колледжи, университеты, институты, госуд. и негосуд.
институты повышения квалификации пед. кадров.
Известно, что школа оказывает на общество огромное воздействие, либо
воспроизводя стереотипы, сложившиеся в обществе, либо работая на его
прогресс.
Но школа такова, каков учитель, который выступает активным субъектом
общественного прогресса, т. к. не существует чудодейственных систем,
существует учитель, сформированный как творчески активная личность.
Сейчас в обществе царят безденежье, перегрузки, остаточный принцип
финансирования, административный произвол.
Учитель нового типа у нас в стране. Российское учительство - это
золотой фонд нации.
Диалектика общественного развития породила противоречивую ситуацию: не
все педагоги стали соответствовать своему статусу, что усугубляется
отчуждением учителя от культуры, общества, школы, ребенка. Педагог сегодня
находится в духовной растерянности, идейной неопределенности, вызванных
стихийной сменой общественных ценностей, социальных ориентации. Трудность
заключена в динамике и противоречивости этих процессов, которые требуют
быстрого духовного обновления. С этими проблемами быстро не справляется ни
общество, ни система пед. образования.
Большинство педагогов были сформированы в период единомыслия, где
творчесвто педагога поощрялось только в пределах нормы и им сложно
перестроиться (творческая свбода). Интеллигентность - критически мыслящие,
свою духовную Д превращают в творческий процесс. Плохо обеспечены жильем
(каждый пятый педагог - плохие), 13% - довольны жильем, 1/3 педагогов -
заболевание ЦНС, 1/4 педагогов - с/с заболевания, 1/4 педагогов - желудочно-
кишечные заболевания, 89% работающих педагогов ни разу не были в домах
отдыха, 62% - не путешествовали по турпутевке, 20% - не имеют личных
библиотек,
57% - имеют менее 3ОО книг (у Сухомлинского было 10000 книг). Елена
Рерих: "Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Можно ли
поручать детей человеку удрученному? Какое излучение дает горе, подавленный
дух не вызывает восторга". "Труд учителя д/б вознагражден не только
материально, но и общественным уважением". Караковский: "Социальные
ожидания российского учительства не столь уж и притязательны. Более оно
требует уважения к своей миссии. Никогда еще не было учителю так трудно
работать, как сейчас". "В людях накопилось много злости, легче накричать на
учителя и ребенка, т. к. они менее защищены. Пусть общество авансирует
успех ученику".
Процесс подготовки высококвалифицированного педагога сегодня
сдерживается рядом обстоятельств:
1) несоответствие современного образования и подготовки учительских
кадров соц-экон. и общественно-политич. преобразованиям в стране;
2) несбалансированность технократического и гуманистического
направлений в обосновании содержания форм и методов школьного образования;
3) неразработанность проблем пед. образования в связи с его
информатизацией и компьютеризацией, отсутствие новых информационных и
образовательных технологий;
4) несовершенство систем пед. профориентации и диагностической
службы отбора абитуриентов в пед. уч. заведениях;
5) отсутствие гибкой системы дифференцированной подготовки учителей
для работы в новых типах школ;
6) отсутствие стройной системы повышения квалификации пед. кадров;
7) слабость научной разработки проблем подготовки пед. кадров;
8) слабость координации исследований, недостаточный учет мирового
пед. общества;
9) несовершенство и ограничение финансирования подготовки,
переподготовки и повышения квалификации пед. кадров;
10) недифференцированная оплата труда, слабая материальная база.
В этой связи была создана нбх-сть разработки современной концепции
пед. образования в России. Кант: "Размышления к антропологии".
"Все подчинено закону непрерывности, и то, что совершенно оторвано и
обособлено от предметов пропастью принадлежит миру пустых призраков. Миром
этим может стать и нынешнее реформирование пед. образа, если оно не
опирается на всесторонний и тщательный анализ системы подготовки и
усовершенствования пед. кадров в России, которая выдержала испытание
временеми долгое время находилась на уровне мировых стандартов".
Одной из ведущих тенденций нашего времени стало осознание того, что и
устойчивое развитие общества, и преодоление его проблем, и возможность дать
ответ на вызовы ХХI в. зависят от состояния образования и образованности
жителей планеты Земля. Только профессионалы способны делать дело и
отвечать, за кого они могут обеспечить выживание общества, его выход из
глубинного кризиса, возврат к национально-культурным традициям и
полноценным контактам с другими народами.
Достойный статус России в современном мире может обеспечить такая
система пед. образования, которая сохраняет и воспроизводит гуманистические
традиции отечественной и мировой культуры. Эта система д/б гибкая,
открытая, способная к саморазвитию, соотносимая с западными моделями, но
учитывающая опыт русского просветительства, отвечающая потребностям
современности.
Ключевой фигурой реформируемой образовательной системы выступает
учитель как творец пед. процесса, как носитель и субъект общей и проф.
культуры.
Так возникает проблема обновления пед. образования (идеология,
содержание, технологии).
Пед. образование принимает оптимальный вид, если в его целостной
структуре достигнуто динамическое равновесие двух основных процессов:
функционирования, развития. У нас все еще сохраняется приоритет первого
в ущерб второму.
Развитие пед. образования до настоящего времени не сопоставимо с
функционированием и воспроизведением традиционной системы образования, что
приходит в противоречие с кардинальными экономическими и социо-культурными
изменениями в стране. Отчуждение учителя от культуры, школы и ребенка
сопровождается тем, что государство все более уходит из образования,
отдавая общественной и частной инициативе. Хотя инвестиции государства в
пед. образовании могут вывести страну из тупика.
Т. о. должна измениться идеология пед. образования.
Идеология - исходная система ценностей, идеалов, определяет вектор
развития человека, системы образования и т. п.
Идеология современного пед. образования идентифицирует это образование
как сферу духовного производства, продуктом которого выступают не просто
присвоение новых знаний, ценностей, личностных смыслов, а раскрытие
сущностных сил педагога, его способностей свободно ориентироваться в
сложных социо-культурных обстоятельствах, обслуживать не только имеющиеся
технологии, но и инновационные.
Здесь высшую цель пед. образования составляют профессионально-
личностное развитие и саморазвтие педагога на личностном уровне. Он
становится активным субъектом, который реализует в пед. профессии свой
способ жизнеД (ставит задачи, раздвигает рамки Д, может поступать
независимо от частных ситуаций и обстоятельств, творить эти обстоятельства,
вырабатывать собственную стратегию профессионального мышления и
Д).
Т. о. высшая пед. школа призвана образовать личность гражданина,
искренне озабоченного судьбой
родины, образовать человека гуманистически, духовно нравственной
ориентации, во-вторых, педагога, владеющего
современным знанием ребенка и умеющим с ним работать, в-третьих,
специалиста в одной из областей науки,
видящей ее в системе научного знания и практики.
Итогом пед. образования является формирование у учителя проф-пед.
культуры. Проф. культура - система общечеловеческих идей, проф-ценностных
ориентации и качеств личности,
универсальных способов познания и гуманистических технологий пед. Д.
Наличие такой культуры позволяет
учителю погрузиться во внутренний мир ученика, прогнозировать его
развитие.
Т. о. проф. становление педагога есть самоопределение его личности в
культуре, а сама культура - мера человеческого в человеке.
Теоретический анализ выявил основные компоненты проф-пед. культуры:
1) гносеологический: методологическая, исследовательская,
интеллектуальная культура;
2) гуманистический: определяет нравственную, гуманитарную, духовную
культуру,
3) коммуникативный: культуру общения, речевую, рефлексивную;
4) образовательный: дидактическую, методологическую, экономическую,
экологическую, физическую, эстетическую культуру;
5) нормативный: правовую, управленческую;
6) информационную; диагностическую, инновационную, компьютерную
культуру.
На первом этапе самоопределения личности специалиста в культуре
очерчиваются границы современной социо-культурной "койкумены" и намечаются
основные подходы ее усвоения (исторический подход, единство).
Базовые основания проф. культуры педагога закладываются в содержании
образования. Содержание пед. образования, организуя вариантное
образовательное пространство пед. учреждения, включает оптимальное число
идей, ценностей, способов познания и мышления и практической Д, которые
позволяют педагогу изучать и диагностировать уровень развития воспитанника,
понимать воспитанников, организовывать их жизнеД, формировать социально-
ценные качества личности.
Теоретико-методогический анализ:
содержание пед. образования - есть отражение важнейших измерений бытия
человека и его Д в природе, обществе, культуре, образовании.
Сущностная характеристика этого отражения - это целостность картины
мира и человека в нем, что достигается комплексом псих-пед.,
социогуманистич., культуроведческих и специальных дисциплин,
взаимодействующих на базе философско-антропологической методологии.
При этом вектором проф-пед. ориентации педагогов является феномен
образования - подсистема социума, вписанная в метасистему культуры, которая
осваивается в историко-культурном контексте и в современных формах как
закономерно организованный процесс общей и профессиональной........
человека.
В основу разработки содержания пед. образования д/б положены следующие
принципы (Сластенин):
1) универсальность, полнота набора учебных дисциплин, обеспечивающих
базовую подготовку в единстве с проф. и специализированной образовательной
программами;
2) интегративность - междисциплинарная кооперация научных исследований
и учебных предметов, содержательное и структурное функциональное единство
образовательного процесса;
3) целостность картины мира - через воссоздание комплексом базовых
дисциплин на основе единства целей, взаимодополнительности содержания,
единства требований;
4) фундаментальность - научная основательность и высокое качество псих-
пед., социогуманитарной, общекультурной и предеметной подготовки педагогов;
5) профессиональность - овладение многообразными пед. технологиями и
техниками;
6) вариативность - гибкое сочетание обязательных базовых курсов и
дополнительных дисциплин по выбору с широким спектром специализированных
учебных предметов псих-пед. и культурологичского профилей, многообразие
алгоритмов обучения в соответствии с инд. особенностями, свободный выбор
объема, темпов, форм образования;
7) многоуровневость - подготовка педагогов на ступенях общего, базового
(бакалавр), полного (магистр),
высшего образований, аспирантура. Исходя из этих принципов, задачи пед.
ВУЗа сейчас следующие:
1) предложить системные знания о закономерностях и взаимодействиях
человека с природой, обществом, государством, культурой, о процессах
становления личности, о развивающихся в мире ценностях, уточняя и расширяя
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|