МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Гуманистические идеи в Российской педагогике 18-20 веков

    нравственном учении Толстого эти два уровня — человек и личность —

    соотносятся как форма и содержание процесса становления человека, существа

    конечно-бесконечного.

    Для объяснения самого характера сопряжения «плоти» и «духа» в

    пространстве души Толстой использовал понятие «любовь» — своеобразный

    объяснительный принцип обретения духовности, нравственной сущности, способ

    реализации отношения, смысла, «универсальный ключ» психологического

    развития.

    Пытаясь «заглянуть в душу человека». Толстой затронул еще один важный

    аспект полноценного развития человека (кстати, беспокоивший его, судя по

    дневниковым записям, до последних лет жизни). Необходима ли определенная

    степень напряжения для личностного роста или важнее гомеостатическое

    равновесие? Что является залогом здоровья? Что дает человеку чувство

    удовлетворения, счастья? (Заметим, что в настоящее время этот подход близок

    проблеме пересмотра «нормы» в психологии, медицине.)

    Как считал Толстой, в процессе «очищения себя» важно движение,

    напряжение, о чем он писал еще будучи молодым в письме Александре Андреевне

    Толстой (1857): «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться,

    ошибаться, начинать и бросать... А спокойствие — душевная подлость. От

    этого-то дурная сторона нашей души и желает спокойствия, не предчувствуя,

    что достижение его сопряжено с потерей всего, что есть в нас прекрасного,

    не человеческого, а оттуда».

    Осознание — духовный рост, «способ соединения своей души с Богом и с

    душами других людей», помогает человеку видеть те препятствия, которые

    блокируют его творческое развитие. К ним Толстой относил «грехи, то есть

    потворства похотям тела, соблазны, то есть ложные представления о благе, и

    суеверия, то есть ложные учения, оправдывающие грехи и соблазны».

    Грехи — вредные привычки и соблазны — анормальные духовные состояния,

    гордыня, гнев, самоуверенность и презрение, «состояние блудливости»

    (прелюбодеяния в душе), духовная несвобода, в которой блокируются силы

    роста и совести, состояние ненависти, согласно Толстому, замыкают человека

    в непродуктивном поведении и в конечном счете обрекают на страдания.

    Соблазны — как определенные социальные стереотипы мышления — идеологические

    установки, которые как бы отрывают человека от себя самого.

    Основным же препятствием, по Толстому, является «ложная вера» или

    «суеверие государства, церкви, науки», дающие человеку неверные

    представления о его природе, о добре и зле, о том, что мешает

    самостоятельности мышления, способности «свободно и радостно» исполнять

    волю Бога или «быть ведомым», когда человек себя «мучит, душит, старается

    противиться».

    Что же блокирует непродуктивное поведение человека, делает его

    психически и физически здоровым? По Толстому, это усилия самоотречения,

    смирения, правдивости, однако самое главное — непротивление злу. В дневнике

    он записал: «Только одно непротивление прекращает зло, помещает его в себе,

    нейтрализует его, не позволяет пойти дальше, как оно неизбежно идет,

    подобно передаче движения упругими шарами, если только нет той силы,

    которая поглощает его».

    Борьба с грехами, соблазнами, суевериями и победа над ними — в этом и

    есть смысл, радость человеческой жизни: «...это та земля, которая должна

    покрывать семена любви для того, чтобы они могли взойти» (Толстой Л.Н. Путь

    жизни. М., 1990. С.81).

    Эти мысли книги «Путь жизни» были созвучны «Беседам с детьми по

    нравственным вопросам», практически неизвестным широкому читателю. Толстой

    даже сделал попытку сформулировать программу перестройки школьного

    образования с включением новых учебных дисциплин «Религиозное понимание

    жизни» и «Нравственное учение», сам экспериментировал в «преподавании

    нравственности» мальчикам 8-10 лет в Ясной Поляне в 1906-1907 годах,

    безусловно, являясь предтечей понимания психотерапевтического характера

    обучения.

    Завершая свой жизненный путь, в ответе на письмо В.Ф. Булгакова с

    просьбой уточнить понятия воспитание и образование Толстой утверждал:

    «...главная и единственная забота людей, занятых вопросами образования,

    может и должна состоять прежде всего в том, чтобы выработать

    соответственное нашему времени религиозное или нравственное учение и,

    выработав таковое, поставить его во главе образования. ...В этом, по моему

    мнению, состоит первое ...единственное дело не только образования, но и

    всей науки нашего времени...»

    Творчество Льва Толстого, его протест против рутины, стереотипов,

    желание вселить веру в свои силы каждому человеку несет огромный, еще до

    конца непознанный потенциал. Лев Толстой, в котором, по словам Р. Тагора,

    «все сопротивление, даже само непротивление», может быть полноправным

    участником современной дискуссии по проблемам человека и смысла жизни в

    психологии и педагогике. Педагогическое творчество писателя — образец

    преодоления стереотипов, так необходимый в наши дни каждому человеку,

    родителю, воспитателю, педагогу, ученому. А его так называемый

    «панморализм» — такое ли уж заблуждение?

    Глава 5. Сухомлинский Василий Александрович

    «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова

    одного из самых замечательных педагогических деятелей современности -

    Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко

    всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской

    практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его

    в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы.» Воспитание точно

    отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим,

    тогда оно имеет силу.

    Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более

    пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности как в

    нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им

    педагогическая система не только обогатила педагогическую науку

    новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в

    практику образования и воспитания, но и составила значительный,

    революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

    Внешне биография В.А.Сухомлинского мало чем отличается от биографий

    многих его сверстников и современников. Родился Василий Александрович 28

    сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская

    область). Здесь прошли его детство и юность.

    Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все

    четверо молодых Сухомлинских - три брата и сестра - стали учителями, все

    преподавали родной украинский язык и литературу. Летом 1933 года мать

    проводила младшего сына Василия в Кременчуг. Сначала Сухомлинский подался

    было в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак,

    досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. На дневном

    отделении учился Сухомлинский всего два года, в 1935 г., 17 лет от роду, он

    стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в

    Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1939 году. Так

    получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в

    котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского. Именно Полтавскому

    педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической

    науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному

    научному поиску. В стенах этого института он останется навсегда. Одна из

    самых светлых, уютных аудиторий в старом корпусе института, в том самом,

    где когда-то учился скромный юноша Василий Сухомлинский, носит теперь его

    имя. Здесь же открыт небольшой мемориальный музей, освещающий его жизнь и

    деятельность. В 1982 году на здании института им. В.Г.Короленко установлена

    мемориальная доска памяти В.А,Сухомлинского.

    Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает

    преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе.

    В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое

    ранение получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрук

    Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив.

    Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в

    госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать

    его даже ограничено годным. Его назначили директором средней школы в Уфе.

    Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал

    заведующим райно.

    Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948

    году В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской средней школы и

    бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году

    это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы

    войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.

    Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать

    его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие

    годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило

    время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970 года и

    В.А.Сухомлинского не стало.

    За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина,

    многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент

    Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В

    1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том же

    году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук

    СССР. В.А.Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей,

    1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 млн.

    Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В апреле 1970

    года он закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности»

    - доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ. Все труды

    Сухомлинского дают убедительное представление не только о разносторонности

    педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всего его

    педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого

    невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого сплава.

    5.1. Гуманистическое отношение к ребенку

    В.А.Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В

    Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим

    принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в

    отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов,

    - отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и

    наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в

    педагогическом труде - это оценка».

    Во-первых, В.А.Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым

    инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель

    должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера

    школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта -

    вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем

    наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой

    сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.

    Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский

    считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в

    начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно

    ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы

    ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего

    двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные

    и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы,

    неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения

    приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое

    человеческое желание - хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни

    детей.

    Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за

    труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода,

    год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться».

    Сознание ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою

    скорость.

    Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей

    обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя

    счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство

    неполноценности».

    Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по

    поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он

    совершает что-то хорошее. Пусть не- значительный на первый на первый

    взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить,

    поддержать и непременно написать в дневнике.

    Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных

    результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению

    «трудных» подростков.

    Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой

    морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок

    «ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее

    страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех. На этом основании

    было бы неверным делать вывод о том, что В.А.Сухомлинский вообще отрицал

    воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой

    лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной

    творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем

    духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности». И при этом

    надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть

    опытный, любящий детей педагог. В атмосфере сердечности, доброжелательности

    у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя

    похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не

    уронить в их глазах своего достоинства.

    «Воспитание без наказания - это не узко школьное дело, - говорил

    В.А.Сухомлинский. - Это одна из важнейших проблем... переустройства

    общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания,

    поведения, взаимоотношений». И еще один актуальный вывод должны мы усвоить,

    рассматривая вопрос о сознательной дисциплине. Для В.А.Сухомлинского не

    было дилеммы: личность или коллектив. Это две грани, две стороны единого

    человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне

    коллектива, точно так же, как не может быть «абстрактного» коллектива без

    личностей.

    Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на

    наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной

    работы...

    Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать

    только добром, только лаской, без наказаний... И если в массовом масштабе,

    во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без

    наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без

    наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников... -

    воспитывайте детей без наказаний». Очень актуальный педагогический постулат

    в наше сложное время! Не поэтому ли криминальная среда в нашей стране

    пополняет свои ряды малолетними членами?

    5.2. Воспитание человеческих потребностей.

    Потребности - великий двигатель человеческой истории, человеческой

    личности. О первичных, материальных потребностях Василий Александрович

    помнил всегда. В письме к сыну, рассказывая о годах своей юности, вспоминая

    тяжелые 30-е года, Сухомлинский замечал: «Трудно, очень трудно ...

    овладевать знаниями, когда в желудке пусто».

    Пока люди живут в обществе, где удовлетворение их первых жизненных

    потребностей зависит только от заработка, материальный стимул не может

    потерять для них значения, и поэтому строить расчет только на моральных

    стимулах значило бы отрываться от жизни. В нашей литературе еще можно

    встретить негативное отношение к той роли и значению материальных

    потребностей, которую они играют в жизни людей. Стремление человека к

    материальному благополучию, улучшению жилищных условий и т. д. Иногда

    считается чем-то недостойным, постыдным, тем более если речь идет о

    работнике науки, искусства или педагогики.

    Для Василия Александровича это не было чем-то постыдным. Воспитание

    культуры потребностей - очень важная проблема всестороннего развития

    личности. Задача заключается не только в том, чтобы воспитать

    разносторонние материальные и духовные потребности. Значительно сложнее

    добиться гармонического развития материальных и духовных потребностей, и

    особенно того, чтобы в жизни человека была деятельность, направленная на

    становление и удовлетворение потребностей высшего порядка - потребностей

    духовных. Многолетняя педагогическая деятельность приводит

    В.А.Сухомлинского к оптимистическому убеждению, что материальные запросы

    далеко не всегда ставятся молодежью на первый план.

    Таким образом, В.А.Сухомлинский, не отрицая важности материальных

    потребностей, приоритет отдавал потребностям качественно иного порядка,

    понимая, что не хлебом единым жив человек. Первая из таких потребностей -

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.