Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди – человеки, страны и народы
Мы теперь навечно должники природы
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
- Ребята, некоторые виды растений, птиц и зверей исчезли с нашей планеты
или находятся на грани исчезновения. Такие редкие виды занесены в Красную
книгу нашей страны.
- А каких вы можете назвать животных или растений, которые занесены в
Красную книгу нашей страны? (Ответы детей)
Показ учителем некоторых видов редких растений и животных.
Учитель.
- Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и
животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но
если мы будем знать правила поведения в природе, то поможем всем.
- Ребята, сегодня мы говорили о многих компонентах природы.
- Что такое природа? (Ответы детей)
- Что природа дает человеку?
- Что могут сделать дети для охраны природы? (Ответы детей)
- А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей
газете. Человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску, под
ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье
человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.
Тема: Игра – путешествие «По лесным тропинкам».
Цель: учит работать с дополнительной литературой, отбирая интересные
сообщения о животных и растениях леса, познакомить учащихся с Красной
книгой мира и нашей страны; прививать любовь к природе, бережному отношению
ко всему живому на Земле.
Оборудование: эмблемы команды «Березка», команды «Елочка», рисунки
съедобных и несъедобных грибов, 2 корзинки, рисунок совы, рисунок летучей
мыши, жука, разрезанные портреты редких животных, сарафаны для сценки,
рисунок Красной книги, рисунки растений, занесенных в Красную книгу.
Литература:
1. Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето //Начальная школа. – 1996 -№6. – С.
56-58.
2. Дерим – Оглу Е.Н. Кукушка //Юный натуралист. –1991. - №6. – С. 28-31.
3. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные – М.: Лесная
промышленность, 1987. 48 с.
4. Филатова Л.М. По страницам Красной книги //Начальная школа. – 1991.
-№11. – С. 49-52
Ведущий. – Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
Перед нами две команды:
«Березка» и «Елочка». Они сейчас отправляются в путешествие: «По лесным
тропинкам».
1. Представление команд.
Команда «Елочка»
Под широкой темной елью,
Прошлогодней пахнет прелью
Подойдешь ты к ней – иголки
Подойдешь ты к ней
Под подошвами скользят
Ведь в обычаи у елки
Круглый год менять наряд.
Ель знакома нам всем с детства.
Без нарядной елки и праздника нет.
Круглый год ель зеленая.
А почему? Да потому, что листок – иголка живет 2-3 года, и опадают иголки
не все сразу, а постепенно, в течении всего года. Одни иголки опадают, а
другие растут. Любят ель птицы, и медведь чаще строит свою берлогу под
елью. Живет ель до 1200 лет.
Команда «Березка».
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов
сложено о ней. Береза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол
березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока
дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают: мебель, фанеру. А
береста, кора березы - готовая природная бумага.
II. Разминка команд.
Команде, Елочка.
1) Назвать 5 пород лиственных деревьев.
2) Почему хвойное дерево лиственницей назвали?
Команде “Березка”
1) Назвать 5 пород хвойных деревьев.
2) Чем отличается ель от сосны?
III. Конкурс “Грибная полянка”
Ведущий. - Кто сидит на крепкой ножки.
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы -
Нет под шапкой головы.
Что это? (Ответы детей)
Ведущий. Берем по лукошку
И скорее в путь дорожку
Разбежались по полянке,
Мухоморы и поганки,
Рыжики, боровики,
Чтобы сбить тебя с пути.
Задания командам: Собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные
оставить. Болельщики в это время отвечают на вопрос: Почему грибы так
называются - лисички, маслята, подберезовик, подосиновик, мухомор?
IV. Конкурс капитанов “Лесные жалобы”.
Команде “Елочка”
Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие.
Считают, что беду я приношу. Все это неправда. Польза от меня большая.
Урожай я сохраняю. Кто я? (Сова, рисунок совы).
Команде “Березка”.
А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не
нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на
птичку, ни на зверя, но я друг человека, а не враг. Кто я? (Летучая мышь,
рисунок летучей мыши).
V. Конкурс “Животный мир леса”
Ведущий. Все - все на свете,
На свете нужны
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без
Чудных, нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете,
Нужны все подряд
Кто делает мед
И кто делает яд!
Задание: Из отдельных разрезанных частей картинки собрать портрет редкого
животного (по 1 человеку от команды)
Команды в это время составляют из предложенных букв названия
животных.
Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных, из жизни
леса.
Например, сценка “На лесной опушке” В. Рождественский.
(Исполняют девочки в пестрых сарафанчиках с лукошками в руках)
Лапы елок прикрыли избушку,
Где живет дядя Вася - лесник.
Приходите к нему на опушку -
Всех приветливо встретит старик.
Дядя Вася про птиц нам расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.
Дядя Вася (Выходит и садится на пенек. Дети подходят к нему и, присев
на корточки, слушают его).
Лес не только для нашей забавы,
Он - богатство Российской страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать - не сосчитаешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Хорошо здесь, в избушке просторной,
Дядя Вася гостям своим рад.
Ведущий. Так весело в густом лесу.
На ветках птицы распевают
Увидеть леса красоту
Пернатые нам помогают.
Задание: Записать 5 перелетных птиц (1 команда)
Записать 5 зимующих птиц.
VII. Конкурс “А знаете ли вы, что..?”
Каждая команда готовит интересные сообщения о природе из жизни
животных
Команда “Елочка”
1) Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук-носорог (картинка жука)
сам весом 14г. может тащить груз в 1 кг. 580 г.
2) А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает
1тонну хлеба?
3) А знаете ли вы, что 1 Га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа
и выделяет 200 кг кислорода.
Команде “Березка”
1) А знаете ли вы, что первыми весной появляются бабочки, божьи коровки,
пчелы, муравьи, сине-зеленые мхи, шмели потому, что за зиму впадают в
спячку, а рано весной вылетают из своих укрытий.
2) А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь
1000000 цветов?
3) А знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных
комаров и этим спасает людей?
VIII. Совместное выступление команд “Берегите природу”
1) Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2) Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
3) Природа гибнет и просит у нас зашиты. Многие растения и животные стали
редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что
красный цвет - сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966
г. Хранится она в Швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей
страны. (Показ картинки, на которой изображена Красная книга)
4) В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее записаны 52
вида зверей и 65 видов птиц.
5) Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
6) Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи
Охраняются даже цветы
(Показ цветов, занесенных в Красную книгу нашей страны)
7) И тревога за жизнь неустанна:
Гибнут звери, птицы, цветы
И гибнут люди беспристрастно,
Унося с собой часть красоты.
8) Так скорее над звездную синью,
Чтобы жизнь не покинула нас,
В эту книгу внесите
Человека всех наций и рас!
Тема. Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными
растениями.
Цель: познакомить учащихся с большим разнообразием комнатных растений, со
значением комнатных растений в жизни человека, с правилами ухода за
комнатными растениями.
Оборудование: карта полушарий, рисунки комнатных растений и живые объекты
на подоконниках, плакат “Правила ухода за комнатными растениями”.
Литература:
1. АстафьваВ.Н., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству: Уход за комнатными
растениями. - Минск: Полымя, 1993. - 412сю
2. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными
растениями // Начальная школа. - 1996. -№3. - С.48-49.
3. Горова Т. Амараллис // Юный натуралист. - 1991. - №10. - С.35-37.
4. Семенов Д. Скромное обаяние колючек // Юный натуралист. - 1992. - №2-3.
- С. 36-41.
Ход занятия.
Учитель: - Сегодня мы совершим путешествие на родину комнатных растений и
познакомимся с правилами ухода за комнатными растениями.
- Большинство комнатных растений зимой, как и в другие времена года,
бывают зеленые. Некоторые даже цветут зимой. Почти все комнатные растения
привезены к нам из теплых стран, где не бывает зимы - это тропические и
субтропические леса и горные районы Южной Америки, Африки, Азии (Эти страны
учитель показывает по карте) Поэтому комнатные растения весь год держат в
теплых помещениях. Почти у всех комнатных растений названия экзотические и
с первого раза не всегда запоминаются. И поэтому нередко придумывают
названия, которые напоминали бы уже известные дикие и садовые растения.
Есть такое комнатное растение - абутилон. Вероятно, под этим именем
знают его немногие. Листья у него похожи на кленовые. Конечно же, это
комнатный клен.
- А у нас в классе есть такое растение? (Дети находят это растение на
подоконнике).
- А что такое пеларгония? А это, оказывается, одно из самых
распространенных и красивых растений - герань.
Амариллис знаком многим. Я вам сейчас его опишу, и вы найдете это
растение у нас. Это растение с яркими красными цветками. Имеет крупную
мясистую луковицу наполовину спрятанную в землю, а от нее отходят большие
ремневидные, блестящие кожистые листья.
Мощная цветочная стрелка без листьев, а на конце ее зонтики собраны
от двух до четырех крупных цветков.
- Найдите такое растение у нас в классе? (Дети находят растение)
Это растение родом из Южной Америки. А получили это красивое растение
селекционеры путем скрещивания нескольких видов и получили самые
разнообразные окраски (показываю картинки разных видов амариллиса) нежно-
розовые, белые, оранжевые, кремовые, темно-вишневые и пестрые.
- Сегодня мы поговорим еще об одном очень распространенном комнатном
растении - бегонии. Это растение было привезено также из тропических лесов
Южной Америки. Бегонии бывают кустовидными, травянистыми. Открыл растение в
XVII веке натуралист Шарль Плюмье и назвал его так в честь губернатора Сан-
Даминго Михаэля Бегона.
В настоящее время известно более двух тысяч различных видов бегонии.
У нас в классе есть только один вид - это бегония изумрудная (показывает
учитель). Бегонии выращивают ради живописных по своей окраске листьев или
крупных, ярко окрашенных цветков.
Подробно поговорим еще об одном очень известном комнатном растение
(Учитель подходит к подоконнику и показывает на кактус)
- Как называется это растение? (Ответы детей)
- Конечно, растение это - кактус. Когда-то давно в эволюции растений
на Земле произошло маленькое чудо - возник далекий предок кактусов. И
совершенно независимо от других растений появилось удивительное количество
просто фантастических форм (показ рисунков различных видов кактусов), часто
совершенно непохожих друг на друга. Основное отличие кактусов от всех
остальных растений - опушенные пятнышки, равномерно распределенные по
стеблю (показ на живом растении). Именно на них растут колючки, а у
большинства видов появляются бутоны и отростки.
Распространено мнение, что кактусы растут в пустынях. Это верно лишь
отчасти. Только небольшая часть видов действительно приспособилась к
суровым условиям американских пустынь. Остальные же встречаются в степях,
лесах, горах, прибрежных зонах. Необычное разнообразны размеры, форма
стебля, окраска, цветки этих растений.
- А как же человек должен заботиться о комнатных растениях, чтобы они
радовали нас буйным цветением и всю долгую зиму напоминали нам яркую зелень
жаркого лета?
Рассказ учителя сопровождается показом.
- Расставляя комнатные растения, надо следить, чтобы они были хорошо
освещены. Высокие растения не должны загораживать от света низкие. Лучше
всего комнатные растения ставить на специальные подставки или помещать в
подвесные кашпо на некотором удалении от окна. Не рекомендуется ставить эти
растения на окне, так как они не пропускают в помещение часть света. Да и
самому растению это не всегда полезно. Весной и летом они будут страдать от
солнечных ожогов. В солнечные дни будут сильно нагреваться цветочные
горшки, а значит и почва в них. Это ухудшит жизнь корней. Осенью и зимой,
наоборот, растения будут страдать от холода. Сильно страдают они и от
сквозняков.
Если растения приходится ставить на подоконник, то их устанавливают
на деревянные подставки. Между окном и цветочным горшком укрепляют дощечку
или фанерку. Эта преграда уменьшает зимой охлаждение почвы в горшке, а
летом - ее перегревание.
Как ухаживать за комнатными растениями (с показом учителя)
1. Поливайте растение водой комнатной температуры летом каждый день, зимой
- реже, но следите, чтобы почва в горшках была влажной. Кактусы поливайте
летом через два-три дня, а зимой - один-два раза в две недели. Поливайте из
лейки, сбоку, а не с верху.
2. Палочкой разрыхлите поверхность почвы, чтобы к корням поступал воздух.
3. Вытирайте пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой. Растения с
маленькими и опушенными листьями опрыскивайте водой.
4. Регулярно ножницами срезайте с растений сухие листья и веточки. Следите
за чистотой цветочных горшков и подставок.
Комнатные растения удивительны не только своей красотой. На некоторых
из них можно вырастить плоды. Так, у многих цветоводов плоды созревают на
комнатных лимонах. Вкусные плоды можно вырастить на комнатном инжире.
- В помещениях часто выращивают растения, похожее на крапиву. Его так
и зовут - крапивка, а научное название - плентрантус. Утверждают, что это
растение выделяет запах, изгоняющий из помещений моль и мух.
- А вот еще одно интересное растение - пеларгония душистая (Показ
картинки). Листья этого растения выделяют душистые вещества, которые
освежают воздух в комнатах, очищают его от вредных примесей.
- Ребята, а какое еще значение имеют комнатные растения в жизни
человека? (Ответы детей).
- Комнатные растения выделяют кислород, радуют нас яркой зеленью и
прекрасным цветением удивительно красивых цветков.
Тема. Экологическая тропинка для младших
школьников кружка “Юный эколог”
Цель: создание оптимальных условий для воспитания экологически грамотных
людей, формирование высокой экологической культуры поведения в природной
среде.
Оборудование: схема маршрута экологической тропинки, заранее приготовленные
щиты остановок, рисунок кувшинки и кубышки, рисунки съедобных грибов,
мухомора, рисунки луговых цветов.
Литература:
1. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы для проведения экскурсий на
водоемах // Начальная школа. - 1994. - №4. - С.34-38.
2. Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в
смешанный лес // Начальная школа. - 1992. - №3. - С.36-40.
3. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.М. С любовью к природе -
М.: Педагогика, 1983. - 232с.
Для проведения экскурсии “Экологическая тропинка для младших
школьников” была разработана схема маршрута.
Схема представлена ниже.
Первая остановка - Руку дружбы - природе.
Это начало тропы, и здесь помещен информационный щит №1 (аллея
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|