Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе
потому что он был очень добрый и ласковый.
Ласка вся белая с чёрным пятнышком на груди. На лапках у неё - розовые
подушечки. Мордочка у Ласки приветливая, добрая с большими зелёными
глазами, розовым носиком и длинными усами. Она любит играть с мячиком и
спать, свернувшись клубочком.
Я очень люблю мою ласковую кошку.»
- Кого вы представили себе лучше: хомяка или кошку? Почему?
- Какие части речи делает описание более полным, точным и образным?
(Прилагательные)
- Посмотрите на свои рисунки и назовите те прилагательные, которые вы
будете использовать в описании.
6. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания
сочинения в индивидуальном порядке.
7. Сочинение.
- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши
рисунки. Во время работы пользуйтесь ими, чтобы яснее и точнее представить
того, кого вы описываете.
8. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего любимца.
Какие слова тебе в этом помогли?
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к домашнему
животному.
- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя
есть).
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
9. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок лучшего друга,
отразить в нём все особенности внешности и, по возможности, характера.
Конспект урока.
Сочинение-описание «Мой лучший друг».
Цели:
1. Повторение особенностей описательного текста и формирование умения
отличать описание человека от других видов описания.
2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно
описывать);
3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении;
4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой
сочинения;
5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном
тексте.
Ход урока.
1. Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого
оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в
описательном тексте).
- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет,
человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и
чётко представить то, о чём говорит автор.)
- Послушайте 2 текста и скажите, какой текст является описанием
человека, а какой - нет.
Учитель зачитывает 2 сочинения:
«У меня есть друг. Её зовут Даша. Мы познакомились с ней в детском
саду.
У Даши зелёные глаза, чёрные густые волосы, весёлые глаза. Роста она
небольшого. Характер у моей подруги хороший, добрый. Она всегда меня
выручит.
Я хочу дружить с Дашей ещё очень долго.»
«Моя самая лучшая подруга - Вика. Мы с ней дружим уже 2 года.
Мы вместе ходим в школу. На переменах мы играем в дочки-матери. Я
люблю гулять с её собакой, у неё - овчарка. А ещё у Вики есть младший брат.
Его зовут Паша. Он часто плачет и лежит в коляске. Мы с Викой похожи, как
сёстры.
Мы всегда будем с ней дружить, потому что мы любим друг друга.»
- Докажите, что первый текст является описанием друга, а второй - нет.
Какие части речи помогли автору первого сочинения более точно описать
своего друга? (Имена прилагательные).
- Перечислите прилагательные в 1 тексте (зелёные глаза, чёрные густые
волосы, весёлые глаза, роста небольшого, характер хороший, добрый), во 2
тексте (младший брат).
- Какую роль играют прилагательные в описании человека? (Они помогают
ярко и точно описать внешность, характер, поведение, привычки…)
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы будете учиться описывать людей - ваших друзей. В этом вам
помогут ваши рисунки. Достаньте их.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения
раскрывать тему и основную мысль в сочинении).
- Что значит описать человека? На какой вопрос вы должны ответить в
своём сочинении? (Какой он?)
- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).
- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на
вопрос «Какой мой друг?».
- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что эта девочка,
этот мальчик - мой лучший друг).
- А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).
- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении,
т. е. отвечать на вопросы какой мой друг и выражать своё отношение, вам
нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.
4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание
(последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с
темой сочинения).
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в водной части?
(Как и когда мы познакомились с другом, как его зовут).
- Какая будет следующая часть? (Основная).
- Что должно быть в основной части? (Описание друга).
- Посмотрите на свои рисунки, как можно описать вашего друга? (Можно
описать внешность, характер, привычки, написать, что он любит или не
любит).
- Глядя на рисунки, скажите, как именно вы опишите внешность? (Можно
описать рост, лицо (волосы, глаза, черты лица), походку, голос, жесты…)
- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к другу, написать
о том, что я хочу с ним дружить очень долго или всегда.)
5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания
сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение.
- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши
рисунки, они должны помогать вам. Во время работы пользуйтесь ими, чтобы
яснее и точнее представить того, кого вы описываете.
7. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего друга. Какие
слова тебе в этом помогли?
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к другу.
- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя
есть).
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок твоей комнаты.
Конспект урока.
Сочинение-описание «Моя комната».
Цели:
1. Повторение особенностей описательного текста, и формирование умения
анализировать и сравнивать описания.
2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно
описывать);
3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении;
4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой
сочинения;
5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном
тексте.
Ход урока.
1. Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого
оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в
описательном тексте).
- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет,
человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и
чётко представить то, о чём говорит автор.)
- Послушайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает
свою комнату, обоснуйте свою точку зрения:
Учитель зачитывает 2 сочинения:
«Мы живём в доме на втором этаже.
В мой комнате есть диван, два кресла, шкаф, трельяж, компьютер, стол,
стул, пианино, телевизор и видеомагнитофон. В ней нет спортивной стенки, а
у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку. Ещё в моей
комнате есть три окна.»
«У меня есть комната. Она просторная и светлая, и в ней много
интересного.
Когда входишь в комнату, напротив двери - окно. На окне висят зелёные
занавески. Обои - тоже зелёные. Справа от окна стоит мой секретер и стул, а
слева - большой серый диван, на котором я сплю. Над диваном висит
разноцветный ковёр со сложным рисунком. В моей комнате есть большой
коричневый шкаф, где висят мои вещи и лежат игрушки. На столике в углу
стоит телевизор и магнитофон. На потолке - красивая люстра.
Мне очень нравится моя уютная комната.»
- Во 2 тексте автор лучше описывает комнату.
В 1 тексте есть много ошибок:
1. Нарушена структура описания: вводная часть практически не связана с
основной, заключения вовсе нет, в основной части описание комнаты
непоследовательно.
2. Не раскрыта основная мысль: не понятно, как автор относится к своей
комнате.
3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще не нужны («В ней
нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь
спортивную стенку.»).
4. Описание не позволяет представить комнату, т.к. предметы,
находящиеся в комнате, совсем не охарактеризованы. Нет ни одного
прилагательного, описывающего их.
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы опишите вашу комнату. В этом вам помогут ваши рисунки.
Достаньте их.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения
раскрывать тему и основную мысль в сочинении).
- Что значит описать комнату? На какой вопрос вы должны ответить в
своём сочинении? (Какая она?)
- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).
- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на
вопрос «Какая комната?».
- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что мне нравится
моя комната, она уютная, красивая, в ней много интересного…).
- А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).
- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении,
т. е. отвечать на вопросы какая моя комната и выражать своё отношение к
ней, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам
помогут.
4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание
(последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с
темой сочинения).
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- О чём можно сказать в водной части? (Что у меня есть комната.
Сколько я в ней уже живу, когда я туда переехал,…).
- Какая будет следующая часть? (Основная).
- Что должно быть в основной части? (Описание комнаты).
- Посмотрите на свои рисунки, с чего можно начать описывать вашу
комнату? (Можно начать с описания общего вида «Она большая, маленькая,
просторная, светлая…»).
- Что дальше можно описать? (Обои, окна, мебель, ковры, технику…)
- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к своей комнате,
написать о том, что мне нравиться в ней жить и почему…).
5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания
сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение.
- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши
рисунки, они помогут вам описывать ваши комнаты.
7. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твою комнату. Какие
слова тебе в этом помогли?
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к комнате.
- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя
есть).
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок класса.
Конспект урока.
Сочинение-описание «Мой класс».
Цели:
1. Повторение особенностей описательного текста, и формирование умения
анализировать и сравнивать описания.
2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно
описывать);
3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении;
4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой
сочинения;
5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном
тексте.
Ход урока.
1. Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого
оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в
описательном тексте).
- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет,
человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и
чётко представить то, о чём говорит автор.)
- Послушайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает
свой класс, обоснуйте свою точку зрения:
Учитель зачитывает 2 сочинения:
«Мы учимся в большом, просторном классе.
В нём 3 ряда парт, напротив них - доска и учительский стол. На окнах
висят светло-голубые занавески. Справа у стены - небольшие шкафы с книжками
и тетрадками. На стенах - много разных комнатных растений. В дальнем углу
стоит цветной телевизор.
Мне очень нравится мой уютный класс. Учиться в нём - одно
удовольствие.»
«В нашем классе много разных вещей и предметов. Когда я прихожу утром
в класс, я сразу начинаю готовиться к урокам, а потом играю с Васей. В
классе 14 парт, 2 шкафа, 2 доски и 1 учительский стол со стулом. В горшках
много растений. Есть даже красивая роза. Она недавно зацвела, а Боря сорвал
цветок. Его за это ругала учительница. Вот такой у нас класс.»
- В 1 тексте автор лучше описывает комнату.
Во 2 тексте есть много ошибок:
1. Нарушена структура описания: нет вводной части, из заключения не
понятно, как автор относится к своему классу, в основной части описание
непоследовательно.
2. Не раскрыта основная мысль.
3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще не нужны, т.к.
не относятся к описанию класса («Когда я прихожу утром в класс, я сразу
начинаю готовиться к урокам, а потом играю с Васей.», «…Боря сорвал цветок.
Его за это ругала учительница.»).
4. Описание не позволяет точно представить класс, в тексте
использовано мало прилагательных.
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы опишите ваш класс. В этом вам помогут ваши рисунки.
Достаньте их.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения
раскрывать тему и основную мысль в сочинении).
- Как раскрыть тему сочинения? (Описать класс. Ответить в своём
сочинении на вопрос какой он?).
- Посмотрите на свои рисунки и скажите какой класс.
- Какая будет основная мысль вашего сочинения?(Моё отношение к
классу). Как раскрыть основную мысль? (Мне нравится мой класс, мой класс
уютный, мне хорошо учиться в моём классе).
- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении,
т. е. отвечать на вопросы какой мой класс и выражать своё отношение, вам
нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.
4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание
(последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с
темой сочинения).
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- О чём можно сказать в водной части? (Что я учусь в просторном,
красивом, большом классе,…).
- Какая будет следующая часть? (Основная).
- Что должно быть в основной части? (Описание класса).
- Посмотрите на свои рисунки, и подумайте, что вы опишите в своём
классе.
- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к классной
комнате, написать о том, что мне нравиться учиться в классе и почему,…).
5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания
сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение.
- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши
рисунки, они помогут вам описывать ваш класс.
7. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твой класс. Какие
слова тебе в этом помогли?
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение классу.
- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя
есть).
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок другой любимой
игрушки.
Конспект урока.
Сочинение-описание. «Моя любимая игрушка»(2).
Контрольный срез.
Цель: Проверка знаний об описании и выявление уровня развития речевых
умений у учащихся.
Ход урока.
1. Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы снова будете описывать вашу любимую игрушку. Мы много
работали с вами над описаниями и сегодня вы должны использовать все свои
знания и умения при написании сочинения. Работать вы будете самостоятельно
весь урок. Подумайте, как будет строиться ваше описание (сколько частей
будет в нём), как вы раскроете тему и основную мысль в сочинении, какой
материал вы отберёте для него, какие слова и прилагательные употребите для
более точного описания. А хорошо описать игрушку вам помогут ваши рисунки.
2. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания
сочинения в индивидуальном порядке.
3. Сочинение.
4. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке.
- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя
есть).
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
Анализ результатов (контрольный срез).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|