Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста
вижу, - писал В.А.Сухомлинский, - воспитательный смысл в том, чтобы ребенок
видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение
жизни в природе».
Ничто так не обогащает человека, как общение с природой.
Ушинский К.Д. писал: «зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из
впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет
такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым
трудно соперничать».
В.А.Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает,
воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился
понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее
богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.
Систематические экскурсии в природу – важная и обязательная
составная часть учебно-воспитательной работы. Ведь, как признавался
В.А.Сухомлинский, «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в
парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки». О дне
проведения экскурсии учитель заблаговременно предупреждает учеников,
знакомит их с правилами поведения на экскурсии и с тем, как им необходимо
одеться и что взять с собой для сбора листьев и семян древесных растений.
В предварительной беседе учитель объясняет учащимся, что
экскурсия – это тоже урок, который проводится на природе. Главная задача
экскурсии состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может
быть, неожиданной для них стороны. Не сразу дети в таком возрасте начинают
ощущать свое родство с природой. К сожалению, многие приходят в школу с
очень ограниченными, потребительскими представлениями о ней. Предстоит
длительный и нелегкий путь к их сердцу. Важно осторожно, тонко и
ненавязчиво воздействовать в первую очередь на ощущения детей.
По пути к парку дети проводят наблюдения. Их внимание учитель
обращает на красоту и разнообразие окраски осенней природы: на яркое
голубое небо и плывущие по нему облака, на яркое солнце и пестроту листьев
на деревьях. Малышам отводится время для молчаливого наблюдения и
переживания. После этого учитель приступает к постановке перед ними заранее
продуманных вопросов: какая сегодня погода? А какое сегодня небо? и т.д.
Учитель предлагает взять детям по листу дуба и обвести пальцами по краям
пластинки. Ученики замечают большие вырезы по краям листа, разделяющие его
на лопасти. Находят на земле желуди, рассматривают их, узнают, что – это
плод дуба. Знакомятся с органами дерева: стволом, ветками, побегами,
листьями, корнями.
Гораздо сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей
сказка, ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское
творчество – верная дорога к сердцу ребенка», - утверждал В.А.Сухомлинский.
Мальчики окружили большого жука. Учитель начинает рассказывать о красоте,
доброте и пользе для природы этого живого существа.
Вопросы, вклинившиеся в рассказ, заставляют учеников
присмотреться к жуку, заметить его своеобразную красоту. Кроме того, у
детей возникает ощущение непосредственного участия в создании сказки.
Знакомый мир превращается в страну, полную загадок и таинственных событий.
Чувства обостряются. Теперь фантазию детей не остановить. Сказки, рожденные
в этот момент, показывают, что дети бессознательно начинают ощущать себя
частью природы, а окружающий мир воспринимают как живой, близкий и родной.
Сказку продолжают все вместе.
Притихшие малыши терпеливо ждут, когда объект прежних, иногда
жестоких игр расправит крылья и улетит, как они уверены, к своим детям, и
сопровождают это событие радостными возгласами.
Экскурсия заканчивается игрой: учащиеся встают вокруг березы и
поют песенку «Во поле береза стояла…»
Так перед детьми «открывается чудесный мир в живых красках,
ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в
красоте, воодушевляющей… сердце, в стремлении делать добро».
В этот день каждый ребенок выбирает себе зеленого друга –
дерево. Но быть настоящим другом, оказывается, нелегко. Этому тоже
приходится учиться.
Урок любви к природе продолжается позже, на уроках труда и
изобразительного искусства. В их рисунках и поделках сливаются реальный мир
и сказочные образы. Идет процесс мышления и формирования чувств. Следующие
встречи с природой – всегда праздник и новый шаг к познанию мира.
Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что
творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и
развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди
природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.
Без участия родителей невозможно заложить фундамент
экологической культуры у младшего школьника. Действенная, настоящая любовь
к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример
положительного отношения к природе взрослого.
Дидактические игры экологического содержания представляют
несомненный интерес для детей младшего школьного возраста, поскольку детям
этого возраста
Особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская
любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, может
зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для
заинтересованного изучения экологической дисциплины.
С целью формирования, закрепления и проверки полноты и
осознанности усвоения младшими школьниками знаний о правилах поведения по
отношению к природе необходимо проводить дидактические игры (см. приложение
Д).
Игра – это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения
учащимися знаний о природе. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс
развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям.
3 Анализ и проведение опытно-экспериментальной работы по
проблеме
исследования
3.1 Подготовка и проведение педагогического эксперимента
Для изучения творческого начала в процессе игры в младшем
школьном возрасте мы провели исследование, которое проводилось в три этапа.
На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и
провели диагностическое обследование, направленное на выявление творчества
у младших школьников.
В процессе изучения специальной литературы мы пришли к выводу,
что творчество чаще рассматривается как наиболее содержательная форма
психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая
успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Психической основой творческой деятельности является
воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее
новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности
(Л.С.Выготский и В.В.Давыдов).
Важными показателями в развитии функций воображения является
опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой
внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться к ситуации, подчинять
ее себе, овладевать ее содержательными особенностями.
Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем
детского воображения. Поэтому мы подобрали методики, направленные на
изучение воображения и развития творческого начала детей.
Многие исследователи (Л.С.Выготский, О.Н.Дьяченко,
Н.А.Ветлугина) указывали на необходимость создания такой предметной среды,
которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль на специфических
предметах в развитии творчества у детей.
На втором этапе формирующего эксперимента нами были созданы
необходимые условия для оснащения развивающей среды младших школьников в
учебном процессе.
Третий этап – контрольный – был направлен на определение
эффективности использования игры и игровых приемов как средство
формирования творческого начала младших школьников.
В исследовании принимали участие ученики 1 «а» класса
(контрольная группа) и 1 «б» класса (экспериментальная группа) СОШ №2 г.
Горячий Ключ.
Для оценки творческой деятельности, продуктивности,
оригинальности и способа создания рисунков мы использовали методику
разработанную О.М.Дьяченко и А.И.Кириловой "Дорисовка фигур" [14].
Испытуемым предъявлялись последовательно двадцать карточек, на
каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как
контуры элементов предметных изображений (например, силуэт ствола дерева с
одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и т.п.) Ученика просили
дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.
Количественная обработка результатов заключалась в выявлении
степени оригинальности, необычности изображения. Подсчитывая коэффициент
оригинальности каждого школьника, который был равен количеству рисунков, не
повторяющихся у него и не у кого их детей группы (по характеру
использования заданного для дорисовывания эталона).
Познавательная мотивация творчества младшего школьника
проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности,
сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном,
высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету,
качеству).
Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности
творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается
часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к
новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.
Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте
основным компонентом творческого начала становится проблемность,
обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая
стремления к поиску несоответствий, противоречий.
Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у
творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это
еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень
непохожести, нестандартности, необычности.
Методика Е.А.Панько «Придумай игру» направлена, на выявление
умений у младших школьников создавать новую игру, формулировать правила
игры, распределять роли и предвидеть возможные ситуации. Она направлена на
определение способности к прогнозированию, предвосхищению и обеспечению
возможности более быстрого решения проблем.
Методика «Придумай игру» (автор Е.А.Панько) [
]
Инструкция к проведению
Ученик получает задание на 5 минут придумать какую-либо игру и
подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:
1. Как называется игра?
2. В чем она состоит?
3. Сколько человек необходимо для игры?
4. Какие роли получают участники в игре?
5. Как будет проходить игра?
6. Каковы правила игры?
7. Чем должна будет закончиться игра?
8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?
В ответах младшего школьника оценивается не речь, а содержание придуманной
игры. В этой связи, спрашивая ученика, необходимо помогать ему – постоянно
задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.
В основе способности к развитию творческого начала лежит такая
личная особенность как креативность. Многие ученые (А.В.Петровский,
Е.Н.Соколов, Я.Н.Коломинский) определяли креативность как особенность
развития психических процессов, в частности давали характеристику мышлению
как понимание главного, существенного, беглость (быстрый переход от одного
способа решения к другому), гибкость (разнообразие идей), оригинальность
(необычность, остроумность, самостоятельность решения задач), открытость
(многогранное видение), воображение (фантазия – яркая, образная,
стереотипная).
Для выявления креативности мы использовали специальную методику
«Вербальная фантазия» (автор Р.С.Немов) [31].
Инструкция
Школьнику дается задание придумать рассказ (историю, сказку) о
каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по
выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы
или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 минуты, после этого
ребенок приступает к рассказу.
В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим
признакам:
1) скорость процессов воображения;
2) необычность, оригинальность образов;
3) богатство фантазии;
4) глубина и проработанность (детализированность) образов;
5) впечатлительность, эмоциональность образов.
По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.
0 баллов – данный признак в рассказе отсутствует;
1балл – данный признак имеется, но выражен слабо;
2балла – соответствующий признак выражен достаточно сильно.
3.2 Анализ результатов исследования
На первом этапе исследования по методике «Дорисовка фигур» (автор
О.М.Дъяченко, А.И.Кирилова) нами выявлено 6 типов решений школьниками
экспериментальных задач на воображение.
0 тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ученик еще не принимает
задачу на построение образа воображения с использованием заданного
элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то свое
(свободное фантазирование).
1 тип. Ученик дорисовывает фигуру на карточке так, что получается
изображение отдельного субъекта (дерево и т.п.), но изображение контурное,
схематичное, лишенное деталей.
2 тип. Изображается отдельный субъект, но с разнообразными деталями.
3 тип. Изображая отдельный объект, младший школьник уже включает его в
какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая
зарядку).
4тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету
(девочка гуляет с собакой).
5тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах
она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ученик, то
теперь фигура включается как один из второстепенных элементов воплощаемого
образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша,
которым мальчик рисует картину и т.п.).
При этом типе решения ученик проявляет большую свободу в
использовании элементов для создания образов воображения.
В ходе выполнения задания ребенок может вносить различные
дополнения, изменения, варьировать и преобразовывать знакомый материал, а
также создавать новые комбинации из усвоенных старых элементов.
Данные исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Диагностика способов создания рисунков и их оригинальности
|Классы |Общее | Типы решения задач |
| |кол-во |(коэффициент оригинальности) |
| |учащихся | |
| | |0 тип |1 тип |2 тип |3 тип |4 тип |5 тип |
|1 «а» класс | | 2 | 2 | 5 | 5 | 3 | 3 |
|(контрольная |20 | | | | | | |
|группа) | | | | | | | |
|1 «б» класс | | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 1 |
|(экспериментал|20 | | | | | | |
|ьная группа) | | | | | | | |
Рисунок 4
Таким образом, коэффициент оригинальности каждого испытуемого
во всех группах оказался тесно связанным с выявленными типами решения
предложенных задач. При этом, чем сложнее был тип решения, способ
манипулирования образами воображения, который применял ребенок, тем выше
оказывался у него коэффициент оригинальности в данной возрастной группе.
На втором этапе констатирующего эксперимента мы использовали
методику Е.А.Панько «Придумай игру». Критерии оценки содержания придуманной
ребенком игры в данной методике были следующие:
1) оригинальность и новизна;
2) продуманность условий;
3) наличие в игре различных ролей для ее участников;
4) наличие в игре определенных правил;
5) точность критериев оценки успешности проведения игры.
По каждому из критериев придуманная учеником игра может
оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие
в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в
баллах игра оценивается отдельно). 1 балл – наличие, но слабая выраженность
в игре данного признака. 2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в
игре соответствующего признака.
По всем этим критериям и признакам придуманная школьником игра
в сумме может получиться от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа
полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.
Выводы об уровне фантазии:
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
6-7 баллов – средний;
4-5 баллов – низкий;
0-3 балла – очень низкий.
Результаты исследования отображены в таблице 2.
Таблица 2 - Оценка содержания придуманной игры
|Классы |Общее кол-во|Уровень развития творческого начала в игре |
| |учащихся | |
| | |Очень |Высокий|Средний|Низкий |Очень |
| | |высокий | | | |низкий |
|1 «а» класс | | | | | | |
|(контрольная |20 |4 |3 |5 |5 |3 |
|группа) | | | | | | |
|1 «б» класс | | | | | | |
|(экспериментальна|20 |2 |3 |3 |7 |5 |
|я группа) | | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|