Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта
лето – дети купаются в реке, собирают ягоды в лесу; осень – дети идут в
школу, собирают ягоды, грибы; зима – катаются на санках, лыжах, коньках,
развешивают кормушки для птиц.
ХОД.
Вращаем « круглый год» под чтение стихов, загадок о сезонных изменениях в
природе.
Обсуждаем цвета четырех секторов круга, их соответствие разным сезонам и
решаем, какой сезон будет обозначать каждый сектор.
Картинки сериями размещены в разных местах класса. Из первой серии дети
выбирают те, которые им больше по душе, и размещают их по секторам. Другие
решают, совпадает ли сезон, изображенный на картинке, с сезонным цветом
сектора. Из второй серии картинок дети также выбирают понравившиеся им и
размещают их в том секторе – сезоне , когда эти цветы распускаются, а плоды
созревают. Также последовательно выбирают и размещают по секторам картинки
других серий. Проверка правильности расположения картинок по секторам.
В результате дети убеждаются, как много разных явлений и событий связано с
разными временами года.
Вариант.
Дети выбирают картинки из любой серии и размещают их в секторе в
зависимости от сезона. Если картинок много, выбирать можно несколько раз.
Потом вместе проверяем.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ»
ЦЕЛЬ. Закрепление признаков времен года, воспитание умения замечать
нереальность суждений, правильно выражать свою мысль.
ХОД. Учитель говорит, что он будет рассказывать о каком-либо времени года,
а учащиеся должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в
этом рассказе, а потом сказать: « Так бывает» или « Так не бывает» – и
доказать, что бывает и что не бывает. Например: « Летом, когда солнце ярко
светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали
кататься». Ученик должен сказать : « Так не бывает. Летом снега нет».
Другой вариант рассказа: « Наступила зима. Выпало много снега. После
уроков ребята оделись и пошли играть в снежки». Примерный ответ ученика:
«Так бывает. Зимой можно играть в снежки».
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
ТЕМА. Беседа о весне. Чтение детям: В. Бианки. «Апрель».
ЦЕЛЬ. Уточнить знания детей о сезонных изменениях, связанных с первыми
месяцами весны, вызвать желание наблюдать за поведением растений и птиц,
чтобы сравнить увиденное с тем, о чем говорится в книге В.Бианки « Синичкин
календарь».
ХОД.
Учитель уточняет, какой месяц наступил (май), что это за месяц (май –
последний месяц весны).
- Наступила весна и принесла с собой большие изменения . Изменилось все:
поле, лес, люди. Давайте поговорим об этих изменениях. ( На доске
выставляются иллюстрации)
- Каким стало поле? Сошел снег, появились важные грачи. А теперь на поля
вышла техника. Люди готовятся к севу.
- Что происходит в лесу в марте и в апреле. Появляются первые цветы –
первоцветы. (дети дают описание подснежника)
- Подойдите к окну и расскажите, как выглядит наша улица ( на деревьях и
кустах набухли (вскрылись) почки, появились первые весенние цветы и т. д.
- Почему весной так быстро растут растения? ( много солнца, света, стал
заметно длиннее день).
Динамическая пауза.
- Как весной одеты люди?
- Во что дети играют дети?
Чтение главы «Апрель» из книги В.Бианки «Синичкин календарь».
- Что нового вы узнали об апрельских изменениях в природе.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
ТЕМА. Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «Времена года».
Автор О. И. Соловьева).
ЦЕЛЬ: учить целенаправленному рассматриванию картины, уточнить знания
учащихся о зиме; учить составлению рассказа по фрагменту картины; развитие
связной речи.
ХОД.
- Какое время года наступило? Какой сейчас месяц?
- Зима – чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки домой,
потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть
в хоккей, строить крепости из снега. Про это время года и книги написаны,
и картины написаны.
Показ картины «Зимние развлечения».
- Как можно назвать картину? Какое время года запечатлено на картине? Какая
погода стояла в тот зимний день? Как вы определили, что день солнечный и
теплый?
- Однажды в зимний день мы вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе.
Согласны? Как можете подтвердить?
- Давайте рассмотрим, что происходит на горке? ( ответы детей)
- Что происходит со снеговиком?
- Не забыли малыши о своих пернатых друзьях?
- Попробуйте составить рассказ по картине ( 2 – 3 ученика)
Сравнение, оценка рассказов.
Образец рассказа учителя
- В солнечный зимний день выбежали на улицу. Всем нашлось дело по душе.
Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно
скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки! А сверху
уже что-то кричат ему. Наверное, просят освободить путь!
Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла теплая погода,
потому и отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка.
Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Рябинки принесли и ещ
е какой-то корм в ведерке.
Хорошее время – зима!
Итог.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЛОВИ – НАЗОВИ».
ЦЕЛЬ. Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней
недели.
ОБОРУДОВАНИЕ. Мяч.
ХОД. Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею?» Ученик должен
вернуть мяч со словом « весна». Учитель, произнося: «Весна, а за нею?»,
бросает мяч другому школьнику, таким же образом повторяются месяцы и дни
недели.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЭСТАФЕТА».
ЦЕЛЬ. Закрепление знаний о временах года, совершенствование умения строить
простое предложение.
ОБОРУДОВАНИЕ. Палочка – эстафета.
ХОД. Учитель называет какое-либо время года и отдает палочку одному из
учеников. Получивший палочку должен назвать какой-либо признак этого
времени года и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой
признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление
предложения оценивается фишкой.
В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВРЕМЕНА ГОДА».
ЦЕЛЬ. Закрепление названий времен года и их признаков, отработка связности
высказывания.
ОБОРУДОВАНИЕ. Четыре больших картинки с изображением времен года, 12
маленьких, на которых изображена 1/3 больших картинок ( на четырех – небо,
на других четырех – дома и деревья, на остальных четырех – земля и дети в
разное время года) и которые пронумерованы от 1 до 12, два кубика с
нумерацией от 1 до 6 и от 7 до 12.
ХОД. Большие картинки вывешиваются на доску, а маленькие по одной
раздаются ученикам; двое ведущих у стола.
Один из ведущих кидает кубик и объявляет номер. Ученик, на картинку
которого выпал номер, соотнеся ее заранее с большой, должен сообщить, какое
на ней время года и по каким признакам он это узнал. Например: «У меня
зима, небо серое, солнце стоит низко, светит мало».
Ведущий выдает игровую фишку, берет картинку и подставляет ее к большой.
Второй ведущий кидает свой кубик , и игра продолжается. Если ученик не
может определить, что это за время года, или рассказать о его признаках,
ведущий вызывает желающего и за верный ответ также награждает его фишкой.
Выигрывает тот, у кого оказывается больше фишек.
Для обеспечения более активного участия в игре детей учитель сам включается
в игру и помогает сформулировать мысль.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО».
ЦЕЛЬ. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки,
отработка умения правильно строить предложения.
ХОД. Учитель загадывает загадки. Учащиеся отгадывают их и называют
признаки, по которым они догадались, что это такое. За каждую отгадку и
правильное ее объяснение ( доказывать могут разные ученики) полагаются
фишки. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Дел у меня немало:
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня… (зима).
Я соткано из зноя
Несу с тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я…( лето).
Я раскрываю почки, Несу я урожаи,
В зеленые листочки Поля вновь засеваю,
Деревья одеваю, Птиц к югу
отправляю,
Посевы поливаю, Деревья раздеваю,
Движения полна. Но не касаюсь
сосен
Зовут меня…(весна). И елочек. Я …(
осень).
ЭКСКУРСИЯ В ПАРК.
ТЕМА. Приметы осени.
ХОД.
- Какое время года наступило? Сегодня мы поищем приметы осени. Посмотрите
на свою одежду и одежду товарищей. Мы надели теплые куртки и плащи.
Почему?
- Стало холоднее – похолодало. Это примета осени.
- Листья на деревьях какого цвета?
- Осенью реже летают бабочки, в траве трудно отыскать жуков и гусениц.
- Не слышно щебетанья птиц, многие птицы улетели в теплые края.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.
ТЕМА. Беседа о зиме.
ЦЕЛЬ. Уточнить представления детей о зиме: природа зимой, зимние забавы и
развлечения; одежда и труд людей, птицы,живущие и прилетающие в город
зимой, звери зимой.
ХОД.
- Уходит от нас время года, которое мы с вами полюбили. Уходит зима. А чем
красива зима? ( ответы учеников)
Рассматривание иллюстраций о зиме.
Чтение стихотворений о зиме.
Рассказ учителя о зиме.(природа зимой, животные – заяц, медведь, зимующие
птицы, развлечения детей)
Итог.
Таблица №1. Ошибки, допущенные детьми в ходе констатирующего эксперимента.
|Временные |1 класс |2 класс |3 класс | 4 класс |
|параметры | | | | |
|Изменения в |70% |70% |50% |42% |
|растительном | | | | |
|мире | | | | |
|Изменения в |80% |85% |74% |67% |
|животном мире| | | | |
|Изменения в |58% |56% |51% |49% |
|жизни людей | | | | |
|Социальные |66% |63% |48% |45% |
|явления | | | | |
Таблица № 2. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего
эксперимента.
|Временные параметры |4 класс |
|Изменения в растительном мире |35% |
|Изменения в животном мире |50% |
|Изменения в жизни людей |30% |
|Социальные явления |35% |
Проанализируем результаты эксперимента.
В период исследования отмечались ошибки, допущенные детьми при
формировании временных представлений. В общей сложности было проведено 35
уроков за период эксперимента, различных по тематике и содержанию, включая
индивидуальные занятия (нужно учесть, что в течение 3 месяцев некоторые
уроки и занятия проводились непосредственно учителем, поэтому количество
уроков эксперимента осталось мало). Данные по формирующему эксперименту
приведены в таблице. Анализ результатов исследования основан на сравнении
трудностей, возникающих в период эксперимента, и допущенных ошибок детьми с
выраженными нарушениями интеллекта.
Таким образом. рассматривая полученные результаты. необходимо отметить, что
количество допущенных ошибок в экспериментальной группе при проведении
формирующего эксперимента уменьшилось по сравнению с теми результатами,
что были получены у экспериментальной группы до формирующего эксперимента.
Это говорит о том, что предложенная методика работы по формированию
временных представлений повышает усваиваемость знаний детей с выраженными
нарушениями интеллекта, предупреждая и устраняя трудности, которые
возникают у детей в период формирования понятий о временах года.
Количество ошибок, допущенных в ходе формирующего эксперимента
уменьшилось.
На наш взгляд, данная в работе методика поможет предупредить появление
этих ошибок и уменьшить количество уже появившихся в знаниях учащихся.
Методические рекомендации по формированию представлений о временах года
в классах для детей-имбецилов:
1) обязательно каждые 5-10 минут урока уделять формированию временных
представлений с опорой на наглядный материал;
2) осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода при
формировании представлений о временах года путем учета индивидуальных
особенностей каждого ученика;
3) В работе по формированию временных представлений опираться на личный
опыт детей
4) уделять больше внимания работе по формированию знаний детей о
сезонных изменениях в животном мире
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной дипломной работе мы рассмотрели особенности методики работы
по формированию представлений о временах года у детей с выраженными
нарушениями интеллекта.
Проведенный констатирующий эксперимент в начальных классах для детей-
имбецилов позволяет сказать, что при существующей, далеко не полностью
разработанной методике формирования представлений о временах года дети
испытывают значительные трудности, овладевая данным навыком, и в результате
появляется большое количество ошибок при усвоении данных знаний, что
заставляет задуматься о повышении эффективности данной методики, чему,
собственно, и посвящена эта работа.
Методика работы по формированию представлений о временах года может
быть перенесена на формирование других знаний:
1) закрепление понятий о цвете, форме, величине;
2) расширение кругозора детей и обогащение словарного запаса;
3) развитие и коррекция высших психических процессов: мышления, памяти,
устной речи;
4) развитие мелкой моторики рук.
Методика по формированию представлений о временах года у детей с
выраженными нарушениями интеллекта является на данный момент не полностью
разработанной.
Дети с выраженными нарушениями интеллекта имеют специфические
способности умственного развития, что и является причиной возникающих
трудностей при овладении временными представлениями. Именно предупреждение
данных трудностей у детей-имбецилов является сейчас актуальной проблемой в
коррекционной педагогике.
ЛИТЕРАТУРА.
1. "Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях",
Ленинград, 1985 г.
2. Р.А. Атаханов "К диагностике развития математического мышления учащихся
вспомогательной школы"// Вопросы психологии, 1992 год, №1, 2, стр.60.
3. Н.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова "Методика преподавания математики в
начальных классах", Москва, 1984 год.
4. Брадис В.М."Методика преподавания математики в средней школе",
Москва, 1954 г.
5. "Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников",
Ленинград, 1969 год, под ред. Долгобородова Н.П.
6."Воспитание и обучение аномальных дошкольников", Москва, 1993 год.
7. Власова Т.А., Лебединская К.С. "Отбор детей во вспомогательную
школу", Москва, 1983 год.
8. "Дидактические игры и упражнения по арифметике", М.Н.Перова, Москва,
1972 год.
9. Еленьска Л. "Методика арифметики и геометрии в первые годы обучения",
перевод с польского
10. "Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания", под ред.
Данилкина, Ленинград, 1974 г.
11. "Коррекционная работа во вспомогательной школе", 1978 год.
12. "Методические указания к работе по математике в 1 классе", Москва,
1969 год, под ред. Моро, Бантова.
13. Минскин "От игры к знаниям", Москва, 1982 год.
14. Моро М.И., Пышкало А.М. "Методика обучения математике в 1-3 классах",
Москва. 1975 год.
15. "Методика начального обучения математике", под ред. Л.Н.Скаткина,
Москва, 1972 год.
16. "Методика преподавания математики", под ред. Е.С.Ляпина, Ленинград-
Москва, 1952 год.
17. "Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы",
под ред. Ж. И. Шиф, Москва, 1965 год.
18. "Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы", под ред.
В.Г.Петровой, Москва, 1982 год.
19. Перова М.Н. "Методика преподавания математики в начальной школе",
Москва, 1950 год.
20. Пчелко А.С. "Методика преподавания арифметики в начальной школе",
Москва, 1953 год.
21. Романенко О.В. "Изучение особенностей операционной стороны мышления
учащихся вспомогательной школы" // Дефектология, №5/6, 1989 г., стр.8.
22. Салгина Н. Г., Сохина В.Т. "Обучение математике в начальной школе",
под ред. П.Я.Гальперина, Москва, 1975 год
23. «Специальная школа», под ред. Левина А., Ласкевич Н.
24. "Психолого-педагогические особенности коррекционной работы во
вспомогательной школе и дошкольных учреждениях", Ленинград, 1986 год.
25."Коррекционная работа в специальной школе и дошкольных учреждениях",
Ленинград, 1985 год
26. Д. Чейти "Готовность к школе", Москва, 1992 год.
27. В. В. Эк "Обучение математике учащихся младших классов
вспомогательной школы", Москва, 1990 год.
28. "Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной
школы в процессе обучения", Москва, 1984 год.
29. Эрдниев П.М. "Преподавание математики в школе", Москва, 1978 год.
30. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. "Теория и методика обучения математике в
начальной школе", Москва, 1977 год.
31.Воронина М. В. Представления о мерах времени у учащихся
вспомогательной школы // Дефектология, 1996г., № 3
32.Эк В. В., Гордеева. Умение учащихся вспомогательной школы пользоваться
часами // Дефектология, 1986г.,№ 1.
33. Обучение учащихся первых- пятых классов вспомогательной школы . под
ред.В. Г. Петровой,М.,1982г.
34. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника., М.,1979г.
35.Принципы отбора детей во вспомогательные школы., под ред.Г. М. Дульнева
и А. Р. Лурия, 1973г.
36.А.Р. Маллер, Г. В. Цикото. Обучение, воспитание и трудовая подготовка
детей с глубоким нарушением интеллекта, М.,1988г.
37.Программа обучения глубоко умственно отсталых детей, М.,1984г
38.Леушина Л. М. Формирование элементарных математических представлений у
детей дошкольного возраста, 1974г.
39.Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, состав. В. В.
Данилова, 1987г.
40.Метлина Л. С. Математика в детском саду, 1984г.
41.Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта:
Хрестоматия/ состав. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, Е. Л. Ложко, СПб, 1996г.
42.Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно
отсталых дошкольников, М., 1980г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|