МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование личности в подростковом возрасте

    подростка своеобразного чувства зрелости, как субъективного переживания

    отношения к самому себе как к взрослому1. Физическое возмужание дает

    подростку ощущение зрелости, но в социальный статус его в школе и семье не

    меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав,

    самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и

    подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.

    Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту

    подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации,

    реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби).

    Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения,

    посредством которого подросток старается высвободится из-под опеки

    взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободится связана с

    борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция

    может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил

    поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего

    поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание

    путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют

    подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы,

    уходы из школы и из дома, бродяжничество.

    Реакция группирования со сверстниками.

    «Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к

    группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки

    социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине,

    умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус»1, пишет Кон И. С.

    В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка

    подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не

    общество взрослых, критику которых он отвергает.

    Реакция увлечения.

    Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляют весьма

    характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности

    подростка, так как благодаря увлечениям формируются склонности, интересы,

    индивидуальные способности подростков.

    Они делятся на следующие виды:

    . Интеллектуально - эстетические увлечения (музыка, рисование,

    радиотехника, электроника, история).

    . Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок,

    открыток).

    . Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет

    к увлечению экстравагантной одеждой).

    Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и

    переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и

    взрослыми.

    В подростковом возрасте весьма высокого уровня развитие достигают все

    без исключения познавательные процессы.

    Становится возможным научение подростка самым различным видам

    практической и умственной деятельности.

    Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с

    ребенком младшего школьного возраста, - более высокий уровень самосознания

    - составляет главный итог переходного возраста.

    Подросток начинает всматриваться в самого себя, как открывает для себя

    свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него

    возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность

    сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке.

    Представления, на основании которых у подростков формируется критерии

    самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания.

    Основной формой самопознания подростков является сравнение себя с другими

    людьми: взрослыми, сверстниками.

    Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка

    формируется в ходе общения с окружающими людьми, а прежде всего со

    сверстниками. Ориентация на сверстника, связана с потребностью быть

    принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга,

    кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, приятнее,

    доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие

    самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным

    коллективом.

    Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для

    подростка больше, чем мнение учителей и родителей, и он обычно очень чутко

    реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт

    коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности,

    предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования

    личности подростка.

    В этом возрасте создаются некоторые условия для формирования

    организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других

    полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том

    числе умение налаживать деловые контакты договориться о совместных делах,

    распределять между собой обязанности. Подобные личностные качества могут

    развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен

    подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение,

    труд, игра.

    Особенности личности подростков:

    1. Таким образом, центральное новообразование подростничества –

    чувство взрослости.

    2. Развитие самосознания.

    3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование

    самоанализа.

    4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания,

    интерес к противоположному полу.

    5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений,

    неуравновешенность.

    6. Заметное развитие волевых качеств.

    7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный

    смысл.

    Различают такие направленности личности:

    . гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и

    обществу положительны;

    . эгоистическая направленность он сам является более значимым, чем

    общество;

    . депрессивная направленность- он сам никакой ценности не

    представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать

    условно положительным;

    . суицидальная направленность ни общество, ни личность для самой

    себя не представляет никакой ценности.

    Характер многих подростков становится акцентуированным - крайний

    вариант нормы.

    У подростков от типа акцентуации характера зависит многое особенности

    традиционных нарушений поведения, острых аффективных реакций и неврозов.

    Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических

    рекомендаций, для советов в отношении будущих профессий. Тип акцентуации

    указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть

    факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации.

    В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации

    характера: явная и скрытая.

    Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним

    вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт

    определенного типа характера. Занимаемое положение обычно соответствует

    способностям и возможностям.

    Скрытая акцентуация. В обычных, привычных условиях черты определенного

    типа характера выражены слабо или не проявляются совсем.

    2.2. Формирование самосознания и самооценки.

    Один из самых важных моментов в развитии личности подростка

    формирование у него самосознания , потребности осознать себя как личность.

    У подростка возникает интерес к себе , своей внутренней жизни, качествам

    собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлением себя с

    другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя стремится познать

    сильные и слабые стороны своей личности. Потребность в самосознании

    возникает в жизни, практической деятельности, определяется растущими

    требованиями взрослых, коллектива. У подростка возникает потребность

    оценивать свои возможности, для того, чтобы найти свое место в коллективе.

    На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем

    других взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Младший

    подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо

    этого, начинает складываться тенденция самостоятельно анализировать и

    оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает

    достаточным умением правильно анализировать собственные личностные

    проявления, то на этой основе порой возможны конфликты, порождаемые

    противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его

    реальным положением в коллективе, отношением, отношением к нему со стороны

    взрослых и товарищей.

    На основе развития самовоспитания роста требований к подростку, его

    нового положения в коллективе у подростка возникает стремление к

    самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя

    положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению

    отрицательных черт, устранению недостатков. Однако сравнительно небольшой

    жизненный опыт, ограниченный кругозор часто приводят к тому, что

    самовоспитание подростка принимает наивные формы, для развития воли ребята

    пытаются , например, перетерпеть боль, которую нарочно пытаются причинить

    себе, Заставляют себя прекратить чтение какой – либо книги на самом

    интересном месте, надолго задерживают дыхание. А некоторые заявляют, что

    лучший способ развивать в себе волю - это никогда, никому, ни в чем не

    уступать. Отсюда понятно, как необходимо воспитателям помочь подросткам

    правильно разобраться в своих достоинствах и недостатках, указать на

    правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведения.

    2.3. Формирование чувства взрослости.

    Важная особенность подросткового возраста – формирование ценрального

    новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда

    подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым,

    когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве

    полноценного и равноправного участника этой жизни.

    Сознание собственной взрослости возникают у подростка неслучайно. Он

    замечает, как быстро увеличивается его рост, вес, физическая сила и

    выносливость, замечает у себя признаки наступающей половой зрелости.

    Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно

    расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых,

    например, своих родителей, а порой некоторых учителей. Наконец, подросток

    чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно

    большим, он активно участвует в школьной общественной жизни. Переоценивая

    свои возросшие возможности, подростки нередко приходят к убеждению, что они

    уже мало чем отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые

    относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью

    подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и

    несоответствием этому их реальных возможностей.

    Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и

    известной независимости. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их

    обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или

    кажущиеся) умалить их достоинства, принизить их взрослость. Подросток

    добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважая их.

    Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть

    относительно независимыми от взрослых в наличии собственных взглядов и

    суждений, и в подражании внешнему облику, и в манере поведения взрослых.

    Отрицательное проявление чувства взрослости выражается в том, что подростки

    склонны сопротивляться влиянию старших, часто не признают их авторитет,

    игнорируют предъявляемые им требования, критически относятся к словам и

    поступкам родителей, учителей.

    Учителям надо иметь в виду, что чувство взрослости – это здоровое и

    ценное в своей основе чувство. Поэтому его нужно не подавлять, а стараться

    ввести в правильное русло. Взаимопонимание с подростками надо постепенно и

    разумно перестраивать, признавая их права на относительно большую

    независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в

    известных разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене

    руководства и контроля, так как подросток очень нуждается в твердом и

    постоянном руководстве со стороны взрослых. Подростков нужно освобождать от

    мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого

    руководства – всего того, что в какой-то мере было бы оправдано по

    отношению к дошкольнику или младшему школьнику. Надо отказаться от

    злоупотребления тоном категоричных распоряжений и приказов,

    безапелляционных требований. Речь идет не об отказе от твердых требований

    вообще, а об отказе от грубых и резких их форм, оскорбляющих чувство

    собственного достоинства, самоуважение подростка.

    2.4. Социализация, и ее институты.

    Слово «социализация» означает совокупность всех социальных и

    психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему

    знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве

    полноправного члена общества.

    Как меняются цели, методы и институты социализации в эпоху научно-

    технической революции?

    Следует отметить, что многие проблемы, кажущиеся нам уникальными и

    сугубо современными, на самом деле информационные перегрузки, разнообразные

    воспитательные воздействия.

    Стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и

    неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа.

    Молодежи предстоит жить в обществе, отличном от того, в котором жили

    родители. Поэтому свои воспитательные успехи они должны оценивать не по

    тому, как им удалось передать молодежи свои знания и умения, сколько по

    тому, сумели ли они их подготовить самостоятельно действовать и принимать

    решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни

    родителей.

    Проблема эта является глобальной. Во всем мире социологи и экономисты

    констатируют разрыв между стоимостью образования и недостаточной социальной

    эффективностью.

    Чтобы жить и успешно функционировать в чрезвычайно мобильном и

    динамичном обществе, индивид должен обладать следующими качествами:

    1) обладать устойчивым мировоззрением, нравственными

    убеждениями;

    2) должен обладать высокой психической лабильностью,

    гибкостью, способность усваивать и перерабатывать новую

    информацию и создавать нечто новое не только в

    подростковом возрасте, но и в зрелом возрасте, когда

    старше поколение привыкло обходиться старым багажом. Без

    этого личность отстанет от хода истории и станет

    тормозом общественного прогресса.

    3) Воспитание в эпоху научно-технической революции должно

    быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности,

    творческой активности, ответственности.

    О преодолении формализма в воспитании писали все классики педагогики и

    психологии. Но для реализации этого принципа нужны определенные социальные

    предпосылки.

    Отношения старших и младших, родителей и детей всегда были отношениями

    власти и зависимости, господства и подчинения. Идея иерархии заложена в

    самой природе возрастных категорий и связанных с ними социальных

    привилегиях, правах и обязанностях.

    Общий дух социально-возрастных отношений любого общества – это плоть от

    плоти отношения господства.

    Выдающийся немецкий психолог Макс Вебер разработал типологию форм

    лигитимного господства (узаконенного):

    А) «Легальное господство», осуществляемое специально обученными людьми.

    Б) «Традиционное господство», основанное на вере в святость правил,

    порядков. Прообраз таких отношений – патриархальная семья.

    В) «Харизматическое господство», основанное на признании за «учителем»,

    «вождем» только ему присущих способностей требует безоговорочного

    подчинения, но уже в силу личной привязанности. Такое лидерство характерно

    для религиозных сект.

    Хотя эти типы господства не встречаются в чистом виде, каждый из них по-

    своему определяет формы социализации – формальное обучение, иерархические

    отношения между учителем и учеником.

    В основе педагогики сотрудничества лежит принцип социального равенства.

    Это предполагает преодоление некоторых стереотипов сознания.

    Чтобы координировать усилия социальных институтов, надо четко

    представлять себе тенденции и развитие каждого.

    Подросток и сверстники. С переходом ребенка в среднюю школу, его связи

    с окружающими людьми, как взрослыми, так и детьми, расширяются и

    усложняются. Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими

    школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами. Подростка

    невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его

    жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем

    взаимоотношения. Подросток хочет заслужить уважение и признание

    сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет

    ребенку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.