МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Этнопедагогика

    благодаря исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь,

    гусляр, скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое.

    Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы,

    живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние

    музыкальные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В

    совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор.

    Основной вид музыкального фольклора — песни, эпические сказания

    (русские былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские

    частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое

    произведение музыкального фольклора представлено целой системой

    стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих

    изменения народной музыки в процессе её исполнения.

    Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её

    жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь

    крестьянина:

    . календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки,

    масленичные, купальские песни);

    . полевые работы (покосные, жатвенные песни);

    . рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни);

    . смерть (похоронные плачи-причитания).

    Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры,

    где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и

    эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и

    подчас сложные по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская

    протяжная песня) и инструментальные.

    Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного

    творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не

    притворное. Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Всякая народная

    песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с

    самыми разными ситуациями.

    Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные,

    заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но

    общее — это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние

    содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.

    4 Народный театр

    Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с устным

    народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх,

    сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы

    перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и

    семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т. д.). В процессе развития

    в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают

    игры и представления, пародирующие свадебный обряд (русская игра-комедия

    «Пахомушка»). Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития

    народного театра и драмы.

    В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто

    называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в

    Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру

    Петрушки были близки украинский вертеп, белорусский батлейка. Многообразие

    форм народного кукольного театра определялось различием видов кукол, систем

    их управления (тростевые куклы, марионетки — куклы на нитках — и др.).

    Народные театры кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды,

    инсценировали «бродячие сюжеты».

    К народному театру относят также балаганные представления и так

    называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении

    драматизированного текста).

    Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще

    фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита,

    движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с

    публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие,

    направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором

    исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах).

    Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной

    интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих

    лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений.

    Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором,

    развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки

    людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных

    постановках, ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь

    перед публикой, преодолевать застенчивость.

    5 Народный танец

    Народный танец — один из древнейших видов народного творчества.

    Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление

    хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами

    (славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения

    венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий,

    хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта.

    Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения

    над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки

    зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель,

    гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец

    жнецов, гуцульский — дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок,

    молдавский поамэ (виноград). В народном танце часто отражены воинский дух,

    доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба,

    казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном народном творчестве

    занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное

    отношение к женщине (грузинский картули, русская байновская кадриль).

    В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое

    подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие

    танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые

    танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы

    исполняются с бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер

    исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает

    длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском

    мужском танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.

    Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений,

    приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично,

    общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек).

    6 Народные промыслы

    К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство,

    ткачество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома),

    ковка, литьё художественное, гравирование, чеканка и т. д.

    В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и

    быта, культуры и верования. Наиболее общим элементом служит родившийся в

    древности орнамент, который помогает достигать органичного единства

    композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета,

    пластичной формы, естественной красоты материала. Представление о вещи в

    народном промысле обычно не закрепляется в подготовительной модели или

    рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты его

    индивидуальной изобретательности, приводящей к выработке наиболее

    рациональных приёмов работы, должны быть приняты народным коллективом. В

    силу этого закрепляемая вековым отбором традиция претерпевает постоянные,

    но лишь частичные специфические изменения. Древнейшие предметы (напр.,

    деревянные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре;

    позднее, сохраняя общую форму и образную основу, сочетают их с веками

    выработанными приёмами обобщения, декоративной стилизации, с рациональным

    использованием технических средств и материалов.

    Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего

    мастерства передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя

    мудрость и опыт прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста

    приобщались к работе, помощи родителям.

    Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт

    наставника (родителей), прививает трудолюбие.

    Принципы народной педагогики

    1 Закономерности народных педагогических систем

    К числу общих закономерностей и характеристик народных педагогических

    систем, дающих возможность осуществлять "перенос" знаний из одной

    этнической педагогики в другую, относятся:

    . наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпосе, мифологии и

    других источниках народной духовной культуры и представляющего систему

    общечеловеческих ценностей;

    . единство естественного механизма развития народных педагогик,

    выражающегося во взаимодействии социальных (общественных) требований и

    народности;

    . общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться в

    реальную человеческую деятельность и общение (природа, труд, игра и др.);

    . общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и

    воспитания.

    Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро

    народных педагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных

    характеристик народных педагогик различных этносов выступают природно-

    географические условия и исторические особенности развития народов,

    определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов,

    содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и

    народных промыслов, специфику отношений людей друг к другу и окружающей

    природе.

    В основу построения методики учебно-воспитательного процесса,

    базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал личности как

    цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему

    современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-

    воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия

    эффективности данного процесса.

    Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный

    учебно-воспитательный процесс, является народная традиция. Именно традиция

    выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она

    и в настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции,

    что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и

    отмирает, если теряет свою социально значимую основу.

    2 Народная педагогика и этнопедагогика

    Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаем

    исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально

    передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем

    зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического

    эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д.

    Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая

    педагогика), в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в

    своей основе идеал и средства его формирования. Она представляет такую же

    объективную реальность, как фактическая сторона исторического процесса,

    история народа в целом.

    А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания

    народных педагогик, сложившихся исторически у разных народов и

    представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой

    создания этнопедагогики как науки о сущности народного воспитания и способа

    его использования в современных условиях. Именно здесь и различаются два

    понятия народная педагогика и этнопедагогика. Следовательно, этнопедагогика

    — наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и

    вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в

    связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных

    явлений, а так же показывающая способы, пути ее функционирования в

    современной учебно-воспитательной системе в качестве их органической

    системообразующей части.

    Заключение

    В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды

    деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми.

    Семья наряду с общиной считалась основным воспитателем ребенка. Она несла

    ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед

    церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединенные с сохранившимися

    народными представлениями о совершенной личности, являлись содержанием

    целей и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде

    заповедей, народной мудрости.

    Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его

    непосредственное общение с родителями, бабушками и дедушками, которых не

    может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще

    обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и

    воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные

    вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только

    взаимодействие поколений (причем трех) позволяет должным образом

    осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста.

    Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна

    стать основой современных учебно-воспитательных систем.

    Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень

    богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт

    характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой

    личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой

    своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему

    общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что

    надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без

    изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые

    работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и

    общечеловеческих ценностях.

    Поступки и деятельность людей ограничиваются определенными запретами,

    способствующими сохранению и развитию человеческого общества и его

    взаимоотношений с окружающей средой. Общими практически для всех этносов,

    наций и народов являются следующие заповеди: "не убий", "не лги", "не

    воруй", "не лжесвидетельствуй", "не желай чужого" и др. Они же входят в

    число библейских заповедей.

    Помимо заповедей-запретов народная педагогика большое место всегда

    отводила заповедям — целям воспитания и обучения. Ведущей заповедью в этой

    системе является воспитание человека-патриота, носителя традиций и чаяний

    своего народа. Она выражается не только в описаний героизма людей, но и в

    поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении

    предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга. На

    примерах былинных героев: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и

    другие защитники Отечества.

    Следующая заповедь народной педагогики — воспитание доброты и любви к

    людям. Многие библейские заповеди учат этому: "Возлюби ближнего своего, как

    самого себя, да благо тебе будет". Добрый человек обязательно должен быть

    скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим

    других.

    Третья заповедь — воспитание трудолюбия. Народ всегда высмеивал

    лодырей, лежебок, бездельников. Особенно ярко эта заповедь выражена в

    народных пословицах: "Деревья смотри в плодах, а людей — в делах", "Под

    лежачий камень вода не течет".

    Но одним из важнейших условий воспитания в народной педагогике

    считается доброе, уважительное отношение к ребенку.

    Литература:

    1. Рыбникова М. А. Избр. труды. — М., 1958.

    2. Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.,

    1992.

    3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М:

    Педагогика, 1987.

    4. Попова А. Н. Народные художественные промыслы. — М.: Прогресс,

    1993.

    5. Народная мудрость: Энциклопедия. — М., 1995.

    6. Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов

    России: советы, игры, обряды. — М.: Школа-Пресс, 1998.

    7. Васильцова В. Н. Народная педагогика /заметки журналиста/. — М.:

    Школа-Пресс, 1996.

    -----------------------

    [1] Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М:

    Педагогика, 1987. — с. 218.

    [2] Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.,

    1992.– с. 49.

    [3] Рыбникова М. А. Избр. труды. — М., 1958. — с. 123.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.