МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

    Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного

    контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех

    этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть

    с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении

    звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти.

    Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия

    происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава

    речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь,

    способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таким

    образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают

    решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить

    детей к усвоению грамоты.

    В целях подготовки детей к обучению грамоте проводятся также следующие

    упражнения: различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и

    согласных; выделение любых звуков из состава слова; членение слова на

    слоги, а слогов на звуки; объединение звуков в слоги, а слоги в слова;

    определение последовательности звуков в слова; членение предложений на

    слова.

    Речевой материал для занятий подбирается с учётом перечисленных задач,

    то есть в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же

    звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового

    состава слов, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении.

    Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую

    задержку лексико-грамматического развития, в системе коррекционного

    обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и

    уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи.

    Материал, на котором строятся эти упражнения, подбирается из знакомых детям

    слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные звуки в

    стадии закрепления.

    К концу обучения дети должны правильно произносить и различать все

    фонемы родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа и

    синтеза слов разной слоговой структуры, уметь читать и писать слова,

    предложения и небольшие тексты.

    1.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с

    фонетико-фонематическим недоразвитием речи

    При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР

    у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической

    группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:

    1) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического

    восприятия;

    2) совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при

    устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение

    артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного

    аппарата;

    3) закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом

    звуков;

    4) закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом

    лексического материала на занятиях по развитию речи, других

    занятиях, в режимных моментах;

    5) закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

    6) формирование диалогической и монологической форм связной речи;

    7) закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

    8) закрепление навыка чтения;

    9) подготовка детей к письму, формирование графических навыков;

    10) развитие памяти, внимания, мышления.

    Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя

    устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в

    целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при

    этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы

    системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

    Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию

    содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям,

    предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия.

    Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как

    системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в

    определённой последовательности.

    При устранении фонетико-фонематического недоразвития это относится

    преимущественно к овладению детьми правильным произношением и развитием у

    них фонематического восприятия. Учитывая последовательность овладениями

    этими сторонами речи на логопедических занятиях, воспитатель подбирает для

    своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже

    усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

    В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы

    работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают

    наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с

    нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.

    Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых

    особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и

    тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на

    логопедических занятиях. В такой интерпретации принцип подхода требует от

    воспитателя:

    - глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого

    ребёнка и уровне его актуального речевого развития;

    - использование этих знаний в своей работе.

    Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в

    логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих,

    воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.

    Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных занятиях

    логопеда, делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он

    включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.

    Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребёнок хорошо

    успевает по отдельным видам занятий, то логопед может по согласованию с

    воспитателем взять его на индивидуальное логопедическое занятие.

    Точно так же логопед старается брать детей с прогулки без ущерба для

    здоровья ребёнка на 15 – 20 минут для индивидуальной работы.

    Во второй половине дня воспитатель работает, согласуясь со своей сеткой

    занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи. Желательно

    планировать фронтальные занятия по развитию речи и познавательному развитию

    во второй половине дня.

    Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в

    играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу,

    значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики

    речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их

    жизнедеятельности.

    Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности

    и речевого общения детей:

    организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне

    занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в

    содержание высказываний;

    создавать ситуацию общения;

    формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;

    организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;

    привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и

    месту звуков в слове;

    проводить работу по развитию слухового и речевого внимания,

    слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;

    привлекать внимание к интонационной стороне речи.

    1.2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию

    фонематического слуха и фонематического восприятия

    В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить

    следующие этапы:

    I этап – узнавание неречевых звуков;

    II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале

    одинаковых звуков, слов, фраз;

    III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

    IV этап – дифференциация слогов;

    V этап – дифференциация фонем;

    VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

    Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития

    слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь

    окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения.

    Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью

    окружающих и контролировать своё произношение.

    Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале

    осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и

    упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые

    звуки.

    Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса,

    вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

    Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже

    – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

    Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков

    элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в

    слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры;

    выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

    1.2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением

    Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и

    формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по

    продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.

    Рассмотрим основные отличия:

    |Логопед исправляет нарушения речи |Воспитатель под руководством |

    | |логопеда активно участвует в |

    | |коррекционной работе |

    Подготовительный этап

    |Логопед в зависимости от характера |Воспитатель по заданию логопеда в |

    |нарушения звука вырабатывает и |игровой форме закрепляет у детей |

    |тренирует движения органов |движения и положения органов |

    |артикуляционного аппарата, которые |артикуляционного аппарата. |

    |были неправильными или совсем | |

    |отсутствовали. | |

    Этап появления звука

    |Логопед ставит звуки, вырабатывая |Воспитатель закрепляет произнесение |

    |артикуляцию нужного звука, при этом |поставленного логопедом звука, |

    |используются специальные приёмы и |фиксируя внимание ребёнка на его |

    |отработанные на предыдущем этапе |звучание и артикуляции, используя |

    |движения органов артикуляционного |картинки – символы и звукоподражания.|

    |аппарата. | |

    Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

    |Логопед автоматизирует звук, |Воспитатель по заданию логопеда с |

    |последовательно вводя его в речь: |отдельными детьми закрепляет |

    |слог, слово, предложение, потешки, |поставленный логопедом звук, подбирая|

    |рассказы. |соответствующий программный материал.|

    Условия, необходимые для формирования у дошкольников с ФФНР правильного

    звукопроизношения:

    1) для первоначальной постановки звука отбирается ряд звуков,

    принадлежащих к разным фонетическим группам;

    2) при этом целесообразно использовать все анализаторы. Опора на

    кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;

    3) отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно

    и распределена во времени;

    4) закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех

    близких звуков;

    материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким

    образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка

    звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению

    словаря, выработке грамматически правильной связной речи.

    1.2.8. Закрепление у детей речевых навыков

    на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах

    Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во

    время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с

    15-ти часов и до полдника. Это так называемый логопедический час.

    Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед

    записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь

    заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные

    тетради тех детей, с которыми он занимался утром.

    Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с

    ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми.

    Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А

    если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого

    ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если

    у ребёнка трудности с мелкой моторикой – ему следует предложить собрать

    мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью –

    сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.

    Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном

    логопедическом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором

    могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь

    же желательно иметь изобразительный материал для закрепления звуков [Р],

    [РЬ], [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.

    Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание

    всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным

    выделения закреплённого звука голосом – произноситься утрированно.

    Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической

    ошибки в речи ребёнка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как

    ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен

    проговаривать громко, чётко, медленно и добиваться того же от малыша.

    Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их

    ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов.

    Причём очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем

    корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребёнка, высмеивать

    его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть

    до полного молчания в группе), замкнутость, отрицательное отношение малыша

    к воспитателю, к обучению в целом.

    Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий

    отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не

    следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это

    делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят

    говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель,

    используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребёнка и

    предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов

    («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлёв» или «без туфель»). А затем

    спрашивает: «Как лучше сказать?». И только потом просит повторить

    правильную фразу.

    Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно

    реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!» или «Я

    не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».

    Теперь об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, ограничено

    время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны

    воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи

    отвечающего и незаметно, исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И,

    в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого

    ребёнком общения, должны проходить при максимальной мобилизации внимания

    отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь.

    В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться

    воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К

    исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же

    воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда

    большинство детей не смогли этого сделать.

    Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу

    ответа. Например, если ребёнок неправильно произнёс звук [P], воспитатель

    может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук [P], слова: стРоить,

    гоРка, собиРать, игРать».

    Может случиться и так: одному из ребят очень хочется ответить, а

    воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово

    (милиционер, пододеяльник, водопроводчик) малыш не произнесёт и это вызовет

    у остальных смех. Следует предложить ребёнку сказать ответ воспитателю на

    ухо, а затем похвалить малыша за старание.

    Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с

    наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень

    чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон.

    Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны

    только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и своей

    собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения,

    такта, собранности и постоянной изобретательности.

    Глава II. Практическая часть

    Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка: без

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.