МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы

    был разработан и проведен дистанционный образовательный проект "Феномен",

    позволивший развить деятельность учащихся по соответствующей номинации.

    Требовалось обнаружить и исследовать необычное явление в природе или в

    культуре, в науке или быту, во всех сферах окружающего нас мира, а также в

    нас самих. Ребята описывали свои чувства и мысли, возникшие при наблюдении

    феноменов, задавали вопросы и пытались найти на них ответы. Свои работы

    участники проекта пересылали в оргкомитет с помощью электронной почты E-

    mail. Всего в проекте участвовало 37 учащихся из 5 школ. Критериями оценки

    работ были следующие:1) оригинальность видения найденного феномена; 2)

    количество и качество применяемых способов познания (логических,

    естественно-научных, эмоционально-образных и других); 3) планирование и

    структура исследования; 4) содержание выдвинутых версий и гипотез,

    объясняющих сущность феномена; 5) глубина проникновения в суть феномена,

    общая продуктивность исследования. Наиболее высокими оценками отмечены

    такие параметры работ учеников, как оригинальность видения феномена и

    выдвигаемые гипотезы (по 87% суммарно высокого и среднего уровня).

    Наименьшие достижения отмечены в планировании исследований (43%). В отличие

    от олимпиады, общий уровень работ повысился. Суммарный показатель высокого

    и среднего уровня работ у участников проекта "Феномен" оказался 73%, тогда

    как у этих же учеников, участвующих ранее в олимпиаде по номинации

    "Феномен" аналогичный показатель был 45%. Количество работ с низким уровнем

    творчества сократилось с 52 до 17%. Следующей формой эвристического

    обучения являются индивидуальные творческие работы школьников, которые они

    выполняют и представляют к защите в дистанционном варианте в режиме

    электронной телеконференции или с помощью WWW. Дети отвечают на задаваемые

    им вопросы, составляют рецензии на работы своих сверстников, переписываются

    с единомышленниками по интересующим их темам. В настоящее время

    эвристический подход разрабатывается нами для проведения дистанционных

    занятий по базовым школьным дисциплинам. Технология дистанционного

    эвристического обучения включает в себя следующие этапы:

    1. Формулировка педагогом для учащихся дистантного класса задания

    или проблемы с неизвестным решением. Предоставление необходимой

    информационной среды или сведений, располагающихся в

    образовательном поле проблемы.

    2. Личное решение задания каждым учеником, сообщение результатов

    педагогу и (или) всем учащимся.

    3. Коллективное обсуждение личных продуктов учеников. Помощь

    учителя в достраивании учениками их образовательных продуктов до

    формализованного, понятного и воспринимаемого другими учениками

    вида.

    4. Введение педагогом в созданное образовательное пространство

    культурно-исторических аналогов образовательной продукции

    учеников.

    5. Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций, мнений,

    результатов учеников с помощью электронной почты. Коллективная

    дискуссия в режиме телеконференции.

    6. Переформулирование обсуждаемых проблем, рождение новых.

    Выявление и обозначение коллективно созданных образовательных

    продуктов.

    7. Рефлексивная деятельность по осознанию возникших проблем.

    Выявление и осознание методологии собственной эвристической

    деятельности каждым из учеников.

    Следующим этапом в рассмотрении ДО будет изучение информационных

    технологий, которые и позволяют существовать нашему главному объекту

    исследований.

    ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

    Как говорилось выше мы разберем одну из наиболее часто применяемых

    технологий в ДО и в очном образовании также. А именно, это электронный

    учебник, наиболее часто встречающаяся форма представления нового материала.

    Кроме этого ЭУ может включать одновременно тренажеры, лабораторные работы,

    а также тесты; т.е. одновременно –это и ПО по предоставлению знай и по их

    контролю.

    Основные принципы дистанционного обучения (ДО): установление

    интерактивного общения между обучающимся и обучающим без обеспечения их

    непосредственной встречи и самостоятельное освоение определенного массива

    знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной

    информационной технологии.

    Дистанционное обучение и традиционное существенно различаются.

    Это:

    1) пространственная разделенность обучающего и обучаемого;

    2) усиление активной роли учащегося в образовательном процессе: в

    постановке образовательных целей, выборе форм и темпов обучения;

    3) подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного

    изучения.

    Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание

    новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде

    общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не

    просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают

    собственное понимание предметного содержания обучения.

    На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель,

    основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения —

    учащийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; учащиеся

    играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности —

    сотрудничество.

    В связи с этим требуют пересмотра методики обучения, модели

    деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Мы считаем

    ошибочным мнение многих российских педагогов-практиков, развивающих

    технологии дистанционного образования, что дистанционный учебный курс можно

    получить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы

    традиционного очного обучения.

    Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно

    начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей

    новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям

    дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам,

    корректировки критериев обученности.

    Дидактические особенности курса ДО обусловливают новое понимание и

    коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом:

    • стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения

    целей изучения и применения материала, а также вовлечения учащихся в отбор,

    проработку и организацию материала;

    • усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения

    ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;

    • развитие способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается

    расширением и углублением учебных технологий и приемов.

    К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными

    технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует

    отнести:

    • принцип активности;

    • принцип самостоятельности;

    • принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы;

    • принцип мотивации;

    • принцип связи теории с практикой;

    • принцип эффективности. В связи с этими принципами средства учебного

    назначения, которые используются в образовательном процессе ДО, должны

    обеспечивать возможность:

    • индивидуализировать подход к ученику и дифференцировать процесс обучения;

    • контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;

    • обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной

    деятельности учащегося;

    • демонстрировать визуальную учебную информацию;

    • моделировать и имитировать процессы и явления;

    • проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях

    виртуальной реальности;

    • прививать умение в принятии оптимальных решений;

    • повысить интерес к процессу обучения;

    • передать культуру познания и др. Хотелось бы подчеркнуть особую важность

    определения целей курса.

    Для построения четкого плана курса необходимо:

    • определить основные цели, устанавливающие, что учащиеся должны изучить;

    • конкретизировать поставленные цели, определив, что учащиеся должны уметь

    делать;

    • спроектировать деятельность учащегося, которая позволит достичь целей.

    Очень важно добиваться того, чтобы поставленные цели помогали определить,

    что ожидается от учащихся после изучения этого курса. Конкретизация целей

    позволяет дать представление о том, что учащийся в состоянии будет сделать

    в конце каждого урока. Фактически необходима постановка целей для каждого

    урока курса.

    Цели помогают сконцентрироваться на развитии познавательной деятельности

    учащихся и определить, на какой стадии он находится.

    Правильно сформулированные цели позволят учащимся:

    • настроить мышление на тему обучения;

    • сфокусировать внимание на наиболее важных проблемах;

    • тщательно подготовиться к тестам, заданиям и другим средствам оценивания.

    Деятельность должна быть спроектирована в соответствии со сформулированными

    целями.

    При планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо

    принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности педагога, а

    именно изложение учебного материала, практика, обратная связь, сохраняют

    свое значение и в курсах ДО.

    Разработанный и реализованный подход к дистанционному обучению

    заключается в следующем:

    > перед началом дистанционного обучения производится психологическое

    тестирование учащегося с целью разработки индивидуального подхода к

    обучению;

    > учебный материал представлен в структурированном виде, что позволяет

    учащемуся получить систематизированные знания по каждой теме;

    > контроль знаний осуществляется с помощью полной и валидной системы

    тестового контроля по каждой структурной единице и содержанию в целом.

    Изучение таким образом предмета школьного курса может быть использовано

    школьниками, имеющими сложности при традиционном обучении, в качестве

    своеобразного репетитора по конкретным предметам и темам.

    Содержание предлагаемого к освоению курса дистанционного обучение

    педагогически отработано и систематизировано и состоит из комплекса

    психологических тестов, программы обучения и электронного учебника, который

    удовлетворяет вышеизложенным принципам.

    Первоначально обучающемуся высылаются комплекс психологических тес тов и

    пробный урок. Полученные результаты психологического тестирование

    обрабатываются и на основе этого строится психологический портрет

    учащегося, с помощью которого выбираются методы и индивидуальная стратегия

    обучения.

    Программа обучения — один из наиболее важных видов раздаточных мате

    риалов для учащихся, обучающихся дистанционно. Учащиеся обращаются к ней

    для получения точной и ясной информации. Такое руководство включает в себя:

    1) информацию о системе дистанционного обучения, методах ДО;

    2) биографическую информацию о преподавателе;

    3) технологию построения учебного курса;

    4) цели курса;

    5) критерии окончания обучения;

    6) часы телефонных консультаций;

    7) описание экзаменов, проектов письменных работ;

    8) другие инструкции.

    Электронный учебник, содержит собственно учебные материалы для

    дистанционного обучения, разделен на не зависимые темы-модули, каждая из

    которых дает целостное представление о определенной тематической области, и

    способствует индивидуализации процесса обучения, т.е. обучающийся может

    выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или

    изучение только конкретных тем.

    ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ

    ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

    Как уже говорилось выше ВУЗам принадлежит ведущая роль в подготовке

    специалистов высшей квалификации, обладающих глубокими теоретическими и

    практическими профессиональными знаниями. Поэтому одной из первостепенных

    задач является развитие системы высшего образования, повышения качества

    преподавания и его эффективности.

    Важнейшее условие повышения эффективности обучения - психологическая,

    теоретическая и практическая готовность студентов к самостоятельной работе.

    В то же время известно, что уровень довузовской подготовки студентов очень

    низкий. Поэтому от преподавателей высшей школы требуется доучивание их

    методам самостоятельной работы путем формирования культуры учебного труда,

    что позволит будущему специалисту не только адаптироваться к ВУЗовским

    условиям обучения, но и создаст предпосылки постоянного профессионального

    роста в течение всей трудовой деятельности. Сложность решения этой задачи

    требует постоянного совершенствования учебного процесса и, в частности,

    постановки самостоятельной работы студентов (СРС) на научную основу.

    Многочисленные исследования в этой области свидетельствуют об

    отсутствии надлежащего порядка в планировании СРС как по объему, так и по

    времени, о низком "коэффициенте полезного действия" этого вида учебного

    процесса. Организацию СРС начинают с определения времени, необходимого для

    изучения каждой дисциплины в течение года, принимая во внимание количество

    запланированных часов для ее изучения и необходимый уровень усвоения

    материала.

    Организация СРС может идти одновременно по нескольким направлениям:

    - разработка частных алгоритмов решения типовых задач;

    - разработка эвристических предписаний нетипичных задач;

    - разработка обучающих программ, как более высокая ступень алгоритмизации;

    - индивидуализация самостоятельных работ;

    - специализация самостоятельной работы с учетом практических задач

    специальности;

    - разработка систем рефератов по отдельным разделам лекционных курсов;

    - разработка специальных методов обучения;

    - обеспечение специальной и справочной литературой, применение ПЭВМ и т. д.

    Такой подход к организации СРС требует четкого управления ею, что

    предполагает:

    - формализацию;

    - организацию;

    - контроль выполнения;

    - определение эффективности.

    Формализация СРС должна проводится в несколько этапов: отработка

    номенклатуры СРС, распределение времени между юнитами в семестре и в рамках

    одного юнита, календарное планирование.

    Успех в организации и управлении СРС невозможен без четкой системы

    контроля над ней. При этом контроль в виде приема выполненных работа в

    конце изучения юниты неэффективен, т. к. не организует планомерную работу

    студента в течение всего семестра, а преподавателю не обеспечивает обратной

    связи. Наиболее эффективно календарное планирование контроля поэтапного

    выполнения СРС.

    Действенным средством управления СРС служат обучающие программы (ОП),

    включающие элементы теории, алгоритмы решения типовых задач,

    демонстрационные примеры, тесты. Особенно эффективно применение ОП

    студентами вечернего отделения, где по сравнению с дневным отделением

    сохранен необходимый объем изучаемого материала, а количество учебных часов

    сокращено.

    Положительными качествами обучения по ОП, выявленными на основе

    практического внедрения ряда ОП в учебный процесс, явилось:

    - четкая организация практических занятий;

    - устранение временного разрыва между ознакомлением с новым материалом и

    контролем достигнутых знаний;

    - дифференцированность массового обучения;

    - целенаправленное обучение приемам самостоятельной работы.

    Результаты внедрения ОП в учебный процесс позволили сделать выводы,

    что работу по внедрению ОП необходимо продолжать, т.к. общий план

    построения ОП полностью соответствует психологической модели обучения на

    этапе изучения основ теории и методов решения типовых задач, т. е.

    самостоятельного построения фундамента логико-максимальных структур.

    Студент "под руководством ОП" знакомится с целями изучения, структурой и

    объемом знаний, изучает основы теории, знакомится с рациональными приемами

    решения задач, осуществляет контрольные решения, сопоставляя свои успехи с

    поставленными целями, планирует время и интенсивность своей деятельности.

    Таким образом, внедрение ОП является одним из путей оптимизации управления

    самостоятельной работой студентов.

    С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ.

    Здесь мы будем опираться на понятие телекоммуникационной компьютерной

    образовательной среды, предложенное профессором А.С.Минзовым в рамках

    реализуемой в Столичном гуманитарном институте системы дистанционного

    образования.

    Одной из актуальнейшей проблем высшей школы является психологическое

    обоснование организации индивидуального обучения в телекоммуникационной

    компьютерной образовательной среде. Эта проблема связана с целым рядом

    частных психолого-педагогических задач. В настоящее время практически

    отсутствуют исследования, глубоко и всесторонне раскрывающие

    психологические условия организации дистанционного образования. Само

    понятие телекоммуникационной компьютерной образовательной среды еще не

    получила должного рассмотрения с психологических позиций. Пока не

    разработаны психологические модели и профессиограммы специалиста, которого

    нужно готовить в рамках этой системы. Неясно, каким специальностям можно

    обучать в телекоммуникационной образовательной среде, а каким – невозможно

    или возможно частично. Дидактические и методические вопросы дистанционного

    образования не имеют до настоящего момента должного психологического

    обоснования. Сейчас очень актуальна проблема, поставленная А.С.Минзовым,

    об идентификации обучаемого при проведении контрольного тестирования.

    Исходя из сказанного, важнейшими направлениями психологических исследований

    в области дистанционного образования, являются следующие:

    1. изучение всего комплекса психологических условий, необходимых для

    успешного обучения в системе дистанционного образования (в частности,

    актуален вопрос о психологических особенностях, свойствах и качествах,

    необходимых человеку для получения именно дистанционного образования);

    2. на основе исследования психологических особенностей учащихся, успешно

    обучающихся в этой системе, создание психологической модели

    “эффективного обучающегося”; выделение его интегративных личностных

    характеристик (можно предположить, что речь должна идти и об

    определенных показателях умственного развития, особенностях модальности

    восприятия информации, и о темпераментальных характеристиках, и о

    личностных качествах - не только профессионально значимых для избранной

    специальности, но и важных для успешного обучения в компьютерной среде;

    естественно, можно и не говорить о наличии умений и навыков пользования

    телекоммуникационными компьютерными сетями и программными

    приложениями);

    3. разработка методов дистанционной психологической диагностики

    абитуриентов, желающих обучаться в системе дистанционного образования;

    создание блоков психодиагностических методик, их перевод в электронный

    вид;

    4. обоснование методических (программных) средств и форм обучения с точки

    зрения психологических особенностей взаимодействия структуры “система

    дистанционного образования - обучаемый” (для достижения этой цели

    необходимо изучить все имеющиеся наработки в области психологии средств

    обучения применительно к компьютерным системам и на основе этого

    выработать систему требований, которым должны удовлетворять

    методические средства, используемые в дистанционном образовании);

    5. психологический анализ имеющихся в настоящее время методических

    средств, используемых для обучения в системе дистанционного

    образования, на предмет их психолого-педагогической адекватности

    декларируемым целям и задачам (на основе разработанных требований нужно

    провести анализ имеющихся методических средств для дистанционного

    образования – в настоящее время ряд ВУЗов располагает такими средствами

    – и отобрать отвечающие требованиям и модифицировать не соответствующие

    нужным показателям; по-видимому, в большинстве случаев психологические

    исследования приведут к необходимости разработки принципиально новых

    средств обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной

    среде, качественно отличной от традиционных образовательных сред);

    6. создание методов и практического психологического инструментария для

    решения проблемы идентификации обучаемых, что особенно важно при

    проведении контрольного тестирования по сети.

    Разумеется, предложенный список основных направлений исследований ни в

    коей мере нельзя считать исчерпывающим: стремительно развивающееся

    дистанционное образование, быстрый рост числа услуг и возможностей,

    предоставляемых ИНТЕРНЕТ, практически ежедневное появление новых

    программных продуктов, используемых в обучении, постоянно ставят перед

    психологами новые вопросы.

    ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ

    Одна, наверное, из главнейших целей дальнейшего развития ДО. Проблема

    обучения больных детей возникла давно, однако, удовлетворительного решения

    пока не найдено, к решению ее приступили недавно. Решением Правительства

    Москвы в 1996 году в каждом московском округе созданы школы для надомного

    обучения больных детей и детей-инвалидов. В центральном округе это школа

    №371, в обязанности которой входит обучение на дому и обучение детей

    находящихся на лечение в Московских больницах (Морозовской клинической

    больнице и Детской им. К.А.Тимирязева больнице №20 неотложной хирургии и

    травматологии. В школе №371 обучается в течение года 2000 больных детей и

    50 больных детей и инвалидов. По медицинским показаниям ученики имеют

    укороченную учебную неделю. Объем учебной нагрузки учащихся определяется их

    состоянием здоровья, при этом не может быть меньше 8 часов в неделю в 1-3

    классах, 10 часов в неделю в 4-7 классах, 11 часов в неделю в 8-9 классах,

    12 часов в неделю 10-11 классах. В связи с этим в учебную программу (школа

    надомного обучения № 371 города Москвы) входят только основные предметы,

    такие как математика, русский язык, иностранный язык, история, химия,

    биология, информатика. Для того, чтобы компенсировать отсутствие некоторых

    учебных предметов можно ввести электронное дистанциооное обучение. Создать

    программу дополнительных факультативных занятий для больных детей, учащихся

    старших классов школы, согласно которой они в игровой форме могли бы

    приобрести начальные навыки по предметам, способствующим:

    социализации школьников с хроническими заболеваниями (экономика +

    граждановедение);

    культурному развитию (москвоведение + “ Мировая художественная культура”);

    развитию творческих способностей и начальных профессиональных навыков (курс

    компьютерной грамотности, направленный на приобретение устойчивых навыков

    работы на ПЭВМ, которые лягут в основу будущей профессии).

    Систематическое использование компьютера в учебном процессе позволит

    приобрести начальную профессиональную подготовку детей с хроническими

    заболеваниями послужит развитию творческих способностей, активизации

    учебного процесса.

    Совместная работа школы №371 и центра ИСТИНА, основанная на

    методологическом и педагогическом опыте школы и программных наработках

    центра, позволили приступить к созданию целостной и самодостаточной системы

    дистанционного обучения для больных детей, охватывающую школьную программу

    с 9-го по 11-й классы. Основой такой системы электронного дистанционного

    обучения является информационно-обучающая тестовая система. Тесты для такой

    системы составляются в соответствии с образовательным минимумом содержания

    среднего общего образования. И основаны на опыте преподавательского

    коллектива при обучении больных детей.

    Работа над проектом разбита на три этапа:

    1. Этап - Внедрение компьютерной грамотности и компьютерных технологий в

    среднее образование.

    2. Этап - Выравнивание уровня среднего обязательного образования для детей,

    страдающих хроническими заболеваниями, и детей-инвалидов, с целью

    создания условий для получения ими профориентации, высшего образования,

    социальной адаптации и психологической поддержки, с использованием новой

    информационно-образовательной технологии и концепции "Электронный

    факультет".

    3. Этап Создание целостной и самодостаточной системы дополнительного

    образования для больных детей, охватывающей школьную программу с 1-го по

    11-й классы, соответствующую государственным образовательным стандартам и

    максимально приближающую образовательный уровень в школах, подобных (а их

    в Москве 10) к уровню образования в школах для здоровых детей.

    Особенностью школы является работа с учащимися, которые поступают в

    течение всего года с разным уровнем подготовки, как по уровню А, так и по

    уровню Б. Минимальное содержание учебного материала готовится на основе

    действующих программ, проектов стандартов, разработанных Российской

    Академией образования и другими научными центрами. В Большинстве

    образовательных областей и предметов выделяются два уровня - А и Б. Уровень

    А определяет минимальное содержание областей и курсов, которое должно быть

    реализовано во всех видах общеобразовательных учреждений. Уровень Б

    является более высоким по сравнению с уровнем А. По своему содержанию он

    близок к исторически сложившемуся ядру общеобразовательных программ

    российской школы. По непрофильным областям знаний возможна реализация

    курсов уровня А, а также интегрированных курсов.

    Не во всех образовательных областях и предметах (прежде всего, таких,

    как русский язык, литература, иностранные языки) выделяются два уровня

    представления минимального содержания.

    Разрабатываемая система проверки знаний позволит педагогическому

    коллективу школы быстро оценивать уровень знаний вновь поступающих и

    пришедших после болезни учащихся и корректировать процесс и программу

    обучения. Такой подход способствует развитию индивидуальной работы с каждым

    учащимся. Тестирование учащихся общеобразовательных учреждений сравнительно

    новый прогрессивный способ обучения и контроля знаний учащихся получает все

    большее распространение. Использование компьютеров для практической

    реализации дистанционного обучения открывает дополнительные возможности в

    организации учебного процесса.

    Тестовая система обучения и контроля особенно хороша в работе с

    больными детьми, так как снимает психологическое напряжение школьников,

    помогает осуществить индивидуальное обучение, позволяет интенсифицировать

    процесс обучения. Эта система контроля позволяет нашим учителям оценить

    полученные нашими учащимися знания нетрадиционным и интересным для учащихся

    способом.

    Тесты, в частности, по литературе позволяют определить, прочитали ли

    ученики литературные произведения как программные, так и дополнительного,

    внеклассного чтения, оценить насколько внимательным было чтение, готов ли

    учащийся к аналитической работе. Наконец, тесты помогают не только

    проверить, насколько хорошо усвоен материал, но и оживить урок, придать ему

    характер игры, литературной викторины, что всегда с интересом

    воспринимается учащимися, особенно у школьников среднего звена. Тестовая

    система помогает учащимся в получении дополнительных знаний.

    Отличительной особенностью разработанной центром ИСТИНА информационно-

    обучающей тестовой системой является наличие не только вопросов и ответов,

    а присутствие развернутых подсказок, к которым учащиеся обращаются в

    затруднительных случаях, и рисунков необходимых для лучшего представления

    учебных материалов. Система позволяет преподавателю осуществлять ввод новых

    вопросов и корректировку имеющихся. В процессе обучения школьники могут

    работать, как в режиме самопроверки используя подсказку, так и в режиме

    контроля знаний с возможностью получения оценки. Результаты тестирования, в

    режиме самоподготовки показывают учащемуся, в какой степени освоены им

    различные разделы школьной программы.

    Разрабатываемая программа позволит максимально приблизить

    образовательный уровень обучаемых в таких школах больных детей, к уровню

    образования в обычных школах для здоровых детей. Компьютерную информационно-

    обучающую тестовую систему можно использовать, в зависимости от заболевания

    и индивидуальной программы ученика:

    дома самостоятельно или с помощью учителя и родителей;

    в больнице индивидуально или в группе под руководством учителя;

    в школе индивидуально или в группе под руководством учителя

    К сожалению, количество детей, у которых по состоянию здоровья

    ограничены возможности посещения школы, получения полноценного образования,

    постоянно возрастает. Поэтому внедрение такой системы в учебных процесс не

    только повысит социальную защищенность обучаемых, но и окажет им моральную

    и психологическую поддержку. Расширит круг выбора будущей профессии,

    откроет перед ними возможность получения высшего образования в вузах на

    факультетах дистанционного обучения.

    Уникальность такого проекта заключается синтезе богатого

    педагогического опыта работы учителей школы № 371 с больными детьми с новой

    информационно-образовательной технологией (НИОТ), разработанной центром

    ИСТИНА.

    Для технической реализации тестовой системы была выбрана оригинальная

    оболочки, разработанная в центре ИСТИНА.

    Оболочка состоит из двух, связанных между собой, функций:

    формирование базы тестирования, которая рассчитана на работу преподавателя;

    проведение тестового контроля в двух режимах: Самопроверка и Экзамен.

    Объединение обеих функций в одной оболочке открывает широкие возможности

    при проведении тестирования для преподавателей, так как позволяет гибко и

    оперативно изменять набор тестовых заданий в соответствии с конкретными

    условиями и задачами тестирования.

    Формирование тестов в предложенной оболочке процесс простой и

    наглядный, не требующий от преподавателей специальной подготовки. Оболочка

    снабжена системой помощи, контекстно связанной с выполняемыми функциями. В

    выбранном варианте оболочки имеется возможность введения не только

    текстовых фрагментов, но и введение иллюстративной графики, что обогащает

    процесс тестирования и повышает его качество.

    В системе предусмотрен целый ряд специальных функций, позволяющих

    формировать и настраивать тестовую базу в соответствии с потребностями

    учебного процесса. Так, тестовая база может быть сформирована не только по

    предметам, но и разделена внутри предмета по отдельным темам. Система

    позволяет сформировать базу данных отражающую межпредметные связи, включать

    тесты для повторения, формировать тестовые задания различной сложности,

    используя материал одной и той же тестовой базы. Имеется возможность

    формирования, как фиксированного теста, так и включение в тест вопросов на

    основе случайной выборки из базы. Имеется возможность вывода материалов

    тестов на бумагу, что позволяет проводить тестирование обычным способом,

    при этом обработка результатов, конечно, выполняется преподавателем

    вручную.

    Обработка результатов тестирования проводится автоматически и содержит

    информацию о качестве ответов, как по отдельным темам, так и всему тесту в

    целом. Результаты тестирования накапливаются в базе по каждому учащемуся

    отдельно и могут быть проанализированы преподавателем, при этом можно

    скорректировать индивидуальный учебный план каждого учащегося, что особенно

    важно для школ, работающих с больными детьми и детьми инвалидами.

    Проведение тестирования возможно в двух режимах:

    в режиме жесткого контроля, т.е. на оценку;

    в режиме самоконтроля.

    В режиме самоконтроля тестируемому учащемуся предоставляется возможность

    воспользоваться подготовленной преподавателем развернутой подсказкой. С

    этой точки зрения, система разработанная в центре ИСТИНА может

    рассматриваться как обучающая система. Результаты самоконтроля также

    накапливаются в базе.

    Вывод: Огромное количество фактов, примеров приведенных выше показывают

    необходимость создания и расширения ДО в России и ее регионах, как

    неотъемлемый фактор развития квалифицированного, интеллектуального, высоко

    профессионального и просто здорового общества. В данной работе мы

    рассмотрели ДО с педагогической, психологической и кроме этого с

    технической точек зрения и убедились в важности решения данной проблемы.

    Литература:

    ИНФО N8,2000 (С.В. Тсвелева)

    Internet

    1.www.dist-edu.ru

    2.www.hse.ru

    3.http://ito.bitpro.ru

    4.www.ui.usm.ru

    5.http://biro.ufanet.ru

    6.http://kampi.kcr.ru

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.