МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка

    искажается, произносится неточно. Типично возрастные несовершенства

    произношения речи у детей :

    1. Согласные звуки произносятся смягченно сюлочки ( чулочки ).

    2. Замена мягких фонем твердыми тота ( тетя )

    3. Не произносят шипящие фонемы

    4. Не произносят звук «р», или заменяют на «л», «в», «й» -- двей, двель

    (дверь)

    5. Смягчение звука «л» и замена на «j» стуй, стуль ( стул ).

    6. Звуки «г», «к», «х», или отсутствуют, или заменяются на «т», «д».

    7. Затрудняются в произношении слов со стечением согласных.

    8. Перестановка слогов, звуков.

    9. Выпадение слогов.

    Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее

    формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически

    правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую

    речь. В этот период необходимо развивать пассивный словарь ( слова, которые

    ребенок еще не произносит, но соотносит с предметами ). Постепенно у малыша

    развивается активный словарь ( слова, которые он употребляет в своей речи

    ).

    К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250 – 300 слов. В

    это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это

    простые фразы из двух – трех слов, постепенно, к трем годам, они

    усложняются. Активный словарь достигает 800 – 1000 слов. Речь становится

    для ребенка полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у

    детей увеличивается до 2500 – 3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза,

    улучшается произношение. При нормальном развитии речи к четырем – пяти

    годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звуко-

    произношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного

    родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически

    овладевает грамматическим строем речи.

    б. Проекция руки – одна из речевых зон мозга.

    Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества,

    оказались тесно связанными с речевой функцией.

    Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика

    здесь была роль руки – она дала возможность путем указывающих,

    оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с

    помощью которого люди объяснялись.

    Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли

    тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась

    связанной с жестикулярной речью ( эта связь дает себя знать и у

    современного человека ).

    Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей,

    отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

    Выдающийся русский просветитель XVIII века Н.И. Новиков еще в 1782 г.

    утверждал, что « натуральное побуждение к действию над вещами » у детей

    есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и

    для всего их умственного развития.

    Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда

    были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

    Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение «

    созидательной работе рук » для развития мышления и речи детей.

    Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в

    поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу.

    В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти

    руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло

    параллельно.

    Возвращаясь к анатомическим отношениям, важно отметить, что на данном

    этапе развития около трети всей площади двигательной проекции занимает

    проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.

    Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти руки представлена на

    рисунке. Это так называемый гомункулюс ( человечек ) Пенфилда. В нем

    проекции всех частей тела в двигательной области показаны не только

    черточками ( их размер на схеме пропорционален размеру проекций частей тела

    в коре ), но и в образной форме. Именно величина проекции кисти и ее

    близость к моторной речевой зоне навели мысль о том, что тренировка тонких

    движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи.

    Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются

    тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов ; все

    последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от

    степени тренировки движений пальцев.

    В возрасте около пяти месяцев ребенок начинает противопоставлять

    большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета

    осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. Этот период имеет особое

    значение, так как с него и движения остальных пальцев становятся более

    свободными. На шестом месяце движения схватывания становятся более точными,

    уверенными. На седьмом – появляется артикуляция слогов : да - да -- да, ба

    - ба - ба и т.д. В восемь – девять месяцев малыш уже берет мелкие предметы

    двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т.д. Вслед

    за развитием тонких дифференцированных движений пальцев ( не раньше! )

    начинается произнесение первых слов.

    На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость –

    по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой

    функции.

    [pic]

    1 2 3

    4 5 6

    Этапы развития функций кисти руки ребенка ( по Х. Хальверсон ): 1 -

    положение кисти в 16 недель; 2 и 3 - в 56 недель; 4 - в 60 недель; 5 -

    в 3 года; 6 - взрослый.

    Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции не

    случайно. В лабораторном электрофизиологическом исследовании, проведенном

    Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок

    производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается

    согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Так как у

    правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в

    левой височной области – сенсорная речевая зона, оказалось, что если

    ребенок производит ритмические движения ( разгибания и сгибания ) пальцами

    правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление

    согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах.

    Движения пальцев левой руки вызывало такую же активацию в правом полушарии.

    Л.А. Панащенко в доме ребенка были проведены наблюдения на детях

    первых недель жизни. У шестинедельных младенцев записывались биотоки мозга,

    затем у одних из этих детей тренировали правую руку, у других – левую.

    Тренировка заключалась в массаже кисти руки и пассивных ( т.е. производимых

    не самим ребенком, а взрослым ) сгибаниях и разгибаниях пальчиков. Через

    месяц и через два месяца после начала такой тренировки повторно записывали

    биотоки мозга и математическими методами вычислялась степень устойчивости в

    появлениях волн высокой частоты ( что является показателем созревания коры

    мозга ). Выяснилось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали

    отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца – и в

    будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке.

    Описанные данные электрофизиологических исследований прямо говорят о

    том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от

    пальцев рук. Естественно, что этот факт должен быть использован в работе с

    детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там,

    где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.

    3. Содержание педагогической работы по развитию мелкой моторики ведущей

    руки ребенка.

    а. Пальцевая моторика и развитие речи.

    М.М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор–физиолог, считает,

    что « есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой

    же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть

    еще одна речевая зона мозга ».[1] Тренировка тонких движений пальцев рук

    оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Так, Л.В.

    Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и

    обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой

    зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук ( с уровнем же

    развития общей моторики он совпадал не всегда ). Эти отношения показаны в

    таблице :

    |степень развития |степень развития | степень развития |

    |движений пальцев |речи |общей моторики |

    | норма | норма | норма |

    | норма | норма | ниже нормы |

    | ниже нормы | ниже нормы | норма |

    | выше нормы | выше нормы | норма |

    | ниже нормы | ниже нормы | выше нормы |

    Итак, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма),

    то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает

    – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в

    пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей

    показывает, что это не случайность, а закономерность.

    Сейчас для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни

    проводят такой опыт : просят ребенка показать один пальчик, два или три (

    «сделай вот так» – и показывают, как это нужно делать ). Дети, которым

    удаются изолированные движения пальцев, хорошо говорят ; если же пальцы

    напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые

    («ватные») и не дают изолированных движений, то это – не говорящие дети.

    Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как

    у него развита речь. До тех пор, пока движения пальцев не станут

    свободными, развития речи добиться не удастся.

    В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения,

    говорившие о тесной связи функций речи и руки. Так, давно известно, что при

    травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у

    человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой

    руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не

    затронутой. В конце прошлого столетия были описаны случаи поражения лобной

    области левого полушария без потери речи. Когда такие случаи тщательно

    изучили, то оказалось, что эти больные – левши и моторная речевая зона у

    них находится в правом полушарии. Развитие речевых зон в правом или левом

    полушарии в зависимости от того, является человек левшой или правшой,

    особенно убедительно показывает связь функций речи и руки. Это доказано и

    при изучении строения мозга. Уже упоминалось, что у ребенка – правши на

    протяжении первых двух лет жизни происходит усиленный рост речевой моторной

    области и созревание клеток в ней в левом полушарии, а у левши – в правом.

    Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи

    глухонемых детей. Одних из этих детей с раннего возраста обучают общаться с

    помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так

    называемой дактильной ( пальцевой ) азбуке, когда пальцами изображают буквы

    и ребенок как бы «пишет» слова. Когда глухонемые дети приходят в школу и

    начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые

    разговаривали крупными жестами, поддаются обучению с большим трудом – оно

    требует многих и многих месяцев, те же дети, которые ранее разговаривали

    пальцами, очень легко овладевают звуковой речью.

    Итак, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с

    движениями, в первую очередь, пальцев рук. Это наглядно выявляется и при

    наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью

    развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения

    пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Согласно

    наблюдениям М.М. Кольцовой, развитие движений пальцев рук как бы

    подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие

    движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как по-

    видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга

    формируются под влиянием импульсов из пальцев рук ; такая тренировка может

    ускорять созревание речевых областей коры на 2 – 2,5 месяца, что для

    маленького ребенка очень много.

    Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с

    ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок начинает

    называть те предметы, которые чаще трогает руками ; при этом детали,

    которые он трогает, выделяются чаще ( например, ручка чашки в сравнении с

    ее дном ). Слово – название предмета становится словом – понятием лишь

    после того, как на него выработается значительное количество двигательных

    условных связей. Например, если ребенку показывать несколько разных книг,

    но не давать их в руки, он сможет запомнить каждую из них в отдельности, но

    не сможет выработать обобщенного понятия «книга» и не будет считать книгами

    те, которые ему еще не показывали. Напротив, если ребенку не только

    показывать, но и давать трогать книги, он очень скоро вырабатывает

    обобщенное понятие, и любая книга для него затем будет «книга».

    Сопоставляя эти факты, можно прийти к заключению : говоря о периоде

    подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку

    артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведенные здесь

    факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную

    область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

    б. Подготовка руки ребенка к письму.

    Важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики

    кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка

    письма. Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы

    мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.

    Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем

    дается легко. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную

    психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ,

    артикуляцию, формирование и сохранение зрительно – двигательного образа

    каждого графического элемента (буквы), а также сложнейшие механизмы

    координации и регуляции движений.

    Согласно данным психологов и физиологов, чисто техническое выполнение

    самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6 – 7 лет слабо развиты

    мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг

    пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты

    механизмы программирования сложно координированных двигательных действий,

    низка выносливость к статическим нагрузкам. Зрительные и двигательные

    анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и

    воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития.

    Формирование этих функций завершается к 10 – 13 годам. При этом возраст 6 –

    7 лет является сензитивным периодом для развития кисти руки ( С.И.

    Гальперин, 1964г. ). В этом возрасте, организуя различные виды

    деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно

    достичь хороших результатов в развитии моторики кисти ( координирован-ности

    , точности, гибкости ).

    Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем

    дошкольном возрасте. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается

    созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц

    кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению

    новых двигательных навыков ( в том числе и навыка письма ), а не был

    вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение

    неправильного сформированного двигательного навыка требует много сил и

    времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет

    обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную

    нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в

    школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна

    начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в

    выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка

    обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на

    ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по

    формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие

    может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и

    семьи.

    Исследования психологов и физиологов доказали, что в начале обучения

    письму дети сосредоточивают свое внимание на множестве деталей,

    характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую

    правильность выполнения каждого графического элемента. Они не видят в

    буквах элементов, не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию

    буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее

    структуры. На первом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только,

    что « нужно писать какую-то букву », но и « как это сделать » правильно, в

    соответствии с требованиями, задачей действия.

    Характерной особенностью письма на данном этапе является выписывание

    каждого элемента в отдельности и поэтому, когда взрослый требует

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.