МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Гуманистические идеи в Российской педагогике 18-20 веков

    потребность познания. Жизнь человека была бы мрачной и ограниченной, если

    бы у него не было неугасаемой жажды познания, желания сегодня знать больше,

    чем знал вчера. В самой глубине человеческого существа есть неискоренимая

    потребность чувствовать себя открывателем, исследователем природы и самого

    себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна. В.А.Сухомлинский

    видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать,

    усугублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это

    природное начало специальными приемами и методами. Эти приемы и методы

    должны воодушевлять человека, делать мысль более пытливой, раскрепощать

    внутренние силы. Чувствование силы знаний, возвышающей человека, - очень

    сильный стимул интереса к знанию. «Еще Аристотель, - писал Сухомлинский, -

    отмечал, что мышление начинается с удивления, то есть побуждением к

    познанию может быть само познание как открытие неизвестного, результат -

    «естественным продуктом жизнедеятельности».

    Направленность личности человека, его устремлений зависит во многом от

    окружающей действительности, духовности общества, характера, целей и

    средств воспитания и образования. В.А.Сухомлинский хорошо это понимал. И он

    не ограничивался анализом только материальных потребностей и потребностей

    познания. Высшей потребностью человека он считал «потребность человека в

    человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этой

    потребности на основе духовной общности людей, их стремления обладанию

    духовными ценностями». Поэтому главная задача народного учителя, по мнению

    Сухомлинского, сделать так, чтобы важнейшей необходимостью каждого

    воспитанника была его потребность в другом человеке.

    Материальные потребности, потребность в познании, и, наконец,

    потребность в другом человеке, в общении с другими людьми - такова иерархия

    потребностей. Которая хорошо прослеживается в работах В.А.Сухомлинского по

    мере развития его философско-педагогических взглядов. Главный смысл

    воспитания для Сухомлинского в том, чтобы взаимное человеческое общение и

    духовное обогащение были источниками полноты и многогранности.

    В возвышении потребностей видел Сухомлинский путь к решению многих

    проблем, в том числе и тех, что так остры сегодня. Культурный человек

    терпим к к людям других национальностей, к инакомыслию, не агрессивен. И

    потому чем богаче и полнее удовлетворяются материальные потребности, тем

    тоньше должна быть человеческая натура, тем острее она должна воспринимать

    мир, душевное состояние других людей. Без такого утонченного восприятия

    вряд ли достижима главная цель воспитания и развития - человеческое

    счастье.

    5.3. К прекрасному через прекрасное.

    «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того

    времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся

    на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя.

    Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания

    и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...».

    Мир, окружающий человека, - это, прежде всего, мир природы с безграничным

    богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник

    прекрасного.

    Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое

    существует независимо от человека, Но отражается его познанием,

    В.А.Сухомлинский строит систему эстетического воспитания, которая, по его

    мнению, должна быть в центре внимания школы и семьи. Свой идеал

    эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый

    ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его

    частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с

    его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют

    мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но

    и на нравственно- эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и

    на чувстве прекрасного.

    В.А.Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во

    многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.

    Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский

    придавал живописи и музыке. Искусство, открывая глаза на мир родной

    природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает

    звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго. «Как в

    живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед

    ребенком открывается красота окружающего мира. Но мелодия, - пишет

    В.А.Сухомлинский, - доносит до детской души не только красоту мира. Она

    открывает перед людьми человеческое величие и достоинство. В минуты

    наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек».

    Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд

    психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего,

    воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где

    начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом

    воспитании не может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем-

    то школьник не воспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного,

    которое его будет окружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может

    восприниматься и быть прекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к

    этому с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.

    Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. «Тонкость ощущения

    человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость,

    сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это

    постигается прежде всего в семье».

    Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является

    мать. Мать - это не только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца, любви,

    добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир,

    зависит, каким вырастет человек.

    При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда

    задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально.

    Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев лишения материнского

    влияния достаточно для того, чтобы в психике ребенка произошли изменения,

    которые уже нельзя полностью устранить в будущем. Для Сухомлинского культ

    матери - это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений,

    о передаче духовной культуры.

    «Учительская профессия, - писал Сухомлинский, - это человековедение,

    постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир

    человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое,

    изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех

    корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден,

    что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве,

    закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших -

    отца, матери, учителя, - которые воспитывают ребенка в духе любви к людям,

    уважения к человеку». Именно так формировался педагогический талант самого

    В.А.Сухомлинского, источник которого - любовь к детям, глубокая вера в

    возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было потом

    исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским

    слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских

    шалостей, чуткость, забота о ребенке - всю эту мудрость Сухомлинский вынес

    из собственного детства.

    Что лежит на поверхности, чаще всего не замечается. Казалось бы, чего

    проще, но мы, видимо, до настоящего времени не осознаем в полной мере роль

    того влияния, которое оказывает на формирование будущего человека

    обстановка в семье в раннем детском возрасте. А ведь то, каким вырастет

    человек, во многом определяется тем, кто держал ребенка на коленях, вел его

    за руку, пел песни и рассказывал сказки.

    5.4. Научные знания и знания человеческие.

    Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым

    годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции.

    Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником

    на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Чем в большей мере на первое

    место выдвигается эта задача, чем больше она захватывает внутренние силы

    ученика, тем дальше отходит на задний план задача нравственного воспитания.

    Вред зубрежки огромен - она невольно уничтожает основные идеи учебного

    предмета. Уповать только на формальное заучивание готовых формул, на

    простое увеличение идейного или нравственного содержания в изучаемых

    предметах и тем самым надеяться, что мы решим все задачи по формированию

    всесторонне развитой личности, было бы слишком большим упрощением. Подобное

    воспитание воздействует лишь на логическую, абстрактную систему мышления,

    не затрагивая область чувства и эмоций человека.

    Большая беда, считал Сухомлинский, если воспитатель не умеет выбирать

    из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти

    путь к сердцу ребенка, если в процессе воспитания норм морали и

    нравственности мы не вызываем положительных эмоций, подобных тем, которые

    появляются у человека от соприкосновения с чем-то близким и дорогим. Слово

    должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно

    оставлять след в мыслях и душе воспитанника. Ведь если слова, пусть даже

    самые нужные и красивые, о высокой морали не вызывают эмоций, не волнуют,

    то они так и останутся пустыми звуками, благими пожеланиями. В том

    заключается мастерство воспитателя, чтобы разговор с воспитанником вызывал

    у последнего собственные мысли, переживания, побуждая к активной

    деятельности.

    В воспитательной работе важно и содержание материала, и тон разговора,

    и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры его поведения.

    Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным

    достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет

    воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов, морально-

    этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не

    соответствуют нравственному убеждению воспитателя. Они презирают того, кто

    пытается выдать темное за светлое, прикрыть мрачное темными словами.

    Сухомлинский подчеркивал: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что

    зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя

    никто не несет».

    Именно в этом В.А.Сухомлинский видит высшее предназначение педагога.

    5.5. Трудовое воспитание.

    Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние

    физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек

    любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным

    условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и

    самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для

    всех.

    Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского

    является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко

    раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность

    ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать

    для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют

    задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь,

    необходима искра.

    Сущность гармонического гуманистического развития личности

    Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими

    сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального,

    физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря

    собственному труду.

    Заключение

    В заключение моей дипломной работы хочу подчеркнуть, что все

    гуманистические идеи и мысли, высказанные выдающимися русскими педагогами

    актуальны сегодня в России. В них содержится вера в нравственное начало в

    человеке. Необходимо вовремя заложить его в юные детские души и развить.

    Это является главной задачей педагога на сегодня.

    Мне искренне жаль, что государство не поддерживает и не развивает эти

    идеи в школьной педагогике. В нынешнее сложное экономическое время, когда

    многие учителя вынуждены думать о собственном материальном существование,

    без всемерной поддержки государства педагоги не смогут воспитать

    высоконравственного современного человека. Хотя если посмотреть с другой

    точки зрения, воспитанные в гуманистическом духе молодые люди, гораздо

    выгоднее обществу и в экономическом плане:

    . Это честные работящие люди не станут разворовывать государственные

    деньги;

    . Они не пополнят ряды преступников и государственных взяточников.

    И для этого не нужно сверхвысоких денежных инвестиций. Достаточно

    поддержать народное образование, повысить и вовремя выплачивать зарплату

    учителям, поднять материальную базу школьного образования, повысить

    авторитет российского педагога. Это привлечет в школы новых талантливых

    учителей, любящих детей и воспитывающих их на идеях гуманизма, которые

    много лет назад существовали в российском обществе. Я связываю надежды на

    возрождение уважительного отношения к учителю со стороны государаства с

    новым президентом России В.В.Путиным и его правительством.

    «На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто

    произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой

    жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле

    воспитания. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю:

    любовь к детям» - так писал Василий Александрович Сухомлинский в главной

    книге своей жизни «Сердце отдаю детям».

    Все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество повторения

    себя в Человеке.

    Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося, - это

    те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие

    дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна

    объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог -

    руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной

    общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.

    В своем последнем напутствии выпускникам Павлышевской средней школы,

    уже смертельно больной, В.А.Сухомлинский так говорил юношам и девушкам,

    вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и

    лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть,

    перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше сего

    бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится

    мысль отступить, пойти по легкому пути».

    Таким образом я сделал следующие выводы:

    1) по своему происхождению и историческому развитию российская школа

    является достоянием европейского образования. Как и

    западноевропейские государства, Россия унаследовала основы

    образования и педагогической культуры от христианского греко-

    римского мира. Это родство еще в большей мере стало обнаруживаться в

    Новое время, когда западноевропейские государства стали отказываться

    от развития универсальной классической системы образования и

    переходить к созданию национальных школ;

    2) российская школа имеет ряд своих особых специфических черт, делающих

    ее неповторимым, самобытным феноменом педагогической культуры.

    Прежде всего, это особое видение человека не как изолированного

    индивида, а как существа, включенного в сеть сложнейших отношений (с

    Богом, семьей, государством, народом, миром) и мыслимого только в

    этих отношениях. Отсюда развитие духовных начал человека,

    реализующиеся в целом комплексе духовно-нравственных качеств:

    любовь, добролюбие и добродеяние, человеколюбие и духовность,

    сострадание и совестливость, стойкость духа и терпимость, целомудрие

    жизни и мысли, поступка и чувства, собранность, взаимопонимание и

    взаимопомощь. Эта особенность, сформированная еще на заре принятия

    христианства, усиленная духовной деятельностью Сергея Радонежского,

    не исчезла при создании новой школы в XVIII веке;

    3) следуя принципу народности, сформированному К.И. Ушинским, и

    продолжая лучшие традиции российского образования, советская школа

    выдвигала на первый план духовно-нравственное формирование личности.

    Эта система ценностей интегрировалась в образование, во многом

    определяя его дух и высокое качество. В традиционной русской школе

    были представлены предметы трех главных циклов – народного, научного

    и православного. Русское образование, построенное на старославянском

    языке, было близко народной культуре. При этом содержание

    образования, даже в начальной школе отличалось фундаментальностью,

    позволяющей достигать достаточно высокого уровня интеллектуального

    развития ученика. Это, в свою очередь, требует отношения к учебе как

    к серьезному труду, «делу жизни», что реализуется в соответствующих

    технологиях, рассчитанных, в первую очередь, на серьезный умственный

    труд. Отличительной чертой российской школы является отечески-

    материнский, родительский характер отношений между учителями и

    учениками, что требует от учителя высочайшей ответственности и

    работы над своим профессиональным и нравственным совершенствованием.

    Особенностью русской школы было активное участие в ряде случаев

    государства в ее развитии и управлении. Отличительная черта

    современной школы - ее единство и многообразие, отсутствие

    тупиковых ветвей.

    Все это создает образ российской школы как гуманистического, духовно-

    нравственного, интеллектуального и трудового учебно-воспитательного

    учреждения.

    Список использованной литературы

    1. Кудрявая Н.В.(«Человек», 2000, N 1)

    2. Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. Об идеалах В.А.Сухомлинского., М., 1991

    3. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем... ., М., 1986

    4. Сухомлинский В. А. О воспитании., М., 1979.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.