Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)
помочь ему.
Результаты письма при обычных условиях позволяют увидеть, где ребенок
останавливался или отрывал ручку: между буквами, в букве или даже в самом
элементе буквы. Поэтому учитель не может сделать выводы, во-первых, о том,
сформировались ли в памяти ученика точные зрительно-двигательные образы
букв, на которые он закономерно опирается во время письма, во-вторых, знает
и выполняет ли он установленные правила соединения букв в словах и, в-
третьих, какова степень связности его письма. Все это становится очевидным
при письме вслепую.
Образцы письма вслепую иллюстрируют следующие трудности в письме
учащихся: 1) несформированность зрительно-двигательных образов буквенных
знаков; 2) неумение писать буквы связно, то есть на основе двигательных
элементов и по определенному алгоритму; 3) невыполнение алгоритма трех
видов соединения букв в словах. Если трудности преодолены в период обучения
первоначальному письму, то у учащихся для выработки автоматизированности
графического навыка имеется необходимая основа.
В конце первого года обучения школьник должен уметь безотрывно
воспроизводить все письменные буквы и точно знать начало (соединительную
точку) и направление движения руки при написании каждой из них, знать и
использовать три вида соединений букв. Во 2-м классе он овладевает умением,
а затем и навыком безотрывного письма графических комплексов в два
буквенных знака. В 3-м классе безотрывность письма должна равняться
примерно двум-трем, в 4-м классе трем-четырем буквам. Но главное в этом
критерии заключается не столько в количестве букв, написанных безотрывно,
сколько в овладении учеником технологией «связывания» их в комплексы, то
есть у него должно сформироваться умение делать остановки-упоры ручкой или
отрыва в строго определенных местах, то есть в соединительных точках,
синхронно чередуя напряжение руки с расслаблением и передвигая ее вправо.
Следующим показателем сформированности графического навыка является
скорость письма, который проявляется в количестве знаков, написанных
учеником в связном тексте за единицу времени, чаще всего за минуту.
Увеличение скорости свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные акты
письма, объединяясь, превращаются в единый процесс целостного
воспроизведения сложных буквенных сочетаний, и письмо протекает легко, без
особых затрат нервных и физических сил.
Для измерения скорости письма учитель предлагает ученику написать
предложение или небольшой текст, а сам фиксирует на секундомере затраченное
время. Скорость письма выразится в среднеарифметическом количестве букв,
воспроизведенных учащимся за 1 минуту.
Изучение скорости письма можно проводить со всем классом, например,
таким образом: дети представляют, что они спортсмены, и выполняют команды.
«На старт» - принимают правильную позу, берут ручку; «внимание» - проводят
в начале строки вертикальную черту, фиксирующую начало задания: «марш» -
начинают писать предложение, учитель нажимает на кнопку секундомера; «стоп»
- учитель останавливает секундомер, ученики отрывают ручку от бумаги и
ставят руку на локоть. Так делается две-три пробы, и затем подсчитывается
среднеарифметическое число букв, написанных за минуту.
Результаты при первой установке дают представление о возможностях
каллиграфического качества письма. Затем можно сравнить и увидеть, как оно
изменяется в условиях ускоренного (вторая установка) и очень скоро (третья
установка) письма.
Соотношение качества и скорости письма выражается в следующих
вариантах. С увеличением скорости письма изменяется его качество: 1) резко
ухудшается; 2) остается прежним или даже 3)улучшается. Ясно, что второй и
третий варианты соотношения скорости и каллиграфического качества письма
свидетельствуют о достаточной сформированности графического навыка у детей,
тогда как первый вариант говорит об обратном, то есть эти учащиеся не
овладели в достаточной степени первоначальным письмом как необходимой
основой для выработки графического навыка в дальнейшем, что требует
дополнительной работы с ними.
Формирование ускоренного письма – не самоцель, а лишь условие
выработки автоматизированности навыка воспроизведения букв и их комплексов
на бумаге.
Различие в скорости письма детей, обучающихся по программам 1-3 и 1-4
заметно лишь в конце 1-го класса (10-25 и 7-20 букв в минуту). В дальнейшем
размытие это становится малозаметным (Глава 2, п.4).
Критерии сформированности графического навыка проявляются в
неразрывном единстве. Так, например, каллиграфическая четкость письма будет
показательной лишь при определенной скорости написания букв и их сочетаний.
Если же каллиграфия письма не отвечает установленной норме, то скорость как
показатель автоматизированности графического навыка утрачивает свое
значение. С другой стороны, скорость сама по себе, в отрыве от
качественного показателя навыка письма, в частности графической
грамотности, каллиграфической четкости и устойчивости, не может являться
достаточно объективным и надежным критерием автоматизированности действия
письма. Формирование связанности (безотрывности) теснейшим образом связано
с выработкой скорости и устойчивости почерка у ученика.
Для усовершенствования начертательной техники букв __, __, __, __, __,
__, __, __, __, __, __, __, __, __, __ уточним их рисунок и
последовательность воспроизведения.
1) Форма верхнего полуовала в буквах __, __, __, __, __ имеет
своеобразие. Овал вытянут в нижней части. При письме заглавных букв
__, __, __, __ первый полуовал вытягивается чуть-чуть ниже верхней
линейки рабочей строки, отклоняясь влево, чтобы нижний полуовал в
этих буквах не выходил за пределы верхней линейки рабочей строки. В
строчной букве __ полуовал вытянут к нижней линейке рабочей строке.
2) Плавная горизонтальная линия в заглавных буквах __, __, __, __
пишется плавным движением справа налево, закругляется вправо и до
начальной точки прямой вертикальной линии [1, с.10]. При
традиционном начертании этих букв плавная горизонтальная линия
пишется в обратном направлении, но ее начало должно обязательно
совпадать с начальной точкой первого элемента, чтобы зрительно
воспринимаемая форма букв оставалась неизменной. Учителю следует
выбрать лишь один вариант последовательности начертания указанных
выше букв и строго его выполнять. Нельзя допускать вариативность в
начертании этих букв, чтобы избежать переучивания, которое
задерживает формирование графического навыка у учащихся.
3) Справа налево пишется горизонтальный полуовал в заглавной букве __.
После завершения начертания полуовала вниз безотрывно прописывается
прямая линия с закруглением внизу влево.
4) В строчной букве __ повтор по прямой линии вверх не доводится до
середины рабочей строки, чтобы соединение с овалом осуществить ниже
середины рабочей строки.
5) По этой же причине в заглавной букве __ при написании линии с
петлей нужно пересечь прямую линию не на верхней линейке рабочей
строки, а немного ниже середины таким образом, соединение с овалом
происходит ниже середины строчки.
6) Буква __ (строчная и заглавная) традиционно воспроизводится с двумя
отрывами ручки от бумаги: первый из них – для написания второго
элемента, то есть горизонтальной черточки, а второй отрыв – для
соединительной линии с последующими буквами. Чтобы избежать столь
неожиданного письма, можно сразу научить детей писать эту букву
безотрывно, а именно: после завершения полуовала следует сразу
перейти к написанию плавной горизонтальной линии. В результате
получается полуовал с петлей внизу (буква __ наоборот - __).
7) Последовательность начертания сточной и заглавной буквы __
идентична: два овала соединяются с помощью повтора в нижней части
первого овала. После завершения второго овала выполняется
безотрывное движение по прямой вниз. В строчной букве __ происходит
отрыв ручки после завершения прямой линии. От второго полуовала
вправо пишется соединительная линия, начало которой совпадает с
концом прямой линии внизу.
Все эти упражнения для усовершенствования начертательной техники букв
предложены доктором педагогических наук Нелли Георгиевной Агарковой [1,
с.10].
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс даже в том случае,
когда мы говорим о его технической, сугубо каллиграфической стороне, - это
обычно синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. Особенно
велика роль интеллекта на этапе становления навыка письма. От ученика
требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать,
синтезировать и только потом осуществлять нужные движения тонко
координировать их.
Безусловно, каллиграфический навык можно сформировать и без опоры на
интеллект как сугубо предметное, имитационное действие. Но тогда процесс
обучения, во-первых, будет значительно более длительным, а во-вторых, в
результате мы получим сформированный почерк ребенка, но не внесем
желательных изменений в личность ученика: у него не появится способность
самостоятельно анализировать зрительно воспринимаемый образец, планировать
его воссоздание, произвольно управлять своими движениями, контролировать их
и так далее.
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСА В ПРАКТИКЕ
3.1. АНАЛИЗ УМК ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ
Традиционная программа. Начальные классы (1-3).
Обучение письму (чистописание). Закрепление графической стороны письма
(чистописание) в I-III классах целесообразно проводить на каждом уроке
русского языка по 6-8 минут.
Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для
каждого класса.
В I классе – это упражнение для развития руки и глазомера, письмо букв
в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо букв,
трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова и предложения и,
наконец, связные тексты, упражняются в написании, в письме под диктовку.
Во втором и третьем классах содержание графических упражнений, кроме
выполнения программы этих классов, составляют письмо трудных для учащихся
букв и их соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо
под диктовку, письмо под счет.
Состав упражнений входит также исправление недочетов каллиграфического
характера: несоблюдение правильного наклона букв, нарушения параллельности,
соразмерности букв по высоте и широте, выход за строку, искажение форм букв
и других с учетом особенностей письма каждого ребенка. С этой целью
рекомендуется прописывать образцы букв в тетрадях учащихся: в первом классе
у всех, во вторых и третьих классах – выборочно.
Содержание упражнений по чистописанию связывается по мере возможности
с изучаемым на уроке грамматическим материалом, с усвоением написания слов
на непроверяемый безударную гласную, слов из словаря. Всякое письмо
учащегося начальный классов должно быть опрятным, четки и правильным.
Конечная задача обучения письму заключается в том, чтобы ученик мог:
1) «перевести» звук в букву (имеется ввиду фонетико-графические
написания);
2) правильно и четко написать букву, слово, предложение; списать с
книги и с доски; написать под диктовку, проверить написанное и
исправить допущенные ошибки;
3) научиться излагать свои впечатления и мысли в письменной форме.
Эти умения и навыки развиваются постепенно в процессе начального
обучения русскому языку.
Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому
воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия,
добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
I класс (Обучение грамоте), 168 часов.
Письмо и развитие речи.
Правильная посадка за партой, умение верно держать тетрадь и
пользоваться ручкой при письме.
Связность и ритмичность письма букв и их соединение в словах. Письмо
больших и малых букв и их соединений в словах и предложениях.
Грамматика, правописание и развитие речи, 120 часов.
Чистописание.
Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки,
положения тетради, ручки и других.
Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися
элементами движений типа: __, __, __, __, __, __, __; __, __, __, __ и
других.
Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их
начертания:
1) __, __, __, __, __;
2) __, __, __, __, __, __, __;
3) __, __, __, __, __, __, __;
4) __, __, __, __ ,__;
5) __, __, __, __, __, __;
6) __, __, __, __, __.
Упражнения в безотрывных соединениях букв типа _____, _____, _____,
_____, _____, _____, _____, _____, _____ и других.
Связное, ритмичное письмо слов и небольших предложений.
В результате обучения первоначальному письму первоклассник должен
овладеть элементарным графическим навыком, а именно, уметь выполнять
следующие действия:
1) сравнительно легко перекодировать звуко-фонемную форму слова в
графическую и наоборот;
2) в процессе письма слов и предложений (под диктовку учителя, по
памяти, при списывании) воспроизводить буквы и их соединения на
основе усвоенных алгоритмов;
3) ритмично чередовать напряжение пишущей руки с расслаблениями под
соответствующий счет;
4) писать связно и правильно все буквы;
5) использовать три вида соединения, фиксируя упором ручки
соединительные точки;
6) выполнять санитарно-гигиенические нормы письма.
Таким образом, в послебукварный период необходимо на основе
логического принципа группировки букв закрепить указанные выше умения и
начать отрабатывать автоматизированность графического навыка.
II класс.
Грамматика, правописание и развитие речи, 204 часа.
Чистописание.
Работа по дальнейшему закреплению гигиенических навыков письма.
Переход на письмо в тетрадях в одну линейку (усвоение новой высоты, ширины
букв и других). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их
соединений типа:
1) __, __, __, __, __, __, __, __, __ и других;
2) __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __ и других;
3) соединения ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и других.
Упражнения в безотрывных соединениях букв типа: ____, ____, ____,
____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и других. Связное, ритмичное
письмо слов в предложении.
III класс.
Грамматика, правописание и развитие речи, 170 часов.
Чистописание.
Закрепление навыков правильного начертания букв, рациональных способов
их соединения (по группам), в словах, предложениях, небольших текстах.
Упражнения в равномерности, плавности движения руки типа __, ______,
______, ______, ______, ______, __, ______ и другие для выработки навыка
письма в ускоренном темпе. Работа по устранению графических недочетов в
почерках учащихся.
Письмо по традиционной программе осуществляется в «Прописях» В.Г.
Горецкого, В.А. Кирюшкина и А.Ф. Шанько.
Традиционная программа. Начальные классы (1-4).
Чистописание в I-IV классах.
Содержание работы по чистописанию в начальных классах определяется
программой Министерства просвещения РФ. Приведем кратко программные
требования.
I класс – 20 часов.
Совершенствование навыка письма. Соблюдение учащимися основных
гигиенических требований к письму. Соблюдение учащимися основных
гигиенических требований к письму. Закрепление графически правильных
начертаний букв и способов соединения их в слове. Упражнение детей в
связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших
предложений.
II класс – 35 часов.
Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки,
положения тетрадей, ручки и других.
Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися
элементами движений руки типа __, __, __, __,; __, __, __ и так по
порядку.
Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их
начертания. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа ____, ____,
____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и так по порядку.
III класс.
Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения по
переводу детей на письмо по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины
букв). Письмо трудных для учащихся заглавных и строчных букв и их
соединений типа ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и других; __, __,
__, __, __, __, __, __, __ и других; __, __, __, __, __, __, __, __, __,
__, __ и других. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа:
____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____
и других.
Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
IV класс.
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов
соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|