МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Духовно-нравственное воспитание в семье

    не в состоянии были усмотреть в Иисусе Христе Его Божественную силу,

    которую видели в Нем простые рыбаки, мытари и блудницы.

    И в наше время богословское, семинарское и академическое образование

    не обеспечивает религиозности. Если познание Бога достигается внутренним

    зрением сердца, то главный труд, главная задача религиозного влияния и

    воспитания заключаются в том, чтобы суметь сохранить или пробудить в

    руководимом это внутреннее зрение сердца, или, иначе сказать, произвести в

    его сердце такое изменение, чтобы открылись духовные очи его к зрению Бога.

    Конечно, нельзя отрицать значения и важности богословского

    образования и обучения Закону Божию; но надо отметить, что знание Бога надо

    ясно отличать от знания о Боге и, сообщая детям последнее, не думать, что

    этим исчерпывается задача религиозного руководства.

    Знание о Боге, несомненно, необходимо, так как оно дает конкретное

    содержание нашему знанию Бога: оно уясняет нам наше понятие о Боге,

    отношение Бога к миру и мира к Богу. Детская душа, тем более возрожденная в

    Таинстве Крещения, обладает естественной способностью знать Бога. Это

    вероятно и имеет в виду Господь Иисус Христос, когда говорит: если не

    обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3);

    славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и

    разумных и открыл то младенцам (Мф. 11, 25); кто умалится, как это дитя,

    тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18, 4); чистые сердцем... Бога узрят

    (Мф. 5, 8).

    Это свойство внутреннего, непосредственного зрения Бога, некоторые

    люди сохраняют на всю жизнь. Таковы, прежде всего святые: преподобный

    Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский и другие.

    Не из внешнего опыта и не посредством рассуждений и логических

    заключений пришли они к познанию Бога. Они знали Бога так же

    непосредственно, как мы непосредственно воспринимаем свет и теплоту солнца.

    Никто не доказывает бытия солнца. Библия не доказывает бытия Божия, святые

    не ищут доказательства бытия Божия. Ставить признание бытия Божия в

    зависимость от соображений нашего разума, постоянно колеблющихся и

    меняющихся в зависимости от проницательности нашего ума и от запаса наших

    знаний— это значило бы обосновать несомненное сомнительным, или

    рассматривать солнце при помощи тусклой свечи.

    И не только святые, но и обыкновенные люди иногда в течение всей

    своей жизни сохраняют дар непосредственного, живого и несомненного

    восприятия бытия Божия, и это особенно свойственно людям простым и

    смиренным, свободным от соблазнов горделивого разума или нечистого сердца.

    Почему дети теряют веру в Бога

    Почему же одни люди оказываются способными до конца дней своих знать

    Бога и верить в Него, а другие еще в молодости теряют веру? Как происходит

    эта потеря веры, и какими средствами возможно ее сохранить или возвратить?

    Прежде чем отвечать на этот вопрос, я хочу сказать несколько слов

    тем, кто говорит, что не нужно «навязывать» детям религиозных верований.

    Религиозная вера не может быть навязана человеку; она не есть что-

    либо постороннее человеку, она есть необходимая потребность человеческой

    природы, главнейшее содержание внутренней жизни человека.

    Когда мы заботимся о том, чтобы ребенок рос правдивым, добрым,

    развиваем в нем правильное понятие о красоте, вкус к прекрасному, мы не

    навязываем ему чего-либо чуждого или несвойственного его природе, мы только

    помогаем ему из самого же себя извлекать, как бы освобождать из пеленок, в

    себе самом усматривать те свойства и движения, которые вообще свойственны

    человеческой душе.

    То же самое нужно сказать и о познании Бога.

    По принципу ненавязывания ничего детской душе, мы вообще должны бы

    были отказаться от всякого содействия ребенку в развитии и укреплении его

    душевных сил и способностей. Мы должны были бы всецело предоставлять его

    самому себе до тех пор, пока он вырастет и сам разберется, каким он должен

    быть, и каким нет.

    Но этим мы не избавили бы ребенка от посторонних влияний на него, а

    только придали бы этим влияниям безпорядочный и произвольный характер.

    Возвращаемся к вопросу, почему одни люди до конца дней своих

    сохраняют в душе своей постоянную, непоколебимую веру, между тем как другие

    теряют ее, иногда теряют окончательно, а иногда с большим трудом и

    страданиями возвращаются к ней?

    В чем заключается причина этого явления? Мне кажется, это зависит от

    того, какое направление принимает внутренняя жизнь человека в его раннем

    детстве. Если человек, инстинктивно или сознательно, сумеет сохранить

    правильное соотношение между собой и Богом, он не отпадает от веры; если же

    собственное «я» займет в его душе неподобающее ему первенствующее и

    господствующее место, вера в душе его затмится. В раннем детском возрасте

    собственная личность обычно еще не становится на первом месте, не делается

    предметом поклонения. Почему и сказано: если не обратитесь и не будете как

    дети, не войдете в Царство Небесное. С годами собственная личность все

    более и более возрастает в нас, становится центром нашего внимания и

    предметом нашего угождения.

    И эта в себе самих сосредоточенная эгоистическая жизнь обычно идет

    по двум направлениям — по направлению чувственности, служения телу, и по

    направлению гордости, узкому доверию и преклонению перед рассудком вообще,

    и перед своим собственным в частности.

    Обыкновенно бывает так, что то и другое направление не совмещаются в

    одном и том же человеке. У одних преобладают соблазны чувственности, а у

    других соблазны рассудочности. Чувственность с возрастом переходит иногда в

    половую нездоровость, от которой бывают свободны натуры рассудочные и

    гордые.

    Чувственность и гордость, как два вида служения собственной личности

    — это как раз те именно свойства, какие проявлялись, как мы знаем, в

    первородном грехе первозданных людей и воздвигли преграду между ними и

    Богом.

    То, что случилось с первозданными людьми, происходит и с нами.

    Нездоровое направление нашей внутренней жизни с детства, приводящее

    к развитию в нас или чувственности, или гордости, загрязняет чистоту нашего

    внутреннего, духовного зрения, лишает нас возможности видеть Бога.

    Мы отходим от Бога, остаемся одни в своей эгоистической жизни и со

    всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Таков процесс нашего отпадения от Бога.

    У тех же людей, которым удается сохранить правильное соотношение с

    Богом, процесс развития эгоистических, чувственных и гордостных

    расположений встречает преграду в памяти о Боге; они берегут в себе и

    чистоту сердца и смирение ума; и тело и ум у них вводится в свои границы их

    религиозным сознанием и долгом. Они смотрят на все возникающее у них в душе

    как бы с некоторой высоты своего религиозного сознания, производят

    надлежащую оценку своим чувствам и стремлениям и не позволяют им овладевать

    собой безконтрольно. При всех постигающих их соблазнах они не теряют

    основное религиозное направление их жизни.

    Таким образом, задача и трудность религиозного руководства

    заключаются в том, чтобы помочь ребенку, мальчику и девочке, юноше или

    девушке сохранить правильное соотношение между собой и Богом, не дать

    развиваться в себе соблазнам чувственности и гордости, которыми засоряется

    чистота внутреннего зрения.

    Вспоминая свою молодость я должен сознаться, что именно указанным

    мною внутренним процессом произошла во мне в тринадцати —

    четырнадцатилетнем возрасте утрата религиозности. Развивавшиеся во мне

    влечения чувственности и чрезмерное доверие к уму, гордость рассудочности

    мертвили мою душу.

    И не я один, многие из моих товарищей страдали тем же.

    Если бы около нас нашелся наблюдательный и опытный руководитель и

    заглянул в нашу душу, то, может быть, он нашел бы в ней что-нибудь и

    хорошее, но главным образом нашел бы в ней леность, лакомство, лживость,

    скрытность, самонадеянность, чрезмерную уверенность в своих силах и

    возможностях, критическое и скептическое отношение к чужим мнениям,

    склонность к поспешным и необдуманным решениям, упрямство и доверчивое

    отношение ко всяким отрицательным теориям и т. п.

    Не нашел бы он только в душе нашей памяти о Боге и рождаемой ею

    внутренней тишины и смирения.

    Такого руководителя у нас не было. Наш законоучитель, очень

    почтенный протоиерей, едва успевал спрашивать у нас уроки Закона Божия и

    объяснять дальнейшее. А эти уроки имели для нас такой же внешний и

    безразличный характер, как и все другие уроки. Вне уроков мы не видели и не

    могли видеть законоучителя. К исповеди, единственной в году, мы относились

    малосознательно.

    И ничто не мешало нам духовно угасать и мертветь.

    Как сохранить или возвратить у детей веру в Бога

    Говорят — научите детей в обстоятельствах их повседневной жизни,

    домашней и школьной, замечать присутствие Бога и вы можете сохранить им

    веру. Это не совсем так. Верующие дети несомненно всегда видят в своей

    повседневной жизни присутствие Бога, но в том-то и горе, что это не мешает

    им в старшем возрасте потерять веру, и то, что в детстве они объясняли

    очевидным воздействием Бога, в юношеском возрасте уже представляется им в

    другом освещении и свою детскую веру они начинают считать наивным

    заблуждением. Соображения, кажущиеся в детстве очень основательными и

    убедительными, взрослого человека перестают удовлетворять. Когда мне было

    лет одиннадцать — двенадцать, я однажды никак не мог решить заданной нам

    трудной задачи. Я пробился над ней целый вечер напрасно. Ложась спать, я

    усердно помолился, чтобы Господь помог мне решить задачу. Ночью мне

    приснилось решение этой задачи и утром, вскочив с постели, я с радостью

    записал его, и моя душа была полна глубокого, благодарного чувства к Богу,

    в помощи Которого я не сомневался. Когда же мне исполнилось семнадцать лет,

    этот мой детский опыт ничуть не помешал считать себя неверующим, я объяснял

    случившееся безсознательной работой отдохнувшего ума.

    Этот случай показывает, что наши детские заключения об участии Бога

    в нашей жизни ничуть не обеспечивают нам сохранение веры в юности. Юности

    вообще свойственно относиться ко всему скептически, а в особенности к тому,

    что предлагается старшими, как неоспоримая и обязательная для молодежи

    истина.

    Говорят — читайте детям Библию, Библия научит их знать Бога.

    Несомненно, конечно, что слово Божие, слышанное в детстве, оставляет

    свой след в душе и приносит плод в свое время. Однако и в этом случае имеет

    значение не убедительность библейских истин для ума, а нечто иное, более

    глубоко производимое словом Божиим изменение сердца. Если Библия остается

    только достоянием ума и памяти, она не поможет сохранению веры.

    Библейские рассказы, с полным доверием выслушанные и принятые в

    детстве, — в юности, особенно под влиянием отрицательной, научной критики и

    ходячих в обществе взглядов — уже вызывают недоверие и отрицание. Нужна

    глубокая и непоколебимая вера в Библию, как в подлинное слово Божие, чтобы

    не утратить благоговейного отношения к ней, а такой веры, как мы знаем, не

    имеют иногда и профессиональные богословы.

    То же самое нужно сказать и о чтении житий святых. Жития святых,

    конечно, могут воодушевлять подвигом христианской жизни, но для этого

    нужно, чтобы мы видели в святых не только героев давно минувших времен и

    исключительных обстоятельств, а наших вечных спутников, наставников и

    помощников в христианском подвиге, живых членов Святой Христовой Церкви, с

    которыми мы можем быть в постоянном общении и к которым можем обращаться с

    молитвами о помощи. Другими словами, память о святых только тогда приносит

    нам настоящую помощь, когда мы живем полной христианской жизнью, живем в

    Церкви в нераздельном единении со святыми, и когда святые не являются для

    нас только далеким историческим воспоминанием.

    Все указанные способы религиозного влияния на молодежь страдают тем

    коренным недостатком, что они скользят по поверхности, обращаются

    преимущественно к рассудку и не сообразуются с внутренним состоянием

    детской души, уже начавшей разлагаться под влиянием греха.

    Чтобы оказать действительную, реальную помощь в религиозной жизни,

    необходимо вникнуть в этот внутренний, духовный процесс, происходящий в

    молодой душе и приводящий ее к религиозному опустошению. Только ясно

    представляя себе этот процесс, в каждом индивидуальном случае, можно

    увидеть выход из этого состояния.

    Главное же в этом процессе — развитие греховного, замкнутого в себе

    расположения.

    С этим-то и надо бороться, а не обращаться к одному только уму с

    рассуждениями общего характера.

    Как утрата веры, так и возвращение к ней никогда не совершаются

    путем спокойного, теоретического исключительно умственного процесса. И

    утрата веры и возвращение к ней являются обычно тяжелой, внутренней драмой,

    чрезвычайно мучительной, доводящей иногда до отчаяния, до желания смерти и

    эта драма тянется иногда многие годы.

    Излечить такое внутреннее состояние одними только разговорами и

    благочестивыми наставлениями или учеными лекциями невозможно.

    Необходимо болезненному процессу внутреннего разложения

    противопоставить иной, творческий процесс внутреннего оздоровления через

    воздействие на душу некоторой здоровой, положительной, творческой силы.

    Главнейшая забота религиозного воспитания должна заключаться в том,

    чтобы не в сознании ребенка только, не в памяти его и не в привычках, а в

    самой глубине духа его сохранилась его связь с Богом. Эта внутренняя связь

    с Богом должна быть той твердыней, о которую должны разбиваться все

    соблазны чувственности и горделивого самообольщения.

    Помочь ребенку в этом деле может, прежде всего, благотворная среда

    живой религиозной веры и любви к Богу. Как свеча загорается от горящей

    свечи, так и в детской душе разгорается огонь веры и любви не от

    наставлений и не от правил, а от окружающего его духа веры и любви.

    Первоначальное, и самое важное, значение в правильном ходе

    религиозной жизни детей имеет, конечно, семья. Но для этого сама семья

    должна быть, по словам апостола Павла, малой, домашней церковью, то есть не

    формально только числиться православной, не ограничиваться только внешним

    исполнением церковных правил, а действительно иметь средоточием своей жизни

    Господа Иисуса Христа.

    Только при этом условии вся домашняя обстановка православного дома и

    весь уклад семейной жизни будут глубоко проникать в детскую душу.

    И материнская или отцовская молитва, и образок или крестик над

    колыбелью и кроватью, и причащение Святых Тайн, и окропление святой водой,

    и лампада перед святой иконой — все это не будет тогда одной пустой,

    внешней формой, но будет выражением подлинного религиозного духа семьи и не

    будет вызывать противоречий и сомнений в душе ребенка.

    При условии полного единства духа и формы религиозной жизни в семье,

    как губка впитывает в себя воду, так и душа ребенка впитывает в себя

    впечатления православного домашнего быта.

    Религиозные обычаи семьи, встреча Рождества Христова, Крещение или

    Пасха, праздник Троицы или Великий пост — все это не проходит безследно для

    духовной жизни ребенка. Из всего этого накопляется в душе запас святых

    впечатлений, радостных и чистых переживаний, составляющих фундамент будущей

    сознательной религиозной жизни. В позднейшие годы, в моменты опасных,

    критических внутренних переломов, эти переживания, этот детский религиозный

    опыт всплывает в душе и является источником спасения и возрождения.

    Благотворное влияние религиозной православной семьи ничем не

    заменимо — незаметно, органически, легко и свободно она закладывает в

    детской душе основы здоровой религиозной жизни.

    Второй средой, еще более необходимой для правильного религиозного

    развития, включающей в себя и саму православную семью — является

    православная церковность, средоточием которой является Господь Иисус

    Христос. Нужно, чтобы в душе православного ребенка укреплялось чувство, что

    он не только часть православной семьи, но и часть Православной Церкви, с

    которой он связан органически и навсегда и которая является его духовной

    питательницей и воспитательницей.

    Такое чувство в душе ребенка легко возникает, если сама окружающая

    его семья живет этим чувством. Чувство принадлежности к Церкви важнее

    чувства принадлежности к семье. Семья может разрушиться — Церковь никогда.

    Сознающий себя членом Церкви никогда не будет чувствовать себя одиноким в

    мiре, безприютным: он чувствует себя в крепкой руке Христовой, в руке

    Божией. Он чувствует под собой несокрушимую твердыню. Он живет в постоянном

    общении со Христом, со святыми и умершими.

    Укрепить в ребенке это сознание является очень важной задачей

    религиозного воспитания.

    Как ребенок должен узнавать Христа

    Я сказал, что средоточием церковности является Господь Иисус

    Христос. Он же должен быть сосредоточием и семейной жизни.

    Ребенок должен узнавать Христа не из книжки с картинками, а из

    настроения, из образа мыслей, из образа жизни, из взаимных отношений членов

    семьи.

    Если он, таким образом, узнает Христа, Христос станет близким и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.