МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование временных представлений у детей младшего школьного возраста с выраженными нарушениями интеллекта

    лето – дети купаются в реке, собирают ягоды в лесу; осень – дети идут в

    школу, собирают ягоды, грибы; зима – катаются на санках, лыжах, коньках,

    развешивают кормушки для птиц.

    ХОД.

    Вращаем « круглый год» под чтение стихов, загадок о сезонных изменениях в

    природе.

    Обсуждаем цвета четырех секторов круга, их соответствие разным сезонам и

    решаем, какой сезон будет обозначать каждый сектор.

    Картинки сериями размещены в разных местах класса. Из первой серии дети

    выбирают те, которые им больше по душе, и размещают их по секторам. Другие

    решают, совпадает ли сезон, изображенный на картинке, с сезонным цветом

    сектора. Из второй серии картинок дети также выбирают понравившиеся им и

    размещают их в том секторе – сезоне , когда эти цветы распускаются, а плоды

    созревают. Также последовательно выбирают и размещают по секторам картинки

    других серий. Проверка правильности расположения картинок по секторам.

    В результате дети убеждаются, как много разных явлений и событий связано с

    разными временами года.

    Вариант.

    Дети выбирают картинки из любой серии и размещают их в секторе в

    зависимости от сезона. Если картинок много, выбирать можно несколько раз.

    Потом вместе проверяем.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ»

    ЦЕЛЬ. Закрепление признаков времен года, воспитание умения замечать

    нереальность суждений, правильно выражать свою мысль.

    ХОД. Учитель говорит, что он будет рассказывать о каком-либо времени года,

    а учащиеся должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в

    этом рассказе, а потом сказать: « Так бывает» или « Так не бывает» – и

    доказать, что бывает и что не бывает. Например: « Летом, когда солнце ярко

    светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали

    кататься». Ученик должен сказать : « Так не бывает. Летом снега нет».

    Другой вариант рассказа: « Наступила зима. Выпало много снега. После

    уроков ребята оделись и пошли играть в снежки». Примерный ответ ученика:

    «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

    ТЕМА. Беседа о весне. Чтение детям: В. Бианки. «Апрель».

    ЦЕЛЬ. Уточнить знания детей о сезонных изменениях, связанных с первыми

    месяцами весны, вызвать желание наблюдать за поведением растений и птиц,

    чтобы сравнить увиденное с тем, о чем говорится в книге В.Бианки « Синичкин

    календарь».

    ХОД.

    Учитель уточняет, какой месяц наступил (май), что это за месяц (май –

    последний месяц весны).

    - Наступила весна и принесла с собой большие изменения . Изменилось все:

    поле, лес, люди. Давайте поговорим об этих изменениях. ( На доске

    выставляются иллюстрации)

    - Каким стало поле? Сошел снег, появились важные грачи. А теперь на поля

    вышла техника. Люди готовятся к севу.

    - Что происходит в лесу в марте и в апреле. Появляются первые цветы –

    первоцветы. (дети дают описание подснежника)

    - Подойдите к окну и расскажите, как выглядит наша улица ( на деревьях и

    кустах набухли (вскрылись) почки, появились первые весенние цветы и т. д.

    - Почему весной так быстро растут растения? ( много солнца, света, стал

    заметно длиннее день).

    Динамическая пауза.

    - Как весной одеты люди?

    - Во что дети играют дети?

    Чтение главы «Апрель» из книги В.Бианки «Синичкин календарь».

    - Что нового вы узнали об апрельских изменениях в природе.

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

    ТЕМА. Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «Времена года».

    Автор О. И. Соловьева).

    ЦЕЛЬ: учить целенаправленному рассматриванию картины, уточнить знания

    учащихся о зиме; учить составлению рассказа по фрагменту картины; развитие

    связной речи.

    ХОД.

    - Какое время года наступило? Какой сейчас месяц?

    - Зима – чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки домой,

    потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть

    в хоккей, строить крепости из снега. Про это время года и книги написаны,

    и картины написаны.

    Показ картины «Зимние развлечения».

    - Как можно назвать картину? Какое время года запечатлено на картине? Какая

    погода стояла в тот зимний день? Как вы определили, что день солнечный и

    теплый?

    - Однажды в зимний день мы вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе.

    Согласны? Как можете подтвердить?

    - Давайте рассмотрим, что происходит на горке? ( ответы детей)

    - Что происходит со снеговиком?

    - Не забыли малыши о своих пернатых друзьях?

    - Попробуйте составить рассказ по картине ( 2 – 3 ученика)

    Сравнение, оценка рассказов.

    Образец рассказа учителя

    - В солнечный зимний день выбежали на улицу. Всем нашлось дело по душе.

    Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно

    скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки! А сверху

    уже что-то кричат ему. Наверное, просят освободить путь!

    Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла теплая погода,

    потому и отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка.

    Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Рябинки принесли и ещ

    е какой-то корм в ведерке.

    Хорошее время – зима!

    Итог.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЛОВИ – НАЗОВИ».

    ЦЕЛЬ. Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней

    недели.

    ОБОРУДОВАНИЕ. Мяч.

    ХОД. Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею?» Ученик должен

    вернуть мяч со словом « весна». Учитель, произнося: «Весна, а за нею?»,

    бросает мяч другому школьнику, таким же образом повторяются месяцы и дни

    недели.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЭСТАФЕТА».

    ЦЕЛЬ. Закрепление знаний о временах года, совершенствование умения строить

    простое предложение.

    ОБОРУДОВАНИЕ. Палочка – эстафета.

    ХОД. Учитель называет какое-либо время года и отдает палочку одному из

    учеников. Получивший палочку должен назвать какой-либо признак этого

    времени года и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой

    признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление

    предложения оценивается фишкой.

    В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВРЕМЕНА ГОДА».

    ЦЕЛЬ. Закрепление названий времен года и их признаков, отработка связности

    высказывания.

    ОБОРУДОВАНИЕ. Четыре больших картинки с изображением времен года, 12

    маленьких, на которых изображена 1/3 больших картинок ( на четырех – небо,

    на других четырех – дома и деревья, на остальных четырех – земля и дети в

    разное время года) и которые пронумерованы от 1 до 12, два кубика с

    нумерацией от 1 до 6 и от 7 до 12.

    ХОД. Большие картинки вывешиваются на доску, а маленькие по одной

    раздаются ученикам; двое ведущих у стола.

    Один из ведущих кидает кубик и объявляет номер. Ученик, на картинку

    которого выпал номер, соотнеся ее заранее с большой, должен сообщить, какое

    на ней время года и по каким признакам он это узнал. Например: «У меня

    зима, небо серое, солнце стоит низко, светит мало».

    Ведущий выдает игровую фишку, берет картинку и подставляет ее к большой.

    Второй ведущий кидает свой кубик , и игра продолжается. Если ученик не

    может определить, что это за время года, или рассказать о его признаках,

    ведущий вызывает желающего и за верный ответ также награждает его фишкой.

    Выигрывает тот, у кого оказывается больше фишек.

    Для обеспечения более активного участия в игре детей учитель сам включается

    в игру и помогает сформулировать мысль.

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО».

    ЦЕЛЬ. Закрепление словаря, обозначающего времена года и их признаки,

    отработка умения правильно строить предложения.

    ХОД. Учитель загадывает загадки. Учащиеся отгадывают их и называют

    признаки, по которым они догадались, что это такое. За каждую отгадку и

    правильное ее объяснение ( доказывать могут разные ученики) полагаются

    фишки. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

    Дел у меня немало:

    Я белым покрывалом

    Всю землю укрываю,

    Белю поля, дома,

    Зовут меня… (зима).

    Я соткано из зноя

    Несу с тепло с собою.

    Я реки согреваю,

    Купайтесь – приглашаю.

    И любите за это

    Вы все меня. Я…( лето).

    Я раскрываю почки, Несу я урожаи,

    В зеленые листочки Поля вновь засеваю,

    Деревья одеваю, Птиц к югу

    отправляю,

    Посевы поливаю, Деревья раздеваю,

    Движения полна. Но не касаюсь

    сосен

    Зовут меня…(весна). И елочек. Я …(

    осень).

    ЭКСКУРСИЯ В ПАРК.

    ТЕМА. Приметы осени.

    ХОД.

    - Какое время года наступило? Сегодня мы поищем приметы осени. Посмотрите

    на свою одежду и одежду товарищей. Мы надели теплые куртки и плащи.

    Почему?

    - Стало холоднее – похолодало. Это примета осени.

    - Листья на деревьях какого цвета?

    - Осенью реже летают бабочки, в траве трудно отыскать жуков и гусениц.

    - Не слышно щебетанья птиц, многие птицы улетели в теплые края.

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

    ТЕМА. Беседа о зиме.

    ЦЕЛЬ. Уточнить представления детей о зиме: природа зимой, зимние забавы и

    развлечения; одежда и труд людей, птицы,живущие и прилетающие в город

    зимой, звери зимой.

    ХОД.

    - Уходит от нас время года, которое мы с вами полюбили. Уходит зима. А чем

    красива зима? ( ответы учеников)

    Рассматривание иллюстраций о зиме.

    Чтение стихотворений о зиме.

    Рассказ учителя о зиме.(природа зимой, животные – заяц, медведь, зимующие

    птицы, развлечения детей)

    Итог.

    Таблица №1. Ошибки, допущенные детьми в ходе констатирующего эксперимента.

    |Временные |1 класс |2 класс |3 класс | 4 класс |

    |параметры | | | | |

    |Изменения в |70% |70% |50% |42% |

    |растительном | | | | |

    |мире | | | | |

    |Изменения в |80% |85% |74% |67% |

    |животном мире| | | | |

    |Изменения в |58% |56% |51% |49% |

    |жизни людей | | | | |

    |Социальные |66% |63% |48% |45% |

    |явления | | | | |

    Таблица № 2. Ошибки, допущенные детьми после проведения формирующего

    эксперимента.

    |Временные параметры |4 класс |

    |Изменения в растительном мире |35% |

    |Изменения в животном мире |50% |

    |Изменения в жизни людей |30% |

    |Социальные явления |35% |

    Проанализируем результаты эксперимента.

    В период исследования отмечались ошибки, допущенные детьми при

    формировании временных представлений. В общей сложности было проведено 35

    уроков за период эксперимента, различных по тематике и содержанию, включая

    индивидуальные занятия (нужно учесть, что в течение 3 месяцев некоторые

    уроки и занятия проводились непосредственно учителем, поэтому количество

    уроков эксперимента осталось мало). Данные по формирующему эксперименту

    приведены в таблице. Анализ результатов исследования основан на сравнении

    трудностей, возникающих в период эксперимента, и допущенных ошибок детьми с

    выраженными нарушениями интеллекта.

    Таким образом. рассматривая полученные результаты. необходимо отметить, что

    количество допущенных ошибок в экспериментальной группе при проведении

    формирующего эксперимента уменьшилось по сравнению с теми результатами,

    что были получены у экспериментальной группы до формирующего эксперимента.

    Это говорит о том, что предложенная методика работы по формированию

    временных представлений повышает усваиваемость знаний детей с выраженными

    нарушениями интеллекта, предупреждая и устраняя трудности, которые

    возникают у детей в период формирования понятий о временах года.

    Количество ошибок, допущенных в ходе формирующего эксперимента

    уменьшилось.

    На наш взгляд, данная в работе методика поможет предупредить появление

    этих ошибок и уменьшить количество уже появившихся в знаниях учащихся.

    Методические рекомендации по формированию представлений о временах года

    в классах для детей-имбецилов:

    1) обязательно каждые 5-10 минут урока уделять формированию временных

    представлений с опорой на наглядный материал;

    2) осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода при

    формировании представлений о временах года путем учета индивидуальных

    особенностей каждого ученика;

    3) В работе по формированию временных представлений опираться на личный

    опыт детей

    4) уделять больше внимания работе по формированию знаний детей о

    сезонных изменениях в животном мире

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    В данной дипломной работе мы рассмотрели особенности методики работы

    по формированию представлений о временах года у детей с выраженными

    нарушениями интеллекта.

    Проведенный констатирующий эксперимент в начальных классах для детей-

    имбецилов позволяет сказать, что при существующей, далеко не полностью

    разработанной методике формирования представлений о временах года дети

    испытывают значительные трудности, овладевая данным навыком, и в результате

    появляется большое количество ошибок при усвоении данных знаний, что

    заставляет задуматься о повышении эффективности данной методики, чему,

    собственно, и посвящена эта работа.

    Методика работы по формированию представлений о временах года может

    быть перенесена на формирование других знаний:

    1) закрепление понятий о цвете, форме, величине;

    2) расширение кругозора детей и обогащение словарного запаса;

    3) развитие и коррекция высших психических процессов: мышления, памяти,

    устной речи;

    4) развитие мелкой моторики рук.

    Методика по формированию представлений о временах года у детей с

    выраженными нарушениями интеллекта является на данный момент не полностью

    разработанной.

    Дети с выраженными нарушениями интеллекта имеют специфические

    способности умственного развития, что и является причиной возникающих

    трудностей при овладении временными представлениями. Именно предупреждение

    данных трудностей у детей-имбецилов является сейчас актуальной проблемой в

    коррекционной педагогике.

    ЛИТЕРАТУРА.

    1. "Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях",

    Ленинград, 1985 г.

    2. Р.А. Атаханов "К диагностике развития математического мышления учащихся

    вспомогательной школы"// Вопросы психологии, 1992 год, №1, 2, стр.60.

    3. Н.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова "Методика преподавания математики в

    начальных классах", Москва, 1984 год.

    4. Брадис В.М."Методика преподавания математики в средней школе",

    Москва, 1954 г.

    5. "Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников",

    Ленинград, 1969 год, под ред. Долгобородова Н.П.

    6."Воспитание и обучение аномальных дошкольников", Москва, 1993 год.

    7. Власова Т.А., Лебединская К.С. "Отбор детей во вспомогательную

    школу", Москва, 1983 год.

    8. "Дидактические игры и упражнения по арифметике", М.Н.Перова, Москва,

    1972 год.

    9. Еленьска Л. "Методика арифметики и геометрии в первые годы обучения",

    перевод с польского

    10. "Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания", под ред.

    Данилкина, Ленинград, 1974 г.

    11. "Коррекционная работа во вспомогательной школе", 1978 год.

    12. "Методические указания к работе по математике в 1 классе", Москва,

    1969 год, под ред. Моро, Бантова.

    13. Минскин "От игры к знаниям", Москва, 1982 год.

    14. Моро М.И., Пышкало А.М. "Методика обучения математике в 1-3 классах",

    Москва. 1975 год.

    15. "Методика начального обучения математике", под ред. Л.Н.Скаткина,

    Москва, 1972 год.

    16. "Методика преподавания математики", под ред. Е.С.Ляпина, Ленинград-

    Москва, 1952 год.

    17. "Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы",

    под ред. Ж. И. Шиф, Москва, 1965 год.

    18. "Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы", под ред.

    В.Г.Петровой, Москва, 1982 год.

    19. Перова М.Н. "Методика преподавания математики в начальной школе",

    Москва, 1950 год.

    20. Пчелко А.С. "Методика преподавания арифметики в начальной школе",

    Москва, 1953 год.

    21. Романенко О.В. "Изучение особенностей операционной стороны мышления

    учащихся вспомогательной школы" // Дефектология, №5/6, 1989 г., стр.8.

    22. Салгина Н. Г., Сохина В.Т. "Обучение математике в начальной школе",

    под ред. П.Я.Гальперина, Москва, 1975 год

    23. «Специальная школа», под ред. Левина А., Ласкевич Н.

    24. "Психолого-педагогические особенности коррекционной работы во

    вспомогательной школе и дошкольных учреждениях", Ленинград, 1986 год.

    25."Коррекционная работа в специальной школе и дошкольных учреждениях",

    Ленинград, 1985 год

    26. Д. Чейти "Готовность к школе", Москва, 1992 год.

    27. В. В. Эк "Обучение математике учащихся младших классов

    вспомогательной школы", Москва, 1990 год.

    28. "Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной

    школы в процессе обучения", Москва, 1984 год.

    29. Эрдниев П.М. "Преподавание математики в школе", Москва, 1978 год.

    30. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. "Теория и методика обучения математике в

    начальной школе", Москва, 1977 год.

    31.Воронина М. В. Представления о мерах времени у учащихся

    вспомогательной школы // Дефектология, 1996г., № 3

    32.Эк В. В., Гордеева. Умение учащихся вспомогательной школы пользоваться

    часами // Дефектология, 1986г.,№ 1.

    33. Обучение учащихся первых- пятых классов вспомогательной школы . под

    ред.В. Г. Петровой,М.,1982г.

    34. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника., М.,1979г.

    35.Принципы отбора детей во вспомогательные школы., под ред.Г. М. Дульнева

    и А. Р. Лурия, 1973г.

    36.А.Р. Маллер, Г. В. Цикото. Обучение, воспитание и трудовая подготовка

    детей с глубоким нарушением интеллекта, М.,1988г.

    37.Программа обучения глубоко умственно отсталых детей, М.,1984г

    38.Леушина Л. М. Формирование элементарных математических представлений у

    детей дошкольного возраста, 1974г.

    39.Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, состав. В. В.

    Данилова, 1987г.

    40.Метлина Л. С. Математика в детском саду, 1984г.

    41.Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта:

    Хрестоматия/ состав. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, Е. Л. Ложко, СПб, 1996г.

    42.Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно

    отсталых дошкольников, М., 1980г.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.