Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха
воспринимать его сразу на слух, без наглядной основы. Опознавание детьми
знакомого речевого материала способствует формированию в долговременной
слуховой памяти акустических образов, оперированию ими в процессе
восприятия речи.
Параллельно проводится работа по различению новых слов, словосочетаний,
фраз, которые знакомы ребенку в письменной и устной формах. В соответствии
с последовательностью работы по развитию слухового восприятия детям
постепенно начинают предъявляться на слух и новые слова, незнакомые по
звучанию, а затем и совсем незнакомые по значению и по звучанию слова.
Накопление слухового словаря, которое происходит на специальных занятиях, в
быту, в разных видах деятельности, становится условием полноценного
усвоения данного материала, обеспечивает формирование смысловой и
произносительной стороны слов и фраз различного типа. Работа по развитию
слухового восприятия тесно связана с работой над произношением, так как
весь предъявляемый на слух материал ребенок воспроизводит устно и в
процессе уточнения акустических образов происходит дифференциация и
уточнение звуко-слоговой и ритмико-интонационной характеристики слов и
фраз. В процессе развития слухового восприятия увеличивается расстояние, с
которого дети воспринимают речевой материал с аппаратом и без него. Глухих
и дошкольников учат воспринимать голос нормальной громкости, а
слабослышащих — и шепот. Результаты работы по развитию слухового
восприятия, естественно, будут разными у слабослышащих и глухих детей в
зависимости от состояния слуха, сроков слуховой тренировки.
Развитие слухового восприятия обеспечивается также в ходе восприятия
неречевых звучаний: дифференциации различных музыкальных инструментов,
голосов животных и птиц, количества звучаний, мужского и женского голосов,
сольного и хорового исполнения. Одним из средств развития слухового
восприятия является восприятие бытовых звуков, сигналов транспорта,
природных шумов. Воспитание и обучение неслышащего ребенка в семье создает
для этой работы значительно больше возможностей по сравнению с условиями
детского сада.
Работа по формированию речи, развитию слухового восприятия в семье
включается во все звенья педагогической деятельности родителей и может быть
связана со всеми моментами жизнедеятельности ребенка.
Условиями эффективности воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом
в семье является постоянная помощь и контроль за развитием ребенка со
стороны сурдопедагогов сурдокабинетов, групп кратковременного пребывания,
Центров реабилитации слуха и речи, где консультируют родителей по вопросам
воспитания детей в семье.
Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха
Образовательные дошкольные учреждения
В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для
детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. С учетом
состояния слуха и речи организуются дошкольные учреждения двух типов: для
глухих и для слабослышащих детей. Их деятельность регулируется «Типовым
положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и
слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и
обучаться в различных образовательных учреждениях:
1. Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих
детей. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей
с нарушениями слуха открываются органами образования при условии наличия
достаточного числа глухих или слабослышащих детей. Группы в дошкольных
образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями
слуха комплектуются по решению психолого-медико-педагогической
комиссии.
В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида принимают
глухих и слабослышащих детей с полутора-двух лет. Процесс воспитания и
обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с двух или трех
лет) рассчитан на пять лет или на четыре года.
Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения
(группы) в дневное и ночное время, а также круглосуточно, в выходные и
праздничные дни. Предусматривается и свободное посещение детьми дошкольного
образовательного учреждения.
В детских садах компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих
детей могут открываться группы для детей со сложными дефектами (сочетание
двух и более нарушений).
При определении содержания воспитательно-образовательного процесса
педагогический коллектив может руководствоваться имеющимися программами
воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, а
также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных
программ в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников
(возраста, состояния слуха, речи, интеллекта и т. п.).
Детские сады комбинированного вида. В состав таких детсадов наряду с
общеразвивающими группами входят и компенсирующие — для детей с нарушениями
слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при
дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих или для
слабослышащих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и
слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы состоят из
детей одного возраста или смежного.
Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Здесь возможно интегрированное
обучение глухих, слабослышащих или позднооглохших дошкольников. Для детей с
нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-
развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом),
педагогом-психологом.
4. Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекционных) школах,
школах-интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей.
Дошкольные группы при школах для неслышащих или для слабослышащих и
позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к
школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы)
принимаются дети с двух-трех лет в зависимости от имеющихся условий. В
некоторых случаях организуются группы для детей старшего дошкольного
возраста, специальное обучение которых по разным причинам (позднее
выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в
более поздние сроки. В течение двухлетнего периода проводится
общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку
дошкольников к обучению в первом классе школы для глухих или слабослышащих
детей.
При организации и определении содержания воспитания и обучения глухих
детей педагоги могут руководствоваться Программой воспитания и обучения в
дошкольных группах при школах для глухих детей. Программа рассчитана на
двухлетний срок коррекционно-воспитательной работы в дошкольных группах.
Педагоги используют программы, рекомендованные детским садам для глухих и
слабослышащих детей, а также могут разрабатывать и выбирать вариативные
коррекционные и общеразвивающие программы.
5. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного
возраста «начальная школа — детский сад» компенсирующего вида для глухих
или слабослышащих детей. В структуре данного образовательного учреждения
могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также
классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей. В
образовательных учреждениях «начальная школа — детский сад» реализуются две
образовательные программы: дошкольного образования и начального школьного
образования глухих или слабослышащих и позднооглохших детей.
Основными средствами обеспечения преемственности в коррекционной работе
являются педагогические технологии непрерывного коррекционного воспитания и
обучения детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей
психофизического развития детей дошкольного или школьного возраста, ведущих
для каждого этапа видов деятельности, форм организации общеразвивающей и
коррекционной работы: игры, занятия, свободная деятельность детей — в
дошкольном учреждении; уроки, внеурочные формы организации детей — в школе.
В настоящее время с целью оказания систематической коррекционно-
педагогической помощи, консультирования родителей по вопросам воспитания и
обучения детей с нарушениями слуха в дошкольных образовательных учреждениях
разных видов могут быть организованы группы кратковременного пребывания.
Они могут создаваться при детских садах компенсирующего вида для детей с
нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, в состав
которых входят компенсирующие группы, а также при дошкольных отделениях при
школах для глухих и слабослышащих. Группа является структурным
подразделением дошкольного образовательного учреждения. Комплектование
групп осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией.
Обучение в условиях кратковременного пребывания рекомендуется для детей с
нарушениями слуха младенческого и раннего возраста; для детей с легкой
степенью тугоухости, воспитывающихся в общеразвивающих дошкольных
учреждениях; для внезапно оглохших детей; для детей с комбинированными
нарушениями, которые не могут посещать специальный детский сад, но
нуждаются в коррекционной помощи; для детей, которым противопоказано
посещение детского сада, а также для тех детей с нарушениями слуха, которые
воспитываются дома и не посещают специальный детский сад. Основная
организационная форма работы — индивидуальные занятия и занятия малыми
группами (по 2—3 ребенка) при обязательном присутствии родителей. Занятия с
учителем-дефектологом организуются, как правило, два раза в неделю, а при
необходимости и по желанию родителей могут проводиться чаще или реже.
6. Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и
консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции.
Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха
оказывается в сурдологических кабинетах и центрах. Сурдопедагоги проводят
коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультируют родителей по
вопросам воспитания и обучения детей в семье, ведут контроль за развитием
детей, интегрированных в дошкольные образовательные учреждения.
В последние годы с целью организации медицинской и психолого-
педагогической помощи детям с нарушениями слуха в различных регионах России
стали организовываться центры реабилитации слуха и речи. В таких центрах
проводят диагностику нарушений слуха, медико-психолого-педагогическое
изучение детей, оказывают медицинскую помощь, организуют индивидуальное
слухопротезирование. В структуре данных учреждений, как правило, существует
детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошкольников. В центрах
реабилитации слуха и речи используется вербо-тональная методика,
разработанная специалистами центра «Suvag» (Загреб, Хорватия).
Комплектование групп в дошкольных учреждениях
В основу комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и
слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста положено «Типовое
положение о дошкольном образовательном учреждении» (1995). При организации
групп необходимо учитывать также критерии, в соответствии с которыми
обеспечивается правильный подбор детей и учитываются индивидуальные
особенности их развития.
1. Учет состояния слуха и речи ребенка при направлении его в группу
специального детского сада. Организуются ясли и детские сады для глухих и
для слабослышащих детей. В дошкольных учреждениях смешанного типа
организуются самостоятельные группы как для глухих, так и для слабослышащих
детей. Раздельное обучение глухих и слабослышащих детей обусловлено
различным исходным уровнем слухоречевого развития, темпами формирования
речи, что реализуется в разных программах обучения для глухих и для
слабослышащих детей, в основе которых лежат различные возможности
использования слуха для формирования речи, применение различных методов
обучения.
Позднооглохшие дети, не полностью утратившие речь, направляются в группы
для слабослышащих детей.
В некоторых случаях в детские сады для слабослышащих детей по решению
психолого-медико-педагогической комиссии направляют глухих детей с речью,
сформированной в результате систематических занятий родителей с ребенком в
семье.
При комплектовании групп для слабослышащих детей большое значение имеет
учет уровня речевого развития. Желательно, чтобы в одни группы объединялись
дети с одинаковым уровнем речевого развития, потому что, например,
пребывание детей с фразовой речью в среде неговорящих может негативно
отразиться на качестве их устной речи.
2. Учет возраста ребенка со сниженным слухом.
В дошкольных учреждениях организуются группы:
группа детей преддошкольного возраста — от полутора-двух
до трех лет;
* младшая группа — от трех до четырех лет;
* средняя группа — от четырех до пяти лет;
* старшая группа — от пяти до шести лет;
* подготовительная группа — от шести до семи лет.
В некоторых случаях, когда число групп в дошкольном учреждении меньше
указанного выше, в группы могут направляться дети смежного возраста,
например в младшей группе могут оказаться дети, которым уже исполнилось
четыре года. В этом случае сурдопедагог проводит работу по подгруппам, в
которые объединяются дети одного возраста.
3. Учет имеющихся сложных недостатков в развитии, т. е. сочетания снижения
слуха с олигофренией в степени дебильности, ДЦП, нарушениями эмоционально-
волевой сферы и др. В дошкольных учреждениях компенсирующего вида создаются
группы для детей со сложными недостатками в развитии. В такие группы
принимаются дошкольники четырех-пяти лет. Наполняемость группы — до пяти
детей. В тех случаях, когда число детей со сложными дефектами меньше пяти и
нет возможности создать специальную группу, их обучение может
осуществляться по разработанной индивидуальной программе.
В группы для детей со сложными дефектами не принимаются слепоглухие; дети
с нормальным слухом без речи; умственно отсталые в степени имбецильности и
идиотии; дети с психопатоподобным поведением; с текущими психическими
заболеваниями (эпилепсия); дети с тяжелыми нарушениями моторики,
нуждающиеся в индивидуальном уходе.
Возможности интеграции дошкольников,
имеющих нарушения слуха, в детские сады
общеразвивающего вида
Цели и задачи интегрированного обучения
В последнее десятилетие в сурдопедагогике стали активно обсуждаться
проблемы интеграции дошкольников, имеющих нарушения слуха, со слышащими
детьми в условиях дошкольных учреждений общего типа. Это связано с
изменениями социально-экономических условий жизни, обновлением
государственной образовательной политики, направленной на большее
разнообразие форм воспитания и обучения детей, активное участие родителей в
воспитании детей.
Интерес к данной проблеме существовал всегда, еще в тот период, когда
число специальных дошкольных учреждений было невелико и не соответствовало
потребностям в обучении детей с нарушениями слуха. Многие отечественные и
зарубежные специалисты отмечали важность общения детей, имеющих нарушение
слуха, с их нормально слышащими сверстниками.
Чаще всего инициаторами обучения плохослышащих детей совместно с нормально
слышащими являются родители, которые занимаются с детьми дома. А с целью
развития малышей в условиях коллективных видов деятельности родители
стремятся к устройству плохослышащих детей в массовые дошкольные
учреждения. Нередко мотивом определения ребенка с нарушенным слухом в
массовое дошкольное учреждение служит отдаленность специального дошкольного
учреждения, нежелание пребывания ребенка в условиях интерната в течение
пяти дней. Важным стимулом для родителей является также пребывание ребенка
с нарушенным слухом в нормальной речевой среде, формирующей появление у
него потребности в словесном общении. Чаще всего объединение плохослышащих
детей со слышащими происходит под контролем специалистов и при активном
участии родителей. Многочисленные публикации родителей из своего опыта
подтверждают эффективность такой модели развития неслышащего ребенка.
Нередко интеграция носит характер вынужденной в связи с отсутствием
специального дошкольного учреждения по месту жительства плохослышащего
ребенка и не содержит компонентов коррекционного обучения. Такая стихийная
интеграция без систематической работы родителей, специальной подготовки
воспитателей массовых дошкольных учреждений, контроля за развитием
дошкольника со стороны специалистов имеет в некоторых случаях и негативные
результаты: дети отстают в развитии по сравнению с воспитанниками
специальных дошкольных учреждений, нередко находятся в стороне от
коллектива слышащих детей и остро переживают свою отстраненность,
оказываются неподготовленными ни к массовой, ни к специальной школе.
В нашей стране проблема изучения возможностей воспитания глухих и
слабослышащих дошкольников в массовых детских садах и школах получила
развитие благодаря исследованиям Э. И. Леонгард, развернутым в 60-е гг. По
ее мнению, посещение глухим ребенком массового детского сада возможно при
условии систематических занятий родителей, хорошего протезирования детей
слуховыми аппаратами, наличия у них устной речи. Цель посещения массового
детского сада автор видит в пребывании глухого ребенка в нормальной речевой
среде, общении с говорящими детьми. Настаивая на необходимости раннего
Страницы: 1, 2, 3, 4
|