МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экологическая тропа

    Экологическая тропа

    План.

    1. Введение………………………………………………………2

    2. История создания экологической тропы………………….…3

    3. Цели и задачи учебных экологических троп……………….8

    4. Типы учебных троп……………………………………………9

    5. Организация экологической тропы:

    А) Требования к выбору маршрута……………………….13

    Б) Оборудование экологической тропы………………….15

    В) Подготовка экскурсоводов………………….…………16

    6. Экологическая тропа и творческая деятельность

    школьников………………………………………………………19

    7.Заключение……………………………………………………23

    8. Литература………………………………………………..…25

    Введение.

    Важнейшим средством экологического образования является организация

    разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной

    среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета

    в природе». Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в

    образовательных целях природная территория, на которой создаются условия

    для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность

    учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а

    также полевого практикума.

    Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были

    представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и

    антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение

    естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей

    деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия

    такой деятельности.

    Экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей:

    1) педагогов и студентов;

    2) старших дошкольников, учащихся школ и ПТУ;

    3) родителей, отдыхающих, организованных в экскурсионные группы и др.

    Обычно учебная экологическая тропа посещается организованно под

    руководством экскурсовода. Однако при наличии специально разработанных

    буклетов-путеводителей возможно и самостоятельное ознакомление с

    экспозицией тропы.

    Протяженность учебной тропы обусловливается временем, в течение которого

    может проводиться экскурсия. Для взрослых (старшеклассников) — это два, два

    с половиной часа — соответственно длина маршрута составляет около двух

    километров. Для малышей проводятся ознакомительные экскурсии на отрезке

    маршрута продолжительностью в 30-40 мин. Школьники средних возрастов

    проходят на экскурсии весь маршрут, но знакомятся не со всеми объектами (до

    1,5ч)

    История создания экологической тропы.

    Впервые понятие природная или экологическая тропа появилась в США. В

    начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде

    «заповедника для пешеходов» – проложить тропу по Аппалачскому хребту. К

    1922 году пешеходная тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе

    до Джорджии на юго-востоке была готова, длина ее составила 3300 км. И сразу

    же она сделалась любимым местом отдыха и общения с природой многих

    американцев Востока США.

    Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках

    Америки: сложные и простые по прохождению, длинные и короткие. Наиболее

    известные из больших троп — Континентальная тропа в Скалистых горах и

    Тихоокеанская на западном побережье США. Такие же тропы стали создавать в

    других странах мира: Канаде, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии,

    Кении, Индии, Японии и др.

    Более 15 лет идет работа по созданию учебных троп в национальных парках

    Польской Народной Республики: Беловежском, Кампиносском, Бабьегорском и др.

    Они проходят главным образом по существующим туристским тропам и являются

    их составной частью.

    Большой популярностью пользуются учебные тропы в Чехословацкой

    Социалистической Республике. Одни проложены по пещерам окрестностей

    охраняемой ландшафтной области «Моравский крас» («Мацоха»), другие — в

    словацких горах «Малой Фатры» («Стефа-ново — Нижние и Новые Диеры»,

    «Разбойничья тропа» и др.). Интересен также опыт организации троп природы,

    накопленный в ГДР.

    В России еще до революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км от Судака вдоль

    скал была вырублена пешеходная тропа. Ее называют Голицынской, так как

    строительство" проводилось по указанию князя Л. С. Голицына. Тропа

    проложена таким образом, что посетитель может ознакомиться с многими

    природными объектами исключительной красоты и своёобразия

    Широкое распространение учебных и учебно-познавательных троп на

    территорий бывшего СССР началось с начала 60-х годов. Инициатором их стал

    Тартуский кружок охраны природы — первое студенческое природоохранное

    объединение в нашей стране, образованное 13 марта, 1958 года под

    руководством Я. X. Эйларта — специалиста по вопросам теории и практики

    охраны природы, в частности создания учебных троп. К настоящему времени

    практически вся территория Эстонии, .включая национальный парк,

    ландшафтные заказники, зоны отдыха и просто лесные массивы, покрыта

    тщательно спланированной сетью учебных троп. Широко известны тропы Лахемаа

    — первого национального парка, организованного в 1971 году. Здесь

    посетители могут ознакомиться с валунными полями ледникового времени и 200-

    летними борами (тропа по п-ову Кясму), ледниковыми озерами и камовым

    рельефом (тропа Вийтна), растительностью бывших дюн и современных болот

    (тропа Вирусоо) и многими другими природными объектами.

    Примерно в это же время стали создавать учебные и познавательно-

    рекреационные тропы и в соседних Прибалтийских республиках. В окрестностях

    г. Бирш-тонас Литовской ССР большой популярностью у взрослых и детей

    пользуется «Тропа зверей» с оригинально оформленными, стилизованными под

    различных животных пунктами-остановками. Силами сотрудников дома-музея

    «Лесное эхо» недалеко от г. Друскининкай уже около 30 лет существует тропа

    «Солнечная». Все сооружения тропы выполнены из неделовой древесины,

    обработанной, для долговечности по специальной методике. Тропа служит

    местом отдыха и познавательных экскурсий для многих тысяч людей,

    приезжающих со всех концов света.

    Оригинальные тропы созданы в лесничестве Швянтойи (Кретингский район)

    На территории агробиологической станции Вильнюсского педагогического

    института в Тамошаве создана учебная экологическая тропа «Лебедь». На ней

    будущие педагоги овладевают методикой работы с детьми в природе.

    Широкое распространение этого опыта в нашей стране затруднялось

    некоторыми организационными моментами. Необходимо было найти форму

    организации просветительных троп в природе. Причем нельзя было ограничивать

    задачу создания троп только расширением природоведческих знаний. Время

    выдвигало и иную задачу — целенаправленного использования троп для

    формирования экологической культуры населения, прежде всего учащейся

    молодежи. Это предъявляло новые требования не только к характеру маршрута

    тропы, но и к их организаторам и пользователям. На тропах, которые получили

    название учебных экологических, основное внимание обращают не столько на

    знакомство с природными объектами, сколько на оценку деятельности человека

    в окружающей среде, как естественной, так и преобразованной.

    Опираясь на результаты экспериментов по 'созданию подобных маршрутов,

    Всероссийское общество охраны природы приняло решение распространить опыт

    создания учебных троп на территории России. С этой целью в короткое время

    было организовано два республиканских семинара на базе действующих троп

    «Измайловская» (в черте Москвы) и «Пущинская» (Московская обл.),

    Результаты этих мероприятий не замедлили сказаться. По данным отдела

    ВООП, всего за два года в разных уголках Российской Федерации было заложено

    более 120 учебных троп. В их создании в содружестве с местными отделениями

    ВООП активное участие принимали студенты из дружин охраны природы различных

    вузов, советы по туризму и экскурсиям, турбазы, детские туристические

    станции и станции юных натуралистов, школьные лесничества, Дома пионеров,

    отдельные школы под руководством учителей географии и биологии.

    Парк культуры и отдыха г. Южно-Уральска, организовал экологическую тропу

    в естественном бору, занимающем 15 га. Информационные щиты, установленные

    на тропе, имеют вид развернутой книги: на одной «странице» плакат по охране

    природы, на другой — текст о природных объектах. Предназначена тропа для

    детей младшего возраста, но может быть интересна и всем посетителям парка

    Первичная организация ВООП Комсомольского государственного заповедника (г.

    Комсомольск-на-Амуре) оборудовала экологическую тропу, на которой

    установлено 30 красочных стендов и аншлагов.

    Большая часть троп в настоящее время сформировалась как туристские

    маршруты выходного дня и достаточно насыщена экологической информацией

    (щитами, указателями, специальными буклетами). В Краснодарском крае

    организовано или находится в стадии организации около 20 учебных троп.

    В 1985 году начали действовать тропа Паустовского и учебная тропа природы

    от Ласковского до Черного озера, проект которых создала Дружина по охране

    природы Рязанского клуба туристов. Они же оборудовали и установили

    информационные щиты, соответственно 12 и 20 шт., разработав для этого

    особую технологию, сравнительно несложную и удобную в эксплуатации.

    В Москве первая учебная экологическая тропа была создана в 1981 году в

    Измайловском парке культуры и отдыха учащимися 446 средней школы под

    руководством лаборатории—экологического образования.

    Тропа действует в летне-осенний сезон. По ее маршруту проводятся

    программные экскурсии для учащихся этой и других школ района и города. В

    порядке распространения опыта организаторы, и старшеклассники проводят

    экскурсии для зарубежных специалистов, директоров и завучей московских

    школ, методистов и учителей Москвы.

    Информационные щиты, установленные на тропе, привлекают внимание

    значительного числа посетителей лесопарка.

    Затем появились аналогичные тропы в Серебряном бору (школы № 57 и 143), в

    национальном парке «Лосиный остров» — Мытищинский лесопарк (школа № 767 и

    географический факультет МГПИ им. В. И. Ленина), в парке «Сокольники»

    (школа № 1 и МГПИ) и в некоторых других местах. Все московские учебные

    тропы отличаются сравнительно малой протяженностью (в среднем 1—2 км),

    доступностью для посетителей (дорожки частично асфальтированы),

    экологической информативностью. Прекрасные по своей организации,

    информационному содержанию и эстетическим качествам тропы создают на

    Украине. Они носят название природных (тропа Ирпень— Беличи),

    экологических («По реке Горынь») и природных познавательных (Дахновская).

    Создание учебных троп для нашей страны — дело достаточно новое, но

    набирающее быстрые темпы, особенно в последние годы. Разнообразие форм и

    методов их создания позволяет вовлечь в эту деятельность довольно большой

    круг заинтересованных организаций и широкую общественность. А это, в свою

    очередь, способствует расширению не только числа троп, но также и географии

    их распространения.

    Цели и задачи учебных экологических троп.

    Само название «учебная тропа природы» можно понимать как «мы изучаем

    природу» и как «природа нас учит». Другими словами, прежде всего цель

    создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей. По словам

    известного американского эколога Олдо Леопольда, «каждый участок леса

    должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и

    образование. Этот урожай мудрости _всегда под рукой, однако его не всегда

    пожинают.

    С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий

    ликбез», т. е. расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах,

    процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача

    экскурсоводов и проводников— научить своих слушателей видеть, замечать

    различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне

    маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия

    человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача

    учебных троп, — способствовать воспитанию экологической культуры поведения

    человекам/как части общей культуры взаимоотношений людей .друг с другом и

    отношения человека к природе

    ' Особенно широко.тропы.природы позволяют развернуть экологическое

    .образование и воспитание среди молодежи.Хорошо известно, что далеко не

    всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь

    и, что ещё сложнее, возбудить у каждого будущего гражданина" чувство"

    ответственности за ее судьбу.

    Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах

    природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного

    усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в

    природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и

    познания во время движения по маршруту тропы

    Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно

    показать ее красоту, ранимость, а порой просто беззащитность перед натиском

    человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама

    «просит нашей помощи, защиты и любви».

    Но любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не

    приходит сама собой — ее нужно пробудить. Исследования показывают, что дети

    школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное

    отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно

    глубокие и разносторонние знания, в .других случаях в их поведении

    проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто

    отрицательное. . В основе этого лежит феномен. непонимания подростком, а

    затем и, взрослым состава нарушения, в своём поведении в окружающей

    природе.

    Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха тропы природы при

    умелой их организации способствуют и охране природы. Они являются своего

    рода регулятором потока отдыхающих, распределяя их в относительно

    безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа обеспечивает

    возможность соблюдения природоохранного режима на определенной территории,

    так как облегчает контроль за посещаемостью и выполнением установленных

    правил.

    Отдельные учебные тропы можно объединять в системы, главная задача

    которых состоит во временном и пространственном регулировании потока

    посетителей, рассеивании, распределении их' по территории отдыха во

    избежание перегрузки наиболее привлекательных и поэтому часто посещаемых

    участков. А создание таких троп в • окрестностях' особо охраняемых

    территорий позволит отвлечь от них туристов и отдыхающих, показав им не

    менее Интересные по природным' качествам ив то же время вполне доступные

    места. С этой целью в горной местности, а при большой длине тропы и в

    равнинных условиях, помимо основной трассы тропы, проектируется также одна

    или несколько вспомогательных, чтобы при -необходимости сократить время и

    снизить сложность прохождения маршрута.

    Таким образом, создание учебных троп направлено на решение четырех задач:

    экологическое обучение и воспитание, отдых посетителей, сохранение природы

    в прилегающей зоне.

    Традиционно тропы прокладываются по буферным зонам вокруг

    заповедников, зонам организованного туризма национальных парков,

    ландшафтным заказникам. При этом обычно рядом с тропами выделяют защитную,

    т. е. переходную, полосу. Ширина ее бывает разной: если тропа проходит

    через густой лес, достаточно отвести под переходную зону несколько метров с

    обеих сторон от нее; если вокруг разреженный лес или открытое пространство,

    зону увеличивают до десятков метров. Цель ее создания иметь вдоль тропы

    территорию, свободную от хозяйственного использования.

    Кроме того, для создания учебных троп подходят, например, городские леса,

    лесопарки, .зоны отдыха, зеленые зоны городов и даже леса промышленного

    использования и нелесные площади: тундра, степь, полупустыня, т. е.

    территории, не относящиеся к особо охраняемым. . .

    За последние пять лет в нашей стране часто организуют тропы в

    окрестностях школ, пионерских лагерей, где они создаются силами самих

    школьников. Такие маршруты получили название учебных экологических троп.

    Сам процесс создания и последующего использования такого типа троп несет в

    себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подтверждает и

    многолетний практический опыт.

    Во-первых; сам процесс оборудования тропы силами учащихся позволяет

    руководителям создавать разные ситуации, играющие важную роль в деле

    образования и воспитания школьников. Во-вторых, оборудованная тропа

    помогает организовать учебно-воспитательную деятельность учителей и

    учащихся, в-третьих, она несет информацию для тех посетителей, которые

    проходят по ней самостоятельно, без экскурсоводов. Если учесть, что тропа,

    как правило, объединяет участки, где проводится экологический лрактикум и

    организуется _ природоохранная деятельность учащихся, то ее использование

    настолько многогранно, что она становится своеобразным учебным кабинетом в

    природе.

    Оборудование тропы не должно быть самоцелью, это одна из форм работы в

    системе экологического образования и воспитания молодежи. Если ее правильно

    организовать, то это позволит раскрыть детям свои творческие возможности,

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.