МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников

    Здесь важную роль играет педагог, который организует познавательную

    и творческую деятельность дошкольника, оценивает результаты этой

    деятельности и планирует дальнейшую работу.

    Глава IV. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на

    изобразительную деятельность (рисование) старших дошкольников.

    На первом этапе ознакомления дошкольников с природой важнейшую роль

    играет основное средство- метод наблюдения.

    В главе III было сказано, что такое наблюдение, как его организовать

    и провести (были даны практические примеры), поэтому, говоря о наблюдении в

    этой главе, важно обобщить знания об этом методе и определить основные

    требования к нему.

    Требования к наблюдению:

    1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности

    означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей

    объекта, которые служат основой для изображения, позволяет наглядно

    представить художественный образ как результат изобразительной

    деятельности.

    2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств рождаемых

    общением с природой, не может быть искусства, не может быть художественной,

    творческой деятельности.

    3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует

    особого восприятия предметов, явлений, выделение и осознание тех свойств,

    которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Однако

    выделение этих признаков должно быть не механическим, а осмысленным.

    Ребёнок должен понимать многие видимые явления. Например, почему сосны в

    лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна выросла на берегу большая и

    корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длиннее передних.

    4. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую

    разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую,

    двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.

    5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми

    разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений

    дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными

    внешними характеристиками (берёзка в ясный солнечный день, на закате

    солнца, в ветреный день; лес в “золотую” и позднюю осень).

    6. Учёт возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе

    объёма представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование

    реализуется и в содержании и в методике ведения наблюдения с детьми.

    Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает

    необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения,

    разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей,

    обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное

    слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.

    Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми

    разных возрастных групп. Старшие дети уже способны к принятию цели

    наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно

    сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере

    надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в

    сочетании красок. Целесообразно помочь детям “выплеснуть” свои чувства,

    выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети

    эмоционально глухи - задача педагога показать своё отношение, привлечь

    ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для

    выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы

    в поле и др.

    Старшие дети способны более сознательно и активно воспринимать

    явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи,

    зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При

    систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих

    чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со

    старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и

    издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в

    пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п. В наблюдениях со

    старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для

    этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить

    ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше

    использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения

    целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на

    лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка,

    выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины

    будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как,

    какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг.

    Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками

    т. п.

    Таким образом, в старших группах действие восприятия, наблюдения

    теснейшим образом взаимосвязаны с действием замысливания. Замысел строится

    на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел симулирует

    дополнительное наблюдение.

    На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с природой

    особую роль играет искусство, в частности - пейзажная живопись.

    Пейзаж (фр. paysage от pays- местность, страна)- жанр

    изобразительного искусства, предметом которого является изображение

    первозданной или изменённой человеком природы. Однако пейзаж- это не просто

    изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (время

    года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую,

    национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих

    на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов,

    убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определённой эпохи.

    В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени.

    Художественный пейзаж - высшая ступень восприятия человеком природы.

    Художник пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и

    выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский

    писал: «ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких

    живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части

    подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно

    прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по

    себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему

    содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое

    золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают

    золото действительности, перетопляют его в изящные формы ”.

    Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами

    её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения,

    различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж-

    поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный),

    космос (космический); изменённая человеком природа - сёла и города

    (соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции

    мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы

    (индустриальный), изображение какой-либо местности в определённую эпоху

    (исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи.

    Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта,

    портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и

    воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт

    во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком

    объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных,

    климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое

    ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи:

    колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого

    мгновения, каждого состояния природы.

    Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства,

    разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией

    живописного пейзажа - вот сложнейшая задача взрослого.

    Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия

    художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта

    положительно- активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на

    наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе,

    будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания

    художественного образа представляет собой “накладывании” имеющихся знаний,

    впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже

    восприятие произведений искусства.

    Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту

    оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т. е.

    связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями.

    Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с

    живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального

    чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы,

    наслаждения ими, переживания их красоты. ( в данном случае речь идёт о

    наблюдении, которое, как уже говорилось необходимо применять на самом

    первом этапе ознакомления детей с природой). Только после такой подготовки

    можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить

    глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и

    целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий,

    пространства, - это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть - не

    одно и тоже. Воспитать глаз эстетически - значит сделать его восприимчивым

    к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях,

    наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти, проникаться

    восторгом и радостью перед “музыкой” и певучей гармонией природы. Это

    важно, так как через это закладывается фундамент эстетического восприятия,

    миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного

    развития детей. Чудесное поселяется в душе ребёнка и живёт как радостное

    переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.

    Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить

    пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие

    природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая

    осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но

    знания, о которых могут почерпнуть из других источников - литературы, кино

    и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Надо познакомить детей

    с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния

    погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи-

    колорите, композиции, рисунке.

    “Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа,

    надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои

    ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный

    отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда

    поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза - зорче”. (Н.

    Курочкина).

    Глава V. Задачи художественного воспитания детей старшего

    дошкольного возраста, реализуемые в программе ”Детство”.

    Детей старшего дошкольного возраста мы будем продолжать знакомить с

    живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально-ценностный опыт

    отношения к природе и её изображению в художественных картинах.

    Задачи педагога на этом этапе (программа “Детство”):

    - Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть

    и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут,

    которую воспевают в своих произведениях художники, поэты, писатели и

    композиторы; учить видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы,

    чувствовать её звуки, запахи, формы;

    - Развивать эмоциональную, чувственную сферу детей, глубину,

    осознанность и многогранность чувственного восприятия природы и её

    изображения в произведениях искусства, способность к сопереживанию

    художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим,

    воображение и ассоциативное мышление;

    - Развивать у детей потребность в общении с прекрасным, способность

    испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством

    художника, создавшего прекрасный образ пейзажа. Учить не только пониманию

    замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства

    выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений

    (многообразие цветовой гаммы, позволяющей передать не только время года,

    суток, но и состояние природы, настроение и отношение к увиденному;

    особенности рисунка как средства изображения характера образа, его типичных

    и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на

    том или ином формате полотна, использование линейной перспективы для

    построения планов, лини горизонта и выделении главного в картине; техника

    наложения цветового пятна для создания более выразительного образа).

    Способствовать полихудожественному развитию детей, подводя их к

    установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного

    искусства, музыки, поэзии, литературы.

    Продолжать работу над формированием у детей представлений о пейзаже

    как о жанре живописи, его видах и особенностях. Расширять представления о

    пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и в

    промежуточных, межсезонных её состояниях (например, начало осени, золотая

    осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер,

    ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, гроза, туман и т. д.).

    Познакомить детей с такими видами пейзажа, как сельский, городской,

    архитектурный, индустриальный, морской, горный, космический, исторический.

    Дети познакомятся с художниками- пейзажистами и написанными ими картинами,

    с процессом создания произведения, получат представление о значении

    произведений искусства в жизни общества, каждого человека. Обратить

    внимание на расширение и активизацию словаря детей, наличие в нём оценочных

    эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые дети

    могут использовать в своих суждениях о художественных картинах. Нужно

    способствовать тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём

    изобразительном творчестве.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Глава VI. Эксперимент №1 и №2. Выводы.

    Следуя художественным задачам программы “Детство”, которые

    направлены на формирование эмоционально-эстетического отношения детей к

    природе и последующего изображения её в рисунках, нами будут проведены

    практические эксперименты.

    Эти эксперименты будут реализовывать цели, поставленные в выпускной

    работе. Реализовав эти цели и сделав выводы, мы сможем подтвердить, либо

    опровергнуть теоретическую часть работы, сделать для себя новые открытия,

    которые будут нужны в дальнейшей профессиональной деятельности.

    Для проведения практических исследований (экспериментов) были

    использованы дети старших групп ДОУ№ 159, № 280.

    Эксперимент № 1 (констатирующий).

    Цель. Определить особенности эстетического отношения старших

    дошкольников к природе и к своему рисунку.

    Задачи: 1. Изучение характера представлений детей о красоте;

    2.Определение своеобразия эстетического отношения

    детей к своему рисунку.

    Рисование (гуашь), тема “Самое красивое” и “Самое некрасивое” (по

    выбору).

    В проведении эксперимента участвовали две группы детей (старшего

    возраста) по 12 человек, ДОУ № 159 (Свердловского района).

    Поставленные задачи решались в процессе беседы, наблюдений, подводя

    детей к пониманию того, что красота- это то, от чего человек получает

    удовольствие. Нужно было стимулировать детей на определение красоты в самом

    себе и вокруг себя (в природе, в жизни и деятельности человека, в

    отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях).

    I. Так, для изучения представлений детей о красоте задавались

    вопросы: “Что такое, по-твоему, красота? Что ты видел красивое? Что можно

    назвать некрасивым? Что можно сделать красивое? Кто может сделать

    “красивое”? ”.

    Полученные данные эксперимента № 1.

    Из 24 детей определили в своих рисунках как ”красивое”:

    1. Труд людей, орудия труда 3

    рисунка

    2. Семья, семейные отношения 4

    рисунка

    3. Природа, природные объекты и явления 13 рисунков

    4. Герои сказок и мультфильмов 2

    рисунка

    5. Цветовые пятна и цветосочетания 1

    рисунок

    Определили в своих рисунках как “некрасивое”:

    1. Природа, природные объекты и явления 1 рисунок

    (где было изображено дождливое, осеннее утро; использовались

    чёрные, “грязные” краски). Этот рисунок нарисовал мальчик, назвав его

    “Некрасивое”.

    Мы задали мальчику вопрос: “Что ты нарисовал и почему так назвал

    свой рисунок?”.

    Мальчик ответил: “Я нарисовал осень, когда идёт дождь, а на улице

    много луж, грязно и плохая погода. Я не люблю когда осень, не люблю грязь”.

    Таким образом, мальчик выразил своё отношение к плохой погоде,

    дождливой осени в рисунке, изобразив явление чёрными красками.

    И всё-таки самым красивым для детей явилась природа, её объекты и

    явления (рисунков о природе было 13). Дети использовали очень яркие краски,

    к примеру, красота осени - это богатство цветовой палитры: жёлтый, синий,

    оранжевый, коричневый и др.; последнее тепло нежаркого солнца; мелкий,

    тихий дождь; цветы, вобравшие тепло солнечных деньков и др.

    Названия детских рисунков о природе были разнообразными:

    “Солнце отражается в воде” (Ира К.),

    “Спелые ягоды” (Алёна Б.),

    “Лето” (Паша М.),

    “Яблоки на дереве” (Полина С.),

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.