МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Духовно-нравственное воспитание в семье

    воспитателя, а помощию свыше, благодатию Божиею, низводимою на детей в

    таинстве св. Причащения. Отсюда возможно частое повторение этого таинства

    над детьми.

    Православные родители не разделяют заблуждения, будто бы от

    приступающего к сему таинству необходимо требуется сознательная подготовка

    и не откладывают первого причащения до пробуждения сознания в ребенке, а

    обыкновенно причащают на другой день после крещения, во дни знаменательные

    в жизни ребенка и семьи и непременно в день рождения, именин, в праздник

    Пасхи и Рождества Христова, а также во время заболеваний ребенка. Жития

    святых полны рассказами о чудодейственной силе причащения над больными.

    Другой неиссякаемый источник, откуда черпается религиозными

    родителями материал для бесед, есть окружающая и неотразимо действующая на

    ребенка природа. Не даром же ее называют раскрытою пред глазами человека

    книгою.

    Средства религиозного воспитания детей среднего возраста

    С пробуждеием в ребенке сознания и дара слова, средства религиозного

    воспитания расширяются. Теперь забота родителей и воспитателей будет

    состоять в том, чтобы все, что по части религиозного воспитания заложено в

    душу ребенка, как семя и зародыш, озарить сознанием дитяти, дать ему

    возможность осмыслить свои непосредственные благочестивые чувствования,

    возвести их на степень более или менее ясных понятий, которые бы стали

    впоследствии разумным руководительным началом его жизни. Этой цели служат:

    1) беседы, 2) молитва домашняя и церковная, 3) пение духовное, 4)

    упражнения детей в делах благочестия и 5) наставление от духовных лиц.

    Беседы с малыми детьми должны быть чужды всякой искусственности по

    содержанию и изложению, иметь вид самых простых обыденных разговоров

    старших с младшими, касающихся предметов веры. Необходимое условие

    благотворности бесед в том, чтобы оне имели содержанием своим какое-либо

    соприкосновение с внутреннею духовною жизнию дитяти, с направлением его

    собственных чувств и мыслей и не превышал бы его детского разумения.

    Например, дитя пробуждаясь по утру и засыпая вечером, останавливает свой

    первый или последний взгляд на самом простом зрелище: его мать, близ него,

    на коленях, с глазами поднятыми к небу или к св. иконе, возносит свою

    усердную молитву к Господу. Она молится с умилением, горячо, потому что

    душа ее переполнена мыслями и чувствованиями о своем младенце и она

    выражает их милосердному Богу. Трогательная фигура матери и в особенности

    ее глаза, с глубокою верою и любовию устремленные горе, приковывают

    внимание дитяти. Дитя пристально смотрит на мать и понимает ее по своему: в

    глубине его души пробуждается чувство, сродное чувствованиям молящейся

    матери. Это чувство и есть религиозное чувство, влечение к Богу. При виде

    своей матери, благоговейно беседующей с Богом, дитя угадывает, так сказать,

    Бога. Оно не знает еще, кто Он, но его сердце и его душа смутно, но

    сладостно уже стремятся к Нему; дитя чувствует, что там—в Боге источник

    всякого блага и защита от всякого зла. После этого, когда мать укажет

    дитяти, например, на небо и скажет: там Бог-Отец наш небесный, дитя узнает

    Бога, потому что Бог уже обитает в его сердце; оно узнает и никогда не

    забудет, что там, на высоте, бодрствует над ним Отец, — Отец его отца,

    матери и всех людей. Родители суть первое божество для дитяти. Понимать это

    выражение нужно в том смысле, что родная семья служит сферою, где чувства,

    из которых слагается религиозность, имеют применение, упражнение и

    развитие. Великий Учитель и апостол любви, св. апостол Иоанн выражает эту

    мысль так: «Если не любим ближнего, которого видим, Бога, которого не

    видим, как можем любитъ» (1 Посл. 4,20). Сам Иисус Христос учит людей

    представлять свои отношения к Богу под образом сыновних, когда повелевает

    обращаться к Богу с воззванием «Отче наш». Замечено, к религиозным

    предметам восприимчивее бывают те дети, в которых позаботились развить

    чувства истины, правды, благожелания к людям. Божественная Премудрость

    выразила эту мысль в словах: «чистии сердцем Бога узрят». Вполне правдивый

    психологический разговор приведен в Журнале журналов за 1898 год «Я полюбил

    народ, сказал знаменитый народник Америки Генри Джордж, и любовь эта

    привела меня ко Христу, лучшему другу и учителю народа». «А я, сказад

    кардинал Меннинг, полюбил Христа, и от Него научился любить народ, за

    который Он умер».

    Указать определенно, что именно и в каком порядке может быть

    предметом бесед с тем или другим дитятею, едва ли возможно, это

    обуславливается общим развитием ребенка, богатством его внутреннего опыта,

    теми или другими индивидуальными особенностями ребенка, а также

    направлением религиозной мысли и чувства воспитателей. Однако, чтоб помочь

    разобраться в массе материала неопытным родителям, считаем не лишним

    представить программу минимальных сведений для означенных бесед.

    Беседа. 1. Уяснение детям некоторых свойств Божиих— Его невидимости

    и духовности, везде присутствия и всеведения, как условии молитвы. Беседа

    может начаться так: вы, дети, видели, как другие Богу молятся, молились, по

    примеру других, и сами. Подумаем же, что это значит "молиться Богу".

    Молиться Богу—можно иначе сказать—беседовать с Богом, а когда мы беседуем

    или разговариваем, то непременно должен быть кто либо другой, с которым мы

    говорим, а стало быть, когда мы молимся Богу или говорим с Ним, то

    представляем, что Он находится в то время с нами, слышит наши слова,

    принимает наши молитвы. Да, дети, хотя мы не видим того своими глазами, но

    Бог всегда близ нас и т. д.

    Беседа 2. Всемогущество и благость Божия явлены в сотворении мира.

    (Начало: Бог наш свою силу и могущество проявил в сотворении мира. Вы,

    может быть, слышали, дети, что этот видимый нами мир, эта земля, по которой

    мы ходим, это солнце, которое дает нам свет, не всегда существовали; было

    время, когда мира не было, был только один Бог. Он захотел сотворить мир и

    дал ему устройство в шесть дней...).

    Беседа 3. Правосудие Божие в наказании первых людей: жизнь первых

    людей в раю, история грехопадения.

    Беседа 4, 5 и 6. Бог любит добро и наказывает зло. Каин и Авель;

    Сиим Хам и Иафет: потоп.

    Беседа 7, 8 и 9. Бог промышляет о людях: судьба Иосифа и Моисея.

    (Детство последнего и чрез него данные заповеди. Последнее можно передать

    детям своими словами и заставить усвоить их содержание в применении к их

    жизни, приблизительно хотя бы так: 1 заповедь велит: любить и почитать Бога

    (чаще вспоминать про Него, начинать всякое дело, помолившись Богу); 2 —

    предписывает никакой твари не воздавать Божеского почитания: 3—требует

    произносить имя Его со вниманием и благоговением, напрасно Его не

    употреблять (не божиться); 4 — не лениться, а в праздники делать дела

    Божии, усиливать молитву дома, ходить в храм Божий, делать добро другим, а

    также соблюдать посты; 5 — любить и почитать родителей, начальников.,

    духовного отца, всех старших по возрасту; 6—не вредить здоровью и жизни

    ближних (не драться); 7 — не быть бесстыдным, не сквернословить, не

    оскорблять ближних ни словом, ни делом; 8—не присваивать чужого; 9—не

    говорить неправды, не осуждать других; 10—не завидовать чужому счастью и их

    собственности, быть довольным тем, что имеем).

    Беседа 10. Об обязанностях детей исполнять заповеди. (Как одна из

    переходных мыслей к этой беседе: нам теперь легче исполнять заповеди, сам

    Бог помогает нам при их исполнении, а святые люди подали пример их

    исполнения. Что тут трудного, например, нам с вами, дети, в праздник

    сходить в церковь, а было время, когда исполнить эту заповедь Божию было

    чрезвычайно затруднительно. Рассказываем о единстве храма для всех сынов

    израилевых и о трудностях путешествия в иерусалим). В эту же беседу может

    войти ознакомление детей с молениями о помощи, с молитвами пред началом и

    по окончании дела.

    Беседа 11. Беседа о Божией Матери, как образце для нашей жизни,

    Рождестве Богородицы и Введении ее во храм. Беседа 12. Благовещение.

    Беседа 13. Молитва: Богородице Дево, радуйся.

    Беседа 14. Рождество Христово.

    Беседа 15. Беседа об Ангелах и знакомство с молитвою Ангелу Хранителю.

    Беседа 16. Сретение Господне.

    Беседа 17. 0 Крещении Господнем. О св. Троице и молитве в честь ея. О св.

    богоявленской воде.

    Беседа 18. Весьма кратко и по картинке: о жизни Христа Спасителя после

    Крещения, о Его чудесах и учении.

    Беседа 19. Молитва Господня.

    Беседа 20. Преображение Господне.

    Беседа 21. Воскрешение Лазаря.

    Беседа 22. Вход Господень в иерусалим.

    Беседа 23. Страдания и смерть Христовы.

    Беседа 24. Воскресение Христово.

    Беседа 25. Явление воскресшего Господа ученикам.

    Беседа 26. Вознесение Господне.

    Беседа 27. Сошествие св. Духа на Апостолов.

    Веседа 28 и 29. Ознакомление с молитвою Духу Святому.

    Беседа 30. Успение Божией Матери.

    Беседа 31. Беседа о святых их мощах, и молитвенном заступлении за нас.

    Молитва святому, имя которого носим, и краткое жизнеописание его.

    Беседа 32. Воздвижевие креста Господня.

    Беседа 33. О крестном знамении, сложении перстов и поклонах. Почитание

    Креста Господня и св. икон.

    Изложенную программу можно сокращенно выразить так: предметом

    религиозных бесед должны быть три христианские добродетели: вера, любовь и

    надежда. Есть Бог, — это корень веры, с которым человек родится на свет;

    есть Спаситель Иисус Христос,—это семя всей любви Божией к нам и нашей к

    Богу, положение также благодатию в душу возрожденного, но требующее

    пробуждения к жизни со вне; есть жизнь вечная,—это пища надежды, без

    которой невозможно возрастание семени христианства в душе верующего.

    Как конспект для родителей пришлось изложить содержание бесед в

    последовательном порядке и даже с разделением на принятую у нас единицу,

    называемую уроком, на деле же строго держаться системы последовательности

    далеко не всегда придется. Забота родителей выбирать для беседы такой

    предмет, который легче всего в данную минуту может быть понят и усвоен

    дитятею, который ближе всего отвечает его настроению; таким образом у одних

    родителей последовательность бесед будет соответствовать течению событий

    церковной жизни, у других какая-либо другая. Равно как не в том дело

    родителей, чтобы вышепредложенную программу с детьми исполнить с такою же

    добросовестностию, как то делается в школе, где нужно и учителю и ученику

    непременно сдать экзамен по пройденному, а в том, чтоб из указанного

    материала хотя одно какое-нибудь священно-историческое событие или

    религиозное верование и представление сделать любимым детьми. Религиозные

    воспоминания, чувствования и представления, которые чаще других бывают

    предметом нашего внимания, становятся корнем, из которого выростает вся

    наша религиозная жизнь, отсюда развивается теплота религиозного чувства,

    отсюда благоговейные размышления, склонность к молитве и добрым делам.

    Такими любимыми представлениями для взрослых служат — Голгофа, будущая

    жизнь, конец мира и страшный суд, для детей — живое представление

    вездеприсутствия и всеведения Божия, или благость Божия и Его правосудие.

    Есть глубокий смысл в обычае нашей церкви избирать из сонма святых

    угодников Божьих одного в ближайшие руководители людей; жизнь соименного

    себе святого всякий должен знать и стараться ей подражать. Не позволит ли

    нам благосклонный читатель усматривать в этом обстоятельстве указание на

    то, что хоть один образ религиозного подвижничества должен, как путеводная

    звезда, предносится в сознании дитяти? Этим соображением, во-первых

    дополняется приведенная выше программа бесед, во вторых, родители

    направляются к заимствованию материала для бесед с детьми к богатому

    источнику жизни святых.

    Долг родителей также указать детям пути Промысла Божия. Случаев

    здесь может быть весьма много. Каждое особенное обстоятельство, возвышение

    счастья, удаление опасностей, защита и покровительство в нужде, избавление

    от врагов, успех или неудачи в предприятиях, различные общественные

    бедствия и прочее, все должно обращать в предмет благоговейного размышления

    о Боге и Его промысле.

    Беседы должны быть просты по содержанию, ясны и картинны по

    изложению, выводы же, делаемые из них, равно как и все наставления в

    истинах веры и обязанностях, преподаваемые детям младшего возраста, должны

    отличаться краткостью, ибо нежные умы, говорит св. Зтатоуст, не могут

    усвоять пространного учения. Старинная, установившаяся у нас форма

    обращения к детскому религиозному чувству «грех». «Это грешно, за это Бог

    накажет» говорят родители-христиане ребенку, когда он делает что-либо

    дурное, и этим способствуют развитию в нем сознания долга, приучают его

    бояться греха, полагают начало той чуткости его совести, той стыдливости,

    которая препятствует ему решиться на дурной поступок. Дитяти говорят, когда

    оно позволяет себе неприличные движения во время молитвы: «грех»; это

    значит — учись благоговению; небрежко обращается с хлебом:

    «грех»,—невнимание к дару Божию; упрямится исполнять приказание отца или

    матери: «грех»; это значит—повинуйся законной власти.

    Главная забота воспитателя заключается теперь в том, чтобы

    результаты, добытые беседами в виде той или иной религиозной мысли и

    чувства, закрепить в душе ребенка, сделать их достоянием слабой детской

    воли. Для этой цели весьма пригодны краткие молитвословия, которыми так

    богато наше Богослужение и священные книги. Являясь вполне доступными детям

    по содержанию, имея в тоже время принятую у нас молитвенную форму,

    молитвословия эти легко детьми запоминаются; повторяемые же по тем или

    другим поводам часто, приобретают господствующее положение среди других их

    мыслей и в состоянии придать всей жизни известное направление. Кроме того,

    они служат прекрасным средством для приучения и упражнения детей в молитве.

    Потребность молиться у детей является сама собой, под влиянием

    примера. Дитя видит окружающих его лиц молящимися, положим, утром или при

    начале и окончании дела и ему так хочется подражать взрослым,—самому

    молиться. Непростительно оставлять без надлежащего удовлетворения

    пробуждающиеся даже в этом виде потребности детского духа. Так, дитя

    собирается встать с постели, или отправляется гулять, старшие помогают

    ребенку в том и другом, но предварительно заставляют его, перекрестившись,

    повторить слова: «Господи, благослови», или дитя затрудняется сделать какое-

    либо дело, чувствует свое бессилие, исполняя какое-либо данное ему

    поручение, боится, например; темноты, чтобы принести какую-нибудь вещь из

    соседней комнаты, отчего напрасно беспокоится; как старшему не подсказать

    здесь ребенку, у Кого и взрослому человеку искать себе помощи, как не

    заставить его повторить молитву: «Господи, помоги». Или кто-нибудь в семье

    занемог, отчего дитя не может говорить со взрослыми: «врачу недугующих,

    посети, исцели и спаси нас». Так и случайно возникающие религиозные

    потребности детской души будут удовлетворены, отчего самые потребности, как

    и процесс удовлетворения их от времени будут крепнуть в воспримчивой

    детской душе, пока не превратятся в разумные навыки.

    Конечно, подметить и проследить настроение духа в детской душе не

    всегда легкое дело, тем неослабнее родители должны заботиться о привитии

    детям доброго обычая молиться Богу в известныи час утром и вечером. Не

    следует опасаться того, что, строго соблюдая это правило, мы будем

    заниматься только религиозной выправкой и заслужим упрек в том, что учим

    детей лицемерию. Важно, пишет один высокочтимый отец, повторяя весьма

    распространенное мнение нашего образованного общества, чтоб религия явилась

    ребенку не иначе, как в виде добровольного чувства... Не должно вынуждать

    благоговейного настроения, не следует суровыми мерами требовать

    религиозного поклонения, а оно должно быть соединено с искренним, добрым

    расположением.

    Отнюдь не проявлением власти приведете вы детей своих к вере,

    говорит Е. Прессансэ. Душа отвращается от того, кто ее насилует, и она

    права. Отцовский авторитет не идет так далеко, чтобы производить в детях

    убеждения по своей команде. Убеждения эти родятся и развиваются при

    соприкосновении с истинным и последовательным благочестием.

    Наряду с домашней молитвой, которая как для детей, так и для

    взрослых служит лучшим выразителем религиозности и, по влиянию на весь

    строй духовной жизни человека, называется царицей добродетелей, необходимо

    приучать детей с малых лет жить жизнью церкви. Мало того, чтобы дети знали,

    что день «воскресение» назван так в воспоминание воскресшего Христа, нужно,

    чтоб деятельно, хоть чем-нибудь от них зависимым, они отличали этот день от

    других шести дней недели. Кому неизвестно, что до глубокой старости

    запечатлеваются в памяти и во всю жизнь не перестают производить свое

    впечатление обряды великих праздников, в которых мы в детстве принимали

    живое участие, я говорю, например, об убранстве жилищ зеленью в Троицу, о

    возвращении с горящею свечею со страстей в великий четверток, о

    христосовании с умершими на могилах в Пасху. Хотелось бы верить, что

    благоразумные родители не свысока и не с брезгливостию будут трактовать

    детям о простонародном провождении праздников, а посмотрят на живое участие

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.