МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование речевой деятельности младших школьников

    красочные определения, олицетворения, умение

    пользоваться изобразительными средствами в

    своих высказываниях;

    - виды текстов: повествование, описание,

    рассуждение;

    - понятие об изложении, умение письменно

    воспроизводить чужой текст повествовательного

    характера по готовому коллективному или

    самостоятельно составленному плану;

    - понятие о сочинении (устно и письменно), умение

    составлять текст по серии сюжетных картинок, по

    одной картинке, а также на темы, близкие

    учащимся по их жизненному опыту, умение

    записывать свой текст с предварительной

    коллективной подготовкой.

    Теперь проанализируем характер материала учебников. Неоценимым

    достоинством учебников являются тексты, взятые из лучших произведений

    классической, художественной, научно-популярной литературы, произведения

    устного народного творчества, при этом следует отметить, что тексты не

    только доступны и близки жизненному опыту учащихся, но и оказывают

    определённое воздействие на душу ребёнка, заставляют его улыбнуться,

    погрустить и задуматься над некоторыми сторонами жизни. Это создаёт

    положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке, приобщает к

    литературному языку, обогащает память языковыми и синтаксическими

    конструкциями образцовых текстов.

    В учебниках данного автора присутствует система заданий и специальных

    упражнений, позволяющих развивать все виды речевой деятельности школьников,

    а также умение детей свободно пользоваться разным языком в различных

    ситуациях общения.

    В работе по развитию речевой деятельности учащихся большое значение

    имеет обогащение их словарного запаса. Языковой материал учебника позволяет

    ежеурочно обогащать лексику учащихся. При изучении той или иной темы дети

    знакомятся с новыми словами, узнают их значение. Так при изучении темы

    «Слово» лексика детей обогащается словами, которые можно было бы отнести к

    разным временам года. Ученики не только находят среди данных такие слова,

    но и по желанию могут определить настроение, которое возникло у них при

    чтении того или другого слова. Языковой материал текстов учебника

    способствует развитию у младших школьников творческого и воссоздающего

    воображения. Читая поэтические строки, учащиеся воссоздают в воображении

    картины, навеянные этими строками. Упражнения учебника заставляют

    задуматься над значением слов, уместностью их употребления в речевых

    ситуациях. Например, при изучении темы «Сочетание ЧК, ЧН», читая строки из

    стихотворения А. Блока «Вербочка», дети размышляют над тем, когда мы так

    говорим: верба и вербочка, свечка и свечечка.

    Младшие школьники знакомятся с этимологией ряда слов: как появилось

    слово в нашем языке, из какого языка оно пришло. Так выполняя упражнение №

    48 (2-й класс), дети узнают, что в слове карандаш первая часть – «кара» –

    означает чёрный, а вторая – «даш» – означает камень. Этимология этого слова

    помогает детям правильно написать непроверяемую безударную гласную «а» в

    корне слова. В других упражнениях дети узнали, что слово «пальто» пришло к

    нам из французского языка, познакомились с образованием слова «алфавит» или

    «азбука», узнают, почему снегиря так назвали, что означает слово «фамилия».

    Обращение учащихся к истории отдельных слов позволит им внимательнее

    относиться к словам родного языка. С первого класса дети знакомятся с

    многозначностью слов. Рисунки и тексты упражнений помогают им создать

    конкретные образы, воспринять значения многозначных слов. Выполняя подобные

    упражнения, учащиеся соотносят предметы, изображённые на рисунке, с их

    названиями и делают вывод, что все предметы похожи по какому-то признаку и

    названы одинаково, хотя обозначают разные предметы. Также в 1-м классе дети

    знакомятся с синонимами и антонимами. Во 2-м – 4-м классах в процессе

    выполнения практических заданий уточняется и углубляется представление

    учащихся о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах,

    о прямом и переносном значении слов, синонимах и антонимах.

    Так в упражнении № ? (2-й класс) дети в стихотворных текстах находят

    синонимы, наблюдают, одинаково или по-разному они произносятся и пишутся.

    Выполняя упражнение № ? (3-й класс), учащиеся подбирают самостоятельно

    к словам синонимы или пользуются словарём синонимов, составляют предложения

    с любой парой синонимов. Аналогичная работа проводится и с антонимами

    (упражнение № ?).

    По наблюдениям, дети находят такие упражнения интересными, их занимает

    и радует процесс подбора точного и выразительного слова, и одновременно они

    учатся умелому использованию в речи этих слов.

    Большое значение автор учебников уделяет правильности речи младших

    школьников. Через тексты учащиеся знакомятся с правильным произношением

    слов («что», «скучно»), с нормами ударения в словах и формах слов, наиболее

    употребительных в речи («магазин», «свёкла», «шофёр», «поняла»), учатся

    правильному употреблению в речи слов «одел», «надел», «оделся» и других.

    Особое место в системе работы по развитию речевой деятельности

    учащихся занимают упражнения, направленные на воспитание культуры речевого

    общения. Так выполняя упражнения № 41, 75, дети задумываются над вопросами,

    какие слова можно употребить, прощаясь со своими товарищами, и с какими

    можно обратиться к учителю или другому взрослому. Таким образом, на примере

    типичных ситуаций учащимся показано как следует пользоваться различными

    средствами речевого этикета при приветствии, прощании, просьбе, извинении и

    так далее, а также как нужно вести себя в подобных ситуациях.

    В учебниках вполне достаточно упражнений, формирующих специальные

    речевые умения: различать текст, типы текстов, определять тему и главную

    мысль, подбирать заголовок, выделять части текста и композиционно правильно

    строить текст, выбирать опорные слова, замечать изобразительно-

    выразительные средства языка и умело использовать их в речи.

    Так упражнения № 41, 47, 56 (3-й класс) формируют умение определять

    тему и главную мысль текста, упражнения № ? требуют от учащихся подбора

    заголовка или соотнесения заголовка с текстом, в упражнениях № 32, 40, 45

    (3-й класс) дети проводят наблюдения над структурой текста (вводная,

    основная, заключительная часть), развивается умение выделять эти части,

    устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и

    частей в тексте. При выполнении упражнений № 65, 67, 72 (4-й класс) у

    учащихся формируется общее представление о типах текста, умение различать

    эти тексты.

    В учебниках много упражнений, предлагающих создание собственных

    речевых высказываний, что позволяет развивать не только устную, но и

    письменную речь учащихся: создание текста по заданному слову, предложению,

    пословице, рисунку и вопросам на заданную тему, составление продолжения

    текста и прочее.

    Формирование речевых умений происходит и в процессе обучения младших

    школьников написанию изложений. Работа с текстом-образцом помогает учащимся

    осознавать особенности построения текста и способствует развитию умения

    строить связные тексты

    Положительным является то, что в учебнике представлено большое

    количество предметных и сюжетных рисунков, схем, которые с одной стороны,

    помогают ученику усвоить изучаемый материал, а с другой – используются для

    обогащения словарного запаса учащегося, развития связной речи. Помощь в

    работе учителю оказывают помещённые в конце учебника словари. При изучении

    любой темы внимание учащихся может быть привлечено к работе со словарём.

    Таким образом, учебный комплект по русскому языку (автор Т.Г.

    Рамзаева) способствует и повышению языкового образования и развитию речевой

    деятельности младших школьников.

    §2. Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности.

    Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить,

    обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в

    свободной, творческой интерпретации, в устной и письменной форме, уметь

    выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать

    речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое

    дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно

    действующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широком

    понимании, его организации и корректировке.

    В чём же я вижу пути повышения эффективности развития речевой

    деятельности учащихся. Во-первых, повышению эффективности развития речевой

    деятельности способствует целенаправленная подготовка урока (русский язык).

    Планируя урок, чётко представляю себе, с чем на данном уроке должны

    познакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они должны

    овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и

    определяет композиционную структуру урока.

    1. Цель планирую как для учителя, так и для ученика (изучить,

    запомнить, научиться).

    2. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на

    организационный момент часто планирую нестандартное начало

    урока:

    - Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова:

    представить, продукт, карий, отчёт, натуральный, глаза.

    - Скажи наоборот: холодно - ; сладкий - ; близко - .

    - Назови слова с ударением на первом (втором) слоге.

    - Скажи по-русски: презентовать, дефект, интервал.

    3. Продуманность отбора материала:

    - Содержание подчинено одной теме, что позволяет обогащать словарный

    запас, группировать слова по темам.

    - Обязательное введение новых слов: минимум –1, максимум – 7. Их может

    принести Мудрая Сова или можно получить способом словообразования.

    - Введение в урок пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной

    речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного

    воздействия, так и для запоминания.

    - Воспитательная направленность речевого общения достигается

    использованием материалов «Культура общения». Обогащаю урок словами

    и фразами: «Я с вами не согласна, я хотел бы исправить (добавить)».

    - Учу строить свободные высказывания. Для этого:

    а) предлагаю составить описательные или сравнительные высказывания по

    демонстрируемым предметам;

    б) провожу игру «Хорошо или плохо». Например: «Стакан хорош, что он

    прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он хрупок и

    может разбиться»;

    в) ставлю вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода

    при рассмотрении сюжетов картин. Например: «Почему не едет автобус?»;

    г) вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка. Например: «Какая погода,

    если на небе большая туча?».

    Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношение

    учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной, содержательной

    речи должна быть речь учителя. Поэтому тщательно готовлюсь к уроку,

    продумываю ход изложения материала, вопросы к учащимся, работаю над

    точностью формулировок. Контролирую речь учащихся, исправляю недочёты

    произношения, постановки ударения, выбора слов, наиболее точно выражающие

    мысли и отражающие действительность.

    4. Об оценивании. Стараюсь работу детей оценивать

    систематически. Оценка может быть словесная, мимическая или

    материализованная. Оценка стимулирует ученика к овладению

    речевыми умениями, показывает его продвижение. Учу оценивать

    речь товарища, тем самым подвожу к самооценке.

    Во-вторых, я считаю, что одна из важнейших задач сегодняшней школы –

    обучение живому языку, «очеловеченному». Слово должно представляться не

    только с позиций формально-грамматических, но в первую очередь нравственно-

    эстетических (слово живое). Следует приобщать детей к искусству слова,

    помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность русского слова.

    Придерживаюсь позиции, что обучение родному языку должно строиться не

    только на основах описательной грамматики языка, но и на осознании его

    использования в различных речевых и житейских ситуациях.

    Свою работу строю следующим образом. Тематика заданий ориентирована,

    прежде всего, на обогащение социально-нравственного опыта младших

    школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого

    самовыражения.

    Начинаю с обогащения словаря детей. Стараюсь пробудить интерес к

    отдельно взятому слову. Изучаем происхождение слова, строение (состав),

    произношение, написание, его значение. И здесь на помощь приходит игра.

    Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как

    они развивают у детей природное языковое чутьё.

    - Назови слова близкие (противоположные по

    смыслу).

    - Среди слов найди лишнее: «лиса, медведь, волк (1 слог)». Выделяют

    сходство и различие, что обосновывают связным высказыванием.

    - Назови слово, поставь буквы в алфавитном порядке.

    - Назови новое слово, поменяв порядок слогов, букв: «гила – игла».

    - Объясни значение, поменяв одну букву: «бочка – точка».

    - Измени ударение. Как изменилось значение: «замок, стрелки».

    Слово – это часть строительного материала для предложений, ключ к

    пониманию всего предложения. Если ребёнок не умеет вникать в смысл слова,

    плохо понимает или вообще не понимает его значения, он всегда будет

    страдать от непонимания самого предмета. Скудный словарный запас ученика

    лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить

    ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом

    наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Чтобы добиться этого я,

    прежде всего вместе с детьми выясняю, каким может быть слово.

    В результате беседы приходим к выводу:

    |СЛОВО |УБЕДИТЕЛЬНОЕ |

    | |ЖИВОЕ |

    | |ТРЕПЕТНОЕ |

    | |ВОЛНУЮЩЕЕ |

    | |ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ |

    | |УМЕСТНОЕ |

    | |КРАСИВОЕ |

    | |ИСКРЕННЕЕ |

    Что может сделать слово?

    |СЛОВО МОЖЕТ |ОБОГАТИТЬ |

    | |РАСТРЕВОЖИТЬ |

    | |ОЗАДАЧИТЬ |

    | |УСПОКОИТЬ |

    | |ИЗЛЕЧИТЬ |

    | |ПОБУДИТЬ |

    | |СПАСТИ |

    | |РАНИТЬ |

    Подружившись со словом, мы делаем для себя интересное открытие.

    Слова умеют плакать и смеяться,

    Приказывать, молить и заклинать,

    И, словно сердце, кровью обливаться,

    И равнодушно холодом дышать,

    Призывом стать, и отзывом, и зовом.

    И проклинают, и клянутся словом,

    Напутствуют, и славят, и чернят.

    Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой

    деятельности учащихся, а наиболее распространённым приёмом – объяснение

    детям незнакомых слов. Поэтому на уроках знакомлю детей с этимологией,

    историей возникновения того или иного слова. Очень часто за такими словами,

    оборотами лежит целый мир, историческая эпоха, факт ушедшего быта, реальное

    событие нашего прошлого. А это нужно нам для того, чтобы понимать их

    подлинное значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться.

    Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет

    учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их

    рождения. Известно, что смысл слова зависит от всех его частей: корня,

    приставки, суффикса. Но вклад этих элементов в значение слова неодинаков. В

    качестве материала для наблюдений, я использую производные слова с

    уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова предлагаю в текстах, чтобы

    раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление их в

    речи. Например:

    Рад и взрослый, и ребёнок,

    Когда беленький, как снег,

    В стаде первый оленёнок

    Появляется на свет.

    Затем идёт беседа:

    - О ком идёт речь в стихотворении? (об оленёнке).

    - Объясните значение слова «оленёнок» (маленький олень).

    - Сравните слова по значению. В чём заключается различие?

    - Благодаря какой части в составе слова «оленёнок», его значение

    отличается от слова «олень».

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.