Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта
Обращают внимание на движение стрелок.
Сначала дети учатся размещать числа на циферблате, затем изображают
стрелки.
В последующие дни проводится работа по наблюдению за конкретной
наполняемостью часа.
Таким образом, дети должны научиться различать стрелки, называть их ,
должны знать, на какое число указывает минутная стрелка при определении
целого часа, узнавать не только целый час, тот, который в данный момент
наступил, но и по положению часовой стрелки определять, который час был
и который будет.
В третьем классе дети учатся определять время с точностью до 5 минут.
Представления о временах года начинают формироваться с первого класса с
наиболее типичного, ярко выраженного времени года, затем- с
противоположным временем года, имеющим ярко выраженные признаки, потом
с тем временем года, из оставшихся, которое имеет яркие признаки, в
конце- наименее выраженное время года.
С понятием «год» учащиеся знакомятся в третьем классе (в годе 12
месяцев).
Одним из пособий, которое помогает сформировать понятие года, месяцев,
дней недели является календарь.
При знакомстве с календарем показывают различные виды календарей,
уточняют их назначение.
Весь процесс формирования временных представлений у детей с нарушением
интеллекта проводится по следующим этапам (Гаврилушкина О.П., Стребелева
Е. А. и другие):
. по подражанию действиям взрослого
. по образцу действия взрослого
. по словесной инструкции взрослого
Выводы:
Таким образом, одной из самых сложных областей знаний, умений и навыков,
включенных в содержание общественного опыта, являются математическими,
так как они достаточно отвлеченны и оперирование ими требует выполнения
сложных умственных действий. У детей с отклонениями в умственном
развитии имеются, нарушения познавательной деятельности, которые
затрудняют овладение ими математическими знаниями и умениями, в
частности, восприятие и ориентировка во времени.
В принципе, овладение элементарными временными детьми младшего школьного
возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии, оказывается вполне
возможным.
ГЛАВА II. Особенности развития представлений о времени у детей младшего
школьного возраста с выраженными нарушениями
интеллекта.
1. Цель, задачи, методика и организация исследования.
Целью констатирующего эксперимента является определение трудностей,
которые появляются у детей с выраженными нарушениями интеллекта при
усвоении временных представлений.
Задачи исследования:
1) дать анализ опыта работы в начальных классах для детей - имбецилов при
работе по формированию временных представлений
2) выявить трудности, возникающие у детей с выраженными нарушениями
интеллекта при усвоении временных представлений.
Констатирующий эксперимент проводился Грачевой О. В. в школе № 565
Кировского района в классах для детей с выраженными нарушениями интеллекта,
начиная с 1 класса по 4 класс включительно. Посещали уроки окружающего
мира, развития речи и практической игры в классах для детей-имбецилов.
Констатирующий эксперимент охватил все начальные классы: 1класс - 6
человек, 2 класс - 6 человек (один из них на надомном обучении), 3 класс -
6 человек, 4 класс- 6 человек.
Анализ методики работы по формированию временных представлений
проводился путем просмотра системы уроков по окружающему миру, развитию
речи, практической игре во всех классах.
Выявление трудностей у детей-имбецилов при усвоении временных
представлений проводилось путем наблюдения за деятельностью учеников на
уроках и анализа готовой продукции их деятельности (рисунки, аппликации,
самостоятельные работы).
Те трудности, которые явились более типичными при усвоении временных
представлений у детей с выраженными нарушениями интеллекта вынесены в
таблицу.
Наблюдение за деятельностью учащихся и учителя проводилось в течение 3
месяцев в каждом классе.
2. Уровень сформированности временных представлений (представлений о
временах года), выявленный в ходе исследования у детей младшего школьного
возраста с выраженными нарушениями интеллекта.
Исследование показало, что работа по формированию временных
представлений ведется методически грамотно; а именно работа по
формированию представлений о временах года, пространственных представлений.
Нельзя не отметить и то, что начальные классы являются ко всему прочему еще
и диагностическими. А если недостатки познавательных процессов напрямую
связаны с наличием у ребенка неадекватных реакций на окружающий мир?
Большое внимание в классах для детей с выраженными нарушениями интеллекта
уделяется индивидуальным занятиям по формированию временных представлений,
так как индивидуально-психологические особенности детей в данных классах
настолько разнообразны, что провести фронтальное занятие практически
возможно лишь по определенным, единичным темам. В процессе работы по
формированию временных представлений использовался разнообразный наглядный
материал, нужно сказать, что практически все занятия проводились на
наглядно-практической основе. Работе придавался живой, эмоциональный
характер: рассказ учителя всегда был настолько ограничен во времени, что
дети не успевали устать от одного вида деятельности, причем, во время
рассказа учителя дети одновременно манипулировали с предметами, подражая
учителю, который сопровождал свой рассказ предметными действиями.
В первом классе для детей с выраженными нарушениями интеллекта работа
по формированию временных представлений начинается с введения элементарных
понятий: вводится понятие о зиме, как о времени года, имеющем яркие
признаки( холодно, снег, лед, мороз).
Во вторых классах работа по формированию временных представлений
продолжается, и прибавляются наблюдения за сезонными изменениями в природе,
формируется понятие об остальных временах года- осень: похолодание,
изменение окраски листьев, весна: потепление, сосульки, таяние снега,
распускание почек. Во втором классе начинаем вести календарь природы.
В первом и втором классах формирование временных представлений
строится на основе наблюдений за сезонными изменениями в природе,
экскурсий, труда взрослых в связи с сезонными изменениями в природе. Это
более успешный и оптимальный путь для достижения положительных результатов
в работе.
В третьем классе расширяются представления во временах года, ведется
календарь природы, проводятся экскурсии в парк для наблюдения за сезонными
изменениями в природе, проводится работа в живом уголке.
В четвертом классе уточняются временные представления детей, полученные в
предыдущих классах. Детей знакомят с трудом людей в городе и деревне в
разные времена года. Проводится ежедневное наблюдение за погодой. Дети
должны знать название месяцев года. Детей знакомят с сезонными изменениями
в жизни животных.
Нужно отметить, что во всех посещенных классах есть необходимое количество
наглядных пособий для занятий . Произвело впечатление следующее пособие:
изготовленный учителем домик с прорезями, который при решении задач являлся
жильем то белок, то зайцев, то птиц.
Методическая система работы по формированию временных представлений в
данных классах оказала влияние не только на развитие элементарных
математических представлений, но и развитие элементов их познавательной
деятельности. Учителя строили занятия с детьми на наглядно-практической
основе с использованием всех трех групп методов: словесных, наглядных и
практических. Все этапы работы проводились последовательно и взаимосвязанно
с опорой на индивидуальные особенности каждого ребенка. Формирование
временных представлений проводилось в игровой форме на фронтальных и
индивидуальных занятиях с опорой на различные системы анализаторов (
зрительный, слуховой, речедвигательный и т.д.). кроме названных наглядных
пособий учителя использовали фланелеграф, наборное полотно, геометрический
материал, магнитную доску, предметы, окружающие детей в классе и в природе,
а также в других уголках класса- словом, все то, что так или иначе
целесообразно было применить при формировании временных представлений.
Чтобы нагляднее представить анализ работы по формированию временных
представлений в данных классах, приведем конспекты просмотренных уроков.
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ
МИРОМ
ТЕМА. Осень, приметы поздней осени.
ЗАДАЧИ.
1.Уточнить знания детей об осени, осенних месяцах.
2.Учить характеризовать приметы поздней осени.
3.Обогащать словарь детей ( предзимье, поздняя осень, озимь)
4. Развитие связной речи.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Картинки с изображением времен года, картинки с изображением желтых
листьев, дождем и т. д. Иллюстрации, фотографии с изображением осени.
ХОД.
1.Организационный момент.
2. Объявление темы и целей урока.
3.Беседа по вопросам.
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Какие еще осенние месяцы вы знаете?
- Посмотрите на картинки и выберите те, на которых изображена осень.
- Почему вы выбрали именно эти картинки?
- Какие признаки осени? (желтые листья, идет дождь, люди одеты в плащи и
куртки)
- Какие еще приметы осени вы знаете?
(улетают птицы, собирают урожай, заготавливают на зиму овощи и фрукты)
4.Чтение стихотворения про осень.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость…
( С.Есенин )
Осенний старательный ветер
Листву по дорогам разнес.
( М. Исаковский )
Чтение сопровождается показом иллюстраций.
- Такое время, когда дует пронизывающий ветер, может выпасть снег,
называется «поздней осенью» .
- Как называется, повтори…( 2-3 ученика )
- А месяц ноябрь называется предзимним.
5. Игра «Лето- осень»
Задание: разложить картинки под лето и осень. На доске висят картинки с
изображением лета и осени. Дети подходят по одному , берут картинку со
стола учителя и прикрепляют ее под «лето» или под «осень».
6. Динамическая пауза.
7. Стихотворение Плещеева «Осенью».
- Объяснение слова «озимь».
- О каких еще приметах говорится в стихотворении?
- Как сказано о дожде?( моросит)
- О ветре? ( воет)
- Закройте глаза и представьте осеннюю картину: туча закрыла небо , моросит
дождь, воет ветер. Что вы почувствовали? Чего захотелось? ( солнца, тепла
)
8. Итог.
- Как можно назвать месяц ноябрь?
- Какие приметы поздней осени вы знаете?
ТЕМА. Весна. Признаки весны ( изменения в природе).
ЦЕЛЬ.
1. Уточнение знаний детей о весне.
2. Развитие речи, обогащение словаря.
ХОД.
1. Беседа по вопросам.
- Какое время года наступило?
- Какой первый весенний праздник?
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Почему вы думаете, что наступила весна?
- Назовите приметы весны.
Стихотворение про весну.
2. Выход на улицу. Рассматривание окружающей природы.Беседа.
3. Итог (проводится в классе).
- Что мы делали? Куда ходили?
- Какие приметы весны увидели?
ГЛАВА III.Методика формирования временных представлений у детей младшего
школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта.
1. Цель, задачи, методика и организация исследования.
Как уже говорилось в предыдущих главах, методика работы по формированию
временных представлений у детей с выраженными нарушениями интеллекта
требует дальнейшей разработки. Необходимо проанализировать трудности,
возникающие при усвоении временных представлений у детей-имбецилов,и
определить пути повышения эффективности работы на данном этапе.
Целью формирующего эксперимента является разработка методики,
направленной на повышение эффективности работы по формированию временных
представлений в классах для детей с выраженными нарушениями интеллекта.
Задачи эксперимента:
1) проанализировать и описать методику работы, которая использована в
процессе работы по формированию временных представлений в экспериментальном
классе;
2) разработать этапы внедрения данной методики в процесс формирования
временных представлений в экспериментальных классах,
3) показать путем проведения уроков развития речи, ознакомления с
окружающим миром, практической игры осуществление разработанной методики
работы;
4) определить пути повышения эффективности методики работы по формированию
временных представлений и дать методические рекомендации по данной теме.
Формирующий эксперимент проводится в школе№ 565 Кировского района
г.Санкт-Петербурга в четвертом классе для детей с выраженными нарушениями
интеллекта.
В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент в
течение 3 месяцев на всех уроках , включая и индивидуальные занятия.
Обучение в экспериментальной группе проводилось по следующей методике:
на всех уроках уделялось большое внимание формированию представлений о
временах года, проводились практические занятия, экскурсии с целью
наблюдения за сезонными изменениями в природе, в животном мире и в жизни
людей. Полученные знания закреплялись на уроках рисования, ручного труда,
музыки(продукты деятельности детей прилагаются).
Также знания детей закреплялись самостоятельной работой детей на
компьютере.
Овладение данными знаниями помогает детям с выраженными нарушениями
интеллекта понять смысл изменений, происходящих в природе и в жизни людей,
связанных с понятием времени и предотвратить трудности, возникающие у них
при определении того или иного времени года по тем или иным временным
параметрам, а именно: изменения в животном мире, в растительном мире, в
неживой природе (осадки, природные явления), в жизни людей.
Также в период формирующего эксперимента применялся следующий прием:
использование современных компьютерных технологий. Этот прием позволяет
формировать у детей- имбецилов интерес к математической деятельности и
развивать память путем повторения изученных понятий, также обогащать
словарный запас и развивать устную речь. Это позволяет избежать появления
трудностей при усвоении временных представлений.
Имеено в этом классе у детей с выраженными нарушениями интеллекта
формируется представление о названиях месяцев года, умения и навыки
определения их последовательности, а также последовательности времен года.
Необходимо построить методику формирования временных представлений так,
чтобы избежать появления трудностей, о которых шла речь в констатирующем
эксперименте. Именно поэтому мною предлагается ввести некоторые изменения в
созданную методику и сравнить, насколько будут различными результаты
экспериментов, формирующего и констатирующего..
Формирующий эксперимент проводится только в 4 классе, так как, на мой
взгляд, любой дидактический прием может использоваться только применимо к
определенной группе детей. Именно поэтому эксперимент и проводится в 4
классе..
2. Трудности усвоения временных представлений у детей с выраженными
нарушениями интеллекта в 4 классе.
Прежде чем анализировать допущенные ошибки в ходе формирующего
эксперимента приведем примеры уроков, которые были проведены в
экспериментальной группе.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КУДА ПОЙДЕМ»
ЦЕЛЬ.
1. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в окружающем
пространстве.
2. Закреплять знания о сезонной одежде.
3. Развитие связной речи.
МАТЕРИАЛ.
Плоскостные куклы – мальчики и девочки, комплекты одежды, головных уборов ,
обуви для разных сезонов. Различные предметы обихода , например: зонтик,
плетеная корзинка, грабли, лопата, школьный портфель, книга и т.д. Листы –
фоны и отдельные элементы ( желтые листья, снежинки, школьный звонок ),
символизирующие сезон или место ,куда отправилась кукла.
ХОД.
На каждом столе одежда для разных сезонов на одном подносе, предметы для
разных дел – на другом. У каждого ребенка две куклы – мальчик и девочка.
Учитель советует детям выбрать сезон и вид занятия.
Потом дети начинают одевать кукол или одну из них соответственно выбранному
сезону и выбирают нужный для занятия предмет. Например, для сбора ягод –
сарафан, панамку, сандалии, корзинку.
Для того , чтобы осенью пойти в библиотеку – плащ или пальто, зонт, книгу.
Если задание выполнено правильно, куклу выставляют на демонстрационной
доске.
Когда все куклы выставлены, дети рассказывают, каждый о своей.
Желающие могут дополнить рассказ.
Можно использовать стихи, загадки.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ВРЕМЕНА ГОДА».
ЦЕЛЬ.
1. Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении
животных, жизни и труде людей.
МАТЕРИАЛ.
«Круглый год» – большой, размером на всю доску, вращающийся диск,
разделенный на четыре сектора, оклеенных цветной фланелью ( белой – зима,
зеленой – весна, красной – лето, желтой – осень) Сюжетные картинки,
наклеенные на фланель.
1 – я серия. Сезонные изменения в природе. Весна – солнце, проталины,
распускающиеся почки. Лето – теплый, пронизанный солнечными лучами дождь,
мокрые, но радостные дети под дождем.
Осень – листопад, туман, моросящий дождь. Зима – снегопад, метель.
2- я серия. Цветы : весенние – подснежники, тюльпаны, фиалки,
летние – розы, ромашки, осенние – астры, георгины. Плоды: весенние – редис,
зеленый лук, черешня, летние – клубника, помидоры, огурцы, груши, яблоки,
арбузы, осенние – мандарины, лимоны, апельсины, яблоки.
3 – я серия. Животные: весна – птицы вьют гнезда, высиживают птенцов, дикие
и домашние животные с маленькими детенышами, лето – птицы кормят птенцов,
птенцы учатся летать, плавать; осень –косяки птиц перед полетом, белка
запасает орехи на зиму в дупло, стаи водоплавающих птиц в водоемах; зима –
медведь в берлоге, птицы у кормушек.
4 – я серия. Люди. Весенние работы в саду и в поле. Летние работы в саду и
в поле. Осенние работы в саду и в поле. Зимние работы в саду и в поле.
5 – я серия. Развлечения детей: весна – дети пускают кораблики в ручье;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|