МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Идеи развития в трудах Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо

    Идеи развития в трудах Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо

    Коломенский педагогический институт

    РЕФЕРАТ

    Студента технологического факультета

    431 группы

    Лазарева Виктора Николаевича

    на тему:

    Идеи развития в трудах

    Я. А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо.

    [pic]

    1998 г.

    План реферата

    Введение

    Развивающее обучение в наследии Я. А. Коменского

    Развивающее обучение в наследии Ж.-Ж. Руссо

    Развивающее обучение в наследии М. Монтеня

    Заключение

    6. Библиографический список

    Введение

    Цель данного реферата - раскрыть одну из главных проблем современной

    педагогики, а именно проблему развивающего обучения. Можно суверенностью

    сказать, что внедрение развивающего обучения в современную школу имеет

    огромное педагогическое значение.

    История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция,

    который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что

    главное в обучении это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею

    продолжили в своих трудах Сократ, Квинтилиан.

    Наибольший подъем идея развивающего обучения получила в 16 - 18 вв. Ей

    занимались такие знаменитые педагоги и философы как М. Монтень, Я. А.

    Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дисьервег.

    Среди русских педагогов изучавших эту проблему следует отметить Н. И.

    Новикова, В. Ф. Одоевского, Пирогова, Чернышевского, Добролюбова, Толстого.

    Данный реферат построен на основе анализа идей развития в

    педагогических трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтеня.

    Развивающее обучение в наследи Я. А. Коменского

    Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог демократ,

    выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии

    (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил

    традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в

    Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого

    Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины,

    занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы.

    Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним

    учились во многих странах мира, включая Россию.

    Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его

    теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская

    школа”, “Великая дидактика” , “Новейший метод языков”, “Пансофическая

    школа” и др.) рассмотрены все педагогические пробдемы.

    Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то , что

    он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок

    установления справедливых отношений между людьми и народами. Эта идея

    проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об

    исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал

    “Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности , развивает

    мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после

    выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить

    юношество к будущему самовоспитанию и образованию. / Пискунов А. И.

    Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С.

    79/.

    Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского,

    является идея развивающего обучения. Идеями развития а процессе обучения

    пронизаны практически все произведения Я. А. Коменского. Развитие им

    понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с

    принципом природосообразности.

    Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы

    ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой”

    следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.

    Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне

    передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок и с какими

    способностями и качествами он рождается. Коменский в основном стоит на

    позициях аристотелевской теории эмпиризма (т. е. отрицание врожденности

    идей и развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно своему

    демократическому мировоззрению считает, что каждый ребенок независимо от

    рассы, сословия и пола способен учиться и стать образованным человеком. /

    Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.152-153/.

    Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского, основное

    внимание следует уделить проблеме развития природных дарований.

    “Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности.

    Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением - живыми весами и

    рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою для вещей. На втором

    месте - воля - судья, все решающий и повелевающий. Третья - способность

    движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь - истолковательница

    всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же

    главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим

    как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля;

    рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления

    исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными

    умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает

    многих людей в одно общество для совещания и действования. / Чечель И. Д.

    Антология гуманной педагогики. Коменский. - М.: Издательский дом Шалвы

    Амонашвили, 1996. -C.109/.

    “Дарование” обозначает ту врожденную силу нашей души, которая делает

    нас людьми.

    “Легко понять в чем состоит воспитание природных дарований. Именно: в

    каком смысле о человеке говорится, что он усовершенствует поле, огород,

    виноградник и какое-либо искусство и , наконец, свое собственное тело, в

    том же смысле можно говорить, что он усовершенствует и душу свою или свое

    природное дарование. Он совершенствует каждую вещь, приспособляя и

    приноравливая ее к своим потребностям, приготовляя, изощряя, сглаживая

    украшая ее таким образом, чтобы она соответствовала своей цели и на деле

    приносила наибольшую пользу”. “Искусство считается хорошо

    усовершенствованным, когда оно легко и изящно производит свои творения.

    Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа гладка и здорового цвета

    и когда в работе оно проворно. Точно также духовное дарование человека

    будет тогда усовершенствовано, когда, во-первых, он приобретет способность

    обо многом мыслить и во все быстро вникать; во-вторых, когда он будет

    опытен в тщательном различении вещей между собой, в выборе и преследовании

    всюду одного доброго, а также а пренебрежении и удалении всего злого; в-

    третьих , когда он будет искусен ив выполнении совершенннейших дел; в-

    четвертых когда будет уметь красноречиво и поучительно говорить для

    лучшего распространения света мудрости и для яркого освещения всего

    существующего и мыслимого”/ Коменский Я. А. Избранные педагогические

    сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982. - С.8/.

    Как понимает Коменский психическое развитие ребенка и его

    закономерности?

    Главное состоит в признании Коменским того, что человеку от рождения

    сопутствуют природные данные в виде таланта и различных способностей,

    которые развиваются и совершенствуются путем воспитания.

    Ребенку с рождения сопутствует “способность познания”. “...Человек

    родился способным для уразумления вещей, для добродетели, для

    неограниченной любви к богу... и корни этих трех способностей существуют у

    него с такой же несомненностью, как и корни у каждого дерева ” /

    Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.153-154/.

    Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек рождается не

    со знанием а со способностями к знанию которые необходимо развивать в

    соответствием с принципом природосообразности. И это является главной

    точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.

    Развивающее обучение в наследии Ж. Руссо

    Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся мыслитель - педагог

    18 столетия. Он к той плеяде просветителей, которая идейно подготовила

    французскую буржуазную революцию.

    В своих главных произведениях “Способствовал ли прогресс наук и

    искусств улучшению или ухудшению нравов?”, “Общественный договор”, “Эмиль,

    или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза” Руссо подверг осуждению многие

    предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным

    строем. В частности, н резко критиковал современное ему воспитание,

    подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных

    особенностей детей, ни потребностей жизни.

    Руссо является основоположником теории естественного, свободного

    воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного

    развития детей.

    Систематически педагогические идеи Руссо изложены в его романе “Эмиль,

    или О воспитании”, где сделана попытка наметить возрастную периодизацию

    развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и

    методы воспитания и обучения ребенка.

    Педагогические высказывания Руссо пронизаны идеями гуманизма и

    демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем

    развитии. Руссо выдвинул требование активизации методов обучения детей с

    опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой

    подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными

    практическими умениями и навыками, а с другой стороны, - способствовать

    формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.

    Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании

    мальчиков, то в отношении девочек он придерживался в основном традиционной

    точки зрения. Основная функция женщины, по его мнению, быть женой и

    матерью, ей не нужно широкого научного образования, но надо заботиться о

    ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведения

    домашнего хозяйства и т. п.

    Педагогическая теории Руссо оказала большое влияние на педагогику 18-19

    вв., но буржуазия вскоре придала забвению ее демократизм, используя

    положительное только для воспитания своих детей. / Пискунов А. И.

    Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С.

    202/.

    Как уже говорилось выше , Руссо является основоположником теории

    естественного, свободного воспитания. Через теорию свободного воспитания

    красной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть этих идей?

    Руссо утверждал, что от природы человек получает только возможности для

    развития, слабую физическую конституцию и некоторые задатки, которые

    совершенствуются с помощью воспитания / Гончаров Н. К. Историко-

    педагогические очерки. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1963.

    -С.55/. “Дело не в том , чтобы подавлять природные качества, а наоборот

    развивать их”. Вот главный принцип идеи развивающего обучения по Руссо.

    Воспитание каждого человека, писал Руссо, дается природой путем

    непосредственного развития врожденных способностей и влечений / Дворцов А.

    Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука, 1980. -С.79/. “Наблюдайте природу и следуйте

    по пути, который она вам прокладывает. Она непрерывно упражняет детей; она

    закаляет их темперамент всякого рода испытаниями; она с ранних пор учит их,

    что такое труд и боль ” /Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д.

    Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988. -С. 209/ .

    Обращаясь к родителям и воспитателям, Руссо призывал их развивать в

    ребенке естественность, прививать чувство свободы и независимости,

    стремление к труду, уважать в нем личность и все полезные разумные

    склонности.

    Если ребенок плачет, Руссо предлагал родителям и воспитателям не

    прибегать к угрозам, а, напротив, терпеливо и настойчиво изучать

    действительные причины детского плача. Он справедливо предупреждал, что

    детские слезы при отсутствии надлежащего понимания потребностей, коими они

    вызываются, и вследствие безмерных услуг родителей могут порождать нечто

    противоречащее морали и природе.

    Руссо рекомендует исподволь действовать на детей, руководить ими, не

    ущемляя их свободы и не применяя мер прямого принуждения, и вместе с тем

    проявлять настойчивость, требовательность, не спешить с удовлетворением

    нежелательных и взбалмошных детских просьб.

    Среди наставлений, заслуживающих серьезного внимания, мы встречаем у

    Руссо и такие поучительные советы: если вы хотите овладеть ребенком , вы

    обязаны прежде всего овладеть самим собою. Если ваш “непокладистый ребенок

    портит все к чему прикоснется, не сердитесь; удаляйте от него то, что он

    может испортить”. Но то , что вы разрешаете ему, разрешайте по первому его

    слову, без просьб, без особых условий. И если вы запрещаете ему делать что-

    нибудь нехорошее, нежелательное, то отказывайте твердо, решительно. “Пусть

    никакое приставание не колеблет вас; пусть произнесенное “нет” будет

    несокрушимой стеной, которую ребенок, истощив о нее раз пять или шесть свои

    силы, не станет больше пытаться опрокинуть”.

    Отдавая добрую дань детскому возрасту, Руссо продолжает: помните , что

    природа желает, “чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми”.

    Родители и воспитатели меньше всего должны добиваться того, чтобы сделать

    своих детей способными в раннем возрасте к серьезным размышлениям. “Если вы

    хотите воспитать ум вашего ученика, воспитайте силы, которыми он должен

    управлять” /Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука. 1980. -С.79 - 81/.

    Развивающее обучение в наследии М. Монтеня

    Мишель Монтень (1533 - 1592) - выдающийся французский мыслитель эпохи

    Возрождения , один из представителей философского скептицизма,

    проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его от

    многих условий.

    Скептицизм как течение в философии эпохи Возрождения является

    своеобразным продуктом гуманизма, обратившего внимание на окружающий

    человека мир и подвергшего критике преклонение перед авторитетами. В эпоху

    Монтеня, когда средневековая схоластика уже начала утрачивать свое

    господство над умами, а опытные науки нового времени только еще начали

    складываться, скептицизм расчищал путь прогрессу человеческого знания.

    Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему

    общества, отрицая веру в сверхъестественное, Монтень тем самым выступал

    против феодализма и его идеологической опоры - католической церкви.

    Являясь противником схоластической наук средневековья, тратившей все

    свои силы на комментирование небольшого числа признанных церковью

    сочинений, Монтень выступал за науку опытную, изучающую сами вещи,

    проникающую в их сущность. Отсюда вытекали педагогические взгляды Монтеня:

    он сторонник развивающего образования, которое не загружает память

    механически заученными сведениями, а способствует выработке

    самостоятельности мышления, приучает к критическому анализу. Это

    достигается путем изучения как гуманитарных, так и естественнонаучных

    дисциплин. Последние в современных Монтеню школах почти не изучались.

    Как и все гуманисты, Монтень высказывался против суровой дисциплины

    средневековых школ, за внимательное отношение к детям.

    Воспитание по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон

    личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими

    упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высоких

    нравственных качеств.

    Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея

    приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита

    Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от

    принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного

    воспитания Руссо. / Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной

    педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 69-70/.

    Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то,

    что развивающее обучение не мыслимо без установления гуманных отношений к

    детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без

    принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только

    при индивидуализации обучения. В своей книге “Опыты” в главе “О воспитании

    детей” Монтень пишет: “Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала,

    сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребенка, предоставил

    ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать

    вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно,

    иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему

    самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я

    хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.” / Пискунов А. И. Хрестоматия по

    истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 71/. Здесь

    Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял сначала

    говорить учеников, а затем уже говорил сам.

    “Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного

    урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принес,

    не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя

    что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к

    множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует

    и в какой мере усвоил это”. /Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991. -С. 122/.

    “Пусть его душе будет привита благородная любознательность; пусть он

    осведомляется обо всем без исключения; пусть осматривает все

    примечательное, что только ему не встретится, будь то какое-нибудь здание,

    фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по которым

    проходили Цезарь или Карл Великий ”.

    “После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы

    сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики,

    физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он не выбрал, - раз

    его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов.

    Преподавать ему должны то путем собеседования, то с помощью книг; иной раз

    наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он

    изложит содержание и сущность книги в совершенно разжеванном виде.” /

    Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:

    Просвещение, 1981. - С. 74-75/.

    В этом заключаются основы развивающего обучения педагогической теории

    М. Монтеня.

    Заключение

    М. Монтень, Я. А. Коменский и Ж.-Ж. Руссо внесли огромный вклад в

    развитие педагогики. В своих трудах они положили начало таким

    педагогическим принципам, как принцип природосообразности (Коменский),

    принцип возрастной периодизации (Руссо), идея нравственного воспитания

    (Монтень), и многим другим.

    Что объединяет этих трех великих педагогов, это идея развивающего

    обучения. Этой идеей пронизаны практически все их педагогические труды

    :“Великая дидактика” Коменского, “Эмиль или О воспитании” Руссо, “Опыты”

    Монтеня, и другие. Если в работах Монтеня идея развивающего обучения носит

    в основном теоретический характер, то Коменский и Руссо в своих трудах дают

    уже большое количество практических советов, в частности что, где, как и

    когда преподавать и чему учить.

    Монтеня, Коменского и Руссо можно назвать первооткрывателями,

    первопроходцами в области развивающего обучения. Они оставили за собой

    колоссальное педагогическое наследие благодаря которому идеи развития

    изучаются и практикуются и по сей день.

    РЕЦЕНЗИЯ

    на реферат студента 432 группы технологического факультета

    Лазарева Виктора Николаевича

    на тему:

    “Идеи развития в трудах Я. А Коменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтеня”.

    Реферат посвящен непосредственно изучаемой теме, не содержит ничего

    лишнего. В реферате имеется много ссылок на литературные источники, что

    говорит о том что Лазарев В. Н. изучил большое количество литературы по

    данному вопросу. Надо сказать, что тема реферата достаточно сложная и

    Лазарев В. Н. довольно успешно с ней справился.

    Реферат состоит из трех основных частей в которых дается подробное

    описание взглядов Коменского, Руссо и Монтеня по интересующему вопросу.

    Реферат написан четко, стройно и имеет достаточный объем. Единственным

    недостатком можно считать малое количество своих мыслей и выводов. Я

    считаю, что реферат заслуживает положительной оценки.

    Рецензент

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:

    Просвещение, 1981.

    Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970.

    Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики. Коменский. -

    М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.

    Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика,

    1982.

    Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. - М.: Академия

    педагогических наук РСФСР, 1963.

    Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. -М.: Наука, 1980.

    Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г.

    Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988.

    Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.