МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Гуманизм в коррекционном обучении

    с нравоучениями, а на базе целостной организации школьной жизни ребенка.

    Совершенствование содержания образования, всей духовной жизни класса на

    роке и вне урока по модели радостной, поэтически прекрасной, мудрой,

    созидательной деятельности детей и взрослого, на принципах педагогического

    оптимизма, гуманизма, гармонизации жизни на земле позволит достигнуть

    желаемого результата в воспитании, развитии и обучении школьника.

    В педагогической деятельности учителя, работающего по коррекционно-

    развивающей модели обучения, необходим демократический стиль общения с

    людьми (учениками, родителями, коллегами и др.), умение увидеть и оценить

    уникальность природы человека. В отношении ребенка должны быть сформированы

    позитивные установки, вера в компенсирующие возможности, неиссякаемое

    терпение, справедливая строгость, умение встать, на позицию другого, видеть

    обстоятельства его глазами. Важно создать у ребенка чувство, что его

    понимают и принимают.

    Учитель ориентирован на партнерство, сотрудничество, содружество. В

    ходе взаимодействия детям дается возможность высказать свою точку зрения, в

    классе идет диалог, учитель умеет отдавать инициативу детям, не повторяет

    их ответы, “литературно” обрабатывая их мысль, ориентирован на методическое

    соавторство. Ребенок имеет право на ошибки, так как ошибка рассматривается

    как новый вопрос для класса. Ребенок - чудо природы! Жизнь еще большее

    чудо! Научись, учитель, не требовать невозможного и не сокрушаться о

    непоправимом! При овладении этим стилем отношении учитель должен избегать

    “сюсюканий”, инфантилизации процесса общения. Необходимо исключить как

    малоперспективную модель авторитета силы, безграничной власти, диктата, а

    также насмешки, снисходительности, разрушительного злорадства и др.

    Для построения продуктивных отношений детей друг с другом,

    формирования коллектива, познания состояний “вместе”, резонанса ощущений

    самочувствия души, рождения дружбы, товарищества, братства, референтности

    коллектива необходима систематическая содержательная воспитательная работа,

    предполагающая использование в учебной и внеклассной работе форм общения в

    диадах, триадах, групповых, классных форм и т.д.; помощь учителя в поиске

    друга, реализации симпатий детей; использование в учебном процессе активных

    методов обучения: игровых, тренинговых, театрализации-импровизации, деловых

    игр, обучающих многим социальным навыкам, сотрудничеству. Очень важно

    обратить внимание на подбор учебного материала, рассчитанного на развитие

    творчества, использование личного опыта, вариантов правильных ответов

    детей. Учитель целенаправленно концентрирует внимание и интерес детей к

    внутреннему миру другого - его мыслям, знаниям, формам деятельности, учит

    видеть состояние товарища, воспитывает терпимость, дружелюбие, умение

    открыто, но интеллигентно выражать свои чувства. Важно научить детей

    входить в положение другого, думать о том влиянии, какое их поведение,

    слова могут оказать на партнера. В этом плане большое значение имеют

    наблюдения, рассматривание рисунков, фотографий. Особую роль в этом плане

    мы отводим урокам чтения, где дети вместе с учителем поднимаются до

    философского понимания идей русской и мировой художественной литературы с

    ее палитрой человеческих отношений - матери и ребенка, взрослых и детей,

    истинности дружбы, товарищества, понимания человеком самого себя и т.д.

    Изучая литературу, ребенок получает необходимые элементы человекознания.

    Вспомогательными средствами обучения общению являются рисование, музыка,

    движение.

    Формирование адекватного самовосприятия является также самостоятельным

    направлением воспитательной работы учителя. Известно, что, когда ребенок

    счастлив и находится в мире с самим собой, он переносит эти чувства на

    окружающий мир. Позитивные мысли и чувства рождают самоуважение,

    достоинство. Осознание “портрета неповторимости”, развитие чувства

    причастности и личной ответственности, стимулирование самоуважения,

    формирование самостоятельности, самокритичности, чувства “Я есть!”,

    развитие чувства внутреннего контроля, интереса к своей духовной жизни,

    рефлексирования и т.д. - эти качества формируются всей организацией жизни

    ребенка в школе и дома, использованием традиционные и нетрадиционных форм

    воздействия на его природу. Большое значение мы придаем проблеме

    самовоспитания, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе, обучению

    приемам самоконтроля, самовнушения, самоубеждения, самоотчета и т.д. Важно

    научить ребенка постигать самого себя, сравнивать себя с собой вчерашним,

    увидеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности, манеры поведения,

    узнать черты характера. Психогимнастика - один из методов коррекции

    трудностей общения, обучения выразительным движениям - имеет большой

    развивающий эффект. Для нормализации самочувствия большое значение имеют

    нетрадиционные формы воздействия на психику - точечньй массаж, элементы АТ,

    гимнастика. Работа учителя в коррекционно-развивающей модели обучения

    требует определенных знаний, умений, психолого-педагогической подготовки, а

    главное - изменения сложившегося стереотипа поведения, которое

    осуществляется в ходе профессионального самовоспитания учителя.

    Многие учителя, работающие в системе коррекционного обучения, в своей

    практике сталкиваются с проблемой необходимости гуманизации педагогического

    процесса. Гуманизм – это система воззрений , признающая ценность человека

    как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех

    способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки

    социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности –

    желаемой нормой отношений в обществе.

    Велико при этом влияние личных качеств учителя.

    Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые

    представляются ему самыми главными.

    Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и

    шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и

    прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними,

    ущемлять и самолюбие и достоинство, но радоваться успехам каждого.

    Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать

    их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам

    нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не

    подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать

    ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца

    ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным

    воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же

    воспитании.

    В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу

    воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки,

    педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности

    соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его

    сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает

    во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания,

    обучения и развития.

    В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится

    в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и

    чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к

    жизни.

    Стремится быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком

    и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности,

    знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном

    виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный

    педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер,

    предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не

    существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит

    в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. Зачастую для детей,

    обучающихся в режиме коррекции, самый высокий авторитет – учитель.

    В жизни детей, как и взрослых, много проблем – сложных,

    трудноразрешимых, и они заставляют детей страдать, переживать, бороться,

    развиваться. То, что нам может показаться пустяком, для ребенка вовсе не

    мелочь, а скорее, смысл жизни. Настоящее детство – это движение вперед, это

    непрекращающийся процесс взросления. Задача коррекционного воспитания

    заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, поддерживать даже

    малейшее продвижение на этом пути. Поступая в школу, ребенок хочет учиться,

    хочет стать взрослым. Однако это не означает, что ему безразлично, какими

    способами, в каком педагогическом процессе мы будем его воспитывать,

    развивать и обучать. Педагогический процесс в основном направлен на

    выработку у детей дисциплины и послушания, точного выполнения указаний

    взрослых. В этих условиях школьники, слепо подчиняясь инструкциям,

    находятся в постоянном состоянии напряжения, боязни ошибиться, недоверия к

    собственным мыслям. Каждый учитель, проявляя строгость и требовательность,

    разумеется, руководствуется самыми высокими целями, однако нужно, чтобы их

    реализация происходила в доброй, гуманной атмосфере, чтобы педагогический

    процесс был наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и

    доброжелательностью, переживанием успехов и утверждением достоинства

    каждого ребенка.

    Какие же принципиальные требования нужно соблюдать, чтобы

    педагогический процесс приобрел личностно-гуманную направленность? Прежде

    всего, следует учитывать психологические особенности детей, обучающихся в

    режиме коррекции.

    Так, шестилетки еще не обладают достаточным социально-нравственным и

    познавательным опытом, необходимым для воспитания в ребенке чувства долга,

    ответственности, для осознания и понятия необходимости. У ребенка шести лет

    непрерывно возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяют

    друг друга. Особенность их в том, что они переживают как неотложное, т.е.

    актуальное хотенье. Оно заставляет малыша действовать немедленно, не

    подумав предварительно о том, что за этим может последовать. В середине

    занятия ребенок может достать из-под парты принесенное из дома яблоко и

    начать его есть, встать и выйти из класса и т.п. Актуальные потребности

    теснейшим образом переплетаются с импульсивной активностью, т.е. с

    переходом к действию с первого же побуждения, без промедления. Педагог еще

    не договорил вопроса, а ребенок уже порывается отвечать, задание еще не

    разъяснено, а он уже приступает к выполнению. Импульсивная активность

    бесконтрольна, ей не предшествует хотя бы мимолетное обдумывание. Дети

    этого возраста не могут быть сдержанными и уступчивыми, разумными и

    волевыми.

    Шестилетний ребенок (и, разумеется, не только шестилетний) стремится к

    игровой деятельности, игра для него является смыслом жизни. Игра

    превращается в вид деятельности. Управляющий развитием. В ней формируются

    личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям.

    Из всех упомянутых выше психологических особенностей, ведущих с точки

    зрения развития личности ребенка, с неоспоримостью следует вывод о

    необходимости соблюдать следующие педагогические требования:

    Первое. В педагогическом процессе ребенка постоянно должно сопровождать

    чувство свободного выбора. Это вовсе не означает свободы действий (пусть,

    делает, что хочет, пусть учится, когда ему захочется). Положение о

    предоставлении ребенку свободного выбора в педагогическом процессе

    означает, что ребенок свободно выбирает игру, сам в нее включается и так же

    свободно из нее выходит, без принуждения со стороны взрослого. Игра – это

    метод познания действительности. Роль учителя заключается в том, чтобы

    направить познавательную деятельность ребенка. «Личностно-гуманный подход в

    том и заключается, чтобы необходимое для усвоения в определенный период

    педагогического процесса сделать личностно значимым, т.е. чтобы ребенок

    педагогически и социально-обязательную учебную задачу осознал как свободно

    выбранную, принимал ее на основе хотения». Учиться с увлечением и охотой

    ребенок будет в том случае, если педагог вовлекает его в разнообразную

    деятельность, в которой он сам добывает знания, проводя опыты, свободно

    высказывая свои мысли или впечатления. Педагогический процесс должен

    постоянно поощрять сознательную самостоятельную учебно-познавательную

    деятельность, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем.

    Второе. Педагогический процесс коррекционного обучения должен

    характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией. Необходимое

    условие и источник развития – трудности. Если эти трудности выходят за

    пределы возможностей ребенка, а мы требуем, чтобы он преодолел их, то они

    могут породить лень, недисциплинированность, грубость. В педагогическом

    процессе, построенном на личностно-гуманных началах, трудности в познании и

    обретении жизненного опыта, навыков нравственного поведения приобретают для

    ребенка совершенно иной психологический смысл: посильная трудность создает

    условие для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания,

    веры в свои силы.

    Третье. Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость

    жизни. Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать

    время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить

    ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят

    сделать урок или же каким он получился и т.д. Суть этих минут заключается в

    том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный

    эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они

    могли прийти в школу. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае,

    если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми.

    Ребенок – целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический

    процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и

    потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство

    постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более

    разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом

    жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя

    внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению,

    нравственному становлению.

    Самое главное для учителя коррекционного обучения – проявлять мудрое

    терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства

    в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к

    ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную

    помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе.

    Многолетний опыт лучших отечественных педагогов коррекционного обучения

    убеждает в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших

    человеческих черт – самая благоприятная обстановка для воспитания личности.

    Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии,

    когда можно вкладывать частицу своих духовных сил в другую личность,

    стремится сделать ее лучше. Воспитатель сам должен быть высоконравственной

    личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Воспитание, тем самым,

    представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников. В

    первую очередь необходимо добиваться дружной творческой атмосферы в

    педагогическом коллективе. Гуманистическая направленность педагогики

    подразумевает неприменение спасительной силы наказаний - своеобразного

    «педагогического экстремизма»: воспитание можно организовать так, чтобы

    надобности в наказании вообще не было. Это действительно возможно, если

    между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если

    они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся

    единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.

    Педагог коррекционно-развивающего обучения, воспитатель призван

    чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу,

    угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его

    неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Недопустимо нанесение

    нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства; не представляет сомнение

    уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен

    передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может

    снискать уважение и к себе. Нет большего зла в человеческих отношениях, чем

    повышенное внимание к своей персоне и равнодушие (или – еще хуже –

    высокомерие) к окружающим. Важно, чтобы дети научились чувствовать душевное

    состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое

    личное. Детство, школьные годы должны быть годами воспитания сердечности.

    Она не наследуется генетически, она приобретается вместе с другими чертами

    характера, формируется процессом воспитания. Детство – важнейший период

    человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку

    в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от

    этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

    Нужно верить, что каждый человек может достичь высокого мастерства в

    той или иной области труда и стремиться пробудить в своих воспитанниках

    творческое начало. Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.