Формирование речевой деятельности младших школьников
красочные определения, олицетворения, умение
пользоваться изобразительными средствами в
своих высказываниях;
- виды текстов: повествование, описание,
рассуждение;
- понятие об изложении, умение письменно
воспроизводить чужой текст повествовательного
характера по готовому коллективному или
самостоятельно составленному плану;
- понятие о сочинении (устно и письменно), умение
составлять текст по серии сюжетных картинок, по
одной картинке, а также на темы, близкие
учащимся по их жизненному опыту, умение
записывать свой текст с предварительной
коллективной подготовкой.
Теперь проанализируем характер материала учебников. Неоценимым
достоинством учебников являются тексты, взятые из лучших произведений
классической, художественной, научно-популярной литературы, произведения
устного народного творчества, при этом следует отметить, что тексты не
только доступны и близки жизненному опыту учащихся, но и оказывают
определённое воздействие на душу ребёнка, заставляют его улыбнуться,
погрустить и задуматься над некоторыми сторонами жизни. Это создаёт
положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке, приобщает к
литературному языку, обогащает память языковыми и синтаксическими
конструкциями образцовых текстов.
В учебниках данного автора присутствует система заданий и специальных
упражнений, позволяющих развивать все виды речевой деятельности школьников,
а также умение детей свободно пользоваться разным языком в различных
ситуациях общения.
В работе по развитию речевой деятельности учащихся большое значение
имеет обогащение их словарного запаса. Языковой материал учебника позволяет
ежеурочно обогащать лексику учащихся. При изучении той или иной темы дети
знакомятся с новыми словами, узнают их значение. Так при изучении темы
«Слово» лексика детей обогащается словами, которые можно было бы отнести к
разным временам года. Ученики не только находят среди данных такие слова,
но и по желанию могут определить настроение, которое возникло у них при
чтении того или другого слова. Языковой материал текстов учебника
способствует развитию у младших школьников творческого и воссоздающего
воображения. Читая поэтические строки, учащиеся воссоздают в воображении
картины, навеянные этими строками. Упражнения учебника заставляют
задуматься над значением слов, уместностью их употребления в речевых
ситуациях. Например, при изучении темы «Сочетание ЧК, ЧН», читая строки из
стихотворения А. Блока «Вербочка», дети размышляют над тем, когда мы так
говорим: верба и вербочка, свечка и свечечка.
Младшие школьники знакомятся с этимологией ряда слов: как появилось
слово в нашем языке, из какого языка оно пришло. Так выполняя упражнение №
48 (2-й класс), дети узнают, что в слове карандаш первая часть – «кара» –
означает чёрный, а вторая – «даш» – означает камень. Этимология этого слова
помогает детям правильно написать непроверяемую безударную гласную «а» в
корне слова. В других упражнениях дети узнали, что слово «пальто» пришло к
нам из французского языка, познакомились с образованием слова «алфавит» или
«азбука», узнают, почему снегиря так назвали, что означает слово «фамилия».
Обращение учащихся к истории отдельных слов позволит им внимательнее
относиться к словам родного языка. С первого класса дети знакомятся с
многозначностью слов. Рисунки и тексты упражнений помогают им создать
конкретные образы, воспринять значения многозначных слов. Выполняя подобные
упражнения, учащиеся соотносят предметы, изображённые на рисунке, с их
названиями и делают вывод, что все предметы похожи по какому-то признаку и
названы одинаково, хотя обозначают разные предметы. Также в 1-м классе дети
знакомятся с синонимами и антонимами. Во 2-м – 4-м классах в процессе
выполнения практических заданий уточняется и углубляется представление
учащихся о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах,
о прямом и переносном значении слов, синонимах и антонимах.
Так в упражнении № ? (2-й класс) дети в стихотворных текстах находят
синонимы, наблюдают, одинаково или по-разному они произносятся и пишутся.
Выполняя упражнение № ? (3-й класс), учащиеся подбирают самостоятельно
к словам синонимы или пользуются словарём синонимов, составляют предложения
с любой парой синонимов. Аналогичная работа проводится и с антонимами
(упражнение № ?).
По наблюдениям, дети находят такие упражнения интересными, их занимает
и радует процесс подбора точного и выразительного слова, и одновременно они
учатся умелому использованию в речи этих слов.
Большое значение автор учебников уделяет правильности речи младших
школьников. Через тексты учащиеся знакомятся с правильным произношением
слов («что», «скучно»), с нормами ударения в словах и формах слов, наиболее
употребительных в речи («магазин», «свёкла», «шофёр», «поняла»), учатся
правильному употреблению в речи слов «одел», «надел», «оделся» и других.
Особое место в системе работы по развитию речевой деятельности
учащихся занимают упражнения, направленные на воспитание культуры речевого
общения. Так выполняя упражнения № 41, 75, дети задумываются над вопросами,
какие слова можно употребить, прощаясь со своими товарищами, и с какими
можно обратиться к учителю или другому взрослому. Таким образом, на примере
типичных ситуаций учащимся показано как следует пользоваться различными
средствами речевого этикета при приветствии, прощании, просьбе, извинении и
так далее, а также как нужно вести себя в подобных ситуациях.
В учебниках вполне достаточно упражнений, формирующих специальные
речевые умения: различать текст, типы текстов, определять тему и главную
мысль, подбирать заголовок, выделять части текста и композиционно правильно
строить текст, выбирать опорные слова, замечать изобразительно-
выразительные средства языка и умело использовать их в речи.
Так упражнения № 41, 47, 56 (3-й класс) формируют умение определять
тему и главную мысль текста, упражнения № ? требуют от учащихся подбора
заголовка или соотнесения заголовка с текстом, в упражнениях № 32, 40, 45
(3-й класс) дети проводят наблюдения над структурой текста (вводная,
основная, заключительная часть), развивается умение выделять эти части,
устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и
частей в тексте. При выполнении упражнений № 65, 67, 72 (4-й класс) у
учащихся формируется общее представление о типах текста, умение различать
эти тексты.
В учебниках много упражнений, предлагающих создание собственных
речевых высказываний, что позволяет развивать не только устную, но и
письменную речь учащихся: создание текста по заданному слову, предложению,
пословице, рисунку и вопросам на заданную тему, составление продолжения
текста и прочее.
Формирование речевых умений происходит и в процессе обучения младших
школьников написанию изложений. Работа с текстом-образцом помогает учащимся
осознавать особенности построения текста и способствует развитию умения
строить связные тексты
Положительным является то, что в учебнике представлено большое
количество предметных и сюжетных рисунков, схем, которые с одной стороны,
помогают ученику усвоить изучаемый материал, а с другой – используются для
обогащения словарного запаса учащегося, развития связной речи. Помощь в
работе учителю оказывают помещённые в конце учебника словари. При изучении
любой темы внимание учащихся может быть привлечено к работе со словарём.
Таким образом, учебный комплект по русскому языку (автор Т.Г.
Рамзаева) способствует и повышению языкового образования и развитию речевой
деятельности младших школьников.
§2. Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности.
Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить,
обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в
свободной, творческой интерпретации, в устной и письменной форме, уметь
выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать
речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое
дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно
действующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широком
понимании, его организации и корректировке.
В чём же я вижу пути повышения эффективности развития речевой
деятельности учащихся. Во-первых, повышению эффективности развития речевой
деятельности способствует целенаправленная подготовка урока (русский язык).
Планируя урок, чётко представляю себе, с чем на данном уроке должны
познакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они должны
овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и
определяет композиционную структуру урока.
1. Цель планирую как для учителя, так и для ученика (изучить,
запомнить, научиться).
2. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на
организационный момент часто планирую нестандартное начало
урока:
- Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова:
представить, продукт, карий, отчёт, натуральный, глаза.
- Скажи наоборот: холодно - ; сладкий - ; близко - .
- Назови слова с ударением на первом (втором) слоге.
- Скажи по-русски: презентовать, дефект, интервал.
3. Продуманность отбора материала:
- Содержание подчинено одной теме, что позволяет обогащать словарный
запас, группировать слова по темам.
- Обязательное введение новых слов: минимум –1, максимум – 7. Их может
принести Мудрая Сова или можно получить способом словообразования.
- Введение в урок пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной
речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного
воздействия, так и для запоминания.
- Воспитательная направленность речевого общения достигается
использованием материалов «Культура общения». Обогащаю урок словами
и фразами: «Я с вами не согласна, я хотел бы исправить (добавить)».
- Учу строить свободные высказывания. Для этого:
а) предлагаю составить описательные или сравнительные высказывания по
демонстрируемым предметам;
б) провожу игру «Хорошо или плохо». Например: «Стакан хорош, что он
прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он хрупок и
может разбиться»;
в) ставлю вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода
при рассмотрении сюжетов картин. Например: «Почему не едет автобус?»;
г) вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка. Например: «Какая погода,
если на небе большая туча?».
Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношение
учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной, содержательной
речи должна быть речь учителя. Поэтому тщательно готовлюсь к уроку,
продумываю ход изложения материала, вопросы к учащимся, работаю над
точностью формулировок. Контролирую речь учащихся, исправляю недочёты
произношения, постановки ударения, выбора слов, наиболее точно выражающие
мысли и отражающие действительность.
4. Об оценивании. Стараюсь работу детей оценивать
систематически. Оценка может быть словесная, мимическая или
материализованная. Оценка стимулирует ученика к овладению
речевыми умениями, показывает его продвижение. Учу оценивать
речь товарища, тем самым подвожу к самооценке.
Во-вторых, я считаю, что одна из важнейших задач сегодняшней школы –
обучение живому языку, «очеловеченному». Слово должно представляться не
только с позиций формально-грамматических, но в первую очередь нравственно-
эстетических (слово живое). Следует приобщать детей к искусству слова,
помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность русского слова.
Придерживаюсь позиции, что обучение родному языку должно строиться не
только на основах описательной грамматики языка, но и на осознании его
использования в различных речевых и житейских ситуациях.
Свою работу строю следующим образом. Тематика заданий ориентирована,
прежде всего, на обогащение социально-нравственного опыта младших
школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого
самовыражения.
Начинаю с обогащения словаря детей. Стараюсь пробудить интерес к
отдельно взятому слову. Изучаем происхождение слова, строение (состав),
произношение, написание, его значение. И здесь на помощь приходит игра.
Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как
они развивают у детей природное языковое чутьё.
- Назови слова близкие (противоположные по
смыслу).
- Среди слов найди лишнее: «лиса, медведь, волк (1 слог)». Выделяют
сходство и различие, что обосновывают связным высказыванием.
- Назови слово, поставь буквы в алфавитном порядке.
- Назови новое слово, поменяв порядок слогов, букв: «гила – игла».
- Объясни значение, поменяв одну букву: «бочка – точка».
- Измени ударение. Как изменилось значение: «замок, стрелки».
Слово – это часть строительного материала для предложений, ключ к
пониманию всего предложения. Если ребёнок не умеет вникать в смысл слова,
плохо понимает или вообще не понимает его значения, он всегда будет
страдать от непонимания самого предмета. Скудный словарный запас ученика
лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить
ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом
наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Чтобы добиться этого я,
прежде всего вместе с детьми выясняю, каким может быть слово.
В результате беседы приходим к выводу:
|СЛОВО |УБЕДИТЕЛЬНОЕ |
| |ЖИВОЕ |
| |ТРЕПЕТНОЕ |
| |ВОЛНУЮЩЕЕ |
| |ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ |
| |УМЕСТНОЕ |
| |КРАСИВОЕ |
| |ИСКРЕННЕЕ |
Что может сделать слово?
|СЛОВО МОЖЕТ |ОБОГАТИТЬ |
| |РАСТРЕВОЖИТЬ |
| |ОЗАДАЧИТЬ |
| |УСПОКОИТЬ |
| |ИЗЛЕЧИТЬ |
| |ПОБУДИТЬ |
| |СПАСТИ |
| |РАНИТЬ |
Подружившись со словом, мы делаем для себя интересное открытие.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать,
Призывом стать, и отзывом, и зовом.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой
деятельности учащихся, а наиболее распространённым приёмом – объяснение
детям незнакомых слов. Поэтому на уроках знакомлю детей с этимологией,
историей возникновения того или иного слова. Очень часто за такими словами,
оборотами лежит целый мир, историческая эпоха, факт ушедшего быта, реальное
событие нашего прошлого. А это нужно нам для того, чтобы понимать их
подлинное значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться.
Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет
учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их
рождения. Известно, что смысл слова зависит от всех его частей: корня,
приставки, суффикса. Но вклад этих элементов в значение слова неодинаков. В
качестве материала для наблюдений, я использую производные слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова предлагаю в текстах, чтобы
раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление их в
речи. Например:
Рад и взрослый, и ребёнок,
Когда беленький, как снег,
В стаде первый оленёнок
Появляется на свет.
Затем идёт беседа:
- О ком идёт речь в стихотворении? (об оленёнке).
- Объясните значение слова «оленёнок» (маленький олень).
- Сравните слова по значению. В чём заключается различие?
- Благодаря какой части в составе слова «оленёнок», его значение
отличается от слова «олень».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|