МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Домашние наблюдения и опыты учащихся по физике. Их организация

    то, что в набор включены весьма простые приборы, это предложение не

    получило распространения.

    Для организации домашней экспериментальной работы учащихся можно

    использовать так называемую мини-лабораторию, предложенную учителем-

    методистом Е.С. Объедковым, в которую входят многие предметы домашнего

    обихода (бутылочки от пенициллина, резинки, пипетки, линейки и т.п.) что

    доступно практически каждому школьнику. Е.С. Объедков разработал весьма

    большое число интересных и полезных опытов с этим оборудованием.

    Появилась также возможность использовать ЭВМ для проведения в домашних

    условиях модельного эксперимента. Понятно, что соответствующие задания

    могут быть предложены только тем учащимся, у которых дома есть компьютер и

    програмно-педагогические средства.

    Чтобы ученики хотели учиться, необходимо чтобы процесс обучения был

    интересен для них. Что же интересно ученикам? Для получения ответа на этот

    вопрос обратимся к выдержкам из статьи И.В. Литовко, МОС(П)Ш №1 г.

    Свободного “Домашние экспериментальные задания как элемент творчества

    учащихся”, опубликованной в интернете. Вот что пишет И.В. Литовко:

    “Одна из важнейших задач школы - научить учащихся учиться, укрепить их

    способность к саморазвитию в процессе образования, для чего необходимо

    сформировать у школьников соответствующие устойчивые желания, интересы,

    умения. Большую роль в этом играют экспериментальные задания по физике,

    представляющие по своему содержанию кратковременные наблюдения, измерения и

    опыты, тесно связанные с темой урока. Чем больше наблюдений физических

    явлений, опытов проделает учащийся, тем лучше он усвоит изучаемый материал.

    Для изучения мотивации учащихся им были предложены следующие вопросы и

    получены результаты:

    Что вам нравится при изучении физике?

    а)решение задач -19%;

    б)демонстрация опытов -21%;

    в)чтение учебника дома -4%;

    г)рассказ учителем нового материала -17%;

    д)самостоятельное выполнение опытов -36%;

    е)ответ у доски -3%.

    Какое домашнее задание вы предпочитаете выполнять?

    а)чтение учебника -22%;

    б)решение задач из учебника -20%;

    в)наблюдение физических явлений -40%;

    г)составление задач -75;

    д)изготовление простых устройств, моделей -8%;

    е)решение трудных задач -3%.

    На каком уроке вам интересно?

    а)на контрольной работе -3%;

    б)на лабораторной работе -60%;

    в)на уроке решения задач -8%;

    г)на уроке изучения нового материала -29%;

    д)не знаю -7%.

    Анализ ответов показал, что четко фиксируется интерес учащихся к

    эксперименту. И это неудивительно, так как особенностью физики является ее

    экспериментальный характер. Поэтому наряду с обычными домашними заданиями -

    изучением текста учебника, выучиванием правил, законов, решением задач и

    упражнений - необходимо, чтобы учащиеся выполняли задания практического

    характера: наблюдение явлений в природе, выполнение качественных опытов,

    измерений.

    В учебниках “Физика-7”, “Физика-8” (авторы А.В.Перышкин, Н.А.Родина)

    учащимся после изучения отдельных тем предлагаются экспериментальные

    задания для наблюдений, которые можно выполнить в домашних условиях,

    объяснить их результаты, составить краткий отчет о работе...

    ...Систематическое выполнение учащимися экспериментальных лабораторных

    работ способствует более осознанному и конкретному восприятию изучаемого на

    уроке материала, повышает интерес к физике, развивает любознательность,

    прививает ценные практические умения и навыки. Эти задания являются

    эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы учащихся,

    что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности”

    Из статьи И.В.Литовко видно, что многим учащимся при изучении физики

    нравится наблюдать за опытами, а многие не прочь проделать какие-либо опыта

    дома в качестве домашнего задания. Какие еще плюсы у домашних экспериментов

    по сравнению с опытами и лабораторными, проводимыми в классе? Как уже

    говорилось, это менее жесткое ограничение по времени. Так же дети дома

    чувствуют себя более комфортно, чем на лабораторных занятиях в школе, где

    многие дети могут пребывать в стрессовом состоянии, что может отрицательно

    влиять на продуктивность выполнения работы. При выполнении задания дома

    школьники полностью самостоятельно выполняют задание, занимаются творческой

    деятельностью, что благоприятно сказывается на их развитии. О том, что

    домашние опыты полезно использовать учителю в процессе обучения школьников

    сказано достаточно много. Теперь посмотрим, что же представляют собой эти

    опыты и как с ними можно работать учителю.

    Требования, предъявляемые к домашним экспериментам. Прежде всего, это,

    конечно, безопасность. Так как опыт проводится учеником дома

    самостоятельно, без непосредственного контроля учителя, то в опыте не

    должно быть никаких химических веществ и предметов, имеющих угрозу для

    здоровья ребенка и его домашнего окружения. Опыт не должен требовать от

    ученика каких-либо существенных материальных затрат, при проведении опыта

    должны использоваться предметы и вещества, которые есть практически в

    каждом доме: посуда, банки, бутылки, вода, соль и так далее. Выполняемый

    дома школьниками эксперимент должен быть простым по выполнению и

    оборудованию, но, в то же время, являться ценным в деле изучения и

    понимания физики в детском возрасте, быть интересным по содержанию. Так как

    учитель не имеет возможности непосредственно контролировать выполняемый

    учащимися дома опыт, то результаты опыта должны быть соответствующим

    образом оформлены (примерно так, как это делается при выполнении

    фронтальных лабораторных работ). Результаты опыта, проведенного учениками

    дома, следует обязательно обсудить и проанализировать на уроке. Работы

    учащихся не должны быть слепым подражанием установившимся шаблонам, они

    должны заключать в себе широчайшее проявление собственной инициативы,

    творчества, исканий нового. На основе вышесказанного кратко сформулируем

    предъявляемые к домашним экспериментальным заданиям требования:

    -безопасность при проведении;

    -минимальные материальные затраты;

    -простота по выполнению;

    -иметь ценность в изучении и понимании физики;

    -легкость последующего контроля учителем;

    -наличие творческой окраски.

    Таким требованиям должны соответствовать опыты, предлагаемые учителем

    школьникам для самостоятельного проведения в домашних условиях. Далее

    рассмотрим, как домашние опыты и наблюдения учитель может применять в

    процессе обучения школьников физике.

    Методика работы учителя с домашними экспериментальными заданиями. Так

    как одно из требований к домашнему опыту - простота по выполнению,

    следовательно, их применение целесообразно проводить на начальном этапе

    обучения физике, когда в детях еще не угасло природное любопытство. К тому

    же вряд ли удастся придумать эксперименты для домашнего проведения по таким

    темам, как, например: большая часть темы “Электродинамика” (кроме

    электростатики и простейших электрических цепей), “Физика атома”,

    “Квантовая физика”.

    Домашний эксперимент можно задавать после прохождения темы в классе.

    Тогда ученики увидят собственными глазами и убедятся в справедливости

    изученного теоретически закона или явления. При этом полученные

    теоретически и проверенные на практике знания достаточно прочно отложатся в

    их сознании.

    А можно и наоборот, задать задание на дом, а после выполнения провести

    объяснение явления. Таким образом, можно создать у учащихся проблемную

    ситуацию и перейти к проблемному обучению, которое непроизвольно рождает у

    учащихся познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает

    познавательную активность учащихся в ходе обучения, ведет к развитию

    творческого мышления учеников. В таком случае, даже если школьники не

    смогут объяснить увиденное дома на опыте явление сами, то они будут с

    интересом слушать рассказ преподавателя.

    Летние работы и наблюдения. Практические задания по физике можно

    давать учащимся и на летний период, чтобы использовать богатейшую

    лабораторию - природу и разнообразные объекты техники, которых нет под

    рукой во время обучения на уроках в школе. Учителю, дающему летнее задание,

    не следует гнушаться его простотой и несложностью. Задания, даваемые

    учащимся на каникулы, должны быть краткими и простыми.

    Если учащийся, живущий на даче, в деревне, подойдя за водой к

    деревенскому колодцу, обратит внимание (по заданию учителя) на устройство

    ворота или на устройство колодезного журавля да еще сравнит диаметр вала с

    диаметром колеса или “длины плеч” журавля, то выполнение уже этого

    простенького задания принесет пользу. Этот учащийся при проработке или при

    повторении темы “Простые механизмы” будет воспринимать (или воспроизводить)

    материал гораздо сознательнее, чем тот учащийся, который никогда не видел

    или не обращал внимания на подобные механизмы.

    Особенно разнообразные задания можно предложить тем ученикам, которые

    будут купаться и кататься на лодке. Не чувствуя обстановки урока, эти

    учащиеся с особенным интересом вспомнят о заданиях учителя и с большой

    охотой будут наблюдать различные явления и проделывать несложные опыты. По-

    новому будут смотреть они на зеркальную поверхность пруда или озера, в

    которой отражаются противоположный берег и облака, видя в этих явлениях

    действие законов отражения и преломления. А как просты и разнообразны опыты

    по образованию и распространению волн от брошенного в воду камня! Сколько

    раз учащийся может повторить эти опыты, находясь на мостках пруда. Еще

    можно предложить ученикам понаблюдать за плаванием тел, за “потерей в весе”

    по закону Архимеда, за понижением температуры собственного тела при выходе

    из воды наружу при ветре (теплота парообразования и интенсивность

    испарения). При плавании на лодке следует обратить внимание учащихся на

    проявление инерции, когда быстро плывущая лодка с разгона врезается в берег

    и на проявление третьего закона Ньютона при прыжках с лодки на берег или

    просто в воду. Или еще пример. Вот учащиеся пересекают речку на лодке.

    Кажется, маленький факт. Однако и здесь можно обратить их внимание на

    сложение движений и указать на правило параллелограмма.

    Задача учителя в организации летних работ и наблюдений состоит главным

    образом в том, чтобы натолкнуть на мысль, направить, сделать намек. Все

    остальное добавит собственная зрения учащихся и их неиссякаемая

    любознательность.

    Если учитель задал ученикам на дом провести эксперимент или

    наблюдение, то совершенно не обязательно, что все учащиеся (как и при любом

    домашнем задании) выполнят это задание. При любом домашнем задании есть

    ученики, выполнившие домашнюю работу и не сделавшие ее по какой-либо

    причине. Однако, следует ожидать, что учеников, желающих провести дома

    самостоятельно опыт, будет больше чем желающих читать учебник. Как карать

    за невыполненное домашнее задание и насколько сильно требовать выполнения

    опыта зависит от конкретного учителя. Обсуждение механизма выставления

    оценок не входит в тему данной работы, поэтому здесь мы не будем

    останавливаться. Ясно то, что выполнение дома опыта должно поощряться

    учителем. Это может быть выставление хороших оценок, постановка выполнивших

    в пример невыполнившим, тут опять же все зависит от конкретного учителя, от

    его характера работы с каждым отдельным классом.

    Проверка выполнения работы. При выполнении работы будет очень хорошо,

    если ученики будут записывать свои наблюдения в виде письменного отчета о

    проделанной работе (кратко: что делали, что увидели, сделать попытку дать

    объяснение увиденному). Это даст учителю возможность проверить выполнение,

    точнее оценить каждого ученика. При проверке заданного на дом опыта учитель

    должен обязательно обсудить в классе со всеми учениками теоретические

    основы наблюдаемого явления. Сначала учителю следует выслушать учеников,

    как они объяснят увиденное. Далее следует отметить верные мысли учеников,

    дающих правильное (или почти правильное) объяснение. В заключении учителю

    следует вкратце напомнить ученикам про опыт и самому четко проговорить

    ученикам объяснение происходящего при опыте явления, отметить заблуждения

    учеников (если таковые будут присутствовать в их ответах), указать, где еще

    на практике можно столкнуться с проявлениями подобного явления. После

    самостоятельного проведения опыта учениками и обсуждения увиденного с

    научной точки зрения при участии учителя, у учеников должна сложиться

    достаточно полная картина об изучаемом явлении. Это представление (а

    учитель должен приложить все усилия для того, чтобы оно сформировалось

    правильно) останется у учеников в памяти надолго. Примерно так, по мнению

    автора, должна выглядеть проверка выполнения опыта, заданного на дом. Такая

    проверка отнимет от урока времени не больше, чем проверка любого другого

    домашнего задания, и, в то же время, принесет немалую пользу для

    формирования у учащихся верных представлений об окружающем мире.

    Задание опыта или наблюдения на дом. А как может выглядеть процесс

    задания на дом работ практического характера? Тут дело обстоит несколько по-

    другому, чем при задании на дом чтения параграфа или решения задач из

    учебника или задачника. Не много в каких учебниках есть экспериментальные

    задания, (автор встречал подобные задания в учебниках “Физика-7” и “Физика-

    8” авторы: А.В. Перышкин, Н.А. Родина) предлагаемые авторами детям для

    самостоятельного проведения в домашних условиях. Если учитель хочет, чтобы

    ученики дома самостоятельно провели опыт или наблюдение, то ему необходимо

    дать им описание, по которому можно выполнить задание. Конечно, расписывать

    все подробно необязательно, т.к. в подобной работе должны присутствовать

    элементы творческой деятельности. Дети должны ясно представлять, что им

    необходимо сделать, на что обратить внимание. Если описание опыта

    находиться в учебнике (как уже говорилось выше, такие описания находятся в

    учебниках “Физика-7” и “Физика-8”, авторы А.В.Перышкин и Н.А.Родина), то

    тут не возникает никаких проблем. Просто надо указать ученикам на страницу

    учебника, где они могут найти всю необходимую для проведения опыта

    информацию. А если подходящего опыта нет в учебнике? Тогда учитель может

    потратить часть времени урока на объяснение того, что детям надо сделать

    дома. Рассказ должен быть таким, чтобы у учеников возникло большое желание

    самостоятельно проделать опыт. Для этого опыт не должен быть трудным, всё

    необходимое для постановки опыта должно найтись дома почти у каждого

    ученика. При описании опыта обязательно надо указать на то, что необходимо

    для проведения опыта. Какие предметы, вещества и т.д. (естественно, все это

    должно отвечать требованиям безопасности) необходимо иметь, где их можно

    найти. Далее в описании опыта следует указать последовательность действий,

    т.е. что надо делать, на что обратить внимание в процессе выполнения. Тут

    надо помнить, что предполагается, что опыт ученики будут проводить

    самостоятельно, без участия кого-либо. Следовательно, описание должно быть

    сделано на доступном для детей того возраста, для которого предназначен

    опыт, языке. Можно сразу дать теоретическое объяснение, а можно попросить

    учеников попытаться самостоятельно объяснить увиденное явление. Как уже

    говорилось, будет хорошо, если учащиеся сделают отчет о проведенном

    эксперименте. Лучше если отчет будет в письменной форме. Задание

    отсутствующего в учебнике опыта учителем в устной форме может отнять много

    времени от урока. Идеальным, по мнению автора диплома, будет такой вариант,

    когда детям раздадут инструкции с описанием опыта на дом. Для этого учителю

    надо распечатать инструкции с подробным описанием опыта в количестве,

    равному количеству учеников в классе. Такой комплект инструкций можно

    использовать многократно. Если после выполнения опыта одним классом

    комплект собрать, то его можно использовать для повторного использования в

    другом классе. Требования к письменному описанию эксперимента такие же, как

    и к устному рассказу учителя о рекомендуемом для выполнения дома опыте. А

    так время от урока не тратится, то письменное описание может быть еще более

    подробным, чем устный рассказ. Тут у учителя могут возникнуть трудности,

    связанные с необходимостью изготовления большого числа инструкций. По

    мнению автора, тут, как говорится, цель оправдывает средства. Мало какой

    школьник устоит от проведения самостоятельного эксперимента, если у него

    перед глазами будет все подробно написано, то ему захочется выполнить его.

    Получить результат, сравнить свой результат с результатами одноклассников.

    Провести опыт дома легко смогут даже отстающие ученики. Это для них

    неплохой способ получить хорошую оценку. А почему бы не поставить, ели опыт

    проведен, результаты описаны, ученик понимает теоретическую часть

    эксперимента, хорошую оценку?

    К вопросу о применении домашних экспериментов автор вспоминает то, как

    ему довелось помогать ученику 9-го класса в подготовке к лабораторной

    работе “Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника” [3]. Там

    предлагается измерить период колебаний и длину подвеса маятника, затем

    подставить полученные данные в формулу, преобразованную из формулы для

    периода колебаний математического маятника. Что мешает провести эту работу

    дома? Часы с секундной стрелкой есть, сантиметр тоже. Подвесили груз

    (коллекционную машинку) на нити, длиной около двух метров в проеме двери.

    Измерили период колебаний, посчитали. Результат превзошел все ожидания,

    совпадая с табличным значением ускорения свободного падения с точностью до

    сотого знака! Случайность, повезло - все верно, но просто страшная для

    школьника работа на лабораторной в классе превратилась в интересное занятие

    дома, которое заняло не более получаса. Автор считает, что лабораторные

    работы такого рода (не требующие специальных приборов и оборудования)

    школьники вполне в состоянии выполнить самостоятельно. Тогда при сравнении

    своих результатов с результатами одноклассников или с табличными значениями

    дети яснее поймут и прочувствуют (тут им может сильно помочь учитель)

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.