МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы

    реализуются в дистанционном образовании в основном посредством таких

    технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта. Развитие

    теленаставничества (система "тьюторов"), опосредованного компьютерными

    сетями, является важным компонентом учебного процесса в электронных

    университетах.

    3)Методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала

    преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активную

    роль в коммуникации (обучение "один к многим").

    Эти методы, свойственные традиционной образовательной системе,

    получают новое развитие на базе современных информационных технологий. Так,

    лекции, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или

    телевидению, дополняются в современном дистанционном образовательном

    процессе так называемыми "э-лекциями" (электронными лекциями), т.е.

    лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям с помощью

    систем досок объявлений (BBS). Э-лекция может представлять собой подборку

    статей или выдержек из них, а также учебных материалом, которые готовят

    обучающихся к будущим дискуссиям. На базе технологии электронной доски

    объявлений развивается также метод проведения учебных электронных

    симпозиумов, представляющих собой серию выступлений нескольких авторитетов

    ("первых спикеров").

    Одним из первых примеров интерактивных симпозиумов является

    Бангкокский Проект, организованный в преддверии 16-й Всемирной конференции

    ICDE по дистанционному образованию (ноябрь 1992 года). Шесть широко

    известных ученых добровольно выступили в роли "первых спикеров", каждый из

    которых представил информацию, размером в 5-7 экранов, и предложил вопросы

    для обсуждения по одной из 6 тем.

    4)Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми

    участниками учебного процесса (обучение "многие к многим"). Значение этих

    методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием

    обучающих телекоммуникационных технологий. Иными словами, интерактивные

    взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем

    и обучающимися, становятся важным источником получения знаний. Развитие

    этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и

    конференций. Технологии аудио-, аудиографических и видео- конференций

    позволяют активно развивать такие методы в дистанционном образовании.

    Особую роль в учебном процессе дистанционных университетов играют

    компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии

    обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном

    режиме, что имеет большую дидактическую ценность.

    Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее

    использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые

    игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы Дельфи, методы

    номинальной группы, форумы, проектные группы. Так, метод "мозговой атаки"

    представляет собой стратегию взаимодействия, позволяющую группам студентов

    эффективно генерировать идеи. Этот метод поощряет членов группы мыслить

    творчески и развивать идеи других членов группы. Основной целью метода

    мозговой атаки является создать фонд идей по определенной теме. При

    мозговой атаке исключается критицизм, поощряются свободные ассоциациативные

    суждения. Процедура Дельфи представляет собой метод для выработки надежного

    консенсуса номинальной группы студентов посредством серии анкетных опросов.

    Термин номинальная группа происходит от того, что студенты только

    номинально представляют собой группу на первоначальной стадии генерации

    идей. Первоначально каждого участника такой группы просят сформулировать и

    проранжировать идеи. Затем составляется общий список идей обычно путем

    выявления идей, которые получили самый высокий приоритет у отдельных

    участников, затем вторые по значимости и т.д. до тех пор, пока список у

    каждого участника не будет исчерпан. После этого все приглашаются к

    обсуждению идей. После дискуссии проводится голосование, в ходе которого

    членов группы просят проранжировать идеи, которые были генерированы в ходе

    дикуссии. В University of Auckland была разработана программная система для

    поддержки синхронных групповых занятий (groupware system), которая

    применялась в курсе по менеджменту.

    С целью классификации дистанционных университетов по педагогическим

    принципам, лежащим в основе их учебной практики, целесообразно выделить

    следующие принципы телематических систем образования:

    > интерактивность учебного процесса

    > обучение как диалог

    > адаптивность обучения

    > гибкость учебного материала

    > "передаваемость" материала в дистанционном образовании

    > активность обучаемого.

    Дистанционные образовательные учреждения обычно основываются не на

    каком-то одном из этих принципов, а на их совокупности. Тем не менее обычно

    выделяются доминирующие.

    3.Основные типы организационных структур дистанционного образования

    Основные типы организационных структур университетского дистанционного

    образования включают в себя:

    Подразделения заочного (дистанционного) образования в традиционных

    университетах

    Консорциум университетов

    Открытые университеты

    Виртуальные университеты

    Характерной тенденцией дистанционного образования является объединение

    организационных структур университетов. Так, в последние годы стал

    развиваться новый тип организационной структуры дистанционного

    университетского образования - консорциум университетов. Дистанционные

    образовательные услуги оказывает специальная организация, объединяющая и

    координирующая деятельность нескольких университетов. Консорциум

    университетов предлагает набор курсов, разработанных в различных

    университетах - от курсов для абитуриентов до курсов на получение ученых

    степеней. В 70-х и 80-х годах во многих странах были учреждены национальные

    открытые университеты. Они использовали многие организационные принципы

    заочного обучения. Но в целом открытое образование привнесло много нового в

    образовательную систему. Принцип открытости образования означает свободу

    зачисления в число обучаемых и составления индивидуального учебного плана,

    а также свободу места, времени и темпов обучения. В основе открытого

    образования - богатая и детально разработанная образовательная среда, в

    которой обучаемый ориентируется вполне самостоятельно, стремясь к

    достижению стоящих перед ним образовательных целей.

    В основе новой системы образования лежит принцип открытости, который

    применительно к высшему образованию означает:

    открытое поступление в высшее учебное заведение, т.е. отказ от любых

    условий и требований для зачисления, кроме достижения необходимого возраста

    (18 лет);

    открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной

    программы обучения путем выбора из системы курсов;

    свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в вуз в

    течение всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения;

    свобода в выборе места обучения: студенты физически отсутствуют в учебных

    аудиториях основную часть учебного времени и могут самостоятельно выбирать,

    где обучаться.

    Проведение принципа открытости привело к значительным организационным

    новшествам, которые стали практически осуществимы именно благодаря

    внедрению новых технологий хранения, переработки и передачи информации.

    Так, например, в 90-х годах появилась новая модель дистанционного

    образования на базе технологий проведения телеконференций. Эта модель

    называется телеобучением или телеобразованием. В этом случае проведение

    телеконференций, которые могут быть и в реальном времени, является главной

    формой взаимодействия между учителем и обучающимся, расширяя это

    взаимодействие, ранее осуществляемое, главным образом, по почте. При этом

    телеконференции могут проводится как между преподавателем и учениками, так

    и между самими обучающимися. Это могут быть аудио-, аудиографические, видео-

    и компьютерные телеконференции.

    Модель телеобразования появилась недавно, но она ведет к радикальным

    изменениям в организации современного образования. Это ярко проявляется в

    том, что на базе этой модели стала развиваться новая организационная форма

    современного образования - виртуальные университеты. Эта форма обучения

    рассматривается нами как новая, только что наметившаяся модель образования.

    В этой модели полностью реализуются те потенциальные возможности

    перестройки системы образования, которые имеют технологии телеконференций,

    используемые в учебных целях. Эти технологии позволяют группам учащихся и

    отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь

    на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации

    дополняются компьютерными обучающими программами, которые замещают печатные

    тексты, аудио- и видеопленки. Появление такой модели дистантного

    образования ведет к тому, что образование осуществляется не только на

    расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения. Такая модель еще не

    реализована полностью. Она сталкивается с существенными трудностями, в

    частности, проблемой получения общественного признания и права выдавать

    дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема

    аккредитации виртуального университета). Преодоление этих трудностей и

    полное развитие модели виртуального университета будет означать глубокие

    изменения в организационной структуре современного образования.

    Дистанционное образование в России.

    Современный этап развития Российской высшей школы характеризуется очень

    интенсивным взаимопроникновением методик образования западной школы в

    Российскую и наоборот. В России активно развиваются крупные университетские

    центры по образу ведущих центров США и Европы. Для современного этапа

    характерно создание ведущими ВУЗами своих филиалов. Это резко расширяет

    рынок образовательных услуг и экономит средства вкладываемые в образование,

    но ведет к ухудшению качества образования, если не внести коррективы в

    методы образования.

    Возможное ухудшение качества образования обусловлено следующими факторами:

    возможным отсутствием в филиалах достаточного количества квалифицированных

    педагогических кадров;

    невозможностью быстрого создания необходимой материальной учебно-

    лабораторной базы в филиале;

    экономической нецелесообразностью развертывания в филиале полнокомплектных

    лабораторных комплексов и лекционных мультимедийных систем из-за малого

    числа студентов; отсутствие в филиалах традиций и опыта постановки и

    проведения научно-исследовательских и учебных работ и экспериментов.

    Разрешение сложившейся проблемы возможно на основании внедрения в

    сферу образования дистанционного обучения на базе новых информационных

    технологий и современного подхода к созданию и функционированию учебного

    процесса. Основные направления такого подхода:

    Информатизация имеющегося учебного и научного лабораторного оборудования на

    базе современных средств и технологий;

    Разработка нового поколения учебной техники с использованием компьютерных

    моделей, анимаций и физического моделирования исследуемых объектов,

    процессов и явлений, ориентированных на решение следующих задач:

    акцентирование внимания на физической стороне исследуемого процесса;

    сокращение рутинной части образовательного процесса за счет автоматизации

    систем управления, измерения и обработки результатов; лабораторный стенд

    должен охватывать большой раздел лабораторных работ прикладного

    тематического направления; лабораторные стенды должны обладать системой

    телекоммуникации, обеспечивающий режимы удаленного и коллективного

    использования оборудования, интегрируя лабораторные стенды в систему

    дистанционного образования;

    Методология образования должна поддерживать компьютерные формы

    обучения, контроля знаний, получения индивидуального задания, моделирования

    изучаемых процессов, проведения эксперимента, анализа и обработки

    результатов эксперимента, в том числе и в режиме удаленного доступа.

    Создание системы удаленного доступа филиалов ВУЗов и небольших ВУЗов к

    ресурсам своих базовых ВУЗов и через них к ведущим учебным и научным

    лабораторно-исследовательским центрам страны.

    Эти три направления (компьютеризация оборудования, методология образования

    на базе информационных средств, компьютерных форм и удаленный доступ)

    являются сутью концепции создания и внедрения комплекса дистанционного

    образования.

    Приведем один из примеров внедрения системы ДО в Российские ВУЗы.

    Южно-Уральский Государственный Университет (ЮУрГУ) крупнейший ВУЗ России в

    своем составе содержит 30 факультетов, более 100 кафедр, около десятка

    филиалов в городах Южного Урала и Западной Сибири. В соответствии с

    принятой концепцией развития ВУЗа как университетского центра создается

    необходимая система телекоммуникации. Университет имеет выделенные каналы

    связи почти со всеми филиалами и оптоволоконные линии внутри

    университетского городка.

    Удаленный доступ и мультимедиа в методическом подходе университета

    трактуется более широко. Мультимедиа не только в понятии компьютер

    индивидуального пользователя, а это системы подачи информации на прозрачных

    носителях через видеопроекторы и через мультимедийные крупноформатные

    видеостенки в поточных аудиториях. Такие видеостенки через корпоративную

    сеть университета имеет выход на любой сервер университета или в INTERNET и

    позволяет транслировать телеконференции между корпусами и лабораториями

    университета и его филиалами без специального резервирования каналов.

    Дистанционное обучение (ДО) более приближено к обычному обучению, т.к.

    кроме классического ДО (кейсовая система и использование компьютерных сетей

    для выдачи заданий, тестов и программ методик не требующих специальной

    техники, выходящей за пределы корпуса компьютера) активно используются

    физические компьютеризованные лабораторные комплексы с удаленным доступом и

    имитаторы лабораторных работ. Эти работы нашли свое развитие в

    нетрадиционных для ДО курсах таких как: “Сопротивление материалов”, “Детали

    машин и основы конструирования”, “Станки и инструменты”, “Электрические

    сети и станции”, “Радиолокация” и другие. Элементы видео и аудио

    сопровождения позволяют создать эффект присутствия и взглянуть в

    (посмотреть на эксперимент) с нетрадиционной точки зрения. Найден

    нетрадиционный подход к совершенствованию видеокурсов, как основного

    компонента "кейсовой" системы классического ДО. С этой целью создан

    специализированный видео-комплекс со студией нелинейного монтажа.

    С отдельными элементами этих систем можно ознакомится по адресу:

    http:/uralpribor.icc.tu-chel.as.ru.

    ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

    Двухлетний опыт разработки и применения различных видов дистанционного

    обучения школьников показал, что наибольший эффект достигается при

    использовании эвристических форм занятий. К таковым формам относятся

    дистанционные эвристические олимпиады, проекты, творческие работы учеников

    и циклы эвристических занятий. Их преимущества следующие: возможность

    индивидуальной самореализации учащихся, соревновательность, насыщенность,

    продуктивность, оперативность. Рассмотрим результаты, полученные

    экспериментально. Дистанционная эвристическая олимпиада проводилась с

    помощью электронной почты E-mail. Ученики из разных стран и городов,

    оставаясь в своих школах, соревновались в творчестве со сверстниками,

    находящимися за тысячи километров. Всего в олимпиаде приняло участие 167

    школьников из России, Украины, Америки, Великобритании, Норвегии. 31

    участник представили свои работы на английском языке, остальные были

    выполнены на русском. Задания эвристической олимпиады составлялись

    открытые, то есть не предполагали заранее известного ответа. Они

    ориентировали участников на выявление смысла окружающих явлений,

    высказывание собственных версий и суждений, выполнение исследований и

    сочинений, получение открытий, на самопознание. Все учащиеся выполняли

    задания одновременно. Их ответы отсылались затем по электронной почте в

    оргкомитет олимпиады.

    Основные критерии оценки ученических ответов:

    1) оригинальность, то есть степень отличия ученического ответа от

    общепринятых толкований, стереотипов и положений;

    2) творческая продуктивность, характеризуемая количеством и качеством

    идей, содержащихся в ответе;

    3) мировоззренческая глубина как степень "проникновения" учеником в

    основы мироздания и обнаруженный уровень его самопознания.

    Высокий уровень выполнения участниками заданий олимпиады в среднем

    оказался равным 10%. Наибольшая степень творчества показана учениками в

    номинациях "Познай себя", "Знак" и "Будущее". Суммарные показатели высокого

    и среднего уровня выполнения заданий по этим номинациям оказался равными,

    соответственно 55, 56 и 56% от общего числа работ. Меньшую степень

    творчества обеспечили номинации "Феномен", "Исследование" и "Символ".

    Данные результаты в целом совпадают с полученными ранее характеристиками

    продуктивности очного эвристического образования. Как продолжение олимпиады

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.