МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Духовно-нравственное воспитание в семье

    общепонятных идей, идеалов, целей воспитания, представлений о содержании и

    методах обучения; складывались и средства общения между учителями и

    учениками. На Востоке бывшей Империи победил и утвердился греческий язык.

    На Западе - "народная латынь" с искаженными и упрощенными по сравнению с

    классической латынью формами. Раннесредневековая латынь стала разговорным

    языком не только романских народов, но и образованных людей из галлов,

    германцев и других западноевропейских этносов. Письменность на латыни (и на

    греческом) "накрыла", как зонтиком, повседневную языковую практику на

    местных языках, которые, однако, в ряде мест продолжали сохраняться (даже

    имели собственные алфавитные системы) и на которых фиксировались местные

    тексты. Сложность и пестрота языковой ситуации привели впоследствии, в

    эпоху развитого Средневековья, к распаду регионов латинского (и в меньшей

    степени - греческого) языкового господства на этнонациональные территории с

    новыми языками, возникшими на основе латинского, но с учетом местной

    языковой базы. Сами же латынь и греческий остались языками

    "профессорскими", языками высокой учености и интеллектуальной игры.

    Таким образом, в тройственном синтезе складывалась смешанная

    педагогическая среда, породившая, в конце концов, средневековую систему

    образования На Западе ее создание падает на эпоху Каролингского возрождения

    XIII-IХ вв. и непосредственно следующее за ней время. До этого проблема

    образования не ставилась во главу угла государственной политики в

    варварских королевствах.

    Каролингское возрождение - одна из важных точек в истории рождения

    средневекового образа человека и педагогических, механизмов его

    формирования. Процесс этот был начат двумя с половиной столетиями раньше в

    независимых от Рима ирландских и британских монастырях, ставших на фоне

    разоренной нашествиями германцев Европы центрами учености,

    распространившейся потом обратно на Континент. Ирландскими проповедниками и

    учителями основано большинство старейших европейских монастырей. Ученые

    наставники с Британских островов знали и ценили как Библию, так и античные

    сказания, как местный народный эпос, так и сочинения Отцов Церкви. Они

    создали модель монастыря как центра образования и культуры, сформулировали

    принципы средневекового образования. Они же проявили интерес и к античной

    образованности, к классическим художественным и научным произведениям.

    Процесс внутреннего обустройства, шедший во франкском государстве,

    одном из самых значительных в то время на Континенте, привел к смене

    ослабевшей династии иной, получившей в истории название Каролингской. Это

    произошло в середине VIII в. Новые правители энергично взялись за

    государственное строительство. При этом требовалось большое количество

    образованных людей как на светских, так и на церковных постах. Необходимо

    было создавать новую социальную группу ("грамотеев"), отсутствующую в

    традиции. Сделать это можно было, только кардинально перестроив

    педагогические системы. Как самый энергичный реформатор вошел в историю

    Карл Великий (742-814), в 800 г. короновавшийся на Западе впервые после

    свержения в 476 г. последнего римского императора. Карл, сам выучившийся

    читать лишь после 40 лет, оказывал сфере образования большое внимание. Он

    основал дворцовую школу вместе с более узким кружком ученых и наставников.

    Учеников и учителей объединяли дружеские и братские узы. Учительный пафос

    христианской доктрины превращается до известной степени в государственную

    политику. Отовсюду приглашаются преподаватели. Традиционные знания

    "католических учителей" дополняются "знаниями светских наук": "Как бы в

    виде некоторого основания должна передаваться нежному детскому возрасту

    грамматика, также и другие дисциплины философского поощрения, при помощи

    которых, как по ступенькам мудрости, можно достигнуть высочайшей вершины

    евангельского совершенства" (Алкуин). Учитывая это обстоятельство, Карл

    издает свои знаменитые и очень спорные с точки зрения их реального

    исполнения распоряжения о повсеместном развитии школьного обучения при

    епископствах и монастырях.

    Средневековая педагогика исходила из божественной определенности

    развития человека. Она подразумевала два типа - человека как звена в

    природной иерархии, т. е. человека как такового, как бы самого по себе

    перед Богом, что было для многих европейских обществ с их родовыми

    традициями открытием; и человека, занимающего определенное место в

    социальной иерархии, т. е. представителя сословно-корпоративного устройства

    средневекового общества, имевшего множество субкультур и групповых обычаев,

    традиций, норм воспитания, способов и методов обучения. Таким образом,

    можно реконструировать, с одной стороны, монопедагогику, единую для всей

    эпохи и всего общества, как бы их базовое основание, а с другой - множество

    отдельных "педагогик". В качестве единого стержня выступает средневековая

    христианская педагогика, а "ветвями" - сословные (крестьянская, рыцарская,

    монашеская, городская, женская и др.) или корпоративные (воспитание и

    обучение ремесленников, купцов, ученых и т. д.) педагогические субкультуры.

    [8]

    История русской педагогической мысли

    Географическое положение на пересечении Европы и Азии, огромные

    размеры государства, лежащего в 12 часовых поясах, православная вера,

    сделавшая Москву Третьим Римом, позволили английскому ученому А. Тойбни

    поставить Россию в один ряд с мировыми цивилизациями.

    В Древней Руси подлинное образование неразрывно связано с

    православием. «Сверхцелью» педагогического процесса, неразрывно связанного

    со всей жизнью общества, выступало приобщение человека к Богу, направление

    его на путь истинный, на путь спасения. Эта цель могла быть достигнута как

    путем познания, так и путем дел (образа жизни). В православной традиции

    приоритет отдавался второму пути, хотя первый не отвергался. Этот кодекс

    состоял из трех наук, или строений: то были строение душевное — учение о

    долге душевном, или спасении души, строение мирское — наука о гражданском

    общежитии и строение домовое — наука о хозяйственном домоводстве. Усвоение

    этих трех дисциплин и составляло задачу общего образования в древней Руси».

    Рассудочное познание занимало соподчиненную роль как «внешнее» по

    сравнению с истинным «внутренним», обращенным к Богу и связанным с особым,

    «светлым» состоянием души. Основные усилия педагогики Древней Руси были

    направлены на то, чтобы помогать человеку овладевать христианскими

    добродетелями и сверять свои дела и помыслы с христианской нравственностью,

    что и являлось истинной мудростью, в противоположность мудрости чисто

    познавательной, не подкрепленной поступками и делами. Педагогика, вне

    зависимости от социального положения человека, как для князя, дружинника,

    так и для крестьянина с ремесленником, помогала человеку встать на путь

    истинный, не затрагивая вопросов его профессиональной подготовки.

    Древнерусская педагогика «душевного строения» в «теоретических» обобщениях

    сосредотачивала свое внимание на мудрости христианского смирения и любви к

    Богу, что было необходимо для спасения души.

    Неразрывное единство православия и всего жизненного уклада, в том

    числе и педагогики, определило ее церковный характер. П.Ф. Каптерев

    определял данный период как период церковной педагогики.

    Основные педагогические постулаты содержались в церковной

    литературе, в поучениях. Помимо системы знаний о мире, человеке в трудах

    Церкви, основное внимание уделялось нравственным ориентирам, помогающим

    поступать и мыслить согласно христианским нормам. В настоящее время в

    обыденном сознании произошло отделение церковных обрядов от требований

    окружающей жизни, в глазах многих в обрядах наличествует только сакральный

    смысл. Для наших далеких предков, в чью жизнь вера в Бога входила

    органически и без нее не мыслилась (достаточно вспомить многих святых и

    простых русских людей, отказавшихся отрешиться от Бога даже ценою своей

    жизни), обряды выступали и как очень мощные и эффективные средства

    православной педагогики, воздействующие на эмоции и волю людей. Молитвы

    помогали научиться вырабатывать нужный душевный настрой, исповеди приучали

    к самоанализу, к мысли о неотвратимости наказания за грехи и поступки,

    посты, епитимьи, телесные наказания помогали укрощать плоть, смирять

    гордыню, вырабатывать стойкость.

    Эмоциональному началу педагогика Древней Руси отводила, по сравнению

    с рассудочным, причинно-следственным, ведущую роль в воспитании

    христианина.

    Древнерусская педагогическая традиция, не отвергая причинно-

    следственного, рационалистического способа познания мира, прежде всего,

    ставила своей целью воспитание глубоко верующего человека, для которого

    единство помыслов, чувств, дел и воли определялось православными идеалами.

    В конце XVII — начале XVIII веков петровские реформы свернули русскую школу

    с самобытного пути развития. Попытка реформировать государственное

    устройство, придав ему вид хорошо отлаженного «механизма», определяющего

    все стороны жизни человека, в том числе и духовно-нравственную (церковь

    Петр I также попытался превратить в один из государственных аппаратов),

    объяснялась, прежде всего, стремлением «догнать» Западные страны.

    Экономические достижения, развитие наук и искусств, а также сильная армия и

    государство — все это являлось притягательным примером для подражания.

    Реформы, затронув все стороны жизни государства и общества, не могли

    не коснуться и системы образования. По мнению Д.И. Латышиной, «XVIII век

    занимает особое место в истории образования в России: именно в этом веке

    была создана светская школа, сделана попытка организовать государственную

    систему народного образования, впервые были разработаны и применены на

    практике основы светского обучения и воспитания детей». Петру I требовались

    профессионально подготовленные специалисты для различных областей

    государственной, военной и промышленно-тор-говой деятельности. Созданные по

    его инициативе многообразные учебные заведения отличались друг от друга

    прежде всего по содержанию образования. Сами названия школ указывают на это

    различие: архиерейские, адмиралтейские, артиллерийские, гарнизонные,

    горнозаводские, медицинские, переводческие, типографские, цифирные и т.п.

    Необходимо отметить, что само слово «школа» становится широко употребляемым

    именно в это время, потеснив слово «училище», которым назывались учебные

    заведения на Руси до эпохи петровских преобразований. Петру I не удалось

    создать сколько-нибудь стройную систему светского образования. Отдельные

    академии, школы, училища зачастую создавались под конкретную личность того

    или иного деятеля образования. Соответственно, взгляды на цели, содержание

    и организационные формы образования были далеко не одинаковы. Проекты

    организации образования в России И.Т. Посошкова, Ф. Салтыкова, Ф.

    Прокоповича отличались друг от друга так же, как и учебные заведения,

    созданные Л.Ф. Магницким, В.Н. Татищевым, пастором Э. Глюком.

    Идеи западного Просвещения не были востребованы Петром I в полном

    объеме и глубине. Общегуманистический идеал человека, «общечеловеческая»

    культура, привносимая иностранным влиянием, сталкивались в России, с одной

    стороны, с потребностью в «новых людишках государевых», имеющих светское

    образование, и с другой — с абсолютной императорской властью. Поэтому не

    удивительно, что Петр I «просвещенных» людей готовил «железную рукою». Он

    издает целый ряд высочайших указов, по которым за нарушение школьного

    режима предусматривались суровые наказания, как для «недорослей» -

    учеников, так и для их батюшек. Ученику за побег из школы грозила смертная

    казнь, а родителям за ходатайство об отсрочке обучения своего любимого чада

    — ссылка.

    По мнению академика РАО А.И. Пискунова, Петр I не только

    реформировал внешние государственные институты, но и замахнулся на

    глубинные основания государства Российского. А.И. Пискунов утверждает, что:

    «Особенностью русского Просвещения стало не только стремление освободить

    человеческий разум от церковных догм, но и переосмысление самого

    христианского учения. От переосмысления уже сложившихся традиций в области

    духовной жизни русское Просвещение сделало шаг вперед к формированию новой

    национальной культуры в целом...». Данная оценка не может не вызывать

    удивления. Позволим себе не согласиться с уважаемым академиком. Подобный

    «шаг вперед» совершенно по-другому оценивался историком В.О. Ключевским.

    Согласно его оценке, подобная «общечеловеческая» культура в России

    «воспринималась так, что не просветляла, а подменяла понимание родной

    действительности; непонимание ее сменялось равнодушием к ней, продолжалось

    пренебрежением и завершалось ненавистью или презрением». Россия, несмотря

    на насильственную европеизацию, сохраняла культурную самобытность. Для

    подавляющего большинства населения, которое составляли крестьяне, духовно-

    нравственные идеалы, задаваемые православием, оставались незыблемыми.

    Основные идеи образования западного общества, такие, как рационализм и

    индивидуализм, изначально отвергались российским менталитетом. Немецкий

    ученый Л. Люкс совершенно справедливо замечает, что «к восхвалению

    автономной личности, начавшемуся на Западе с наступлением Нового времени, в

    России с самого начала отнеслись отрицательно, видя в этом выражение

    человеческой гордыни. Уравнение индивида и общества и происхождение отсюда

    требования одиночки к обществу ради обретения все больших прав для себя

    воспринимались в России как нечто безнравственное».

    В деятельности преемников Петра I в сфере образования, к сожалению,

    продолжилась основная тенденция, разрывающая духовно-нравственное единство

    различных социальных слоев Российского общества. Этот раскол, по мнению

    митрополита Санкт-Петербурского и Ладожского Иоанна, между большинством

    народа, который придерживался традиционного, православного взгляда на мир и

    человека и его «образованной» (точнее бы — одурманенной!) частью

    усугублялся засилием среди высшей чиновной бюрократии иноверцев и

    инородцев... Царская власть попала под влияние светского мировоззрения,

    общенародное всесословное единство оказалось подорванным».

    В XVIII веке уже прямо определилось стремление отечественного

    образования к народности, самобытности как ведущая теоретическая идея,

    педагогический принцип. Засилье европейской моды, проявлявшееся для

    аристократического меньшинства в языке обучения, в нормах поведенческой

    культуры, в предметном содержании образования (итальянские арии, немецкая

    стратегия и пр.) сейчас же на Руси вызвало резкое отторжение большинства

    мыслителей, деятелей искусства той поры. Достаточно вспомнить сатиры

    Крылова или Новикова, чтобы убедиться в том, что идеи русской школы лишь

    закалялись в противостоянии с внешним европеизированным образовательно-

    воспитательным лоском.

    Педагогическая мысль второй половины XIX века, которую уже очень

    трудно упрекнуть в подражательности, явилась лишь зримым результатом той

    глубокой внутренней работы, которая происходила в русском обществе в ХУШ —

    первой половине XIX вв. Одной из главных проблем, решаемых педагогической

    теорией и практикой, по-прежнему оставалась проблема построения

    национальной школы. Противопоставляя православную духовность нигилизму,

    который ассоциировался с растлением духа, известный общественный деятель А.

    С. Хомяков видел путь возрождения русского образования через возбуждение

    духовных переживаний и презрение к голому утилитаризму, который недостоин

    человека, созданного по образу и подобию Божию. Это возрождение начинается

    с семьи. От того, какие «первые главные» слова слышит ребенок дома: «мама,

    тятя, Бог» или «деньги, нажива», зависит его будущее. По мнению русского

    философа И.А. Ильина, воспитание, а, следовательно, и образование детей

    есть не что иное, как пробуждение их «бессознательного чувствилища к

    национально-духовному опыту...». В своей работе «Национальное воспитание —

    путь духовного обновления» он писал: «Покажи мне, как ты веруешь и

    молишься; как ты поешь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь «знать» и

    «понимать», как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и

    пророки — скажи мне все это, а я скажу тебе, какой нации ты сын; и все это

    зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего

    бессознательного».

    Революционные перемены в России прямо коснулись не только школы

    православной, но и школы русской. В первые же годы советской власти в школе

    стали внедряться заимствованные в американской педагогической теории (в

    педагогике прагматизма Дж. Дьюи и его последователей) Дальтон-план и метод

    проектов. Вместе с тем широко стали развиваться новые направления

    педагогической мысли, которые связывали школу с социальной средой,

    предлагали технологии изменения менталитета общества через школу и в связи

    с деятельностью школы (опять сама собой напрашивается аналогия с

    современными «революционерами от педагогики», но об этом ниже). Рискнем

    утверждать, что, при всем вполне объяснимом отторжении на местах спускаемых

    сверху новых технологий, фактически разрушающих все то, что считалось и

    было русской школой, то, что как-то воспринималось и приживалось на русской

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.