МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха

    воспринимать его сразу на слух, без наглядной основы. Опознавание детьми

    знакомого речевого материала способствует формированию в долговременной

    слуховой памяти акустических образов, оперированию ими в процессе

    восприятия речи.

    Параллельно проводится работа по различению новых слов, словосочетаний,

    фраз, которые знакомы ребенку в письменной и устной формах. В соответствии

    с последовательностью работы по развитию слухового восприятия детям

    постепенно начинают предъявляться на слух и новые слова, незнакомые по

    звучанию, а затем и совсем незнакомые по значению и по звучанию слова.

    Накопление слухового словаря, которое происходит на специальных занятиях, в

    быту, в разных видах деятельности, становится условием полноценного

    усвоения данного материала, обеспечивает формирование смысловой и

    произносительной стороны слов и фраз различного типа. Работа по развитию

    слухового восприятия тесно связана с работой над произношением, так как

    весь предъявляемый на слух материал ребенок воспроизводит устно и в

    процессе уточнения акустических образов происходит дифференциация и

    уточнение звуко-слоговой и ритмико-интонационной характеристики слов и

    фраз. В процессе развития слухового восприятия увеличивается расстояние, с

    которого дети воспринимают речевой материал с аппаратом и без него. Глухих

    и дошкольников учат воспринимать голос нормальной громкости, а

    слабослышащих — и шепот. Результаты работы по развитию слухового

    восприятия, естественно, будут разными у слабослышащих и глухих детей в

    зависимости от состояния слуха, сроков слуховой тренировки.

    Развитие слухового восприятия обеспечивается также в ходе восприятия

    неречевых звучаний: дифференциации различных музыкальных инструментов,

    голосов животных и птиц, количества звучаний, мужского и женского голосов,

    сольного и хорового исполнения. Одним из средств развития слухового

    восприятия является восприятие бытовых звуков, сигналов транспорта,

    природных шумов. Воспитание и обучение неслышащего ребенка в семье создает

    для этой работы значительно больше возможностей по сравнению с условиями

    детского сада.

    Работа по формированию речи, развитию слухового восприятия в семье

    включается во все звенья педагогической деятельности родителей и может быть

    связана со всеми моментами жизнедеятельности ребенка.

    Условиями эффективности воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом

    в семье является постоянная помощь и контроль за развитием ребенка со

    стороны сурдопедагогов сурдокабинетов, групп кратковременного пребывания,

    Центров реабилитации слуха и речи, где консультируют родителей по вопросам

    воспитания детей в семье.

    Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха

    Образовательные дошкольные учреждения

    В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для

    детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. С учетом

    состояния слуха и речи организуются дошкольные учреждения двух типов: для

    глухих и для слабослышащих детей. Их деятельность регулируется «Типовым

    положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и

    слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и

    обучаться в различных образовательных учреждениях:

    1. Детский сад компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих

    детей. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида для детей

    с нарушениями слуха открываются органами образования при условии наличия

    достаточного числа глухих или слабослышащих детей. Группы в дошкольных

    образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями

    слуха комплектуются по решению психолого-медико-педагогической

    комиссии.

    В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида принимают

    глухих и слабослышащих детей с полутора-двух лет. Процесс воспитания и

    обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с двух или трех

    лет) рассчитан на пять лет или на четыре года.

    Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения

    (группы) в дневное и ночное время, а также круглосуточно, в выходные и

    праздничные дни. Предусматривается и свободное посещение детьми дошкольного

    образовательного учреждения.

    В детских садах компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих

    детей могут открываться группы для детей со сложными дефектами (сочетание

    двух и более нарушений).

    При определении содержания воспитательно-образовательного процесса

    педагогический коллектив может руководствоваться имеющимися программами

    воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, а

    также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных

    программ в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников

    (возраста, состояния слуха, речи, интеллекта и т. п.).

    Детские сады комбинированного вида. В состав таких детсадов наряду с

    общеразвивающими группами входят и компенсирующие — для детей с нарушениями

    слуха. Как правило, в зависимости от состояния слуха и речи детей при

    дошкольных образовательных учреждениях создаются группы для глухих или для

    слабослышащих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и

    слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы состоят из

    детей одного возраста или смежного.

    Детские сады (группы) общеразвивающего вида. Здесь возможно интегрированное

    обучение глухих, слабослышащих или позднооглохших дошкольников. Для детей с

    нарушениями слуха могут быть организованы индивидуальные коррекционно-

    развивающие занятия с учителем-дефектологом (сурдопедагогом, логопедом),

    педагогом-психологом.

    4. Дошкольные группы, отделения в специальных (коррекционных) школах,

    школах-интернатах для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей.

    Дошкольные группы при школах для неслышащих или для слабослышащих и

    позднооглохших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к

    школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (группы)

    принимаются дети с двух-трех лет в зависимости от имеющихся условий. В

    некоторых случаях организуются группы для детей старшего дошкольного

    возраста, специальное обучение которых по разным причинам (позднее

    выявление нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начинается в

    более поздние сроки. В течение двухлетнего периода проводится

    общеразвивающая и коррекционная работа, направленная на подготовку

    дошкольников к обучению в первом классе школы для глухих или слабослышащих

    детей.

    При организации и определении содержания воспитания и обучения глухих

    детей педагоги могут руководствоваться Программой воспитания и обучения в

    дошкольных группах при школах для глухих детей. Программа рассчитана на

    двухлетний срок коррекционно-воспитательной работы в дошкольных группах.

    Педагоги используют программы, рекомендованные детским садам для глухих и

    слабослышащих детей, а также могут разрабатывать и выбирать вариативные

    коррекционные и общеразвивающие программы.

    5. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного

    возраста «начальная школа — детский сад» компенсирующего вида для глухих

    или слабослышащих детей. В структуре данного образовательного учреждения

    могут быть группы детей преддошкольного возраста, детского сада, а также

    классы начальной школы для слабослышащих или для глухих детей. В

    образовательных учреждениях «начальная школа — детский сад» реализуются две

    образовательные программы: дошкольного образования и начального школьного

    образования глухих или слабослышащих и позднооглохших детей.

    Основными средствами обеспечения преемственности в коррекционной работе

    являются педагогические технологии непрерывного коррекционного воспитания и

    обучения детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей

    психофизического развития детей дошкольного или школьного возраста, ведущих

    для каждого этапа видов деятельности, форм организации общеразвивающей и

    коррекционной работы: игры, занятия, свободная деятельность детей — в

    дошкольном учреждении; уроки, внеурочные формы организации детей — в школе.

    В настоящее время с целью оказания систематической коррекционно-

    педагогической помощи, консультирования родителей по вопросам воспитания и

    обучения детей с нарушениями слуха в дошкольных образовательных учреждениях

    разных видов могут быть организованы группы кратковременного пребывания.

    Они могут создаваться при детских садах компенсирующего вида для детей с

    нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, в состав

    которых входят компенсирующие группы, а также при дошкольных отделениях при

    школах для глухих и слабослышащих. Группа является структурным

    подразделением дошкольного образовательного учреждения. Комплектование

    групп осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией.

    Обучение в условиях кратковременного пребывания рекомендуется для детей с

    нарушениями слуха младенческого и раннего возраста; для детей с легкой

    степенью тугоухости, воспитывающихся в общеразвивающих дошкольных

    учреждениях; для внезапно оглохших детей; для детей с комбинированными

    нарушениями, которые не могут посещать специальный детский сад, но

    нуждаются в коррекционной помощи; для детей, которым противопоказано

    посещение детского сада, а также для тех детей с нарушениями слуха, которые

    воспитываются дома и не посещают специальный детский сад. Основная

    организационная форма работы — индивидуальные занятия и занятия малыми

    группами (по 2—3 ребенка) при обязательном присутствии родителей. Занятия с

    учителем-дефектологом организуются, как правило, два раза в неделю, а при

    необходимости и по желанию родителей могут проводиться чаще или реже.

    6. Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и

    консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции.

    Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха

    оказывается в сурдологических кабинетах и центрах. Сурдопедагоги проводят

    коррекционно-развивающие занятия с детьми, консультируют родителей по

    вопросам воспитания и обучения детей в семье, ведут контроль за развитием

    детей, интегрированных в дошкольные образовательные учреждения.

    В последние годы с целью организации медицинской и психолого-

    педагогической помощи детям с нарушениями слуха в различных регионах России

    стали организовываться центры реабилитации слуха и речи. В таких центрах

    проводят диагностику нарушений слуха, медико-психолого-педагогическое

    изучение детей, оказывают медицинскую помощь, организуют индивидуальное

    слухопротезирование. В структуре данных учреждений, как правило, существует

    детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошкольников. В центрах

    реабилитации слуха и речи используется вербо-тональная методика,

    разработанная специалистами центра «Suvag» (Загреб, Хорватия).

    Комплектование групп в дошкольных учреждениях

    В основу комплектования групп в дошкольных учреждениях для глухих и

    слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста положено «Типовое

    положение о дошкольном образовательном учреждении» (1995). При организации

    групп необходимо учитывать также критерии, в соответствии с которыми

    обеспечивается правильный подбор детей и учитываются индивидуальные

    особенности их развития.

    1. Учет состояния слуха и речи ребенка при направлении его в группу

    специального детского сада. Организуются ясли и детские сады для глухих и

    для слабослышащих детей. В дошкольных учреждениях смешанного типа

    организуются самостоятельные группы как для глухих, так и для слабослышащих

    детей. Раздельное обучение глухих и слабослышащих детей обусловлено

    различным исходным уровнем слухоречевого развития, темпами формирования

    речи, что реализуется в разных программах обучения для глухих и для

    слабослышащих детей, в основе которых лежат различные возможности

    использования слуха для формирования речи, применение различных методов

    обучения.

    Позднооглохшие дети, не полностью утратившие речь, направляются в группы

    для слабослышащих детей.

    В некоторых случаях в детские сады для слабослышащих детей по решению

    психолого-медико-педагогической комиссии направляют глухих детей с речью,

    сформированной в результате систематических занятий родителей с ребенком в

    семье.

    При комплектовании групп для слабослышащих детей большое значение имеет

    учет уровня речевого развития. Желательно, чтобы в одни группы объединялись

    дети с одинаковым уровнем речевого развития, потому что, например,

    пребывание детей с фразовой речью в среде неговорящих может негативно

    отразиться на качестве их устной речи.

    2. Учет возраста ребенка со сниженным слухом.

    В дошкольных учреждениях организуются группы:

    группа детей преддошкольного возраста — от полутора-двух

    до трех лет;

    * младшая группа — от трех до четырех лет;

    * средняя группа — от четырех до пяти лет;

    * старшая группа — от пяти до шести лет;

    * подготовительная группа — от шести до семи лет.

    В некоторых случаях, когда число групп в дошкольном учреждении меньше

    указанного выше, в группы могут направляться дети смежного возраста,

    например в младшей группе могут оказаться дети, которым уже исполнилось

    четыре года. В этом случае сурдопедагог проводит работу по подгруппам, в

    которые объединяются дети одного возраста.

    3. Учет имеющихся сложных недостатков в развитии, т. е. сочетания снижения

    слуха с олигофренией в степени дебильности, ДЦП, нарушениями эмоционально-

    волевой сферы и др. В дошкольных учреждениях компенсирующего вида создаются

    группы для детей со сложными недостатками в развитии. В такие группы

    принимаются дошкольники четырех-пяти лет. Наполняемость группы — до пяти

    детей. В тех случаях, когда число детей со сложными дефектами меньше пяти и

    нет возможности создать специальную группу, их обучение может

    осуществляться по разработанной индивидуальной программе.

    В группы для детей со сложными дефектами не принимаются слепоглухие; дети

    с нормальным слухом без речи; умственно отсталые в степени имбецильности и

    идиотии; дети с психопатоподобным поведением; с текущими психическими

    заболеваниями (эпилепсия); дети с тяжелыми нарушениями моторики,

    нуждающиеся в индивидуальном уходе.

    Возможности интеграции дошкольников,

    имеющих нарушения слуха, в детские сады

    общеразвивающего вида

    Цели и задачи интегрированного обучения

    В последнее десятилетие в сурдопедагогике стали активно обсуждаться

    проблемы интеграции дошкольников, имеющих нарушения слуха, со слышащими

    детьми в условиях дошкольных учреждений общего типа. Это связано с

    изменениями социально-экономических условий жизни, обновлением

    государственной образовательной политики, направленной на большее

    разнообразие форм воспитания и обучения детей, активное участие родителей в

    воспитании детей.

    Интерес к данной проблеме существовал всегда, еще в тот период, когда

    число специальных дошкольных учреждений было невелико и не соответствовало

    потребностям в обучении детей с нарушениями слуха. Многие отечественные и

    зарубежные специалисты отмечали важность общения детей, имеющих нарушение

    слуха, с их нормально слышащими сверстниками.

    Чаще всего инициаторами обучения плохослышащих детей совместно с нормально

    слышащими являются родители, которые занимаются с детьми дома. А с целью

    развития малышей в условиях коллективных видов деятельности родители

    стремятся к устройству плохослышащих детей в массовые дошкольные

    учреждения. Нередко мотивом определения ребенка с нарушенным слухом в

    массовое дошкольное учреждение служит отдаленность специального дошкольного

    учреждения, нежелание пребывания ребенка в условиях интерната в течение

    пяти дней. Важным стимулом для родителей является также пребывание ребенка

    с нарушенным слухом в нормальной речевой среде, формирующей появление у

    него потребности в словесном общении. Чаще всего объединение плохослышащих

    детей со слышащими происходит под контролем специалистов и при активном

    участии родителей. Многочисленные публикации родителей из своего опыта

    подтверждают эффективность такой модели развития неслышащего ребенка.

    Нередко интеграция носит характер вынужденной в связи с отсутствием

    специального дошкольного учреждения по месту жительства плохослышащего

    ребенка и не содержит компонентов коррекционного обучения. Такая стихийная

    интеграция без систематической работы родителей, специальной подготовки

    воспитателей массовых дошкольных учреждений, контроля за развитием

    дошкольника со стороны специалистов имеет в некоторых случаях и негативные

    результаты: дети отстают в развитии по сравнению с воспитанниками

    специальных дошкольных учреждений, нередко находятся в стороне от

    коллектива слышащих детей и остро переживают свою отстраненность,

    оказываются неподготовленными ни к массовой, ни к специальной школе.

    В нашей стране проблема изучения возможностей воспитания глухих и

    слабослышащих дошкольников в массовых детских садах и школах получила

    развитие благодаря исследованиям Э. И. Леонгард, развернутым в 60-е гг. По

    ее мнению, посещение глухим ребенком массового детского сада возможно при

    условии систематических занятий родителей, хорошего протезирования детей

    слуховыми аппаратами, наличия у них устной речи. Цель посещения массового

    детского сада автор видит в пребывании глухого ребенка в нормальной речевой

    среде, общении с говорящими детьми. Настаивая на необходимости раннего

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.