МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экологическое образование младших школьников в курсе природоведения

    окружающую среду Краснодарскую ТЭЦ перевели на газовое топливо. Немалую

    роль в загрязнении атмосферного воздуха играет ежегодное массовое сжигание

    растительных остатков. В результате происходит утрата почвой большого

    количества органических веществ и влияние продуктов сжигания (диоксид

    азота, сажа, диоксид серы и другие) на здоровье населения и состояние

    экосистем. Происходит гибель животных, многолетних насаждений в

    полезащитных лесополосах и всего живого в поверхностном слое почвы.

    Под влиянием антропогенных и природных факторов наблюдается усиление

    процессов деградации почв. Основными причинами этого являются:

    нерациональная структура сельскохозяйственных угодий, несоблюдение

    агротехники возделывания культур, отсутствие необходимой

    почвообрабатывающей техники; невыполнение агролесомелиоративных

    мероприятий; тяжёлое экономическое состояние хозяйств. Продолжают снижаться

    запасы основных видов промысловых рыб в Азово-Кубанском рыбопромысловом

    районе. На грани исчезновения находятся ценные проходные виды рыб: белуга,

    рыбец, шемая. Катастрофических масштабов достигло браконьерство; незаконный

    вылов рыбы, по некоторым оценкам специалистов, превышает вылов официальным

    промыслом. Практически не решаются проблемы деградации степных рек и

    Приазовских лиманов, связанные с их зарастанием и заиливанием, высоким

    уровнем химического бактериального загрязнения.

    Ухудшается состояние Чёрного и Азовского морей. Вызвано это

    загрязнённостью морских вод нефтепродуктами, сточными и канализационными

    водами. Эти проблемы освещаются в теме «Воды». Из-за выноса рекой Кубанью

    значительного количества загрязнённых веществ, в том числе пестицидов в

    Азовское море, ежегодно наблюдается массовая гибель рыбы. Другая проблема

    морей – эрозия берегов. Из-за неконтролируемой рекреационной нагрузки идёт

    деградация курортов, расположенных на побережье.

    Существуют также проблемы загрязнения атмосферного воздуха взвешенными

    веществами; загрязнение подземных вод, используемых для питьевых целей;

    деградация особо важных природных объектов.

    На уроках природоведения в третьем классе при изучении раздела тем

    «Сбережём природу своего края» младшие школьники знакомятся с

    экологическими проблемами города и края. Из периодической печати учащиеся

    самостоятельно подбирают статьи, в которых говорится об экологии. Эти

    статьи вклеиваются в рабочую тетрадь, в соответствии с темами: «Планета

    заболела», «Наш край», «О почве», «Лес – природное сообщество», «Водоёмы

    нашего края» и другие (Плешаков, 1999). На уроках природоведения дети

    делятся своими впечатлениями о прочитанном с одноклассниками, эти проблемы

    активно обсуждаются.

    На экскурсиях на природу во 2 классе по темам «Изменения в природе под

    влиянием человека» и «Охрана природы» младшие школьники наблюдают за

    изменениями природы в городе, микрорайоне: зарастание Карасунских озёр,

    заиливание Краснодарского водохранилища, загрязнение атмосферного воздуха

    автомобильным транспортом, изменение растительности и животного мира.

    В городе Краснодаре проводятся мероприятия по охране природы. Вот

    некоторые из них: ведётся реконструкция Карасунских озёр – расчищаются

    русла пашковских водоёмов, производится озеленение Карасунских озёр со

    стороны стадиона «Кубань» (высажено почти полсотни берёз и 75 лип), в

    районе Дмитриевской дамбы (высажено более 180 саженцев сосны, до 800

    кустарников декоративной смородины, форзиции, спирии), охраняются памятники

    природы, автомобильный транспорт переводится на газовое топливо.

    Но проводимых мероприятий явно недостаточно. Многое здесь может

    зависеть от местного населения. Каждый человек просто обязан знать о

    сложном устройстве и функционировании природы и о собственной

    ответственности за её состояние. Необходимо всеобщее экологическое

    воспитание и детей, и взрослых. Каждый должен усвоить, что мыть машины

    около реки, оставлять мусор, консервные банки, пластиковые пакеты и бутылки

    в лесу – это преступление перед природой и человечеством. Дело охраны

    природы – это дело не только специальных органов, призванных выполнять и

    контролировать эту работу, но и каждого человека. И начинать экологическое

    образование и воспитание нужно с раннего детства.

    Организация экологического обучения

    в курсе природоведения

    Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности

    учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на

    природе и так далее.), используемая учителем в процессе воспитывающего

    обучения (Пакулова, Кузнецова, 1990). В связи с особенностями содержания

    курса природоведения, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе,

    различают следующие организационные формы изучения природы младшими

    школьниками: урок, экскурсия, внеурочная домашняя работа, внеклассная

    работа.

    Реализация задач экологического состояния требует пересмотра форм и

    методов обучения. Большинством учителей, работающих в начальных классах

    отдаётся предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения,

    рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой (1998):

    . стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей

    среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы,

    доклады учащихся, викторины;

    . развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия

    природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы,

    обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез,

    сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная

    работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;

    . формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать

    экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые

    знания – проблемный подход к процессу обучения;

    . вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем

    окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов,

    организация экологической тропы, защита природы – восстановление леса,

    пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).

    Преподавание основ экологии в младших классах обладает рядом

    специфических особенностей и самой значительной из них является то, что в

    общем весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии,

    должно быть положено на неподготовленную почву. Проблема в том, что сейчас

    существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и

    поведение в более раннем возрасте, а экологические знания базируются на

    системе сведений из биологии, химии, физики, геологии и многих других наук,

    с которыми младшие школьники мало знакомы. Поэтому для эффективного

    преподавания экологии в младших классах необходимо преодолеть этот

    диссонанс между относительной неподготовленностью учеников к восприятию

    материала и потенциальной сложностью самого материала (Пахомов, 1998).

    Ведущие методы преподавания – наблюдение, эксперимент, моделирование.

    Названные методы определяют формы организации учебной деятельности

    учащихся, специфические для данного учебного предмета: экскурсии, уроки с

    раздаточным материалом, практические и лабораторные работы в классе, в

    уголке живой природы, в природе, самостоятельные наблюдения детей.

    1 Экологическое обучение

    на уроках природоведения

    Экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в

    урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для

    учащихся своей свободной формой, а классная – несёт больше информации. Для

    того, чтобы заинтересовать учащихся, уроки должны быть разнообразными,

    интересными, увлекательными. В своей педагогической практике мною

    используются различные формы и методы проведения уроков. Необходимо, чтобы

    ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в

    проведении урока.

    Работа по системе «Зелёный дом», разработанной А.А. Плешаковым,

    предусматривает формирование у младших школьников представление об экологии

    как науке о взаимосвязях всего живого в природе в доступной для учеников

    этого возраста форме. Основные экологические понятия усваиваются в ходе

    уроков природоведения. Ниже приводятся разработки уроков по темам: «Что

    такое экология?», «Лес и человек» (урок-путешествие).

    Тема урока: «Что такое экология?» (3 класс).

    Цель урока: Обобщить знания о взаимосвязях живых существ с окружающей

    средой. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к

    ней.

    Оборудование: Рисунки учащихся, книги-малышки, плакаты, репродукции картин

    природы.

    План урока.

    1. Проверка домашнего задания.

    2. Работа по схемам (знакомство с новым материалом на основе ранее

    изученного).

    3. Формирование понятия «окружающая среда» с помощью схемы в учебнике.

    4. Обобщение знаний – понятие экологии как науки.

    5. Задание на дом.

    Ход урока.

    Урок начинается с проверки домашнего задания: «Как история с комарами

    и кошками повлияла на природу острова Калимантан?». Дети могут рассказать о

    ней по рисунку учебника, провести повторное построение модели на магнитной

    доске.

    Этих бед, наверное, можно было бы избежать, если бы люди, применявшие

    на острове ядохимикаты, посоветовались с учёными-экологами. Что же это за

    наука – экология? Выяснить это – задача сегодняшнего урока. На острове не

    учли, что разные живые существа тесно связаны между собой. Эти и подобные

    им связи изучают экологи.

    Затем проводится систематизация изученных учащимися экологических

    связей по схемам: связи между живой и неживой природой, связи внутри живой

    природы (между растениями и животными), связи между природой и человеком.

    Учащиеся приводят конкретные примеры, «зашифрованные» в каждой схеме. Важно

    обратить внимание на взаимный характер связей, что показано на схемах двумя

    стрелками разного направления (рис. 8).

    Вопросы учащимся: «В чём состоит значение неживой природы для живой?»,

    «Как живая природа влияет на неживую?». В случае каких либо затруднений

    учащихся учитель помогает им: напоминает о ранее изученном или сообщает

    факты, пока неизвестные детям. Далее переходят к выяснению значения самого

    слова «экология». Слово экология произошло от греческих слов «экос» – дом и

    «логос» – наука, то есть это наука о доме, о «природном доме». Экология –

    наука, которая исследует как живые существа связаны со всем тем, что их

    окружает. Затем вводится понятие «окружающая среда». Для этого используется

    схема учебника стр. 149 (Плешаков, 1998) (рис. 9).

    Три маленьких круга, в каждом из которых один объект – животное

    (заяц), растение (берёза), человек. Каждый маленький круг окружён большим,

    обозначающим окружающую данный объект среду. В большом круге помещён

    вопросительный знак: ученики перечисляют, что составляет окружающую среду

    для берёзы, для зайца, для человека.

    После этого учащиеся самостоятельно попробуют сформулировать

    определение экологии, а затем прочитают определение из учебника:

    Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их

    средой, между человеком и природой.

    В заключение учитель предлагает учащимся подумать над вопросами:

    «Согласен ли ты с тем, что экология – увлекательная наука? Объясни. Докажи,

    что экология очень важная наука». В качестве домашнего задания учащимся

    предлагается продолжить размышления над этими вопросами.

    Тема урока: «Лес и человек» (4 класс).

    Цель урока: Создать у детей яркое представление об удивительном

    многообразии и впечатляющей красоте лесов нашей Родины; дать

    представление о Красной книге, о рациональном использовании

    природы; воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование: Карта природных зон России, Красная книга Краснодарского

    края, выставка книг о лесе, условные знаки охраны

    природы, выставка детских рисунков «Планета заболела»,

    запись «Голоса птиц», динамическая модель «Лес и

    человек».

    Ход урока.

    1. Подготовка к путешествию.

    Сегодня предстоит совершить замечательное путешествие в природную зону

    нашей России - лесную. Во время прогулки по лесу поговорим о нашем зелёном

    друге, его обитателях, о нас с вами. Нет на земле человека, чья жизнь так

    или иначе не была бы связана с лесом (показываю на карте природных зон

    лесную зону).

    2. Повторение и проверка знаний и умений учащихся по теме «В зоне

    лесов» выполнение заданий по группам под музыку и пение птиц).

    1. что такое лес? (Лес – это сообщество растений из деревьев, кустарников,

    трав, мхов, грибов, лишайников).

    2. Что лишнее? Объясните почему. (Карликовая берёза, тополь, полярная сова,

    мох, ягель, морошка: лишнее – полярная сова – не растение).

    3. Составьте цепи питания (используется тетрадь для творческих работ к

    учебнику А.А. Плешакова «Природоведение», 4 класс).

    Казалось бы чем полезны волк, тигр, барс? Даже в сказках их изображают

    обычно злыми. Но вот и барс попал в Красную книгу! «Хищники, как и другие

    животные, необходимы в цепи питания» – считает Лесовичок. А как вы думаете?

    (ответы детей). А теперь представьте, что в недалёком будущем на земле

    совсем не останется лесов. Что же тогда ожидает нас, людей? Чтобы ответить

    на этот вопрос, нужно выяснить, какую роль играет лес в природе и жизни

    человека.

    3. Роль лесов в природе и жизни человека.

    Дети пробуют самостоятельно охарактеризовать эту роль. Сопоставление

    своих выводов со схемой, приведённой в учебнике «Природоведение 4 класс» на

    стр. 70 (рис. 10).

    4. Правильно ли мы используем леса?

    Беседа об использовании и охране лесов. Обозначение факторов

    негативного воздействия на лес и соответствующие меры охраны, условные

    обозначения. Правила поведения в лесу.

    5. Чтение экологического вестника (заметки из газет и журналов).

    Вопросы: «Кто виновник экологических бед? Назвать редкие растения

    (используется красная книга). Что грозит этим растениям?».

    Вывод: всё, что создано природой, должно оставаться в

    неприкосновенности (используются природоохранительные знаки)

    6. Решаются экологические задачи: «В путешествие отправились 26

    человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвёт по 3 цветка?».

    7. Чтение сочинений на тему: «Что нам сказали бы цветы, если бы умели

    говорить?».

    Вывод: Бесхозяйственность человека приводит к гибели лесов,

    растительного мира. К природе нужно относиться бережно, по-хозяйски.

    8. Итог урока.

    Как люди борются за сохранение растительного мира? Чему вас этот урок

    научил? А над чем этот урок заставил задуматься?

    9. Домашнее задание: «Охрана природы».

    2 Экскурсия как форма экологического обучения

    Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса,

    которая позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать

    различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно

    созданных условиях (Пакулова, Кузнецова, 1990). Экскурсии имеют большое

    познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют,

    расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике

    многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Мы живём в

    непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией

    для экологического воспитания. Моя задача – донести до ума и сердец младших

    школьников, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья и

    природы, и человека.

    В 1 и 2 классах четырёхлетней начальной школы экскурсии направлены на

    формирование общих природоведческих представлений. В курсе «Ознакомление с

    окружающим миром» авторов А.А. Плешакова и О.Н. Сорецкой (Программно-

    методические материалы, 1999) предусмотрены следующие экскурсии: при

    изучении темы «Что нас окружает» - экскурсия с целью ознакомления с

    ближайшим природным окружением, общественной жизнью, трудом людей в городе;

    при изучении темы «Родной край» экскурсии проводятся в разное время года

    (осень, зима, весна). На них учащиеся знакомятся с природой и трудом людей,

    с поверхностью и водоёмами края.

    В курсе «Природоведение» А.А. Плешакова на экскурсиях продолжается

    формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатые на занятиях по

    ознакомлению с окружающим миром. Программой 3 класса при изучении темы

    «Природа и мы» (1999) предусмотрены следующие экскурсии: природа вокруг нас

    (объекты живой и неживой природы); изменения в природе под влиянием

    человека; охрана природы (лесопитомник, ботанический сад, экологическая

    тропа).

    В 4 классе при изучении темы «Сохраним природу своего края» экскурсии:

    растения и животные леса; растения и животные луга; растения и животные

    водоёма.

    Но важное значение на экскурсиях уделяется экологическому обучению:

    выявляются отрицательные изменения в природном окружении, являющиеся

    результатом хозяйственной деятельности и личного поведения людей (воздух,

    вода, растения, животные); систематизируются и расширяются знания об охране

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.