МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование интереса к урокам математики

    подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного

    достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее

    удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее

    и продуктивней.

    Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной

    деятельности учащихся — важнейшее условие формирования познавательного

    интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие

    связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей,

    воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на

    интерес. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее

    благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное

    общение в учебном процессе.

    Общие требования к уроку

    Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования

    интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно

    создать за счет следующих условий:

    личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым

    учителем, хорошо усваивается);

    содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание

    данного предмета);

    методов и приемов обучения.

    Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для

    творческой деятельности любого преподавателя.

    Поговорим о некоторых требованиях к современному уроку. С позиций

    современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:

    По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному

    разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» –

    корректировать непонятное или неправильно понятое.

    Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных

    этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.

    Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе

    развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти,

    внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только

    научить (в нашем случае – математика), а развить мышление ребенка

    средствами своего предмета.

    Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего

    курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая

    знания, расширяя кругозор учащихся.

    Формирование познавательных интересов в обучении.

    Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив

    деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде

    всего в учении.

    Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может

    происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание

    учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем

    определенной организации познавательной деятельности учащихся.

    Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников

    – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания

    учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях,

    являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

    Каковы же пути осуществления этой задачи?

    Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал,

    который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение,

    заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания, его первичный

    элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится

    в состоянии ожидания чего-то нового.

    Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна

    сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить

    тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.

    Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться

    все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить

    к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что

    предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а

    отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на

    фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного

    интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

    Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных,

    повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о

    которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету,

    и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого

    сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим

    изобретением.

    Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу

    своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении

    неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно

    явится стимулом интереса ученика к познанию.

    Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его

    чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на

    уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

    Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки.

    Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ,

    знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.

    Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И

    тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса

    – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно

    развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а

    это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить

    привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе

    положительные заряды интереса.

    Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную

    работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

    Самостоятельная работа

    Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества

    знаний, умений и навыков ученика.

    Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в

    том что к моменту проверки работы всегда находится в классе 8-10 учеников

    которые с заданием не успели справиться, а ждать их – значит терять время.

    Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельные работы. Те кто

    выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически

    переписывают решения в тетради. Организуя таким образом проверку, учитель

    в какой-то мере помогает ученикам которые не справились с заданием. Но

    верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая

    изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и

    привыкает дописывать задания во время проверки. Как научить ученика

    работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные

    упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную

    последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и

    наглядность.

    Опорные схемы

    Овладение новыми, более совершенными способами познавательной

    деятельности содействует углублению познавательных интересов в большей мере

    тогда, когда это осознается учащимися. Именно это и является источником

    радости.

    Проблемное обучение

    Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для

    заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес

    учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом

    находить ее.

    В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема,

    содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности.

    Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры,

    обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается

    обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на

    отношении школьника к учению.

    Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных

    задач.

    Для этого интересно использовать предварительную подготовку к

    восприятию нового. Например:

    1 Заселите домик числами

    |10 |

    |3 | |

    | |4 |

    |2 | |

    | |5 |

    |1 | |

    2 Решить удобным способом

    (40+10) - 7

    (60+10) - 4

    После записи решения на доске детям дается задание: Найдите, чем похожи

    суммы в этих примерах. А получив ответ: Вторые слагаемые одинаковы – число

    10, дети обводят указанные слагаемые красным мелом

    (40+10)-7

    (60+10)-4

    Вывод можно зафиксировать наглядно, соединив дугой число 10 и то число,

    которое вычитается.

    В этом обобщении фиксируется основа вычислительного приема для случая

    30-6

    Следующие задания предлагаются с целью закрепить умение выделять в

    круглых десятках один десяток, т.е. представлять круглые десятки в виде

    суммы, в которой одно из слагаемых равно числу 10

    3 Вставить числа в окошки по данному образцу

    40 = 30 + 10 80 = … + 10

    60 = 50 + 10 50 = … + …

    При подытоживании проделанной работы необходимо сказать о том, что

    умения заменять круглые десятки суммой со вторым слагаемым 10, находить

    удобный способ вычитания из такой суммы несколько единиц и знания состава

    числа 10 пригодятся ученикам в дальнейшем при изучении нового

    вычислительного приема. Все это нацеливает детей на изучение нового

    материала. И детям интересно решать пример вида 30 – 6 т.к. они сами при

    его решении устанавливают закономерность, используя ранее приобретенные

    знания.

    Задачи на применение знаний и умений также способствуют развитию

    познавательных интересов. С одной стороны эти задачи позволяют ученикам

    оперировать знаниями, повседневно убеждаться в их полезности. С другой

    стороны, сам процесс оперирования умениями позволяет им делать лестные для

    себя заключения о продвижении.

    Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны

    с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями

    и умениями. Для этой цели использую опорные схемы:

    | |

    | |

    ? на ? больше

    | |

    | |

    ? на ? меньше

    | |

    = .

    | |

    Было - .

    Взяли - .

    Осталось - .

    Занимательный материал

    Одним из средств формирования познавательного интереса является

    занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное

    вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания,

    помогают им усвоить любой учебный материал.

    В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя

    выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества,

    выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать

    задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе,

    а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь

    четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

    В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества

    личности. На уроках можно использовать такие игры : ЛЕСЕНКА, МОЛЧАНКА,

    ДЕСАНТНИКИ, “ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ”,ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ ПОДАЕТСЯ МЯЧ,

    и многие другие.

    Геометрический материал

    Развитию познавательных интересов способствует использование

    геометрического материала.

    1 Вывесив плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур.

    Можно спросить:

    Из каких фигур состоит рисунок кошки?

    Какой фигурой представлено туловище?

    Измерь и найди площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон

    2 Раздать детям геометрические фигуры и дать задание – составить из данных

    фигур домик, елочку, кораблик и т.д.

    Страницы истории на уроках математики

    Математика и история - две неразрывные области знания.

    Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два

    школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим

    содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая

    логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в

    истории, помогая лучше ее понять.

    Как, решая проблему формирования интереса учеников к учению,

    использовать возможности двух школьных предметов? Сведения из истории

    математики, задачи исторического характера, софизмы - лишь немногие

    "точки соприкосновения" этих, казалось бы, далеких, но достаточно близких

    наук.

    Как добиться того, чтобы ученики с интересом занимались математикой,

    как научить их решать задачи, как убедить в том, что математика нужна не

    только в повседневной жизни, но и для изучения других предметов?

    Многие школьные учебники математики решают эти проблемы. Для развития

    интереса к предмету в них есть занимательные задачи, система упражнений,

    которая формирует необходимые умения и навыки, прикладные вопросы,

    показывающие связь математики с другими областями знаний. Конечно, в

    учебниках мы встречаем и исторические страницы. Читая их, узнаем о

    появлении и развитии математических понятий, возникновении и

    совершенствовании методов решения задач.

    И тем не менее творчески работающему учителю тесно в рамках того

    исторического содержания, которое приводится в учебнике. Сведения из

    истории науки расширяют кругозор учеников, показывают диалектику предмета.

    Поэтому так важно, чтобы исторические мотивы искусно вплетались в ткань

    урока математики, заставляя детей удивляться, думать и восхищаться

    богатейшей историей этой многогранной науки.

    Формы подачи исторического материала могут быть различными начиная от

    простых (беседа учителя, короткие сообщения учеников на заданную тему,

    решение исторических задач, разгадывание софизмов, выпуск стенгазет) до

    более глубоких и сложных - таких, как историко-математическая конференция,

    защита рефератов по вопросам истории математики.

    В учебниках математики 5-6-х классов (автор Н.Я.Виленкин и др.)

    сведения по истории предмета выделены в специальные разделы. Из них ученики

    узнают о древних единицах измерения длины, площади, массы. Интересны

    сведения о системе записи чисел у разных народов. Короткие биографии ученых-

    математиков рассказывают об их важнейших открытиях.

    Однако структура размещения таких разделов меняется начиная с 7-го

    класса, когда исторические сведения приводятся уже в конце учебника. Это

    снижает значимость исторического материала, изменяет отношение к нему

    учеников. Хорошо, если учитель хотя бы иногда дает задание прочитать

    последние страницы учебника. Но часто, выполняя программу, реализуя

    математическое содержание, педагог забывает об историческом. И стоит ли

    винить его в этом? Ведь не на каждом математическом факультете

    педагогического вуза преподается история математики.

    Можно ли себе представить, что учитель литературы, изучая, например,

    произведения Ф.М.Достоевского или Л.Н.Толстого, не говорил бы на уроках об

    исторической эпохе, в которую жили эти писатели? Но в программах по

    математике на вопросы исторического характера не предусматривается ни

    одного часа, хотя известно, что история и математика неразделимы.

    И все-таки опытный учитель никогда не начнет изложения новой темы, не

    говоря о новом разделе математики, без вводной исторической части,

    вызывающей интерес и внимание учеников. Как, знакомя учеников с начальными

    понятиями геометрии, не рассказать о греческой математике? В Древней Греции

    геометрию причисляли к семи свободным искусствам наряду с грамматикой,

    риторикой, диалектикой, арифметикой, астрономией и музыкой. Такие ученые,

    как Пифагор и Платон, считали, что окружающая природа устроена по

    определенному плану, поэтому красоту окружающего мира, по их мнению, можно

    было познать с помощью математики.

    Именно древнегреческий ученый Евклид, систематизируя геометрические

    знания, написал величайший труд "Начала", который почти на два тысячелетия

    стал учебником геометрии. Евклиду принадлежат также сочинения по механике,

    оптике, музыке. Известны его заслуги и в астрономии. Евклиду приписываются

    также несколько теорем и новых доказательств. Потом еще не раз на уроках

    геометрии мы будем возвращаться к Евклиду. Изучая аксиомы геометрии,

    сравниваем понятия, данные в современном учебнике и в "Началах". Доказывая

    теорему Пифагора, говорим, что ею заканчивается первая книга "Начал". При

    построении правильных многоугольников опять звучит это имя. XIII книга

    "Начал" посвящена платоновым телам - правильным многогранникам, красотой

    которых восхищаемся на уроках стереометрии. Рассматривая вопросы

    дифференциального и интегрального исчислений на уроках анализа, говорим о

    том, что идеи, положенные в их основу Ньютоном и Лейбницем в XVII в.,

    уходят своими корнями к методу исчерпывания, открытому еще Евклидом и

    Архимедом. Так история математики помогает понять не только логику развития

    предмета, но и показывает яркие примеры ученых, прошедших трудный путь

    открытия истины.

    Известно, что уже при постройке первой египетской пирамиды Джосера в

    Саккаре (около 2800 лет до н.э.) древние зодчие были знакомы с правилами

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.