Духовные истоки народной педагогики
Духовные истоки народной педагогики
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Иркутский государственный технический университет
Восточный факультет
Кафедра социологии и социальной работы
Духовные истоки народной педагогики.
Меньщикова Ю.С.
Курсовая работа
Студентки 3 курса
по педагогике
Научный руководитель
Кузьмин Владимир
Александрович
КФН доцент
Иркутск-2001г.
План.
I. Введение.
II. Природа и духовное начало народных воспитательных традиций.
III. Сложившиеся концепции народной педагогики.
IV. Общее ценности, сложившиеся народов.
V. Заключение.
VI. Литература.
Введение.
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной
культуры народа. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о том, что
«воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько
существует сам народ». И также предполагает, что народная педагогика
возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной
педагогике и влияла на её ранние формы.
Исследователи народной педагогике Ушинский К.Д., Макаренко А.С.,
Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность
официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга
Анализ источников показывает, что воспитание в частности тесно
перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной
педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях. Более того,
некоторые предания народ непосредственно связывает с поступками, жизнью и
деятельностью.
Учёные Волков Г.Н., Измайлов А.Э., Виноградов Г.С., Кукушин В.С.,
Столяренко Л.Д. и д.р. выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость
привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в
духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости
и честности.
Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой
педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.
Природа и духовное начало народных воспитательных традиций.
Духовность нации – сложное понятие. В русской религиозной философии
оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной
субстанции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской
теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе
понятий, характеризующих уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере
ее этнопсихологического бытия.
Судьба нации зависит от ценностных свойств и качеств ее ментальной
структуры. Как писал русский философ П.И.Новгородцев, «не политические
партии спасут Россию, ее воскресит воспрянувший к свету вечных истен святой
народный дух».
Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного
воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт,
искусство, религия.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не
только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромную
власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена
естественностью народного воспитания. Русские говорят о природе человека, о
природном уме, и в этом начало смысла, причем, это согласовывается с
демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогике
естественностью народного воспитания.
С природой как с решающим фактором воспитания согласовывается и
утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви.
Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их
единства высшая гармония жизни на земле. Очаровательны в народном
творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-
матушка, белая черемуха в девичьем наряде…
Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем
незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-
разному используют природу как фактор воздействия на личность.
Все что согласуется с природой, должно рассматривается как благо,
что противоречит ее развитию – как зло и извращение. Этот педагогический
принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я.А.Коменским. На тех же
позициях стояли Руссо, Песталоций, Ушинский, Толстой.
Что же касается системы воспитания В.А.Сухомлинского, то она вся
насквозь природосообразно, жизнесообразно, и в этом её сила. «Высочайшая
жизненная мудрость состоит в том чтобы человек вверил себя природе, прошел
бы жизнь, озираясь на неё, предоставлял бы ей руководить собой. Принцип
природосообразности является высшим, основным принципом всего воспитания и
всей человеческой жизни».
В работе «Этика» П.А.Кропоткин доказал, что этические нормы
предшествовали религии. Он выводил нравственность непосредственно из опыта
природы. Справедливость этой точки зрения не требует особых доказательств.
Этика животных и растений может быть образцом подражания для человека.
В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу,
бережно откосился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и
явлениями. Это относится как к многочисленным этносом, так и «малым»
народам. Например, суть народной философии эвенков – мир един, человек –
это тоже природа.
В русских семьях оптимальные, с точки зрения экологии детства,
взаимоотношения с природой, основывающиеся на народом опыте, существовали
издавна. Это связано с тем, что Россия была в основном аграрной страной и
большая часть ее населения постоянно находилась в прямом контакте с
природой. Несмотря на обширные территории и огромные природные ресурсы,
постоянно ощущался их дефицит из-за колоссальной диспропорции в плотности
населения. Почти полная зависимость от природы не оставляла перед
населением выбора. Так, в перенаселенных центральных районах России
крестьянская семья могла существовать только при условии строгого
соблюдения принципов рационального природопользования и охраны окружающей
среды.
Между экономической жизнью общества и его духовной жизнью воспитание
выступает как связующее звено. Этим объясняется и особенное положение
педагогической культуры в целом и материальной и духовной жизни народа.
Педагогическая культура, глубоко проникающая как в материальную, как и
духовную культуру общества, служит мостом между ними.
Совокупная педагогическая культура народа, включающая в себя как
достижение педагогической мысли в стране, педагогическую просвещенность
масс состояния воспитания подрастающего поколения, так и индивидуальная
педагогическую культуру граждан, отражает конкретный уровень общественного
прогресса совершено закономерно поэтому, что именно демократический строй
создает наиболее благоприятные условия для расцвета педагогической
культуры народа. Творческая инициатива и активность масс, поддерживая
обществом, распространяется и на педагогическую сферу. Серьезнейшим
стимулом в расцвете педагогической культуры является повышенное внимание к
народным традициям воспитания. Народная педагогика возникла как практика,
как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда
обогащала ее и в свою очередь, сама обогащалась его. Таким образом,
получалось своего рода расширенное воспроизводство педагогической культуры.
Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической культуры
народа и общества в целом.
Первичными элементами народной педагогики были примитивные
педагогические умения как зачатки педагогического искусства («ремесла»).
Критериями деятельности народных педагогов служили здравый смысл,
эмпирическое обобщение опыта, что послужило в дальнейшем исходным
основанием для педагогической теории. На ранних ступенях воспитатели из
народа, не зная еще науки постепенно начинали опираться на передающуюся из
поколения в поколения народную мудрость. Народная педагогика из-за
отсутствия письменности и грамотности несла большие потери, мудрость
распылялась, многие открытия делались заново тысячи раз. Отсутствие
возможности концентрировать педагогические знания явилось препятствием в
программе педагогической культуре народа.
Педагогическая культура народа тесно связана со всеми сферами
народной жизни, она носит синтетический характер. В этом ее сила известный
советский философ Г.Н.Волков высказал интересную мысль: «Попробуй мысленно
лишить современное общество всех орудий жизни и средств материальной
культуры: всей техники, зданий, дорог, коммуникаций. Поставьте общество
«один на один» с нетронутой природой. Что произойдет? Вернется эпоха
первобытного варварства? Ничего подобного. Человечество претерпит большие
лишения, его развитие затормозится, но лишь на несколько десятилетий, в
течение их общество заново построит всю материальную культуру цивилизации,
построит по последнему слову науки». А что же случится с человеком, если
оно лишится духовной культуры, и соответственно перестанет заниматься
педагогической деятельностью?
Для каждого человека имеет важное значение его близость к духовной
культуре человечества. Чем дальше человек от этих духовных сокровищ, тем он
стоит ниже как мыслящее и чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити
связывают человека со всем человечеством, тем выше он как член
человеческого общества. Любой зверь, родившийся и выросший в зоопарке,
среди людей, останется зверем. Любое дитя человеческое вне человеческого
общения, не сможет стать человеком несмотря на все свои физические данные,
сближающие его с предками.
Духовное богатство современного человечества включает все
интеллектуальное, социальное, историческое, этническое многообразие. Это
многообразие еще более увеличивается тем, что каждая личность
индивидуальна. Все люди, как писал И.Я.яковлев, разные, хотя и обозначены
одним словом «человек». Единое человечество будущего воплотит в себе все
прогрессивное многообразие прошлого и настоящего и будет состоять из
всесторонне развитых членов, представляющих в трансформированном виде все
это многообразие.
Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная,
энергия, накоплена всем многовековым развитием человеческой цивилизаций,
усилиями всех поколений наших предков. Связь между поколениями
обеспечивается воспитанием. Поэтому педагогическая культура является своего
рода двигателем, приводящим в движение человеческий ум, использующем эту
аккумулированную и концентрированную духовную энергию. Сохранение и
развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего педагогического
процесса.
Традиции как бы организуют связь поколения, на них держится духовно-
нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается
именно на традициях. Чем многообразные традиции, тем духовно богаче народ,
не что так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между
традициями и современностью все –более становится животрепещущей проблемой
науки. Традиция содействует воспитанию теряемого сейчас наследия. Такое
воспитание может, быть спасительным для человечества.
В настоящее время бесценное знание сельских ребят умирают без
применения из-за игнорирования их в школьном образовании. Сельская
крестьянская культура, богатая традициями представляет собой великое
духовное сокровище человечества. И возможности этой культуре далеко не
исчерпаемы.
Уже в древне русских летописях в устном народном творчестве,
особенно в сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек
воспитаем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель,
и его надо прививать, необходимо учить, ибо причиной многих человеческих
пороков является незнание, невежество. Добродетель есть умение хорошо
поступать, а хорошо поступать умеет тот кто знает, как именно надо
поступать. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и
поведением выступает воспитание. Следовательно, никакая человеческая
добродетель невозможна вне педагогической культуры, являющейся чрезвычайно
важным компонентом духовной культуры человечества. Соответственно
педагогическая культура пользуется всеми важнейшими достижениями
человеческой культуры – наукой, искусством. Искусство воспитывает чувства,
философию, интеллект, педагогика регулирует и то и другое. Особенности
педагогического творчества состоит в том, что в процессе воспитания
накопленные духовные богатства не только передаются из поколения в
поколение, но и перерабатывается, совершенствуется, развивается и
обогащаются. Педагогический процесс поэтому означает одновременно и
духовный процесс в целом.
Смысл воспитания – укрепление преемственности поколений для вековых
гуманистических традиций на рода, в конечном итоге – осознание
принадлежности к своим корням.
Народ хотел видел в каждом ребенке комплекс социально-этических
качеств. В основе народной педагогики лежит триада «ум – доброта –
трудолюбие».
В советские времена по ряду экономических и социальных причин
зависимость сельских жителей от природы снизилась, а соблюдение
экономических принципов природопользования стало на определенном этапе даже
экономически невыгодным. При этом преемственность традиций прервалась, и к
настоящему моменту носителей их почти не осталось. Все это указывает на
хрупкость народных традиций и необходимость бережного к ним отношения.
В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во
многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных
канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи,
связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье,
ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.
Религия – важнейшим феномен человеческой цивилизации. В соотношении
с национальными проблемами она играла и играет прямо противоположную роль –
этноинтегрирующую и этнодифференцирующую.
Там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и народные
воспитательные традиции. Однако сами по себе традиции не могут быть
основным средством формирования личности ребенка. Их недостатком является,
в частности, одностороннее воздействие на личностное становление. Так,
способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции меньше всего
содействуют формированию у них самостоятельности и способности
противостоять неблагоприятным воздействием среды.
Сложившиеся концепции народной педагогике.
Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют,
что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического
феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных
интересов педагогов прошлого и настоящего.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный
потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и
основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он
глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь
на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи,
обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для
потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым
образцом в процессе народного развития.
Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в
процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская большое значение придавала
развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком,
она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием
выражения себя, своих мыслей, своих настроений».
А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя
убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и
реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая
подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».
В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения
нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он
считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение
народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования
по этим проблемам не проводятся.
« О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-
видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он.
- Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни
народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального
характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния,
нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках,
былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах.
В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали
обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов
написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская
народная педагогика». В 1890 году впервые в более широком аспекте Д.
Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной
педагогики – пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их
воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес
представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом
Страницы: 1, 2
|