Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе
Анализ детских работ как и на констатирующем этапе исследования
проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений.
Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям:
«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на
отличном или хорошем уровне);
«средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано
частично);
«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);
Общее количество всех работ (17) было принято за 100%.
Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.
Результаты анализа работ были занесены в таблицу:
Результаты формирующего эксперимента.
|Умения |Умение |Умение |Умение |Умение |
| |строить |раскры- |отбирать |использовать|
|\ |описание |вать тему и |материал в |прилагательн|
| | |основную |соответствии|ые в |
|Уровни | |мысль в |с темой |описательном|
|развития | |сочинении |сочинения |тексте |
|умений | | | | |
| | | | | |
|Высокий |88% |88% |94% |94% |
| | | | | |
|Средний |12% |12% |6% |6% |
| | | | | |
|Низкий |0% |0% |0% |0% |
Среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении -
7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении -4, максимальное
- 14.
Результаты анализа уровня развития речевых умений после формирующего
эксперимента получились высокие. Умеют строить описание (последовательно и
связно описывать) и раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 88%
класса, отбирать материал в соответствии с темой сочинения и использовать
прилагательные в описательном тексте - 94%.
Таким образом, у большинства учащихся класса все рассматриваемые
умения сформированы на высоком уровне. Низкого уровня развития умений после
обучения нет ни у кого.
Примеры детских сочинений:
Коренной Витя.
« Моя любимая игрушка - тигр.
У меня есть любимая игрушка. Это игрушечный тигр. Мне его подарили на
Новый год.
Он оранжевого цвета с чёрными полосками. У него маленький чёрный
носик. У него маленькие лапки, и хвостик тоже маленький. У него большие
чёрные глаза. На носу у него усы.
Он мне очень нравится!»
Голубева Лиза.
« Моя любимая игрушка - кукла Роза.
У меня есть кукла. Её зовут Роза.
У неё голубые глаза, белые волосы, губы красного цвета, кожа такого
коричневого оттенка. Щёки - розовые. Волосы у неё очень длинные. Я всегда
заплетаю их в косы.
Мне нравится с ней играть.»
Корнилова Оля.
« Моя любимая игрушка - попугай Кеша.
Мне купили игрушку - попугая Кешу, как из мультфильма. Мне он очень
нравится.
Он маленький, зелёного цвета. Глаза у него чёрные, клюв жёлтый, лапки
коричневые, хохолок у него светло-зелёный.
Я люблю свою игрушку так, как другой не любил бы.»
Кудряшева Диана.
« Моя любимая игрушка - обезьянка Тотошка.
На 8 марта мне подарили небольшую обезьянку. Сначала я думала, что это
обычная обезьяна. Когда я начала с ней играть, мне она понравилась.
Я назвала его Тотоша. Он очень маленький, но у него весёлая улыбка. У
него большие чёрные глазки и маленький носик. На нём одета шляпа из соломы
и красно-зелёный свитер.
Теперь он - моя любимая игрушка. Я очень люблю с ним играть.»
По этим сочинениям видно, что те речевые умения, которые развивались в
процессе эксперимента, сформированы на высоком уровне. Ученики
последовательно и связно описали свои игрушки, хорошо раскрыли тему и
основную мысль в сочинении, правильно отбирали материал в соответствии с
темой, часто использовали прилагательные (они выделены курсивом).
Выводы.
Уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках
развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно
повысился.
Показатель высокого уровня развития умения строить описание
(последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего
этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную
мысль в сочинении - на 35%; умения отбирать материал в соответствии
с темой сочинения -на 41%; а умения использовать прилагательные в
описательном тексте - на 52%.
Рассматриваемые речевые умения в данном классе после обучения
сформированы на высоком уровне примерно у 9/10 учащихся класса; на среднем
уровне - у 1/10 класса. Умение использовать прилагательные в описании,
которое хуже всего было развито у детей, теперь хорошо сформировано у 94%
детей.
Анкета.
С целью определения особенностей восприятия детьми интеграции уроков
развития речи с изобразительным искусством, после проведения формирующего
эксперимента ученикам была предложена анкета . В анкетировании принимало
участие 17 человек.
Вопросы анкеты:
1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям?
2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях?
3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в
сочинениях? Как именно они тебе помогли?
4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок?
5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки,
получились лучше, чем другие? Чем они были лучше?
6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок?
Анализ ответов.
По результатам анкеты была составлена таблица.
|№ | | | | | | |
|вопроса |№1 |№2 |№3 |№4 |№5 |№6 |
|/ | | | | | | |
|Ответы | | | | | | |
| | | | | | | |
|Да |94% |76% |100% |94% |70% |82% |
| | | | | | | |
|Нет |6% |6% |0% |6% |30% |18% |
| | | | | | | |
|Не очень|0% |18% |0% |0% |0% |0% |
Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем (94%), и многие
часто пользовались своими рисунками, когда описывали (76%). Рисунки помогли
описывать предметы и людей всему классу (100%), т.к. было намного проще
(так считают 94% класса).
На вопрос «Как именно тебе помогли твои рисунки?» ответы были
следующие:
- было легче вспоминать подробности, детали («ничего не забудешь») -
41%;
- легче, удобнее описывать - 35%;
- описание получается более точным и подробным - 24%.
70% класса думают, что сочинения, к которым рисовались рисунки,
получились лучше, чем другие, и лишь 30% уверены, что они ничем не
отличались от остальных. На вопрос «Чем они были лучше?» ученики ответили,
что они были более подробными и точными.
82% учащихся хотят, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать
рисунок.
Выводы.
Детям понравились уроки развития речи с использованием их
изобразительного творчества. Данный тип интеграции помог школьникам при
работе над сочинениями-описаниями. Им было легче и удобнее описывать, т.к.
они не забывали детали и их работы получались более подробными и точными.
2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием рисунков,
их описания получились лучше.
Таким образом, ученики очень хорошо отнеслись к данному типу
интеграции и отметили его высокую эффективность.
Заключение
1. Эффективным условием для развития речевых умений при помощи
реализации взаимосвязи с изобразительным искусством является использование
изобразительного творчества детей.
2. Эффективными методом и приёмом реализации интегрированного подхода
на уроках развития речи были беседа, наблюдение над языковым материалом и
использование тематических рисунков при работе над сочинениями-описаниями.
3. Уровень развития речевых умений у младших школьников после обучения
составлять описание при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с
изобразительным искусством значительно повысился.
До обучения умели строить описание (последовательно и связно
описывать) 59%, а после - 88% учащихся класса, раскрывать тему и основную
мысль в сочинении до - 53%, после - 88%, отбирать материал в соответствии с
темой сочинения до - 53%, после - 94%, а использовать прилагательные в
описательном тексте до - 42%, после - 94% учащихся класса.
До обучения у 23% - 35% учащихся данные умения были сформированы
частично, а у 6% - 35% - они были практически не сформированы. Хуже всего у
детей было развито умение использовать прилагательные в описательном
тексте. Низкий уровень развития этого умения был у 35% класса.
После обучения у 6% - 12% учащихся данные умения сформированы
частично, низкого уровня развития данных умений нет ни у кого. Умение
использовать прилагательные в описательном тексте после обучения было
сформировано на высоком уровне у 94% класса.
Уровни развития речевых умений до и после обучения.
Уровень развития умения строить описание
(последовательно и связно описывать)
до (1) и после (2) формирующего эксперимента.
[pic]
Уровень развития умения раскрывать тему
и основную мысль в сочинении
до (1) и после (2) формирующего эксперимента.
[pic]
Высокий уровень -
Средний уровень -
Низкий уровень -
Уровень развития умения отбирать материал
в соответствии с темой сочинения
до (1) и после (2) формирующего эксперимента.
[pic]
Уровень развития умения использовать
прилагательные в описательном тексте
до (1) и после (2) формирующего эксперимента.
[pic]
Высокий уровень -
Средний уровень -
Низкий уровень -
До обучения среднее количество использованных прилагательных в каждом
сочинении было 3-4, а после - 7 слов. Минимальное количество прилагательных
в сочинении было 1, а стало - 4; максимальное: было - 8, а стало - 14.
Количество употреблённых в описаниях прилагательных
до (1) и после (2) формирующего эксперимента.
[pic]
Рассматриваемые речевые умения до формирующего этапа эксперимента были
сформированы на высоком уровне только у 1/2 (52%), а после - у 9/10 (91%)
учащихся класса; на среднем уровне до - у 1/3 (31%), а после - у 1/10
(9%) класса, на низком до - примерно у 1/5 (17%) класса, а после- ни у
кого (0%).
Средние показатели уровней развития
рассматриваемых речевых умений
до(1) и после (2) обучения.
[pic]
Высокий уровень -
Средний уровень -
Низкий уровень -
Показатель высокого уровня развития умения строить описание
(последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего
этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную мысль в
сочинении- на 35%; умения отбирать материал в соответствии с темой
сочинения - на 41%; а умения использовать прилагательные в описательном
тексте - на 52%.
Таким образом, уровень развития речевых умений после обучения
составлять описание при использовании интеграции с изобразительным
искусством повысился в среднем на 40%.
4. Детям понравились уроки развития речи с использованием их
изобразительного творчества. Анализ результатов анкеты показал, что данный
тип интеграции помог школьникам при работе над сочинениями-описаниями.
Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем, и многие часто
пользовались своими рисунками, когда описывали. Детям было легче и удобнее
описывать. Рисунки помогли описывать предметы и людей всему классу, т.к.
было легче вспоминать детали и описание получалось более подробным.
2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием
рисунков, их описания получились лучше: точнее и детальнее.
Результаты ответов на вопросы анкеты.
Вопросы анкеты:
1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям?
2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях?
3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в
сочинениях?
4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок?
5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки,
получились лучше, чем другие?
6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок?
[pic]
«Да» -
«Нет» -
«Не очень» -
Ученики очень хорошо отнеслись к данному типу интеграции и отметили
его высокую эффективность.
5. Таким образом, методика экспериментальной работы оказалась
эффективной. Уровень развития речевых умений у младших школьников после
обучения составлять описание при использовании художественного творчества
детей повысился на примерно на 40%.
Список использованной литературы.
Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник
научных трудов. Л-д, 1989.
Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении. Межвузовский
сборник научных трудов. Л-д, 1981.
Вопросы теории эстетического воспитания. Под ред. Апресяна Г.З. М., 1970.
Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании
школьников. М.,1978.
Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.,
1981.
Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.
// Начальная школа №1 1997
Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими
школьниками. Книга для учителя. М., 1991.
Искусство в школе. Под ред. Рубиной Ю.И. М., 1964.
Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1981.
Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с
использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995
Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к
учебным предметам. // Начальная школа №11 1995
Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении
раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993
Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. //
Начальная школа №8 1994
Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества
обучения младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д,
1987.
Методические основы языкового образования и литературного развития младших
школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.
Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в
школе №5-6 1992 г.
Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в обучении и
воспитании младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д,
1984.
Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная
школа №11 1994
Система эстетического воспитания школьников. Под ред. Герасимова С.А. М.,
1983.
Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и
красок весны». // Начальная школа №10 1995
Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути
развития). М., 1990.
Художественное воспитание учащихся. XXIX Герценовские чтения. Научные
доклады. Л-д, 1976.
Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. М., 1999 г.
Эстетическое воспитание в школе. Сборник из опыта работы. , 1962.
Эстетическое воспитание учащихся. XXX Герценовские чтения. Научные
доклады. Л-д, 1977.
Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост.
Лабковская Г.С. М., 1983.
-----------------------
1 Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509.
[1] Павлов И.П. Избранные труды. М., 1950, стр. 143.
1 Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр. 302-
303.
[2] Там же, стр. 303.
1 Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962, стр.298.
1 Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, стр. 8.
2 Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л.,
1947, стр. 441-442.
1 Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. М., 1955, стр. 253
1 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.— М.,1955, с. 287.
1 Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения.
М., 1963, т. II, с. 175.
2 Ушинский К. Д. Сочинения.—М.; Л., 1948, т. 3, с. 178.
3 Там же, т. 5, с. 355.
1 Там же, т. 3, с. 177.
1 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. //
Русский язык в школе №5-6 1992 г.
1 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при
изучении раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993
2 Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное
искусство. // Начальная школа №8 1994
3 Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/
Сост.: М.В. Голованова и др.— М., 1993
1 Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. //
Начальная школа №11 1994
1 Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир
звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995
2 Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития
интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995
1 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в
начальной школе. // Начальная школа №1 1997
1 Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб
1998 г. Стр.77
1 Городок в табакерке. Сказки русских писателей. М…,1989. Стр 292
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|