МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

    универсальной ценности), нравственного(воли и настойчивости,

    ответственности) развития личности. А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина1

    считают, что формирование ответственного отношения к природной среде

    связано с решением ряда образовательных и воспитательных задач. Последние

    предполагают формирование потребности общения с живой природой, интереса к

    познанию ее законов; формирование установок и мотивов деятельности,

    направленных на осознание универсальной ценности природы; формирование

    убеждений в необходимости сбережения природы, заботы о сохранении своего

    здоровья и здоровья других людей как общественной ценности; потребности

    участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических

    идей.

    Воспитательные задачи тесно связаны с образовательными, которые

    включают формирование:

    1. Системы научных знаний о единстве человека, общества и

    природопользования как материальной основы научно-технического

    прогресса.

    2. Системы идеологических, нравственных и эстетических ценностных

    экологических ориентаций.

    3. Умений использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила

    экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном

    поведении.

    4. Умений использовать знания о способах охраны природы и бережного к

    ней отношения в трудовой, общественно полезной и пропагандистской

    деятельности.

    И.Д. Зверев2 считает, что основной задачей экологического образования

    является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее

    особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и

    путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха.

    Б.Т. Лихачев1 методы и формы экологического образования и воспитания

    условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы

    формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навыкам

    практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой

    ответственности, эстетического отношения к действительности, нравственного

    самосовершенствования.

    А.Н. Захлебный2 считает, что при разработке экологической программы

    особое значение приобретает изучение школьника как личности, факторов его

    обучения и воспитания.

    По существу, это предполагает построение модели экологического

    образования. Развитие свойств личности, характеризующих ее отношение к

    общественным явлениям, имеет аналоги и в формировании свойств, которые

    определяют отношение человека к природе, что показано в схеме 1.

    (Приложение 11) В данной схеме А.Н. Захлебный представляет примерную модель

    формирования ответственного отношения к природной среде.

    Модель состоит из четырех блоков. И первом — названы важнейшие

    факторы, которые определяют формирование свойств личности, ее

    мировоззренческие взгляды, убеждения, поступки. Исследованиями психологов

    установлено, что любому действию человека должно предшествовать образование

    двух психологических феноменов — готовности и способности действовать.

    Очевидно, ответственное отношение к природной среде обусловлено

    образованием таких свойств личности, как готовность и способность к

    практическим действиям по ее бережному использованию, Защите и улучшению.

    Готовность действовать определяет психологическую установку человека к

    совершению того или иного поступка и, как свойство личности, развивается

    под влиянием ряда факторов, в частности, потребностей и ценностных

    ориентаций по отношению к объектам окружающей природной и социальной среды.

    Потребности в ценностные ориентации выступают мотивационной основой,

    формирующей цели деятельности человека, его поступки.

    Понятие «ответственность» предполагает необходимость за что-то

    отвечать. Это делает необходимым в воспитательном процессе последовательно

    развивать аксиологические знания о тех объектах и процессах в окружающей

    природной среде, которые требуют ответственного отношения . По существу,

    все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных

    отношений и включенных в их круг природных явлений выступает в качестве

    предметных ценностей или объектов ценностного отношения. Для решения задач

    экологического образования особое значение приобретают ценности:

    экологическое качество окружающей человека среды (естественной,

    преобразовательной, искусственной), природные ресурсы и изделия из них;

    эталоны и уникальные объекты естественной природы; памятники культуры. Все

    эти объекты окружающей Среды являются ценностями, удовлетворяющие

    разнообразные потребности человека (и общества): практические,

    познавательные, эстетические, нравственные.

    Вторым фактором, определяющим готовность человека к деятельности,

    является его идеал отношения (и поведения) к природной среде. Идеал

    выступает как образ цели поведения или деятельности человека. Идеал

    отношения к природе — это поведение, при котором гармонически сочетаются

    общественные и личные интересы. Гуманизм — характерная черта идеала

    поведения в природной среде. Он определяет уважение к человеку, к

    общественным потребностям. Из идеала выводятся требования общества к

    личности, на их основе вырабатываются критерии оценки ее поступков.

    Развитие у школьников оценочных суждений выступает важным фактором в

    воспитании готовности и способности действовать по зашите природной среды.

    Оценка — это отражение явлений действительности с точки зрения духовного

    мира, интересов, потребностей, целей личности. Моральная ответственность —

    сложная характеристика личности. В основе ее лежат нравственные убеждения,

    которые психологи рассматривают как моральные принципы, ставшие мотивами

    поведения человека. В нравственном убеждении принято различать:

    познавательный компонент — знание о моральной норме; отношение к этому

    знанию — уверенность в его правильности и необходимости реализовать его в

    своих действиях; потребность и готовность поступать в соответствии с этими

    знаниями. Для совершения ответственного поступка необходима

    сформированность и такого свойства личности, как способность действовать.

    Это свойство включает не только знание о том, как действовать, но и волю,

    настойчивость, активность в достижении цели. Эти качества проявляются в

    конкретных ситуациях и разных сочетаниях.

    Автор обращает внимание на то, что во втором блоке рассматриваемой

    модели показано проявление свойств личности ученика в конкретных видах

    деятельности и поведения. Об ответственном отношении свидетельствует:

    — культура индивидуального поведения в природном окружении;

    — активное участие в общественно полезном труде по защите, уходу и

    улучшению окружающей Среды, в пропаганде идей охраны природы.

    В третьем блоке модели А.Н. Захлебный показывает «каналы», через

    которые педагог воздействует на личность ученика, его чувства и интеллект.

    Используя социальный опыт человечества, который закреплен в научных

    знаниях, педагог постепенно развивает интеллектуальные способности

    личности, формирует ее мировоззрение, видение научной картины мира. Именно

    в результате интеллектуального развития формируется представление об

    исторической неизбежности возникновения проблем охраны природы и

    установлении гармонического взаимодействия с природой. Сочетание

    эмоционального, интеллектуального и эстетического восприятия окружающей

    природной Среды — основа научного понимания многообразной ценности природы,

    что формирует необходимую мировоззренческую позицию личности.

    В четвертый блок модели автором включены педагогические средства, с

    помощью которых осуществляется природоохранительное образование личности.

    Это учебное содержание, методы, наглядные средства, формы организации

    воспитательного процесса.

    Модель факторов, определяющих формирование у школьников

    ответственного отношения к природе представлена в приложении.

    1.2 Педагогические основы формирования экологической культуры.

    В своей статье “Экология личности” Б.Т. Лихачев1 раскрывает

    содержание понятия “Экология личности и культуры общества”, которое может

    быть рассмотрено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-

    психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная

    умственная аналитико-синтезирующая способность человека, гарантирующая

    научно обоснованное включение в природу, жизнь общества, имел в виду

    сохранения их равновесия. Эстетическое воспитание обеспечивает познание

    природы во всей ее естественной и эстетической целостности. Воображение

    выступает как психический прогресс предвидения последствий вмешательства в

    жизнь природы и общества. Чувствование основано на созидательно-

    бессознательном стремлении единению с природой. В содержание экологического

    сознания включается и утилитарно-практическое поведение. Должным образом

    направленная воля предполагает способность к решительному отказу от

    намеченных действий в случае возможности непредсказуемых последствий.

    Экологическая культура человека органично связана с личностью в

    целом, ее различными сторонами и качествами, она возникает как новое

    психическое образование. Естественнонаучная образованность обеспечивает

    познание закономерностей природы, связей между нею и человеком. Философская

    — дает возможность осмыслить назначение человека. Политическая —

    обеспечивает должное равновесие между хозяйственной деятельностью и

    природными ресурсами. Правовая — удерживает в рамках закона регулируемые

    взаимодействия. Нравственная — одухотворяет эти отношения. Эстетическая —

    создает возможность для переживаний восторга и наслаждения. Культура труда

    и хозяйственной деятельности направляет усилия человека в русло

    природоохранной целесообразности.

    Такое широкое понимание культуры личности, продиктованное реалиями

    конца xx столетия, предполагает развитие ряда смежных научных направлений.

    Среди них Б.Т. Лихачев выделяет такие, как экологическая психология и

    педагогика, экологическая психофизиогигиена. Первая найдет свой

    специфический предмет в изучении становления и развития психических

    состояний, обеспечивающих осознание и ощущение себя частью природы,

    формирование установки и мотивации на взаимополезное, взаимооздоровляющее

    взаимодействие. Возможно, она станет основой для экологически

    ориентированной педагогики как особой научной дисциплины, направления

    поиска, максимально отвечающих принципу природосообразности в его

    современном звучании. На их базе могут быть разработаны рекомендации по

    организации образа жизни ребенка, преодолению кризисных явлений, связанных

    с нарушением экологического равновесия (кислородное голодание, задержки в

    развитии, вспышки агрессивности и жестокости в отношении к животным и друг

    другу и т.д.). Педагоги говорят о необходимости экологической терапии и

    разработки путей и средств возвращения ребенка в биологически и

    психологически благоприятную среду обитания, предложить специальные

    игровые, творческие, деловые ситуации общения и деятельности, снимающие

    напряжение, возрождающие нормальное функционирование психики и организма в

    целом. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует

    подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным

    отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность

    ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как

    любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в

    качестве высшего счастья. Природа вненравственна, она по ту сторону добра и

    зла. Ее величие и спокойствие помогают осознать свое место в ней.

    Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного

    отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного.

    Педагоги отмечают, что экологическая культура личности немыслима вне

    ее практического отношения к действительности, которое формируется на

    основе совместных усилий учителей и учащихся. Речь идет о создании надежной

    психологической установки на экологически обоснованное включение в природу,

    ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы

    самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с

    воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и

    хозяйственности. Важно умения и навыки охранительной и защитительной, психо-

    и физиотерапевтической деятельности (лесоводства, садоводства,

    огородничества и др.), в области зоотерапии, аутотренинга, налаживания

    оздоровительного общения. Естественной основой процесса такого воспитания

    являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения

    ребенка с окружающей средой. У детей дошкольного и младшего школьного

    возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе

    отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью

    природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное

    взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и

    присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои

    привычки. Таким образом, экологическая культура в современных условиях

    является одним из ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться

    как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке

    подлинной интеллигентности и цивилизованности.

    1.3 Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками.

    Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании

    младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между

    живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем

    крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной

    природой, бережное отношение к живому.

    Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях

    родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют

    объекты эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся:

    природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с

    точки зрения взаимодействия общества и природы. Эти объекты можно

    конкретизировать следующим образом: природа — типичные и редкие виды

    организмов, типичные природные сообщества; охраняемые территории, памятники

    природы, природные ресурсы края; хозяйство — местные промышленные

    предприятия, использующие природные ресурсы и влияющие на окружающую среду;

    предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, службы

    благоустройства; население — особенности экологической культуры местного

    населения, отношение к окружающей природной среде учащихся школы; искусство

    — произведения профессионального искусства; народные промыслы, связанные с

    использованием природных материалов; легенды, сказки, игры, танцы, песни

    местного населения с природными сюжетами; история — происхождение обычаев и

    традиций отношения к природе; происхождение названий населенных пунктов и

    других географических объектов; развитие природоохранной деятельности

    взрослых и школьников в крае.

    Конечно, перечень конкретных объектов экологического краеведения

    может быть значительно шире, здесь важно показать их разнообразие, а это, в

    свою очередь, оживит эколого-краеведческую работу с учениками начальной

    школы, обеспечит комплексный подход в деле.

    Т.А. Бабакова1 считает, что школьное краеведение имеет две

    взаимосвязанные стороны — краепознание и краестроительство (последнее, к

    сожалению, часто упускается). При проведении эколого-краеведческой работы

    необходимо помнить оба эти условия, так как только в процессе практической

    деятельности по сохранению и улучшению окружающей Среды формируется

    бережное отношение, а затем и ответственное отношение к природе.

    Взаимосвязь двух сторон краеведения осуществляется при организации

    различных видов деятельности учащихся — познавательной, ценностно-

    ориентационной, коммуникативной, художественно-эстетитечской, трудовой — в

    их совокупности. Т.А. Бабакова рекомендует познавательную деятельность

    связывать приобретением и совершенствованием знаний, получаемых учащимися

    от учителей в виде информации, выполнение опытов и наблюдений, чтение

    краеведческой литературы, выполнение заданий учителя на применение знаний.

    Ценностно-ориентационная деятельность направлена на осознание учениками

    многостороннего значения природы для населения края и необходимости в связи

    с этим сохранения и улучшения природной среды. При этом природные объекты

    оцениваются с точки зрения для природы человека. Данный вид деятельности

    связан с анализом значения (оценкой) изучаемых объектов и обоснованием

    своей точки зрения.

    По мнению педагогов коммуникативная деятельность предполагает

    активность самих учеников, что проявляется, например, при подготовке и

    выполнении сообщений в классе; при коллективном планировании и обсуждении

    результатов практических природоохранных дел. Художественно-эстетическая

    деятельность заключается в восприятии эстетических свойств природных

    объектов и произведений искусства (изобразительного, музыкального,

    литературного, декоративно-прикладного, зодчества, Устного народного

    творчества), а также в создании художественных образов, связанных с

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.