МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формирование выразительной письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 6х классов

    теоретико- и историко-литературных занятий, учатся применять их в практике

    анализа и оценки читаемых произведений. Эта сторона литературы как учебного

    предмета предполагает развитие преимущественно аналитического, понятийного

    мышления учащихся, когда они работают над учебником, критической статьей,

    слушают лекцию учителя или сообщение одноклассника, делают доклады, пишут

    сочинения на литературную или публицистическую тему.

    Этот источник развития речи по механизму своего воздействия

    принципиально не отличается от других гуманитарных предметов (история,

    обществоведение, экономическая география). Однако надо иметь в виду, что

    особенности связного высказывания учащихся о литературе отличаются от

    высказывания, построенного, например, на материале истории, своей лексикой,

    фразеологией, стилистикой, так как это высказывание предполагает прежде

    всего выражение эстетического отношения к произведению словесного искусства

    и других искусств, привлекаемых на уроках литературы. Аналитическое

    (научное) мышление в процессе анализа литературного произведения сохраняет

    в качестве элементов целостные живые художественные представления, которыми

    ученик оперирует уже не в русле художественной логики, но в русле логики

    понятийной. Поэтому учитель должен систематически работать над специальным

    словарем и фразеологией, необходимыми учащимся для выражения своего

    отношения к читаемому, над стилем письменного сочинения и устного

    высказывания о художественной литературе.

    Конечно, тематика сочинений не ограничивается только

    литературоведческими и вообще искусствоведческими темами (учащиеся пишут

    сочинения и по жизненным впечатлениям, стихи и рассказы, заметки, очерки,

    репортажи в газету), но речевые умения, приобретенные в процессе работы над

    устным и письменным высказыванием о художественной книги, являются основой

    развития аналитического мышления школьников на уроках литературы.

    К источникам развития речи учащихся в процессе изучения литературы

    необходимо отнести в первую очередь художественный текст, затем

    соотносящийся с ним в чтении и восприятии жизненный и читательский опыт

    школьника и, наконец, науку о литературе с ее терминологией, системой

    понятий и научной фразеологией.

    ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО МЫШЛЕНИЯ

    Процесс возрастного постижения самой сущности образного отражения

    жизни в художественной литературе прямо и непосредственно связан и зависит

    от темпов индивидуальных особенностей протекания процесса общего речевого

    развития человека.

    Обращаясь непосредственно к особенностям формирования

    читательского словесно-художественного обобщения, необходимо хотя бы в

    самых общих чертах описать сложный путь растущего и развивающегося человека

    к полному и глубокому овладению родной речью.

    Здесь следует рассмотреть теорию речевого мышления, разработанную

    Л.С.Выготским и сохранившую свое значение до наших дней.

    Л.С.Выготский настойчиво подчеркивает отсутствие параллелизма

    между мышлением и речью, утверждая их единство: "Мысль не выражается, но

    совершается в слове". Он подвергает серьезной критике все попытки оторвать

    значение слова от его внешней оболочки и в то же время свести речь к

    совокупности знаков и показывает, что слово, при сохранении предметной

    отнесенности, все время развивается (в своем обобщенном значении), проходя

    при этом определенные стадии. Этот процесс можно рассматривать как в

    истории языка, так и в индивидуальном развитии человека. Здесь не следует

    касаться историко-лингвистического аспекта, так как стоит задача

    исследовать особенности развития речи школьника на уроках литературы, то

    есть в процессе индивидуального развития и обучения.

    Л.С.Выготский рассматривает слово как обобщение, для него

    значение (слова) - "идеальная духовная форма кристаллизации общественного

    опыта, общественной практики человечества. Круг представлений общества, его

    науки, сам язык его - все это является системой значений. Развиваясь в

    условиях общества, человек овладевает уже выработанными значениями".

    Ребенок постепенно постигает значение слова, проходя несколько

    уровней обобщения, овладевая речью, восходя от детского синкретизма к

    научному, понятийному мышлению.

    У детей дошкольного возраста обобщение в процессе познания

    действительности осуществляется в плане непосредственного восприятия. Для

    младших дошкольников еще характерна такая особенность детского мышления,

    как синкретизм, который к 7-8 годам, то есть к 1 классу школы, переходит из

    непосредственного восприятия в вербальный план. Синкретизм, эта

    "бессвязная связность" детской мысли, по выражению П.П.Блонского, состоит в

    том, что явления, воспринимаемые одновременно во времени или в

    пространстве, или вместе данные в восприятии, ставятся ребенком в причинную

    связь.

    Подлинные (глубинные) причинные связи еще не доступны

    самостоятельному восприятию ребенка, и он видит зависимость причины и

    следствия в поверхностных, заметных "на глаз" связях там, где явления,

    факты, предметы реального мира действительно связаны временем или местом

    (но не причинными связями!). Эта "бессвязная связность" дает себя знать

    иногда и у первоклассника, проявляясь в восприятии художественных

    произведений (сказок, маленьких рассказов). В недрах детского синкретизма и

    субъективизма (детская способность "обосновать" все во что бы то ни стало)

    уже зарождается новая ступень обобщения, свойственного старшим дошкольникам

    и младшим школьникам. Младший школьный возраст тоже не однороден, внутри

    его происходит интенсивное движение в сторону более высоких ступеней

    обобщения. Исследования Ж.И.Шиф, проведенное под руководством

    Л.С.Выготского, показывает это явственно обозначившееся движение в области

    формирования обществоведческих понятий.

    В условиях обучения во 2 классе учащимся свойственно обобщение комплексного

    типа, а в 4 классе "явно намечиваются переходы к новым, более высоким типам

    обобщения - к развернутому предпонятийному обобщению".

    В подростковом возрасте (тоже с учетом постепенного восхождения к

    более высоким видам обобщения) сначала утверждается такой вид обобщения,

    который Л.С.Выготский назвал предпонятием, а затем начинается период

    собственного понятия, когда обобщение производится на основе анализа

    внутренних качеств познаваемого объекта, его сущностных связей.

    Возраст ранней юности с этой точки зрения - возраст развитого в

    достаточной мере понятийного мышления, когда старшим школьникам доступны

    теоретические обобщения и научное мышление как таковое (в отличие от

    эмпирического).

    Роль слова в процессе умственного развития ребенка-подростка-

    юноши огромно. По существу, само развитие мышления протекает в форме

    речевого мышления. По мере накопления опыта, приобретение знаний о

    действительности, сформированности умственных операций постепенно

    "созревает" и значение усвоенного еще в детстве слова.

    Л.С.Выготский на основании специальных исследований доказывает,

    что путь слова с момента его усвоения ребенком долог и сложен. Внутреннее

    развитие его значения приводит к "созреванию" самого слова, вбирающего в

    себя все более и более широкие сферы опыта ребенка, открывающего новые и

    глубинные связи вещей и явлений действительности.

    Всякое слово наряду с обобщенным значением хранит в себе свое

    предметное содержание, оно выступает одновременно (вне контекста) как

    обозначение вполне определенного предмета или как понятие, обозначающее

    категорию однородных предметов. Слово диалектично по своей природе.

    Ребенок в процессе своего развития постигает эту диалектику постепенно,

    восходя от конкретного (предметная отнесенность слова) к абстрактному

    (понятие).

    Так протекает общее речевое развитие ребенка, когда он начинает

    овладевать языком в его коммуникативной функции, то есть как средством

    общения во всех сферах жизни.

    Когда школьник имеет дело со словесно-художественным

    произведением, он как бы выходит из сферы обыденного языка и вступает в

    иную речевую стихию, в стихию художественной речи, призванной выразить

    эстетическое отношение писателя к жизни. Поэтому, говоря о речевом развитии

    юного читателя, нельзя свести это развитие к охарактеризованному выше

    процессу развития речевого мышления, нужно соотнести эти два процесса,

    чтобы увидеть тот особенный вклад, который вносит в развитие речи ребенка

    его общение со словесным искусством.

    СПЕЦИФИКА ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ

    НА ЗАНЯТИЯХ ЛИТЕРАТУРОЙ

    Существует довольно распространенное мнение, что чтение художественной

    литературы не требует никакой специальной подготовки, кроме умения

    складывать буквы в слова, а слова в предложения.

    Это утверждение возникло, по-видимому, на основе ошибочного убеждения

    в том, что в художественном произведении непосредственно отражаются

    результаты эмпирического знания человека об окружающей жизни.

    В действительности же человек медленно созревает для глубокого и

    квалифицированного чтения, потому что художественное отражение жизни

    основано на широких обобщениях, в которые юному читателю приходится

    проникать, отрешаясь от обыденных эмпирических представлений о жизненных

    явлениях и фактах. Литературное развитие школьника протекает на основе

    общего речевого развития, общего умственного развития на протяжении

    дошкольного и школьного возраста, включающего в себя три основные

    возрастные ступени (младший школьный возраст, подростковый (не единый)

    возраст и возраст ранней юности). Каждый из этих возрастов имеет свои

    особенности познавательной деятельности вообще и художественного

    (читательского) обобщения в частности.

    Чтобы убедиться в сложности задачи обучения ребенка чтению и

    пониманию художественного текста и проследить путь возрастного формирования

    словесно-художественного обобщения у читателя-школьника, необходимо хотя бы

    в самых общих чертах охарактеризовать особенности поэтической речи в

    отличие от речи обыденной (как средства повседневного общения) и научной.

    В.В.Виноградов четко определяет функцию художественной речи: "В

    понятие поэтического языка как объекта теории поэтической речи входит сверх

    общих признаков языка, языка вообще, преимущественно его специфические

    признаки как языка поэтического, как объекта и орудия словесного искусства

    и та точка зрения, согласно которой эти признаки отвлекаются от

    бесконечного многообразия разных воззрений на язык и его многообразных

    функциональных применений".

    Спорным является вопрос об отношении слова и образа. Существует

    концепция бессловесного образа и концепция, согласно которой слово

    полностью приравнивается к образу. Крайности обеих концепций снимаются в

    позиции Н.К.Гея: "Образ так относится к выражающему его слову (или их

    совокупности), как оно относится к предмету, явлению, качеству или

    действию, обозначаемому им в реальной действительности. Слово - это общая

    точка, вершина двух проекций, разомкнутых, с одной стороны, в мир, а с

    другой - в образ".

    При этом очень важно подчеркнуть, что слово в художественной

    литературе редко выступает как понятие. Слово в художественном образе как

    бы раскрывает свою предметную сущность.

    Художник переживает "муки слова" именно потому, что ищет те

    единственные слова и их сочетания, которые наиболее вещественно, свежо,

    непосредственно заставляют читателя воспринимать и переживать условный мир

    литературного произведения как мир действительный.

    Но связи и сочетания конкретных слов порождают высокое

    художественное обобщение. Словесные "цепи" художественного текста скреплены

    не привычными отношениями общности, которые возникают между понятиями,

    образуя систему понятий. В научном тексте за словом стоит понятие,

    освобожденное от предметности и связанное с конкретными вещами объективного

    мира через абстракцию и обобщение. Основная энергия, двигающая развитие

    мысли в научном тексте, - энергия понятийного обобщения. Это не исключает

    того, что в научном тексте можно встретить и слова с предельно конкретным

    значением, и образы, помогающие ученому развивать и иллюстрировать научную

    идею. Речь в данном случае идет об основном признаке, определяющем

    своеобразие научной речи.

    В художественном тексте за словом стоят реалии непосредственного

    бытия, конкретные "вещи". И здесь следует заметить, что это только основная

    тенденция, определяющая специфику художественной речи. В художественном

    тексте можно встретить массу абстрактных, обобщенных слов (например, в

    философских отступлениях, лирических раздумьях, в афоризмах).

    Как вырастает образное обобщение, если слова в художественном

    тексте остаются конкретными? Эту зависимость конкретного образного слова и

    художественного обобщения раскрыл Г.О.Винокур. Он считает, что слова в

    художественном тексте, выступающие в своем конкретном содержании, являются

    формой выражения более далекого и более широкого словесного содержания, то

    есть художественного обобщения, которое не имеет своей собственной звуковой

    формы и пользуется вместо нее формой другого, буквально понимаемого

    содержания. "Таким образом, формой здесь служит содержание. Одно

    содержание, выражающееся в звуковой форме, служит формой другого

    содержания, не имеющего особого звукового выражения".

    Слово в художественном образе мобилизует свои "тайные силы", все

    богатство своего конкретного содержания для образования нового,

    надсловесного содержания, которого в нем не было, когда оно было обычной

    лексической единицей. Возникновение этого нового, "более далекого" и "более

    широкого" содержания, то есть образного обобщения, происходит в результате

    изображения (а не простого называния) объекта. В читательском восприятии

    возникает живое представление о мире. Писатель доверяет читательскому

    восприятию, его способности на основе опорных образов, отдельных

    художественных деталей воссоздавать полную картину жизни, изображенной в

    произведении. Если при этом учесть, что так называемые детали - это

    результат огромной работы художника ( по выражению своего отношения к

    жизни, по отбору, типизации и оценке явлений действительности), то можно

    сказать, что возникшая в восприятии читателя картина - это уже

    художественное обобщение.

    Слова с их ярко выявленным конкретным содержанием в образе как бы

    "высвечивают" друг друга, взаимно обнаруживают свою связь с реальным миром

    и от этого становятся могучим средством создания читательских

    представлений, так как, сопрягаясь, рождают новое, обобщенное образное

    содержание.

    Из всего сказанного вытекает вывод о необходимости учить детей

    читать художественную книгу, специально развивать у них способность мыслить

    словесно-художественными образами, то есть овладевать родным языком в его

    эстетической функции.

    ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В СВЯЗИ С ФОРМИРОВАНИЕМ

    СЛОВЕСНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБОБЩЕНИЯ НА ОСНОВНЫХ ВОЗРАСТНЫХ СТУПЕНЯХ

    Развитие речи школьника на занятиях по литературе - это специфический

    процесс. Главная его особенность заключается в том, что он органически

    входит в литературное развитие, является его необходимым компонентом. Если

    литературное развитие школьников понимается как формирование способности

    мыслить словесно-художественными образами, то овладение поэтической речью -

    основное условие успешности развития этой способности, необходимой каждому

    читающему человеку.

    Главным критерием литературного развития является степень

    проникновения читателя в словесно-художественное обобщение, то есть полнота

    и адекватность обобщения, которое складывается у читателя в процессе

    восприятия литературного произведения.

    Для того чтобы глубоко понять словесно-художественное

    произведение, школьник должен опираться на свой жизненный опыт, на свое

    понимание мира, то есть на те завоевания общего умственного и речевого

    развития, которыми он владеет, достигнув определенной возрастной ступени.

    Не учитывать связи развития речи на уроках литературы с общим развитием

    мышления нельзя.

    Младшие подростки в своих ответах показывают значительно более

    высокий уровень обобщения, чем младшие школьники, у них исчезли

    внеконтекстные связи, они понимают смысловое содержание текста, его

    конфликт; в массе своей учащиеся 6 класса правильно раскрывают смысл слов.

    Речь может идти лишь об известном ограничении уровня читательского

    словесно-образного обобщения, которое во многом связано и взаимодействует с

    общим речевым развитием младших подростков.

    Анализируя взаимодействие процесса общего речевого мышления и

    процесса литературного развития, надо отметить, что на этом уровне (младшие

    подростки, 4 класс) интересно проявляется прямая подстановка

    социологического конфликта под конфликт художественный. Дети в 4 классе

    знакомятся с основными обществоведческими понятиями, в частности с

    классовыми отношениями и конфликтами. Формирующиеся научные понятия

    подавляют еще незрелое, неустойчивое, диффузное словесно-художественное

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.