Формирование экологических понятий на уроках русского языка
подарят вам свои песни, радость и красоту. А нам с вами следует
заботиться о наших пернатых друзьях.
- Наше путешествие окончено, а птицы нас благодарят волшебной
музыкой. (Звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Песни и пляски
птиц»).
Приложение №12
Тема: «Обобщающий урок по чтению по разделу «Весна идет» и обобщение
знаний учащихся о предложении».
Цель: соединить 3 предмета в одном уроке, что поможет детям лучше
разобрать произведения о весне, почувствовать красоту слова, записать
понравившиеся образные слова и выражения. Познакомить учащихся с новыми
словами и понятиями; работать над выразительностью и техникой чтения
произведений; прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним
пейзажам; учить детей понимать музыку, «видеть» в ней картины природы,
художественные образы.
Оборудование урока: индивидуальные листочки с текстами произведений о
весне и рисунками-схемами, фланелеграф, аппликации, «палитра с красками».
Таблицы по теме «Предложение», схемы-опоры по безударным гласным, по
предложению. Выставка книг, рисунков, аппликаций, поделок о весне. Картина
«Весна». Плакат с высказыванием М. Пришвина о природе. Грамзаписи «Голоса
птиц», «Скворцы прилетели» и произведение П.И. Чайковского «Подснежник» (из
музыкального цикла «Времена года»).
2 кл. Ход урока
1. Организационный момент.
2. Краткое вступительное слово учителя по теме и цели урока.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, более объемный и сложный, чем
всегда. Мы проводим урок чтения и урок русского языка как один большой
урок, но взаимосвязанный, общий по одной теме. Кроме этого, мы будем
слушать музыкальное произведения и раздирать их. Такой урок называется
интегрированным.
Тему урока вы сможете назвать сами, если отгадаете загадку:
Тает снежок,
Оожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весной.)
Правильно, это весна, замечательно и прекрасное время года, когда
вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты
называют весну «Утром года».
- Сегодня мы будем читать тексты и говорить о весне, ее
особенностях, сравним ее с другими временами года, запишем слова,
словосочетания и предложения по этой теме и вспомним все, что мы знаем
о предложении.
(Стук в дверь. В класс входит девочка в костюме «Весны», две
девочки в костюмах цветов – «подснежника» и «одуванчика». Девочки
«цветы» стоят около девочки «Весны», а девочки «пчелки» и «бабочка»
кружатся вокруг них.)
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я слышу, что вы здесь упоминаете о
весне. Вот я и пришла к вам в гости! – говорит девочка в костюме
«Весны».
(Девочка «Весна» читает стихотворение Г. Ладонщикова. «Весна»).
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня…
Улеглись в полях метели
В свои белые постели,
И весна идет повсюду,
Гонит зиму со двора.
Но я пришла к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто
они? (включается грамзапись с голосами птиц).
Кто же это мои верные пернатые друзья? (Это голоса птиц: пеночки-
веснички, певчего дрозда, жаворонка…)
Правильно, это птицы. Они вернулись к нам из теплых стран и радуют
своим пением. А кто это порхает и кружится вокруг? (Это пчелки и
бабочка).
И сейчас вы угадали: это трудолюбивые пчелки и красивая яркая
бабочка. Тоже вестники весны.
А что это за два прекрасных цветка, которые находятся около меня?
Назовите их.
( девочка «Подснежник» читает стихотворение.)
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех.
- Это подснежник.
- Правильно, это первый весенний цветок – нежный подснежник.
(Девочка «цветок-одуванчик» читает свое стихотворение.)
А я цветочек желтенький
С зеленым стебельком.
Раскроюсь утром ранним,
Закроюсь вечерком.
- Это одуванчик.
Опять правильно угадали. Это одуванчик, тоже один из первых
весенних цветов.
Вот сколько у меня друзей6 и в лесу, и в поле, и на лугах, и на
реках, в городах и селах. И вы, ребята, тоже мои друзья – любители и
защитники природы. Можно я останусь у вас на этот урок? Посмотрю, как
вы работаете, послушаю рассказы о себе, стихи и, может быть, узнаю что-
нибудь новое о себе.
(Звучит грамзапись песни «Скворцы прилетели». Девочка «Весна»
вместе со своими «друзьями» садится за парты и принимает участие в
уроке.)
3. Расписывание схемы-рисунка учащимися на отдельных листочках,
подготовка руки к письму.
- Ребята, а вам нравится весна? Чем? Почему?
Назовите, пожалуйста, весенние месяцы. А какое стихотворение
Плещеева о весне вы знаете? («Уж таял снег…»)
Давайте хором прочитаем это стихотворение и одновременно будем
«расписывать» рисунок, чтобы подготовить руку к письму.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(Учащиеся разными штрихами и элементами букв «раскрашивают»
рисунок.)
4. Работа в тетради.
- Откройте, пожалуйста, свои тетради, положите их правильно,
проверьте посадку. А сейчас вспомним правило о безударных гласных в
корне слова, проверяемых ударением, и проведем словарный диктант
«Буковка» на слова с безударными гласными. Эти слова нам встретятся в
текстах.
е, о, и, а, я
(З…леный, скв…рцы, л…сточки, д…лекая, нар…дились.)
Проверим свою работу с тем, что написано на доске.
5. Работа с 1-м текстом:
- Сейчас мы начнем читать и разбирать тексты о весне.
…Пришла весна. Наступил первый весенний месяц – март. Все месяцы
года хороши по своему, но март – это особенный месяц. Зима не хочет
уступать и сдаваться. Еще кругом лежит снег, и лед стоит на реках.
Морозно и ветренно, но в воздухе уже чувствуется приближение весны.
Весна! Наконец-то пришла долгожданная весна! Как радостно всем!
Ожил лес, поляны, деревья. Птицы щебечут все веселее. Солнышко
греет все дольше и теплее. Небо стало выше. Голубой месяц март. Голубое
небо, снега голубые. Голубая даль и голубые льды. Появляются первые
весенние цветы – белые и голубоватые подснежники.
Лес еще не одет, но пахнет корой и березовым соком. Чуть дымится
первая зелень на ивах, как зеленоватая дымка, как мелкие зеленые
кружева. Как прекрасно в лесу!
а) Чтение текста хорошо читающим учеником вслух.
- Ребята, так почему же говорят, что «март – это особенный месяц года»?
Как все изменилось вокруг с приходом весны?
Сейчас повторно прочитаем этот текст. Подумайте, как его можно
озаглавить.
Вы обратили внимание на то, что текст дан без названия. Так вот вы
сами и озаглавьте его.
б) Чтение текста учащимися вслух по абзацам «цепочкой» (4чел.)
- О чем прочитал каждый из вас?
в) Озаглавливание текста.
- Как же озаглавим этот текст? «Весна пришла», «Начало весны»,
«Голубой март».
г) Ответы учащихся на вопросы учителя к тексту.
- Как изменилась неживая природа с началом весны? Какая стала
земля? Небо? Как ведут себя живые существа? Почему март называют
голубым? Докажите.
д) Выборочное чтение.
- Найдите в тексте предложения, в которых описывается лес.
Найдите слова, которыми описывается первая зелень.
А кто из вас видел, как распускаются деревья и кусты? Так какие же
признаки ранней весны?
Найдите в тексте предложения, в которых выражается восхищение тем,
что наконец-то пришла весна. Прочитайте их правильно, выразительно.
Объясните постановку знаков препинания в конце этих предложений.
Прочитайте еще раз предложение: Наконец-то пришла долгожданная весна!
Разберите его. Какое это предложение по цели высказывания? А по
интонации? Для чего служит интонация? Найдите грамматическую основу
этого предложения. А есть ли в этом предложении второстепенные члены?
Какой знак препинания стоит в конце этого предложения?
е) повторное чтение текста (2чел).
- Так о чем же мы прочитали в этом тексте? Что узнали?
ж) Выводы учителя.
- Правильно, мы прочитали рассказ о начале весны, о ее признаках,
об изменениях в природе с приходом весны… послушайте, пожалуйста,
стихотворение о начале весны в природе, ее «первых шагах».
(два ученика читают стихотворение «Весна близка» В. Татаринова.)
Розовый, березовый
В роще встал рассвет.
Лютыми морозами
Старый клен раздет.
Ветер невидимкою,
Плачет и поет,
В синем небе льдинкою
Облачко плывет.
Но теплом повеяло
Утром из леска,
И земля поверила,
Что весна – близка!
Покружит, уляжется
И растает снег…
Это только кажется,
Что зима навек!
- Понравилось ли вам это стихотворение? Вот каким увидел поэт
приход весны в лесу.
6. Работа над 2-м текстом:
- ребята, а сейчас послушайте другой рассказ и скажите, к какому
периоду весны он относится.
а) Чтение учителем 2-го текста вслух. (весна в полном разгаре.)
…Весна вступила в свои права и начала хозяйничать над землей,
раскрашивая все в зеленый, желтый, красный, голубой, пурпурный, коричневый,
малиновый цвета…
Лес уже полностью преобразился. На коричневых и темно-серых ветвях
берез, осин, дубов, кленов…появились маленькие клейкие изумрудные листочки,
блестевшие капельками росы, как жемчужинками, в лучах теплого весеннего
солнышка. А величественная ель гордо красуется среди других деревьев своим
вечнозеленым нарядом.
Распустились весенние цветы: медуница, ветреница, лютик, одуванчик…
Прилетели грачи, скворцы, жаворонки, пеночки… Над растениями порхают и
кружатся красавицы-бабочки, а трудолюбивые пчелы хлопотно перелетают с
цветка на цветок.
По утрам ласковое ярко-желтое солнце освещает все вокруг и согревает
все живое. Мир стал разноцветным, веселым, живым. Чудесная пора!
б) Чтение текста учащимися вслух по абзацам.
в) разбор содержания.
- Как изменилась природа в самый разгар весны по сравнению с ее
началом? Этот текст тоже без названия. Как его можно озаглавить?
«Разгар весны», «Весна-красна», «Весенние краски».
г) Чтение текста учащимися про себя.
д) Ответы на вопросы учителя к тексту с выборочным чтением.
- Какие цвета использовала природа, чтобы показать красоту весны?
Найдите их в тексте. Каким теперь стал лес? Что нового узнали вы для себя
из этого текста?
е) Повторное чтение всего текста вслух (1чел.)
ж) Выводы учителя.
- Вот мы и закончили читать и разбирать этот текст, а сейчас
поработаем в тетрадях.
7. Работа в тетрадях.
- Ребята, запишем названия тех оттенков цветов, которыми природа так
красиво раскрасила весну. А поможет нам в этом «палитра с красками». С
оттенками некоторых цветов мы познакомились в тексте, другие – запишем
сами.
а) Запись названия красок из «палитры» в тетради с комментированием и
объяснением.
(Учитель указкой показывает на любой цвет на «палитре», а учащиеся
записывают его название с помощью учителя).
Фиолетовый, сиреневый, малиновый, бордовый, оранжевый, лимонный,
желтый, коричневый, голубой, болотный, малахитовый, черный, серебристый.
б) Подведение итога данной работы.
- Вот видите, дети, какими красивыми и яркими оттенками цветов природа
щедро раскрасила весну, оживила все вокруг.
9. Продолжение работы в тетрадях.
а) Комментированное письмо – запись словосочетаний.
- Продолжим нашу работу. Прочитайте еще раз текст про себя, найдите и
назовите понравившиеся вам образные слова и выражения.
Изумрудные листочки, величественная ель, зеленые кружева.
б) запись предложения на доске и в тетради с полным разбором и
объяснением.
- Запишем предложение о весне и вспомним все, что нам известно о
предложении. Что выражает предложение? Сколько слов может быть в
предложении? Какими бывают предложения по цели высказывания? Какими бывают
предложения по интонации? Для чего служит интонация? Как мы начинаем писать
предложение? Какими бывают предложения по количеству грамматических основ?
А по наличию второстепенных членов?
в) один ученик под диктовку учителя записывает на доске предложение:
Ласковый ветерок приносит горьковатый аромат черемухи. (Одним из признаков
весны является цветение черемухи в конце мая).
10. Развитие речи – составление и запись небольшого рассказа-сочинения
о весне, ее приметах в природе. Проверка получившихся сочинений. Сравнение,
анализ их. Выводы учителя.
11. Словесная иллюстрация к прочитанным произведениям – составление
динамической картины о весне (на фланелеграфе с помощью
аппликации).
- Ребята, только что мы прочитали прекрасные произведения о весне,
написанные разными писателями. Они, как художники, изобразили весну. Но
ведь и многие композиторы тоже «описывают» природу с помощью звуков,
музыки. Давайте сейчас мы как бы «нарисуем», «создадим» с помощью
аппликации и музыки «иллюстрацию» к данным текстам.
а) Слушание произведение П. И. Чайковского «Подснежник»
- Давайте представим себе, а музыка нам поможет в этом, - какой бы мы
хотели увидеть весну на нашей картине. (Представления и рассказы детей).
б) Чтение стихотворения П. Соловьева «Подснежник».
В саду, где березы столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда,
Что это весна?»
(П. Соловьев)
в) Составление динамической картины.
г) Чтение двумя учениками стихов о весне, подходящих к этой
динамической картине (отрывок из стихотворения А. Пушкина «Гонимы вешними
лучами» и стихотворение С. Маршака «Весна»):
…Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года,
Синея блещут небеса.
Еще прозрачнее леса
Как будто пухом зеленеют…
* * *
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше…
- Что объединяет стихи Пушкина и Маршака и нашу составленную картину?
г) выводы учителя.
12. Заключительное слово «Весны»:
а) благодарность учащимся за урок, за их работу, призыв беречь,
любить, охранять родную природу;
б) рассказ о давнем русском обычае – весеннем празднике «Прилет
жаворонков»;
в) подарки гостям и детям;
г) чтение учеником стихотворения В. Жуковского «Жаворонок»;
д) прощание с ребятами.
13. Подведение итогов урока. Обобщение. Оценки.
14. Задание на дом (творческое, по выбору).
Приложение №13
Тема: «упражнение в проверке безударных гласных».
Цель урока: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов
и способах их проверки; формирование умений обосновывать написание слов,
распознавать орфограммы; развитие творческого воображения учащихся;
воспитание любви к родной природе.
Оборудование: портрет С. Есенина; картина с изображением «зимней»
березы; тексты стихотворения С. Есенина «Береза».
Ход урока
1. Постановка цели урока.
2. вступительная беседа.
Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) – русский поэт, перу
которого принадлежат замечательные стихотворения. Очень многие свои стихи
он посвящал изображению родной природы.
«Береза» - это первое стихотворение, которое поэт посвятил детям. Оно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|