МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

    пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к

    литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на

    содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на

    факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.

    Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе

    Г.С. Лабковской.

    Главная задача эстетизации среды обитания по ее мнению сводится к

    "достижению гармонии между создаваемой человеком "второй природой" и

    естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически

    связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного

    человечества - проблемы рационального использования природных богатств и

    охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз

    и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами

    законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее

    красоты - это главное, чему должна научить школа" (26; 29).

    Следующий фактор эстетического развития личности - эстетизация быта -

    выделяется в работах А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской,

    К.В. Гавриловец и др.

    А.С. Макаренко в своей педагогической работе уделял огромное внимание

    этому фактору: "Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже

    тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил

    оранжерею. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а

    хризантемы, розы" (14; 218). "С эстетической точки зрения быт, можно

    сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического

    развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее

    духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств

    создавших ее людей", - отмечает Г.С. Лабковская (26; 31).

    Особое значение эстетики быта, в эстетическом воспитании отмечает и

    К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание

    школьников». "Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов,

    залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка,

    стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а,

    следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги" (4;

    14). Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи,

    отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь

    подсознательно входят такие критерии, как целесообразность,

    упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его

    вкусы и потребности.

    Если в кабинете месяцами висит небрежно оформленная газета, если

    классный уголок не несет новой, интересной необходимой информации, если не

    уделяется должного внимания чистоте кабинета, у школьников постепенно

    складывается установка на терпимое отношение к излишествам, небрежности.

    Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор

    эстетического воспитания. Здесь существенное влияние на детей оказывает

    непосредственно личность учителя. Как отмечает К.В. Гавриловец: "В своей

    работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его

    костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое

    не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в

    одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у

    подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике

    человека, вырабатывать у них "нравственно-эстетический критерий достоинства

    человека" (4; 14).

    А.С. Макаренко также уделял большое внимание внешнему виду и

    утверждал, что у учеников "ботинки должны быть всегда почищены, без этого

    какое может быть воспитание? Не только зубы, но и ботинки. На костюме не

    должно быть никакой пыли. И требование прически… серьезные требования надо

    предъявлять к каждому пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, к

    карандашу" (14; 218).

    Об эстетике поведения, или культуре поведения много говорил

    В.А. Сухомлинский. В культуру поведения он включает и "культуру общения:

    общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе".

    "Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на

    эстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже

    если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это

    переживание "себя среди людей", стремление занять желаемое положение среди

    них является мощным внутренним стимулом формирования личности" (4; 11).

    Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности, как

    назвал его А.С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение

    личности в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развития

    творческих задатков школьников, обнажает красоту чутких отношений друг к

    другу. В качестве примера прекрасных эстетических отношений можно

    рассматривать такие отношения, как дружба, взаимопомощь, порядочность,

    верность, доброта, чуткость, внимание. Участие детей вместе со взрослыми в

    отношениях самого различного достоинства накладывает глубокий отпечаток на

    детскую личность, делая их поведение прекрасным или безобразным. Через всю

    совокупность отношений и осуществляется формирование нравственно-

    эстетического облика ребенка.

    Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются

    внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи

    очевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое

    развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят разговоры

    о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не

    может быть и речи. Классный учитель должен помочь таким детям, постараться

    восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой в классном

    коллективе. Задачей классного руководителя является проведение бесед,

    лекции с родителями по эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

    Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности,

    эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам

    Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: «в

    любом предмете есть более или менее эстетический элемент» (16; 56). Любой

    предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в

    школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать

    средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к

    предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников.

    «Многие естественнонаучные понятия (гармония, пропорция, мера симметрия и

    другие) имеют непосредственное эстетическое содержание. Можно рассматривать

    пропорциональность различных прямоугольников, гармонические колебания,

    формы кристаллов, типы математических доказательств, физические, химические

    и математические формулы, - во всех этих случаях можно обнаружить красоту и

    гармонию, то есть проявление эстетического» (17; 202). Кроме того, опытные

    педагоги отмечают, что «объяснение нового естественнонаучного термина и

    одновременное определение в нем эстетического элемента является одним из

    способов развития познавательной активности школьников. Процесс обучения

    приобретает для школьников привлекательные черты, абстрактный научный

    термин становится понятным. Все это способствует развитию интереса к самому

    предмету» (17; 202).

    Одним из важных источников эстетического опыта школьников является

    разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются

    насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности.

    На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для

    самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому

    воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности.

    Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т.

    Шацкому. В организованных ими воспитательных учреждениях ребята принимали

    широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих

    драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные

    произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и

    кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных

    видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом

    развития лучших черт и качеств личности.

    Таким образом, средства и формы эстетического воспитания весьма

    разнообразны начиная от предметов естественно-математического цикла в школе

    и заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически воспитывает буквально все,

    вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным источникам

    эстетического опыта детей относится и искусство, так как: "Искусство

    является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения

    человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом

    воспитании" (15; 14). В связи с этими словами Б.М. Неменского и избранной

    темой курсовой работы, проблеме эстетического воспитания средствами

    искусства следует отвести отдельный параграф.

    Глава II. Искусство как средство эстетического воспитания

    В этой главе мы рассмотрим особенности искусства, как средства

    эстетического воспитания младшего школьника. Для этого раскроем

    эстетическую сущность искусства и особенности его восприятия детьми.

    §1. Эстетическая сущность искусства

    В первом параграфе второй главы мы считаем необходимым раскрыть

    эстетическую сущность искусства, для того чтобы выяснить действительно ли

    искусство играет ведущую роль в эстетическом воспитании как утверждает Б.М.

    Неменский.

    Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так

    как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства

    воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован

    творческий опыт человека, духовное богатство" (28; 75). В художественных

    произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое

    отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. "В

    искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы,

    идеалы" (21; 142). Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В

    том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что

    художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их а такие

    полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой

    действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем

    месте и назначении в жизни» (13; 103).

    В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса

    разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

    Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека.

    Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с

    героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает.

    Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский так

    описал это явление: "И хотя сам по себе творческий процесс создания

    художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед

    за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает

    произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей

    становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора"

    того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или

    испытывая гнев, досаду, отвращение".

    Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым

    или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго,

    и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от

    встречи с прекрасным.

    "Постижение искусства есть познавательный процесс глубоко творческого

    характера", - отмечают авторы книги "Эстетическое воспитание школьников"

    (28; 75). "Энергия активного, творческого отношения человека к искусству

    зависит как от качества самого искусства, так и от индивидуальных

    способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от уровня

    его художественного образования". Те же авторы сделали правильное

    замечание: "Только подлинное искусство воспитывает, но только человек с

    развитыми способностями может пробудиться сотворчеству и творчеству".

    Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не

    получит собственно художественного развития и образования, не научится

    видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни.

    Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько

    ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно

    эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность

    наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы,

    довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

    Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства

    необходимо учитывать возрастные особенности школьников. А.И. Шахова,

    старший научный сотрудник НИИ общих проблем воспитания АПН справедливо

    заметила: "Нельзя требовать от ребенка, чтобы он оценил картину Рафаэля

    "Сикстинская мадонна", но можно и нужно так развивать его способности, его

    духовные качества, чтобы, достигнув определенного возраста, он мог

    наслаждаться творчеством Рафаэля. Воспитание искусством тем самым

    преследует цель, прежде всего воздействия на внутренний мир ребенка, на его

    индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее

    поведение" (27; 20).

    В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести ребенка

    по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует

    искусство, в чем заключена его воспитательная роль.

    Существует несколько видов искусства: литература, музыка,

    изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура,

    декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том,

    что оно особо воздействует на человека своими специфическими

    художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением,

    красками, различными природными материалами. Музыка, например,

    непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура

    затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно

    объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на

    способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. О воздействии

    живописи на человека можно судить по конкретному примеру. Приведу отрывок

    из книги Е. Ротенберга "Искусство Италии".

    "Живопись обращена к нашему чувству формы и цвета. Созерцая живописное

    полотно, скажем "Сикстинскую мадонну" Рафаэля, мы не только замечаем общий

    колорит, распределение цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность,

    но следим за композицией, расположением фигур, точностью и выразительностью

    рисунка. Все это вместе дает нам реальную возможность приблизиться к

    постижению смысла картины, творческому сопереживанию. Мы замечаем, что во

    всей фигуре мадонны есть какая-то тревога, что взгляд ее трудно уловим, что

    младенец серьезен. Мадонна как будто стоит на месте и идет вперед. И все-

    таки композиция картины гармонично уравновешенна, сохранено ощущение

    гармонии человека с миром и представление о человеке как центре природы. И

    мы понимаем, что перед нами одно из самых глубоких и прекрасных воплощений

    темы материнства. А тревога угадываемая нами воспринимается как

    предчувствие будущей трагической судьбы сына, которого мадонна несет в

    жертву людям… В движении ее рук, несущих младенца, угадывается

    инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, вместе с тем

    ощущение того, что сын ее принадлежит только ей…" (20; 125).

    Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой

    личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды

    искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя

    ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства.

    Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание.

    Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать

    одинаковую любовь ко всем видам искусства. Эти положения хорошо выделены в

    трудах А.И. Бурова. «Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен

    в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид

    искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь

    неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание

    невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы

    искусств. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее

    равномерно».

    § 2. Восприятие искусства младшими школьниками

    (по Б.Т. Лихачеву).

    Взаимодействие ребенка и любого вида искусства прежде всего начинается

    с восприятия. Особенностям восприятия искусства детьми и посвящен данный

    параграф.

    Итак, произведение искусства достигает своей воспитательной,

    образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником,

    когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять

    особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.