МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания

    многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку

    (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой

    общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации

    практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации

    целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность

    потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного

    художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно

    слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы

    процесс восприятия был активным, творческим.

    В своей практике я убедилась в том, что большое значение имеет вопросы

    и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа

    произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их

    во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов

    и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по

    выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так

    выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание

    взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства.

    Ответы на такие вопросы многому учат детей.

    Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства

    активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют

    сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и

    различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения.

    Одно из произведений является основным, и на нем я более всего

    сосредотачиваю внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и

    благодаря этому для углубления знаний или для решения поставленной

    проблемы.

    Можно легко проверить, как дети различают разные отдельные части

    произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление

    характерных ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в

    процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него

    требуется. С помощью такого простого задания можно более точно

    контролировать работу детей, но, и это самое важное, такое задание

    заставляет детей активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они

    должны внимательно прослушать всю «ткань» музыкального произведения. Удобно

    такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить

    тут же, в самом процессе преподавания.

    Полезно в связи с прослушанной музыкой давать детям письменные работы,

    которые служат для проверки, и для закрепления знаний. Чаще всего дети

    получают задание узнать, какое произведение исполнено и кто его автор.

    Иногда предлагается проанализировать какое-нибудь произведение (здесь можно

    дать направляющие вопросы). Анализирую характер услышанной музыки, можно

    пользоваться таблицами, на которые помещаются контрастные по своему

    значению слова, среди которых дети должны найти самое подходящее. Таблица

    целесообразнее использовать на начальном этапе работы.

    Иногда я прошу детей оценить отметкой прослушанное произведение. Дети,

    как правило, ставят оценки очень честно. В оценке отражается не истинное

    качество произведения, а эмоциональное отношение к нему детей. Здесь и

    выявляются эмоциональное развитие и вкусы детей.

    Хочу подчеркнуть, что центральным моментом восприятия музыки остаётся

    эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой

    проблемы связано с необходимостью:

    - специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;

    - использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей:

    музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;

    - использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде

    всего изобразительного и художественной литературы.

    Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень,

    являются способом активного анализа музыки.

    При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы

    они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и

    доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

    § 2 Исполнительство

    Другой формой приобщения детей к музыке является творческая

    исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых

    различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре,

    сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец и др.).

    Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить широкие

    массы детей, должно быть выделено хоровое пение.

    Пение. «Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах.

    С одной стороны, в песнях передано определенное содержание к нему; с другой

    – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние

    другого человека, которое отражено в песнях).[8] Хоровое пение является

    эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и

    инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом

    содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства

    ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту

    интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.

    Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой

    деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения

    учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие,

    воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

    Правильный подбор песенного материала (с включением в него произведений

    и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а так же современных

    композиторов, и народных песен) способствует воспитанию у детей чувств

    патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным условием

    качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала.

    Соблюдение этого условия способствует повышению интереса и желания учащихся

    к исполнению песен.

    Искусство пения требует овладения вокально-хоровыми навыками. Но работа

    над вокально-хоровыми навыками не является чисто технической и должна быть

    связана с работой над художественным образом произведения.

    Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате

    систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию

    песенным материалом.

    Что бы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и

    радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая

    атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и

    переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а

    это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того

    или иного навыка. «Только эмоциональное пробуждение разума дает

    положительные результате в работе с детьми», - говорил В.А.Сухомлинский.

    Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности

    ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом

    искусстве соединяются воедино музыка и слово. Этот факт усиливает

    воздействие на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение

    и чуткость. Сам процесс освоения хорового произведения всегда связан с

    кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или

    технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет

    их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Эти задачи решаются

    только в крепко организованном хоре, благодаря целенаправленной работе по

    усвоению разнообразного репертуара.

    Именно хоровое пение как искусство массовое воспитывает в детях чувство

    искренне любви к своей Родине, народу, способствует всестороннему

    творческих способностей. Итак, у этой формы особое преимущество:

    1. Хоровое пение – наиболее доступный вид музыкального исполнительства.

    Голосовой аппарат – «инструмент» совершенствуется вместе с ростом

    человека, его развитием. Воспитание певческих навыков есть

    одновременно и воспитание человеческих чувство и эмоций.

    2. Хоровая музыка тесно связана со словом, что создает базу для более

    конкретного понимания содержания музыкальных произведений. Хоровая

    музыка всегда ярко программа. Ее содержание раскрывается через

    слово, через поэтический текст и через музыкальную интонацию,

    мелодию. А потому идейно-эмоциональная сущность содержания хоровой

    музыки как бы удваивается.

    3. Следует отметить коллективный характер процесса хорового пения.

    4. Хоровое пение обеспечивает возможность первоначальных музыкальных

    впечатлений, способствует овладению «музыкальной речью», что

    помогает более точно и глубоко выявить музыкальные способности.

    Следовательно, на занятиях пением методы воспитания должны отражать

    принцип массовости, демократизма, искусства.

    И слушание музыки, и исполнительское, творческая деятельность детей

    тесно связаны с музыкально-познавательной деятельностью. Множество форм

    музыкального восприятия приобщают к знаниям нотной грамоты, учат осваивать

    закономерности музыкального языка, учат осознавать и воспроизводить музыку.

    Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской

    деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских

    навыков, развить музыкальные способности детей.

    Игра на музыкальных инструментах.

    Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной

    форме. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они

    имеют различное устройство, их выразительные возможности зависят от способа

    звукоизвлечения.

    Мы не будем конкретно рассматривать обучение игре на каком-то одном

    инструменте, а порассуждаем вообще об игре на инструментах. Понятно, что

    для каждого музыкального инструмента разработана своя методика игры на нем

    и прочее. Важно то, что этот вид музыкального исполнительства обогащает

    музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности:

    ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое

    главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте

    самовыражается.

    Но этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, что бы

    развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следственно игра

    на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели,

    воображения.

    Существует два способа игры на музыкальных инструментах: по нотам и по

    слуху. Обучение игре на инструменте должно проходить параллельно с

    освоением музыкальной грамоты. Наибольший развивающий эффект обучения

    достигается при игре по слуху. Этот способ требует серьезной слуховой

    подготовки. На начальном этапе для подбора по слуху используются лишь

    хорошо знакомые мелодии. Помогает лучше представить направление движения

    мелодии, развивает музыкально-слуховые представления пропевания мелодии.

    Одновременно с пением игра способствует постепенному подстраиванию голоса к

    звукам инструмента. Ощущение унисона, возникающего при этом, воспринимается

    ребенком положительно. Слухо-вокальная координация налаживается и

    закрепляется.

    Важно, чтобы ребенок почувствовал выразительные возможности инструмента

    и научился использовать разнообразие его тембровых красок.

    Индивидуальное обучение игре на музыкальных инструментах является

    основополагающим для исполнения музыкальных произведений в ансамбле,

    оркестром.

    § 3 музыкально-Познавательная деятельность

    «Музыкознание раскрывает закономерности и особенности музыки как особой

    формы художественного освоения мира в ее историческом становлении и

    развитии. Музыкознание имеет два основных направления: историческое

    (всеобщая история музыки, музыка различных народов, музыкальная литература)

    и теоретическая, которое распадается на ряд взаимосвязанных дисциплин:

    общая теория музыки, мелодика, ритмика, гармония, полифония и т.д.»[9]

    В программу ДМШ включены такие дисциплины как музыкальная литература

    (построенная по принципу историзма), сольфеджио, элементарная теория

    музыки, ритмика, обучение игре на инструментах.

    Музыкально-исторические знания освещают пути возникновения и

    становления музыкального искусства на различных этапах истории. Новые

    поколения композиторов используют в своем творчестве сложившиеся традиции и

    вместе с тем проявляют новаторство, обеспечивая поступательное движение

    музыкального искусства.

    Музыкальная литература расширяет кругозор детей. При изучении

    музыкальной литературы характеризуются не только творчество и произведение

    отдельных композиторов, но и музыкальная литература различных эпох,

    изучаются народное творчество, особенности камерной музыки, хорового

    искусства, симфонического жанра, балета как синтетического искусства,

    оперы.

    Главное – подчеркивается эмоционально-образное содержание произведения,

    особенности развития музыкальных образов, комплекс выразительных средств.

    Не каждый умеет слышать музыку, хотя каждый ее слушает. Здесь важную

    роль играет такая учебная дисциплина, как сольфеджио.

    Сольфеджио принято рассматривать как систему развития музыкального

    слуха, которое предполагает четыре основных формы работы: собственно

    сольфеджирование, интонационные упражнения, слуховой анализ и диктант.

    Занятия сольфеджио направлены на слуховое осознание видимого в нотной

    записи, развивают интонацию при пении, делают осознанным восприятие музыки.

    Сольфеджио развивает координацию всех слуховых навыков и теоретических

    знаний. Именно комплексное применение разнообразных форм работы на уроках

    сольфеджио, как показывает практика, обеспечивает разностороннее развитие

    музыкального слуха.

    Ритмика как один из учебных предметов музыкально-теоретических

    дисциплин занимает несколько особое место. Освоение музыкально-

    теоретических знаний происходит здесь в процессе восприятия произведения, а

    его эмоционально-образное содержание непосредственно отражается в движении

    детей. Иными словами, движение используется как способ активизации

    музыкального восприятия, развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

    Другой важной чертой ритмики являются движения, отображающие характер

    музыки.

    Общим для всех движений должна быть эмоциональная выразительность и

    ритмичность.

    Ритмика не только удовлетворяет потребность детей в движении, в

    увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие

    музыки. «Т.С.Бабаджан обусловливает занятия ритмикой «музыкальным

    стержнем», движение рассматривает, как выявление эмоций, связанных с

    музыкальным образом».[10]

    Итак, на уроках ритмики ведущая роль отводится музыке, движению

    второстепенное, но следует помнить о том, что только органическая связь

    музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое

    воспитание детей.

    На уроках ритмики должны осуществляются следующие задачи:

    1. Развитие музыкальных способностей;

    2. Умение определять музыкальные жанры, различать простейшие

    музыкальные понятия;

    3. Формирование красивой осанки, учить выразительным движениям;

    4. Развитие творческих способностей.

    Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-

    духовного к конкретно-физическому. Музыкально-ритмические упражнения

    помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения,

    согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной

    ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению

    элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными

    предметами.

    Осваивая любую форму музыкальной деятельности, важно учитывать

    следующие принципы:

    - комплексное решение основных задач музыкального воспитания;

    - систематичность;

    - постепенность;

    - последовательность;

    - повторность;

    Все перечисленные формы музыкальной деятельности помогают формировать

    навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей,

    прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения

    музыкальной культурой детей. В процессе многообразных форм музыкального

    восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального

    языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям

    нотной грамоты. Все это расширяет кругозор детей, дает возможность

    значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные

    способности детей.

    Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности,

    предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она

    не осуществима, и оказывает специфическое влияние на развитие детей.

    Поэтому так важно в музыкальном воспитании использовать все виды

    музыкальной деятельности.

    ВЫВОДЫ

    Итак, мы выяснили, что эстетические, нравственные и музыкальные цели

    воспитания носят прежде всего развивающий характер. В процессе музыкального

    обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей и

    происходит это только через деятельность.

    Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического

    вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают

    внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что

    иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает

    художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству -

    формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к

    окружающему.

    На основании анализа работ известных педагогов – музыкантов

    (Д.Д.Кобалевского, В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, Б.Асафьева и др.), личного

    опыта работы можно сделать заключение о том, что музыка украшает жизнь,

    делает ее более интересной, а также играет важную роль в общей работе по

    воспитанию наших детей. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое

    воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера,

    совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и

    жизни.

    В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются

    многие организации, и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично-

    развитого, духовно богатого человека.

    Чем шире представляешь себе всю систему музыкального воспитания, тем

    лучше владеешь методикой отдельных ее компонентов, и тем эффективнее будет

    результат моей работы, и тем большее удовлетворение я буду испытывать от

    своей практической деятельности педагога-музыканта.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В.Воликова, В.А.Сластинин. Педагогика //

    учебное пособие для пед.училищ – М.: Просвещение, 1981;

    2. Л.А.Баренбойм. Музыкальное воспитание в СССР. – М.: Советский

    композитор, вып.1, 1978;

    3. Л.А.Баренбойм. Музыкальное воспитание в СССР. – М.: Советский

    композитор, вып.2, 1985;

    4. Л.А.Баренбойм и др. Из истории Советского музыкального образования //

    Сб. материалов и документов (1917-1927).- Л.: Москва, 1969;

    5. С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина. Музыка и движение // из опыта

    работы муз.руководителей детских садов – М.: Просвещение, 1983;

    6. М.А.Ветлугина, А.В.Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в

    детском саду // учебное пособие для студентов пед.институтов по спец.

    «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1983;

    7. Н.Дьяченко, И.Котляревский, Ю.Полянский. Теоретические основы воспитания

    и обучения в музыкальных учебных заведениях. – Киев.: Музична Украина,

    1987;

    8. М.Картавцева. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. – М.:

    Москва, 1978;

    9. И.А.Котляревский, Ю.А.Полянский. Актуальные проблемы музыкального

    образования // сб.ст. - :Музична Украина, 1986;

    10. Б.Кременштейн. Педагогика Г.Г.Нейгауза. // вопросы истории, теории,

    методики. – М.: Музыка 1984;

    11. А.С.Лында и др.Педагогика.// Уч.пособие для индустриально-

    педагогических техникумов профтехобразования.-М.: Высшая школа, 1973.

    12. Методика музыкального воспитания и обучения в общеобразовательной

    школе.// уч.-методическое пособие для чтения лекций на факультетах

    хорового дирижирования муз.училищ.- М.: Кафедра хорового дирижирования

    Н.А.Шийка, 1974.

    13. Л.Михеева.Музыка- детям.//Вопросы музыкально-эстетического воспитания.-

    Л.: Музыка, вып.3-1981, вып.4-1976.

    14. Ред. О.П.Радынова.Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для

    студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных

    руководителей и воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, Владос,

    1994;

    15. Н.В.Савин. Педагогика // уч.пособие для пед.уч-щ. – М.: Просвещение,

    1978;

    16. Советская музыка, № 2 – 1975 // В.Мясищев, А.Готсдинер Что есть

    музыкальность – В.Н.Минин. Ближе к практике. – И.Жуков. Творческий

    подход. – С.Гаджибеков. проблемы вуза, стр.81-92.;

    17. Советская музыка, № 6 – 1966 // ст.И.Сигети. Композитор – исполнитель –

    слушатель., стр.108-1164.

    18. К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан. Гармония // программа развития

    музыкальности у детей среднего дошкольного возраста (5-й год жизни). –

    М., 1998.

    19. К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко. Гармония // программа развития

    музыкальности у детей среднего дошкольного возраста (4-й год жизни). –

    М., 1999.

    20. Я.С.Турбовской. Средства и методы педагогического действия. – М.:

    Знание, 1980.

    -----------------------

    [1] П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. Методика музыкального

    воспитания, М. :-«Музыка», 1990 г.

    ст.»Музыкальное искусство- средство воспитания детей», стр.7.

    [2] П Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. «Методика музыкального

    воспитания», М.:-«Музыка», 1990 г.

    ст. «Музыкальное искусство- средство воспитания детей», стр.5.

    [3] Сухомлинский В.А. ст. «Сердце отдаю детям» / П.Халабузарь, В.Попов,

    Н.Добровольская. « Методика музыкального воспитания», М.:- «Музыка», 1990

    г., стр.52- 53.

    [4] С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В. Воликова, В.А.Сластинин «Педагогика»,

    М.: - Просвещение, 1981 стр. 35

    [5] С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, Т.В. Воликова, В.А.Сластинин «Педагогика»,

    М.: - Просвещение, 1981 стр. 48

    [6] П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. Методика музыкального

    воспитания, М. :- Музыка, 1990 г., стр.11

    [7] Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман «Теория и методика музыкального воспитания в

    детском саду», М.: - Просвещение, 1983г., стр.7.

    [8] О.П.Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников», М.: - Просвещение,

    Владос, 1994 г. стр.97.

    [9] Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман «Теория и методика музыкального воспитания в

    детском саду», М.: - Просвещение, 1983г., стр.8.

    [10] О.П.Радынова, А.И. Катинене, М.Л.Палавандишвили «Музыкальное

    воспитание дошкольников», М.: - Просвещение, Владос, 1994 г, стр. 108.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.