МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)

    помочь ему.

    Результаты письма при обычных условиях позволяют увидеть, где ребенок

    останавливался или отрывал ручку: между буквами, в букве или даже в самом

    элементе буквы. Поэтому учитель не может сделать выводы, во-первых, о том,

    сформировались ли в памяти ученика точные зрительно-двигательные образы

    букв, на которые он закономерно опирается во время письма, во-вторых, знает

    и выполняет ли он установленные правила соединения букв в словах и, в-

    третьих, какова степень связности его письма. Все это становится очевидным

    при письме вслепую.

    Образцы письма вслепую иллюстрируют следующие трудности в письме

    учащихся: 1) несформированность зрительно-двигательных образов буквенных

    знаков; 2) неумение писать буквы связно, то есть на основе двигательных

    элементов и по определенному алгоритму; 3) невыполнение алгоритма трех

    видов соединения букв в словах. Если трудности преодолены в период обучения

    первоначальному письму, то у учащихся для выработки автоматизированности

    графического навыка имеется необходимая основа.

    В конце первого года обучения школьник должен уметь безотрывно

    воспроизводить все письменные буквы и точно знать начало (соединительную

    точку) и направление движения руки при написании каждой из них, знать и

    использовать три вида соединений букв. Во 2-м классе он овладевает умением,

    а затем и навыком безотрывного письма графических комплексов в два

    буквенных знака. В 3-м классе безотрывность письма должна равняться

    примерно двум-трем, в 4-м классе трем-четырем буквам. Но главное в этом

    критерии заключается не столько в количестве букв, написанных безотрывно,

    сколько в овладении учеником технологией «связывания» их в комплексы, то

    есть у него должно сформироваться умение делать остановки-упоры ручкой или

    отрыва в строго определенных местах, то есть в соединительных точках,

    синхронно чередуя напряжение руки с расслаблением и передвигая ее вправо.

    Следующим показателем сформированности графического навыка является

    скорость письма, который проявляется в количестве знаков, написанных

    учеником в связном тексте за единицу времени, чаще всего за минуту.

    Увеличение скорости свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные акты

    письма, объединяясь, превращаются в единый процесс целостного

    воспроизведения сложных буквенных сочетаний, и письмо протекает легко, без

    особых затрат нервных и физических сил.

    Для измерения скорости письма учитель предлагает ученику написать

    предложение или небольшой текст, а сам фиксирует на секундомере затраченное

    время. Скорость письма выразится в среднеарифметическом количестве букв,

    воспроизведенных учащимся за 1 минуту.

    Изучение скорости письма можно проводить со всем классом, например,

    таким образом: дети представляют, что они спортсмены, и выполняют команды.

    «На старт» - принимают правильную позу, берут ручку; «внимание» - проводят

    в начале строки вертикальную черту, фиксирующую начало задания: «марш» -

    начинают писать предложение, учитель нажимает на кнопку секундомера; «стоп»

    - учитель останавливает секундомер, ученики отрывают ручку от бумаги и

    ставят руку на локоть. Так делается две-три пробы, и затем подсчитывается

    среднеарифметическое число букв, написанных за минуту.

    Результаты при первой установке дают представление о возможностях

    каллиграфического качества письма. Затем можно сравнить и увидеть, как оно

    изменяется в условиях ускоренного (вторая установка) и очень скоро (третья

    установка) письма.

    Соотношение качества и скорости письма выражается в следующих

    вариантах. С увеличением скорости письма изменяется его качество: 1) резко

    ухудшается; 2) остается прежним или даже 3)улучшается. Ясно, что второй и

    третий варианты соотношения скорости и каллиграфического качества письма

    свидетельствуют о достаточной сформированности графического навыка у детей,

    тогда как первый вариант говорит об обратном, то есть эти учащиеся не

    овладели в достаточной степени первоначальным письмом как необходимой

    основой для выработки графического навыка в дальнейшем, что требует

    дополнительной работы с ними.

    Формирование ускоренного письма – не самоцель, а лишь условие

    выработки автоматизированности навыка воспроизведения букв и их комплексов

    на бумаге.

    Различие в скорости письма детей, обучающихся по программам 1-3 и 1-4

    заметно лишь в конце 1-го класса (10-25 и 7-20 букв в минуту). В дальнейшем

    размытие это становится малозаметным (Глава 2, п.4).

    Критерии сформированности графического навыка проявляются в

    неразрывном единстве. Так, например, каллиграфическая четкость письма будет

    показательной лишь при определенной скорости написания букв и их сочетаний.

    Если же каллиграфия письма не отвечает установленной норме, то скорость как

    показатель автоматизированности графического навыка утрачивает свое

    значение. С другой стороны, скорость сама по себе, в отрыве от

    качественного показателя навыка письма, в частности графической

    грамотности, каллиграфической четкости и устойчивости, не может являться

    достаточно объективным и надежным критерием автоматизированности действия

    письма. Формирование связанности (безотрывности) теснейшим образом связано

    с выработкой скорости и устойчивости почерка у ученика.

    Для усовершенствования начертательной техники букв __, __, __, __, __,

    __, __, __, __, __, __, __, __, __, __ уточним их рисунок и

    последовательность воспроизведения.

    1) Форма верхнего полуовала в буквах __, __, __, __, __ имеет

    своеобразие. Овал вытянут в нижней части. При письме заглавных букв

    __, __, __, __ первый полуовал вытягивается чуть-чуть ниже верхней

    линейки рабочей строки, отклоняясь влево, чтобы нижний полуовал в

    этих буквах не выходил за пределы верхней линейки рабочей строки. В

    строчной букве __ полуовал вытянут к нижней линейке рабочей строке.

    2) Плавная горизонтальная линия в заглавных буквах __, __, __, __

    пишется плавным движением справа налево, закругляется вправо и до

    начальной точки прямой вертикальной линии [1, с.10]. При

    традиционном начертании этих букв плавная горизонтальная линия

    пишется в обратном направлении, но ее начало должно обязательно

    совпадать с начальной точкой первого элемента, чтобы зрительно

    воспринимаемая форма букв оставалась неизменной. Учителю следует

    выбрать лишь один вариант последовательности начертания указанных

    выше букв и строго его выполнять. Нельзя допускать вариативность в

    начертании этих букв, чтобы избежать переучивания, которое

    задерживает формирование графического навыка у учащихся.

    3) Справа налево пишется горизонтальный полуовал в заглавной букве __.

    После завершения начертания полуовала вниз безотрывно прописывается

    прямая линия с закруглением внизу влево.

    4) В строчной букве __ повтор по прямой линии вверх не доводится до

    середины рабочей строки, чтобы соединение с овалом осуществить ниже

    середины рабочей строки.

    5) По этой же причине в заглавной букве __ при написании линии с

    петлей нужно пересечь прямую линию не на верхней линейке рабочей

    строки, а немного ниже середины таким образом, соединение с овалом

    происходит ниже середины строчки.

    6) Буква __ (строчная и заглавная) традиционно воспроизводится с двумя

    отрывами ручки от бумаги: первый из них – для написания второго

    элемента, то есть горизонтальной черточки, а второй отрыв – для

    соединительной линии с последующими буквами. Чтобы избежать столь

    неожиданного письма, можно сразу научить детей писать эту букву

    безотрывно, а именно: после завершения полуовала следует сразу

    перейти к написанию плавной горизонтальной линии. В результате

    получается полуовал с петлей внизу (буква __ наоборот - __).

    7) Последовательность начертания сточной и заглавной буквы __

    идентична: два овала соединяются с помощью повтора в нижней части

    первого овала. После завершения второго овала выполняется

    безотрывное движение по прямой вниз. В строчной букве __ происходит

    отрыв ручки после завершения прямой линии. От второго полуовала

    вправо пишется соединительная линия, начало которой совпадает с

    концом прямой линии внизу.

    Все эти упражнения для усовершенствования начертательной техники букв

    предложены доктором педагогических наук Нелли Георгиевной Агарковой [1,

    с.10].

    Таким образом, можно сделать вывод, что процесс даже в том случае,

    когда мы говорим о его технической, сугубо каллиграфической стороне, - это

    обычно синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. Особенно

    велика роль интеллекта на этапе становления навыка письма. От ученика

    требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать,

    синтезировать и только потом осуществлять нужные движения тонко

    координировать их.

    Безусловно, каллиграфический навык можно сформировать и без опоры на

    интеллект как сугубо предметное, имитационное действие. Но тогда процесс

    обучения, во-первых, будет значительно более длительным, а во-вторых, в

    результате мы получим сформированный почерк ребенка, но не внесем

    желательных изменений в личность ученика: у него не появится способность

    самостоятельно анализировать зрительно воспринимаемый образец, планировать

    его воссоздание, произвольно управлять своими движениями, контролировать их

    и так далее.

    ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСА В ПРАКТИКЕ

    3.1. АНАЛИЗ УМК ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ

    Традиционная программа. Начальные классы (1-3).

    Обучение письму (чистописание). Закрепление графической стороны письма

    (чистописание) в I-III классах целесообразно проводить на каждом уроке

    русского языка по 6-8 минут.

    Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для

    каждого класса.

    В I классе – это упражнение для развития руки и глазомера, письмо букв

    в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо букв,

    трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова и предложения и,

    наконец, связные тексты, упражняются в написании, в письме под диктовку.

    Во втором и третьем классах содержание графических упражнений, кроме

    выполнения программы этих классов, составляют письмо трудных для учащихся

    букв и их соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо

    под диктовку, письмо под счет.

    Состав упражнений входит также исправление недочетов каллиграфического

    характера: несоблюдение правильного наклона букв, нарушения параллельности,

    соразмерности букв по высоте и широте, выход за строку, искажение форм букв

    и других с учетом особенностей письма каждого ребенка. С этой целью

    рекомендуется прописывать образцы букв в тетрадях учащихся: в первом классе

    у всех, во вторых и третьих классах – выборочно.

    Содержание упражнений по чистописанию связывается по мере возможности

    с изучаемым на уроке грамматическим материалом, с усвоением написания слов

    на непроверяемый безударную гласную, слов из словаря. Всякое письмо

    учащегося начальный классов должно быть опрятным, четки и правильным.

    Конечная задача обучения письму заключается в том, чтобы ученик мог:

    1) «перевести» звук в букву (имеется ввиду фонетико-графические

    написания);

    2) правильно и четко написать букву, слово, предложение; списать с

    книги и с доски; написать под диктовку, проверить написанное и

    исправить допущенные ошибки;

    3) научиться излагать свои впечатления и мысли в письменной форме.

    Эти умения и навыки развиваются постепенно в процессе начального

    обучения русскому языку.

    Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому

    воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия,

    добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.

    I класс (Обучение грамоте), 168 часов.

    Письмо и развитие речи.

    Правильная посадка за партой, умение верно держать тетрадь и

    пользоваться ручкой при письме.

    Связность и ритмичность письма букв и их соединение в словах. Письмо

    больших и малых букв и их соединений в словах и предложениях.

    Грамматика, правописание и развитие речи, 120 часов.

    Чистописание.

    Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки,

    положения тетради, ручки и других.

    Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися

    элементами движений типа: __, __, __, __, __, __, __; __, __, __, __ и

    других.

    Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их

    начертания:

    1) __, __, __, __, __;

    2) __, __, __, __, __, __, __;

    3) __, __, __, __, __, __, __;

    4) __, __, __, __ ,__;

    5) __, __, __, __, __, __;

    6) __, __, __, __, __.

    Упражнения в безотрывных соединениях букв типа _____, _____, _____,

    _____, _____, _____, _____, _____, _____ и других.

    Связное, ритмичное письмо слов и небольших предложений.

    В результате обучения первоначальному письму первоклассник должен

    овладеть элементарным графическим навыком, а именно, уметь выполнять

    следующие действия:

    1) сравнительно легко перекодировать звуко-фонемную форму слова в

    графическую и наоборот;

    2) в процессе письма слов и предложений (под диктовку учителя, по

    памяти, при списывании) воспроизводить буквы и их соединения на

    основе усвоенных алгоритмов;

    3) ритмично чередовать напряжение пишущей руки с расслаблениями под

    соответствующий счет;

    4) писать связно и правильно все буквы;

    5) использовать три вида соединения, фиксируя упором ручки

    соединительные точки;

    6) выполнять санитарно-гигиенические нормы письма.

    Таким образом, в послебукварный период необходимо на основе

    логического принципа группировки букв закрепить указанные выше умения и

    начать отрабатывать автоматизированность графического навыка.

    II класс.

    Грамматика, правописание и развитие речи, 204 часа.

    Чистописание.

    Работа по дальнейшему закреплению гигиенических навыков письма.

    Переход на письмо в тетрадях в одну линейку (усвоение новой высоты, ширины

    букв и других). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их

    соединений типа:

    1) __, __, __, __, __, __, __, __, __ и других;

    2) __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __ и других;

    3) соединения ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и других.

    Упражнения в безотрывных соединениях букв типа: ____, ____, ____,

    ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и других. Связное, ритмичное

    письмо слов в предложении.

    III класс.

    Грамматика, правописание и развитие речи, 170 часов.

    Чистописание.

    Закрепление навыков правильного начертания букв, рациональных способов

    их соединения (по группам), в словах, предложениях, небольших текстах.

    Упражнения в равномерности, плавности движения руки типа __, ______,

    ______, ______, ______, ______, __, ______ и другие для выработки навыка

    письма в ускоренном темпе. Работа по устранению графических недочетов в

    почерках учащихся.

    Письмо по традиционной программе осуществляется в «Прописях» В.Г.

    Горецкого, В.А. Кирюшкина и А.Ф. Шанько.

    Традиционная программа. Начальные классы (1-4).

    Чистописание в I-IV классах.

    Содержание работы по чистописанию в начальных классах определяется

    программой Министерства просвещения РФ. Приведем кратко программные

    требования.

    I класс – 20 часов.

    Совершенствование навыка письма. Соблюдение учащимися основных

    гигиенических требований к письму. Соблюдение учащимися основных

    гигиенических требований к письму. Закрепление графически правильных

    начертаний букв и способов соединения их в слове. Упражнение детей в

    связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших

    предложений.

    II класс – 35 часов.

    Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки,

    положения тетрадей, ручки и других.

    Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися

    элементами движений руки типа __, __, __, __,; __, __, __ и так по

    порядку.

    Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их

    начертания. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа ____, ____,

    ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и так по порядку.

    III класс.

    Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по

    переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины

    букв). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их

    соединений типа ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и других; __, __,

    __, __, __, __, __, __, __ и других; __, __, __, __, __, __, __, __, __,

    __, __ и других. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа:

    ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____

    и других.

    Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

    IV класс.

    Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов

    соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.