МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе

    Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе

    Министерство общего и профессионального образования

    АРМАВИРСКИЙ ЛИНГВИСТИчЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ПЕДАГОГИчЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    Клименко Татьяна Григорьевна

    Дипломная работа

    На тему

    «Элементы художесственного творчества на уроках развития речи в

    начальной школе»

    Научный руководитель: д.ф.н., профессор, академик АМАН,

    заслуженный деятель науки Кубани

    Сакиева Р.С.

    Консультанты: Михайлова Н.А.

    старший преподаватель

    г.Армавир, 2000г.

    Содержание

    |Введение. |3 |

    | | |

    |Глава I. Проблема межпредметных связей в |5 |

    |психолого-педагогической и методической литературе. | |

    |1. Психологическое обоснование проблемы межпредметных |5 |

    |связей; психологические основы художественного восприятия.| |

    | | |

    |2. Методологическое и теоретическое обоснование проблемы |15 |

    |межпредметных связей. | |

    |3. Использование художественного творчества детей на |19 |

    |уроках развития речи. | |

    |Глава II. Проблемы интегрированных связей в педагогической|22 |

    |периодике. | |

    | | |

    |Глава III. Педагогическое исследование. |29 |

    |1. Констатирующий эксперимент. |29 |

    |2. Формирующий эксперимент. |34 |

    |Заключение |50 |

    | | |

    |Список использованной литературы. |56 |

    Введение.

    Система уроков развития речи — один из основных элементов общего

    языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников.

    Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным

    произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной

    культуры личности. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых

    средств может свидетельствовать не только о слабой словесной

    подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об

    эмоциональной «глухоте». Задача педагога — соединить в сознании, в чувствах

    детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их

    взаимообусловленность. Только тогда сформируется такое отношение к языку, в

    котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными.

    Использование на уроках развития речи художественного творчества детей

    - залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как

    взаимосвязанное обучение пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе

    духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Данный тип интеграции

    так же позволит повысить уровень развития речевых умений у младших

    школьников.

    Наше исследование посвящено изучению взаимосвязи развития речи и

    художественного творчества младших школьников.

    Цели исследования:

    1) выявить эффективные условия для обучения, развития и воспитания

    младших школьников на уроках развития речи при помощи реализации

    взаимосвязи с изобразительным искусством, а именно: при использовании

    художественного творчества детей;

    2) определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции.

    Изучение уровня развития речевых умений при обучении детей с

    использованием элементов изобразительного творчества на уроках развития

    речи явилось предметом настоящего исследования.

    Основным методом исследовательской работы был педагогический

    эксперимент.

    Кроме того были использованы другие методы:

    1. изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике,

    русскому языку и литературе;

    2. изучение и анализ научно - методической литературы;

    3. наблюдение за детьми;

    4. анализ детских работ.

    Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения,

    развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи

    реализации взаимосвязи с изобразительным позволили сформулировать гипотезу

    исследования: использование на уроках развития речи элементов

    художественного творчества позволит повысить уровень развития речевых

    умений у детей.

    Исходя из этой гипотезы, можно выдвинуть следующие задачи

    исследования:

    1. Выявить эффективные условия для развития речевых умений при помощи

    реализации взаимосвязи с изобразительным искусством;

    2. раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного

    подхода на уроках развития речи;

    3. выявить уровень развития речевых умения детей при использовании на

    таких уроках художественного творчества детей;

    4. определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции;

    5. проверить эффективность методики экспериментальной работы.

    Экспериментальная работа проводилась на примере использования

    изобразительного творчества детей (тематических рисунков) при работе над

    сочинениями-описаниями и проходила во 2 «А» классе 4 школы г.Ейска. В

    эксперименте принимало участие 17 учеников. Исследование проходило в два

    этапа: констатирующий и формирующий.

    ГЛАВА I.

    Проблема межпредметных связей

    в психолого-педагогической и методической литературе.

    1. Психологические основы межпредметных связей.

    Психологические основы межпредметных связей были заложены учением

    академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной

    системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал

    образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые

    он отождествлял с тем, что в психологическом плане ассоциации — это связи

    между всеми формами отражения объективной действительности, в основе

    которых лежат ощущения. «Все обучение заключается в образовании временных

    связей, — пишет он, — а это есть мысль, мышление, знание»1. Для

    установления наиболее дифференцированных и прочных временных связей

    решающее значение имеет образование в коре головного мозга очагов

    оптимальной возбудимости. Образование этих очагов зависит от интенсивности

    раздражителя. Эта интенсивность, по И.П. Павлову, зависит, в свою очередь,

    от воздействий, которым подвергался индивидуум ранее. Центральная нервная

    система реагирует на раздражитель не только в зависимости от его характера,

    но и от подготовленности действиями предшествующих раздражителей.

    Таким образом, усвоенные ранее знания, привлекаемые учителем или

    учениками при изучении нового материала, выступают в роли дополнительных

    раздражителей, оказывая влияние на функциональное состояние участков коры

    больших полушарий головного мозга, связанных с предстоящей деятельностью

    учащихся по усвоению новых знаний.

    Как правило, предметы и явления реальной действительности, связанные

    между собой цепью различных обстоятельств, предстают взаимосвязанными и в

    памяти человека. Встретившись с одним из данных предметов или явлений,

    человек по ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с ним. В

    жизни каждого встречается случай, когда полностью забывается событие, в

    котором он принимал самое непосредственное участие. Но достаточно напомнить

    ему или вспомнить самому одно действующее лицо, как все событие отчетливо

    воспроизводится в памяти.

    Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых

    взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности

    воспитанников быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные

    знания. В формировании этой способности межпредметным связям принадлежит

    важная роль.

    В результате отражения объективной действительности в мозгу человека

    складывается сложная система постоянных и временных связей, обеспечивающая

    единство поведения человека, системность его знаний о мире, — динамический

    стереотип. Эта система динамична, изменяется под новыми воздействиями.

    Вместе с тем она обладает и относительной устойчивостью, необходимой для

    функционирования человека как биологического и социального существа.

    Системный принцип в работе головного мозга обнаруживается в свойстве

    образовывать условный рефлекс не только на какой-то один конкретный

    раздражитель, но и на взаимодействие этих раздражителей. Этот важный факт

    позволяет объяснить явление «переноса» ранее выработанных реакций на

    совершенно новые раздражители, если они находятся между собой в тех же

    отношениях, что и раздражители, на которые ранее были выработаны рефлексы.

    Раскрыв нейродинамическую основу ассоциаций и показав ее системный

    характер, И.П. Павлов всю психическую деятельность вплоть до высшего ее

    проявления — мышления — трактовал в плане своей концепции как ассоциативную

    деятельность. «Наша умственная деятельность, — писал он, — главнейше

    основана на длинной цепи раздражений, на ассоциациях»[1].

    Всякое обучение сводится к образованию новых связей, ассоциаций. Новые

    знания вступают в многообразные связи (ассоциации) с уже имеющимися в

    сознании сведениями, которые были получены в результате обучения и опыта. В

    свое время Л.С. Выготский в работе «Исследование развития научных понятий

    в детском возрасте» писал, что «всякая новая ступень в развитии обобщения

    опирается на обобщение предшествующих ступеней. Новая ступень обобщения

    возникает не иначе, как на основе предыдущей»1 . Л.С. Выготский

    экспериментально установил, что предшествующая мыслительная деятельность,

    способствовавшая формированию обобщений, «не аннулируется и не пропадает

    зря, но включается и входит в качестве необходимой предпосылки в новую

    работу мысли»[2].

    Таким образом, необходимость межпредметных связей заключена в самой

    природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной

    деятельности, законами психологии и физиологии.

    Психологи и педагоги нашей страны, продолжая разработку плодотворных

    идей И. П. Павлова об ассоциативной природе умственной деятельности,

    рассматривают процесс усвоения знаний в теснейшей связи с их применением,

    т. е. усвоение и применение знаний трактуются как две стороны единого

    процесса, ибо учащийся может в полной мере усвоить только то, что он

    пытался реализовать в своей учебной и практической деятельности, а

    применение знаний в свою очередь требует аналитического отбора материала

    нескольких различных учебных предметов.

    В разработке психологических основ межпредметных связей большая

    заслуга принадлежит профессору Ю.А. Самарину, доказавшему, что ассоциация

    (связь) должна лечь в основу изучения умственной деятельности человека. По

    его мнению, локальная ассоциация, являясь начальной стадией знаний

    учащегося, представляет собой сложную ассоциативную систему разнообразных

    ощущений и их следов. В результате дальнейшего шага по пути к познанию

    локальные ассоциации, объединяясь и взаимоподчиняясь, образуют

    частносистемные ассоциации, которые отражают предметы и явления более полно

    и с разных сторон. Но такие ассоциации лишь в ограниченных размерах дают

    основу для самостоятельной умственной деятельности учащихся. Они включаются

    в более широкую систему связей, в так называемые внутрисистемные

    ассоциации. На этом уровне умственной деятельности у учащихся формируются

    специальные умения и навыки, умственная деятельность приобретает достаточно

    широкий и глубокий характер, но и она ограничивается какой-либо одной

    областью знаний, одним предметом. И только следующая ступень объединения

    связей, получивших название межсистемных (или межпредметных) ассоциаций

    (включающих в себя внутрипредметные), позволяют человеческому уму отразить

    многообразные предметы и явления реального мира в их единстве и

    противоположности, в их многосторонности и противоречиях. На этом уровне

    умственной деятельности происходит формирование наиболее сложных обобщений

    о реальной действительности, отражение ее в многообразных связях и

    отношениях. Поэтому межсистемные или межпредметные ассоциации приобретают

    первостепенное значение в формировании ума человека: «Лишь межсистемные

    ассоциации, в конечном счете, обеспечивают единство, целостность личности

    как единство мировоззрения и поведения»1.

    Рассматривая межсистемные, или межпредметные, ассоциации, Ю.А. Самарин

    уделяет особое внимание решению проблемы взаимосвязей в обучении. Он

    показывает, что истоки образования межпредметных ассоциаций находятся

    внутри учебного предмета, так как в его системе имеются «зародыши» ряда

    других учебных предметов. Не только сами предметы, но и отдельные понятия

    также являются источником межпредметных ассоциаций. Несмотря на то, что в

    системе учебных дисциплин заложена база для формирования диалектического

    понимания предметов и явлений, межсистемные ассоциации образуются легче,

    прочнее при умелом увязывании учителем знаний различных дисциплин,

    объединенных единством темы или вопроса. Поэтому установление связей между

    учебными предметами в процессе преподавания, по Ю.А. Самарину, является

    необходимым педагогическим условием для формирования целостных и системных

    знаний учащихся. Многие исследователи, изучавшие процесс образования

    ассоциаций в ходе обучения, придают большое значение вопросу их подвижности

    — умению учащихся перестраивать выработанные у них системы ассоциаций,

    объединяя новые ассоциативные ряды с ранее усвоенными. При этом отмечаются

    психологическое своеобразие перехода от одного предмета к другому, а также

    трудности, которые приходится при этом преодолевать учащимся.

    Психологи нашей страны рассматривают проблему использования знаний в

    различных условиях как перенос решения данной задачи (способа действия и

    т.д.) в другие видоизмененные условия. Применительно к мышлению проблема

    переноса — это фактически проблема применения, прежде всего найденных

    решений (знаний) к новым задачам.

    Многие исследователи очень остро ставят вопрос о необходимости

    специального обучения детей рациональным приемам решения мыслительных

    задач, причем они подчеркивают, что эти приемы (анализ, обобщение,

    сравнение, доказательство и др.) должны быть сформулированы учителем,

    доведены до сознания учащихся и специально отработаны до уровня привычных

    приемов мышления.

    «Чем разумнее человек, — пишет К.. К. Платонов,— тем дальше он видит

    последствия своих действий»1. Эти способности личности связаны с

    опережающим отражением как предвосхищением каких-либо сигналов. Но это

    опережающее отражение формируется под влиянием способностей оперативно

    использовать прошлый опыт, в том числе и ранее усвоенные знания. Психологи

    доказывают, что способность предвосхищать вновь формируемые умения и новые

    знания вырабатывает такие качества, как умение планировать действия,

    организовывать их и целеустремленно выполнять. Эти качества можно

    вырабатывать в процессе изучения каждой учебной дисциплины, но значительно

    активнее и последовательнее они формируются на базе содержания всех

    школьных предметов, расширяющих диапазон действия учащихся. Таким образом,

    реализация межпредметных связей способствует более действенному развитию

    опережающего отражения, которое в свою очередь стимулирует развитие

    способностей привлечения комплекса взаимосвязанных знаний.

    Многочисленные исследования психологов подтвердили и конкретизировали

    положение И.М. Сеченова, высказанное им в работе «Элементы мысли»: «Через

    голову человека в течение всей его жизни не проходит ни единой мысли,

    которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так

    называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют

    исключения из этого правила»2.

    Психологи установили также, что все воспринимаемое человеком оставляет

    следы в коре больших полушарий головного мозга. Эти следы не бездействуют.

    Они способствуют возникновению возбуждения и тогда, когда раздражитель,

    оставивший след, отсутствует. Поэтому человеческая память не только

    запоминает и сохраняет знания, усвоенные ранее, но и воспроизводит их

    тогда, когда это требуется.

    На основании этих особенностей обучение и должно быть построено таким

    образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее

    усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала: связи крепнут и

    становятся многосторонними только при определенных упражнениях в процессе

    обучения. Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в

    памяти человека. Способность памяти запоминать новое на основе ранее

    известного не должна ограничиваться лишь внутрипредметными связями, как это

    еще зачастую бывает на практике, так как наряду с внутрипредметными

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.