МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте

    самыми строгими, эти работы могут оцениваться как неудовлетворительно даже

    при одной допущенной ошибке. Данное упражнение рассчитано не только на

    усвоение определенного количества орфограмм, но и на тренировку воли,

    внимания, памяти и дисциплины учащихся.

    Еще один способ обучения орфографии – это запоминание графического

    состава слова, его «образа». К данному способу обучения относятся такие

    методические приемы, как разнообразные приемы списывания, зрительные

    диктанты, использование «Орфографического словарика», проговаривание слова,

    вывешивание плакатов, приемы самопроверки и другие.

    Любой метод, в том числе и метод запоминания, должен быть

    целенаправленным и содержать в себе все элементы сознательности, которые

    повышают уровень запоминания. Простейший прием в данном методе –

    требование, установка: «Запомни, как пишутся проверяемые правилом эти

    слова».

    Запоминанию способствуют такие виды работ учащихся, как обращение к

    орфографическому словарику, проверка слов по словарю, запись трудных

    непроверяемых слов по памяти с последующей проверкой по словарю.

    Запоминанию орфографии способствуют и такие упражнения как

    орфографические пятиминутки, проводимые в начале урока и состоящие из

    устного проговаривания трудных слов, в записи некоторых из них, различные

    варианты грамматического разбора, и другие.

    Запоминание осмысливается также при составлении самими учащимися

    орфографических словариков, использование орфографического лото,

    вывешивание в классе плакатов, на которых написаны трудные слова и

    орфограммы выделены красным цветом.

    Упражнение на запоминание – это отнюдь не только списывание, система

    запоминания орфографии пронизывает все уроки русского языка.

    Установлено, что в запоминании правописания слов, их сочетаний

    действуют факторы – зрительный, слуховой, рече-двигательный,

    рукодвигательный и мыслительный.

    Ученики запоминают зрительный «образ» слова, его общий вид, при

    побуквенном, орфографическом проговаривании запоминают также движения

    органов аппарата речи и пишущей руки.

    Нередко можно услышать, что для выработки орфографического навыка

    нужно много писать, и что школьник сам может запомнить правописание слов.

    Писать действительно нужно много, но не следует полагаться на одно лишь

    непроизвольное запоминание орфограмм.

    Отсюда следует, что к числу упражнений на запоминание относятся лишь

    такие упражнения, которые опираются на произвольное запоминание, то есть

    требуют от ученика не только письма, но и каких-либо сознательных операций.

    Упражнения творческого характера при обучении орфографии.

    Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения

    рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих

    предложений (диктуется каждое слово по слогам), и на логику изложения.

    Самые легкие творческие работы – это составление предложений по

    опорным словам. Очень любят дети писать творческие диктанты. Дети часто

    спрашивают, как написать то или иное слово. Это показатель вдумчивого,

    сознательного отношения к работе. Обязательна проверка работы. Можно

    предложить детям пользоваться такой памяткой при проведении творческих

    работ:

    1. Составь рассказ.

    2. Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.

    3. Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова.

    4. Проверь по слогам каждое слово.

    5. Проверь, все ли нужные мысли ты записал.

    Развивать сознательное восприятие слова помогают грамматические

    зарядки, которые включаются в уроки русского языка. В чем их суть?

    Произносится слово, одновременно на доске изображается его схема (в виде

    прямоугольника). Дети вдумываются в смысл, определяют с маленькой или

    большой буквы писать и почему.

    Приведем некоторые варианты грамматических зарядок.

    Какие буквы «спорят»? Какие «побеждают»?

    №1

    сугро…, сне…, заво…, шка…, рука…

    |№2 |№3 |№4 |№5 |

    |Бочаро |в | |ря |д| |к |о|за |п|о|ёт |

    | |ф | | |т| | |а| | |а| |

    |Гусев |в| |ма |г| |д |о|ма |з|о|вёт |

    | |ф| | |к| | |а| | |а| |

    |кру |г| |су |б| |р |е|ка |ст|о|ит |

    | |к| | |п| | |и| | |а| |

    |стол |б| |гла |з| |тр |о|ва |х|о|тел |

    | | | | | | | | | | | |[36,21] |

    | |п| | |с| | |а| | |а| |

    Развитию речи способствуют упражнения типа орфографических задач. Под

    ними понимается выполнение сложных действий на основе применения правил

    способов проверки. Решение орфографических задач обеспечивает наивысшую

    осознанность в работе по орфографии по сравнению с другими способами ее

    усвоения. Как и всякая задача, орфографическая задача содержит данные

    условия, решения и вопросы (то, что нужно знать).

    Трудность орфографической задачи состоит в том, что школьник в

    сущности должен сам перед собой поставить эту задачу. Школьник должен:

    1. Найти орфограмму в слове.

    2. Определить ее тип; проверяемая или нет, если проверяемая, то

    определить, к какой орфографической теме относится.

    3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы.

    4. Определить «шаги», ступени решения задачи и их последовательность.

    5. Решить задачу.

    6. Написать слово в соответствии с решением своей орфографической

    задачи.

    Примеры орфографических задач: вставить в нижеприведенных словах

    пропущенные буквы и доказать правильность написания, составить из данных

    слов возможные словосочетания, а затем и предложения.

    Раз…вается (флаг, промышленность); сп…шите (в школу, здание).

    Дети пишут:

    Развевается (веет) влаг. На здании развевается российский флаг.

    Развивается (развитие) промышленность. В нашей стране промышленность с

    каждым годом развивается.

    Решение орфографических задач – это один из эффективных путей

    обучения орфографии, который вводится в орфографию и приносит реальные

    результаты. [36,23].

    Работа над непроверяемыми написаниями.

    Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с

    непроверяемыми гласными. Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна

    из сложнейших задач, стоящих перед учителем.

    «Как известно, навыки грамотного письма формируются в процессе

    упражнений, причем прочность этих навыков находится в прямой зависимости от

    числа «встреч» учащихся с трудными орфограммами» (Д.Н. Богоявленский).

    Каждый учитель знает: чем больше дети пишут, тем прочнее их навыки.

    Особенно это относится к непроверяемым написаниям.

    Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарный запас

    человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и

    письменная речь. Однако словарной работе в школе уделяют и доныне мало

    внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и

    речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

    «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а

    систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно

    построенная работа, связанная со всеми разделами русского языка, ведется

    она с I по X класс», - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

    Нет необходимости доказывать, как велика роль орфографического

    словаря в повышении грамотности, культуры речи. Орфографический словарь,

    относящийся к «словарям правильной речи», предназначается для самого

    широкого круга читателей, так или иначе соприкасающихся с вопросами

    написания слов.

    Наибольшую помощь может оказать словарь для проверки гласных в корне,

    не проверяемые ударением, непроверяемых согласных в корне, удвоенных

    согласных в корне (касса, хоккей), безударных гласных /е/, /и/, /а/, /я/ в

    суффиксах неопределенной формы, формы прошедшего времени, слитного и

    раздельного написания приставок в наречиях, единичных окончаний,

    правописание которых тоже нельзя объяснить правилами.

    Приведем пример изучения словарных слов во II классе (по программе I-

    IV). В начале года все слова с непроверяемыми гласными делятся на 10 групп:

    |1.|фамилия |4. |товарищ |7. |сорока |

    | |Москва | |ребята | |воробей |

    | |хороший | |девочка | |ворона |

    | |Родина | |ученик | | |

    | | | |дежурный |8. |ветер |

    | |город | |учительница | |мороз |

    |2.|карандаш | | | |коньки |

    | |тетрадь |5. |весело | |суббота |

    | |русский | |быстро | | |

    | |язык | |вдруг |9. |посуда |

    | |пенал | |скоро | |одежда |

    | | | | | |пальто |

    | |ягода |6. |работа | |платок |

    | |капуста | |завод | |молоко |

    |3.|урожай | |машина | | |

    | |колхоз | |народ |10.|корова |

    | |берёза | |лопата | |собака |

    | | | | | |медведь |

    | | | | | |заяц |

    Такие карточки напечатаны для каждого ученика. В картинном словаре

    слова и картинки сгруппированы соответственно этим группам и разложены по

    папкам.

    Работаем над одной группой слов неделю. В первый день, знакомя с

    новыми словами, используем картинный словарь. На второй день дети пишут

    слова на кальке по трафарету. На третий день – списывание с доски слов с

    пропущенной безударной гласной с комментированием. Доказывая, какая буква

    пропущена, дети поднимают сигнальную карточку-букву. На четвертом уроке

    дети пишут слова под диктовку с последующей самопроверкой или

    взаимопроверкой. И на пятый день – усвоение этих слова проверяется. Дети

    пишут или картинный диктант, или слова под диктовку, или используют

    перфокарты, на которых слова с пропущенной буквой.

    Например:

    |т?варищ |

    |р?бята |

    |дев?чка |

    |уч?ник |

    |д?журный |

    |учит?льница |

    |учит?ль |

    Такие карточки-перфокарты изготовлены для каждого ученика и помогают

    быстро проверить усвоение слов любой группы, выявить учеников, которые не

    запомнили или забыли какое-либо слово. Новая неделя – новая группа слов,

    изученные же слова постоянно повторяются устно или письменно, по группам

    или выборочно.

    Вот некоторые приемы, которые используются при повторении:

    1. Письмо слов на кальке по трафарету (самостоятельно или с

    комментированием).

    2. Прочитать слова с таблицы, деля на слоги (читать так, как

    пишем).

    3. Прочитать слова с таблицы так, как пишем, и назвать слово,

    которое нельзя перенести.

    4. Прочитать слова с таблицы так, как пишем в которых один, два,

    три и т.д. слогов.

    5. Услышать в предложении словарное слово и повторить его так,

    как пишем (индивидуально и хором).

    6. Устный картинный диктант: прочить слово так, как пишем,

    поднимая карточку с гласной буквой.

    7. Зрительный диктант: дети читают хором слово, затем оно

    убирается, остается картинка. Дети записывают слово

    самостоятельно или с комментированием.

    8. Любят дети, когда слова с непроверяемой гласной приносит их

    любимый сказочный герой или игрушка.

    9. Любят дети и такую игру. Незнайка допустил ошибки в словах.

    Сколько их? Дети нашептывают ответ на ухо учителю. Тот, кто

    назвал правильное количество ошибок, получает звание – «Мудрый

    кролик». Затем коллективно исправляют ошибки.

    10. Догадайся, какие это слова? б . р . за, к . п . ст .

    11. Из слов убежали гласные, по оставшимся согласным буквам узнай

    и запиши слово: крндш, пнл.

    12. Ответь одним словом. Шестой день недели (суббота). Перемещение

    воздушных масс (ветер).

    После того как изучены все группы слов, возможны такие задания:

    1. Выписать слова с сочетанием –оро-.

    2. Выписать слова, к которым можно подписать имена девочек или

    мальчиков.

    3. Выписать слова с парной согласной на конце слова.

    4. Выписать слова с ударением на первом (втором, третьем) слоге.

    5. Составить и записать рассказ по опорным словам: ветер, мороз,

    коньки, суббота, весело, ребята.

    6. Составить цепочку слов, где каждая последняя буква в слове

    является первой следующего слова.

    7. Диктант-игра «Кто больше запомнил?». Чтение по 2-3 слова

    цепочкой. Во время паузы дети записывают, что запомнили.

    Работа по такой системе над словами с непроверяемыми написаниями

    повышает орфографическую грамотность учащихся, качество знаний этих слов.

    [Лоптева, 56-57].

    Расскажем об одной интересной работе, дающей также положительные

    результаты при усвоении слов с непроверяемыми написаниями и являющейся

    важной для лингвистического развития учащихся. В последнее время в средних

    классах учителя русского языка в работе над этими словами успешно применяют

    этимологический анализ. Использование слова в речи требует понимания его

    точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно

    употреблять. Школьный этимологический анализ применяют для того, чтобы

    побудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их

    написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а

    частичным, «упрощенным».

    Ученикам нравится «разгадывать» всем вместе написание того или иного

    трудного слова. Так, в III классе, работая со словами телефон, телеграф,

    телевизор, телескоп, учащиеся узнают, что первая часть слов теле- пришла в

    русский язык из греческого языка и обозначает далеко. Ребята легко и

    осознанно запоминают графический образ этих слов. В латинском языке есть

    приставка кон-. Воспользовавшись этими сведениями, знакомим учащихся с

    написаниями таких трудных слов, как конфета; ко- команда, командир; кол-

    коллекция, коллективный; де- демонстрация, депутат, делегат, декорация.

    Читают ребята рассказ К. Паустовского о встрече с лесником, который

    любил искать словам объяснение и которому это занятие доставляло большую

    радость. «Найдешь слову объяснение и радуешься», - говорил он писателю.

    «Попробуем и мы догадаться, почему отдельные растения, птицы, животные

    называются именно так», - говорит учитель ребятам. Показывает цветные

    картинки с изображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя.

    Рассматривая рисунки, учащиеся делают выводы, свои первые «открытия»:

    «Гвоздику так назвали потому, что по форме она похожа на гвоздь, шиповник

    имеет шипы, малина как бы состоит из малых ягод, синица – синяя (в окраске

    ее оперения преобладает синий цвет), медведь любит мед и потому знает

    (ведает), где его искать». Читает ребята стихи Е. Серовой из цикла

    «Подскажи словечко»:

    Все знакомы с нами:

    Яркие, как пламя,

    Мы однофамильцы

    С мелкими гвоздями

    Полюбуйтесь дикими

    Алыми … (гвоздиками).

    Но не всегда происхождение слова так ясно, так понятно. Очень часто о

    происхождении слова мы можем узнать только из особых книг, словарей.

    Вот как можно провести работу со словом рябина, которое учащиеся

    часто пишут неверно.

    Сначала дети отгадывают загадку:

    Под ярусом – ярусом

    Висит зипун с красным гарусом.

    Ученики читают слово, написанное на карточке, сначала про себя, затем

    два раза вслух и наконец проговаривают его хором.

    После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Учитель

    показывает цветной рисунок и говорит: «Слово рябина произошло от

    славянского слово ряб, что означало рябой, пестрый; ведь сочетание ярко-

    зеленых мелких резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца

    вызывает такое ощущение, что в глазах рябит». С использованием разборных

    таблиц составляются и записываются слова с корнем рябин-. Разборные таблицы

    используются на уроке так: необходимые для работы части слова пишутся на

    кусочках белой плотной бумаги, сложенных вдвое и аккуратно склеенных внизу.

    Причем каждая морфема пишется чернилами одного цвета (например, приставки –

    зелеными, корни – красными, суффиксы – коричневыми, окончания – черными). В

    ходе объяснения и образования слова выбирает из всего «строительного

    материала» нужные морфемы и прикладывает к фланелеграфу, можно к магнитной

    доске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Ученики лучше его

    запоминают.

    - Как мы назовем маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать

    слово рябина? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы

    образовать слово рябинник? Сколько н надо писать в слове рябинник? Почему?

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.