МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта

    Обращают внимание на движение стрелок.

    Сначала дети учатся размещать числа на циферблате, затем изображают

    стрелки.

    В последующие дни проводится работа по наблюдению за конкретной

    наполняемостью часа.

    Таким образом, дети должны научиться различать стрелки, называть их ,

    должны знать, на какое число указывает минутная стрелка при определении

    целого часа, узнавать не только целый час, тот, который в данный момент

    наступил, но и по положению часовой стрелки определять, который час был

    и который будет.

    В третьем классе дети учатся определять время с точностью до 5 минут.

    Представления о временах года начинают формироваться с первого класса с

    наиболее типичного, ярко выраженного времени года, затем- с

    противоположным временем года, имеющим ярко выраженные признаки, потом

    с тем временем года, из оставшихся, которое имеет яркие признаки, в

    конце- наименее выраженное время года.

    С понятием «год» учащиеся знакомятся в третьем классе (в годе 12

    месяцев).

    Одним из пособий, которое помогает сформировать понятие года, месяцев,

    дней недели является календарь.

    При знакомстве с календарем показывают различные виды календарей,

    уточняют их назначение.

    Весь процесс формирования временных представлений у детей с нарушением

    интеллекта проводится по следующим этапам (Гаврилушкина О.П., Стребелева

    Е. А. и другие):

    . по подражанию действиям взрослого

    . по образцу действия взрослого

    . по словесной инструкции взрослого

    Выводы:

    Таким образом, одной из самых сложных областей знаний, умений и навыков,

    включенных в содержание общественного опыта, являются математическими,

    так как они достаточно отвлеченны и оперирование ими требует выполнения

    сложных умственных действий. У детей с отклонениями в умственном

    развитии имеются, нарушения познавательной деятельности, которые

    затрудняют овладение ими математическими знаниями и умениями, в

    частности, восприятие и ориентировка во времени.

    В принципе, овладение элементарными временными детьми младшего школьного

    возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии, оказывается вполне

    возможным.

    ГЛАВА II. Особенности развития представлений о времени у детей младшего

    школьного возраста с выраженными нарушениями

    интеллекта.

    1. Цель, задачи, методика и организация исследования.

    Целью констатирующего эксперимента является определение трудностей,

    которые появляются у детей с выраженными нарушениями интеллекта при

    усвоении временных представлений.

    Задачи исследования:

    1) дать анализ опыта работы в начальных классах для детей - имбецилов при

    работе по формированию временных представлений

    2) выявить трудности, возникающие у детей с выраженными нарушениями

    интеллекта при усвоении временных представлений.

    Констатирующий эксперимент проводился Грачевой О. В. в школе № 565

    Кировского района в классах для детей с выраженными нарушениями интеллекта,

    начиная с 1 класса по 4 класс включительно. Посещали уроки окружающего

    мира, развития речи и практической игры в классах для детей-имбецилов.

    Констатирующий эксперимент охватил все начальные классы: 1класс - 6

    человек, 2 класс - 6 человек (один из них на надомном обучении), 3 класс -

    6 человек, 4 класс- 6 человек.

    Анализ методики работы по формированию временных представлений

    проводился путем просмотра системы уроков по окружающему миру, развитию

    речи, практической игре во всех классах.

    Выявление трудностей у детей-имбецилов при усвоении временных

    представлений проводилось путем наблюдения за деятельностью учеников на

    уроках и анализа готовой продукции их деятельности (рисунки, аппликации,

    самостоятельные работы).

    Те трудности, которые явились более типичными при усвоении временных

    представлений у детей с выраженными нарушениями интеллекта вынесены в

    таблицу.

    Наблюдение за деятельностью учащихся и учителя проводилось в течение 3

    месяцев в каждом классе.

    2. Уровень сформированности временных представлений (представлений о

    временах года), выявленный в ходе исследования у детей младшего школьного

    возраста с выраженными нарушениями интеллекта.

    Исследование показало, что работа по формированию временных

    представлений ведется методически грамотно; а именно работа по

    формированию представлений о временах года, пространственных представлений.

    Нельзя не отметить и то, что начальные классы являются ко всему прочему еще

    и диагностическими. А если недостатки познавательных процессов напрямую

    связаны с наличием у ребенка неадекватных реакций на окружающий мир?

    Большое внимание в классах для детей с выраженными нарушениями интеллекта

    уделяется индивидуальным занятиям по формированию временных представлений,

    так как индивидуально-психологические особенности детей в данных классах

    настолько разнообразны, что провести фронтальное занятие практически

    возможно лишь по определенным, единичным темам. В процессе работы по

    формированию временных представлений использовался разнообразный наглядный

    материал, нужно сказать, что практически все занятия проводились на

    наглядно-практической основе. Работе придавался живой, эмоциональный

    характер: рассказ учителя всегда был настолько ограничен во времени, что

    дети не успевали устать от одного вида деятельности, причем, во время

    рассказа учителя дети одновременно манипулировали с предметами, подражая

    учителю, который сопровождал свой рассказ предметными действиями.

    В первом классе для детей с выраженными нарушениями интеллекта работа

    по формированию временных представлений начинается с введения элементарных

    понятий: вводится понятие о зиме, как о времени года, имеющем яркие

    признаки( холодно, снег, лед, мороз).

    Во вторых классах работа по формированию временных представлений

    продолжается, и прибавляются наблюдения за сезонными изменениями в природе,

    формируется понятие об остальных временах года- осень: похолодание,

    изменение окраски листьев, весна: потепление, сосульки, таяние снега,

    распускание почек. Во втором классе начинаем вести календарь природы.

    В первом и втором классах формирование временных представлений

    строится на основе наблюдений за сезонными изменениями в природе,

    экскурсий, труда взрослых в связи с сезонными изменениями в природе. Это

    более успешный и оптимальный путь для достижения положительных результатов

    в работе.

    В третьем классе расширяются представления во временах года, ведется

    календарь природы, проводятся экскурсии в парк для наблюдения за сезонными

    изменениями в природе, проводится работа в живом уголке.

    В четвертом классе уточняются временные представления детей, полученные в

    предыдущих классах. Детей знакомят с трудом людей в городе и деревне в

    разные времена года. Проводится ежедневное наблюдение за погодой. Дети

    должны знать название месяцев года. Детей знакомят с сезонными изменениями

    в жизни животных.

    Нужно отметить, что во всех посещенных классах есть необходимое количество

    наглядных пособий для занятий . Произвело впечатление следующее пособие:

    изготовленный учителем домик с прорезями, который при решении задач являлся

    жильем то белок, то зайцев, то птиц.

    Методическая система работы по формированию временных представлений в

    данных классах оказала влияние не только на развитие элементарных

    математических представлений, но и развитие элементов их познавательной

    деятельности. Учителя строили занятия с детьми на наглядно-практической

    основе с использованием всех трех групп методов: словесных, наглядных и

    практических. Все этапы работы проводились последовательно и взаимосвязанно

    с опорой на индивидуальные особенности каждого ребенка. Формирование

    временных представлений проводилось в игровой форме на фронтальных и

    индивидуальных занятиях с опорой на различные системы анализаторов (

    зрительный, слуховой, речедвигательный и т.д.). кроме названных наглядных

    пособий учителя использовали фланелеграф, наборное полотно, геометрический

    материал, магнитную доску, предметы, окружающие детей в классе и в природе,

    а также в других уголках класса- словом, все то, что так или иначе

    целесообразно было применить при формировании временных представлений.

    Чтобы нагляднее представить анализ работы по формированию временных

    представлений в данных классах, приведем конспекты просмотренных уроков.

    КОНСПЕКТ УРОКА

    ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ

    МИРОМ

    ТЕМА. Осень, приметы поздней осени.

    ЗАДАЧИ.

    1.Уточнить знания детей об осени, осенних месяцах.

    2.Учить характеризовать приметы поздней осени.

    3.Обогащать словарь детей ( предзимье, поздняя осень, озимь)

    4. Развитие связной речи.

    ОБОРУДОВАНИЕ.

    Картинки с изображением времен года, картинки с изображением желтых

    листьев, дождем и т. д. Иллюстрации, фотографии с изображением осени.

    ХОД.

    1.Организационный момент.

    2. Объявление темы и целей урока.

    3.Беседа по вопросам.

    - Какое сейчас время года?

    - Какой месяц?

    - Какие еще осенние месяцы вы знаете?

    - Посмотрите на картинки и выберите те, на которых изображена осень.

    - Почему вы выбрали именно эти картинки?

    - Какие признаки осени? (желтые листья, идет дождь, люди одеты в плащи и

    куртки)

    - Какие еще приметы осени вы знаете?

    (улетают птицы, собирают урожай, заготавливают на зиму овощи и фрукты)

    4.Чтение стихотворения про осень.

    Нивы сжаты, рощи голы,

    От воды туман и сырость…

    ( С.Есенин )

    Осенний старательный ветер

    Листву по дорогам разнес.

    ( М. Исаковский )

    Чтение сопровождается показом иллюстраций.

    - Такое время, когда дует пронизывающий ветер, может выпасть снег,

    называется «поздней осенью» .

    - Как называется, повтори…( 2-3 ученика )

    - А месяц ноябрь называется предзимним.

    5. Игра «Лето- осень»

    Задание: разложить картинки под лето и осень. На доске висят картинки с

    изображением лета и осени. Дети подходят по одному , берут картинку со

    стола учителя и прикрепляют ее под «лето» или под «осень».

    6. Динамическая пауза.

    7. Стихотворение Плещеева «Осенью».

    - Объяснение слова «озимь».

    - О каких еще приметах говорится в стихотворении?

    - Как сказано о дожде?( моросит)

    - О ветре? ( воет)

    - Закройте глаза и представьте осеннюю картину: туча закрыла небо , моросит

    дождь, воет ветер. Что вы почувствовали? Чего захотелось? ( солнца, тепла

    )

    8. Итог.

    - Как можно назвать месяц ноябрь?

    - Какие приметы поздней осени вы знаете?

    ТЕМА. Весна. Признаки весны ( изменения в природе).

    ЦЕЛЬ.

    1. Уточнение знаний детей о весне.

    2. Развитие речи, обогащение словаря.

    ХОД.

    1. Беседа по вопросам.

    - Какое время года наступило?

    - Какой первый весенний праздник?

    - Какие весенние месяцы вы знаете?

    - Почему вы думаете, что наступила весна?

    - Назовите приметы весны.

    Стихотворение про весну.

    2. Выход на улицу. Рассматривание окружающей природы.Беседа.

    3. Итог (проводится в классе).

    - Что мы делали? Куда ходили?

    - Какие приметы весны увидели?

    ГЛАВА III.Методика формирования временных представлений у детей младшего

    школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта.

    1. Цель, задачи, методика и организация исследования.

    Как уже говорилось в предыдущих главах, методика работы по формированию

    временных представлений у детей с выраженными нарушениями интеллекта

    требует дальнейшей разработки. Необходимо проанализировать трудности,

    возникающие при усвоении временных представлений у детей-имбецилов,и

    определить пути повышения эффективности работы на данном этапе.

    Целью формирующего эксперимента является разработка методики,

    направленной на повышение эффективности работы по формированию временных

    представлений в классах для детей с выраженными нарушениями интеллекта.

    Задачи эксперимента:

    1) проанализировать и описать методику работы, которая использована в

    процессе работы по формированию временных представлений в экспериментальном

    классе;

    2) разработать этапы внедрения данной методики в процесс формирования

    временных представлений в экспериментальных классах,

    3) показать путем проведения уроков развития речи, ознакомления с

    окружающим миром, практической игры осуществление разработанной методики

    работы;

    4) определить пути повышения эффективности методики работы по формированию

    временных представлений и дать методические рекомендации по данной теме.

    Формирующий эксперимент проводится в школе№ 565 Кировского района

    г.Санкт-Петербурга в четвертом классе для детей с выраженными нарушениями

    интеллекта.

    В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент в

    течение 3 месяцев на всех уроках , включая и индивидуальные занятия.

    Обучение в экспериментальной группе проводилось по следующей методике:

    на всех уроках уделялось большое внимание формированию представлений о

    временах года, проводились практические занятия, экскурсии с целью

    наблюдения за сезонными изменениями в природе, в животном мире и в жизни

    людей. Полученные знания закреплялись на уроках рисования, ручного труда,

    музыки(продукты деятельности детей прилагаются).

    Также знания детей закреплялись самостоятельной работой детей на

    компьютере.

    Овладение данными знаниями помогает детям с выраженными нарушениями

    интеллекта понять смысл изменений, происходящих в природе и в жизни людей,

    связанных с понятием времени и предотвратить трудности, возникающие у них

    при определении того или иного времени года по тем или иным временным

    параметрам, а именно: изменения в животном мире, в растительном мире, в

    неживой природе (осадки, природные явления), в жизни людей.

    Также в период формирующего эксперимента применялся следующий прием:

    использование современных компьютерных технологий. Этот прием позволяет

    формировать у детей- имбецилов интерес к математической деятельности и

    развивать память путем повторения изученных понятий, также обогащать

    словарный запас и развивать устную речь. Это позволяет избежать появления

    трудностей при усвоении временных представлений.

    Имеено в этом классе у детей с выраженными нарушениями интеллекта

    формируется представление о названиях месяцев года, умения и навыки

    определения их последовательности, а также последовательности времен года.

    Необходимо построить методику формирования временных представлений так,

    чтобы избежать появления трудностей, о которых шла речь в констатирующем

    эксперименте. Именно поэтому мною предлагается ввести некоторые изменения в

    созданную методику и сравнить, насколько будут различными результаты

    экспериментов, формирующего и констатирующего..

    Формирующий эксперимент проводится только в 4 классе, так как, на мой

    взгляд, любой дидактический прием может использоваться только применимо к

    определенной группе детей. Именно поэтому эксперимент и проводится в 4

    классе..

    2. Трудности усвоения временных представлений у детей с выраженными

    нарушениями интеллекта в 4 классе.

    Прежде чем анализировать допущенные ошибки в ходе формирующего

    эксперимента приведем примеры уроков, которые были проведены в

    экспериментальной группе.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КУДА ПОЙДЕМ»

    ЦЕЛЬ.

    1. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в окружающем

    пространстве.

    2. Закреплять знания о сезонной одежде.

    3. Развитие связной речи.

    МАТЕРИАЛ.

    Плоскостные куклы – мальчики и девочки, комплекты одежды, головных уборов ,

    обуви для разных сезонов. Различные предметы обихода , например: зонтик,

    плетеная корзинка, грабли, лопата, школьный портфель, книга и т.д. Листы –

    фоны и отдельные элементы ( желтые листья, снежинки, школьный звонок ),

    символизирующие сезон или место ,куда отправилась кукла.

    ХОД.

    На каждом столе одежда для разных сезонов на одном подносе, предметы для

    разных дел – на другом. У каждого ребенка две куклы – мальчик и девочка.

    Учитель советует детям выбрать сезон и вид занятия.

    Потом дети начинают одевать кукол или одну из них соответственно выбранному

    сезону и выбирают нужный для занятия предмет. Например, для сбора ягод –

    сарафан, панамку, сандалии, корзинку.

    Для того , чтобы осенью пойти в библиотеку – плащ или пальто, зонт, книгу.

    Если задание выполнено правильно, куклу выставляют на демонстрационной

    доске.

    Когда все куклы выставлены, дети рассказывают, каждый о своей.

    Желающие могут дополнить рассказ.

    Можно использовать стихи, загадки.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ВРЕМЕНА ГОДА».

    ЦЕЛЬ.

    1. Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении

    животных, жизни и труде людей.

    МАТЕРИАЛ.

    «Круглый год» – большой, размером на всю доску, вращающийся диск,

    разделенный на четыре сектора, оклеенных цветной фланелью ( белой – зима,

    зеленой – весна, красной – лето, желтой – осень) Сюжетные картинки,

    наклеенные на фланель.

    1 – я серия. Сезонные изменения в природе. Весна – солнце, проталины,

    распускающиеся почки. Лето – теплый, пронизанный солнечными лучами дождь,

    мокрые, но радостные дети под дождем.

    Осень – листопад, туман, моросящий дождь. Зима – снегопад, метель.

    2- я серия. Цветы : весенние – подснежники, тюльпаны, фиалки,

    летние – розы, ромашки, осенние – астры, георгины. Плоды: весенние – редис,

    зеленый лук, черешня, летние – клубника, помидоры, огурцы, груши, яблоки,

    арбузы, осенние – мандарины, лимоны, апельсины, яблоки.

    3 – я серия. Животные: весна – птицы вьют гнезда, высиживают птенцов, дикие

    и домашние животные с маленькими детенышами, лето – птицы кормят птенцов,

    птенцы учатся летать, плавать; осень –косяки птиц перед полетом, белка

    запасает орехи на зиму в дупло, стаи водоплавающих птиц в водоемах; зима –

    медведь в берлоге, птицы у кормушек.

    4 – я серия. Люди. Весенние работы в саду и в поле. Летние работы в саду и

    в поле. Осенние работы в саду и в поле. Зимние работы в саду и в поле.

    5 – я серия. Развлечения детей: весна – дети пускают кораблики в ручье;

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.