МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста

    вижу, - писал В.А.Сухомлинский, - воспитательный смысл в том, чтобы ребенок

    видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение

    жизни в природе».

    Ничто так не обогащает человека, как общение с природой.

    Ушинский К.Д. писал: «зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из

    впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет

    такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым

    трудно соперничать».

    В.А.Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает,

    воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился

    понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее

    богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.

    Систематические экскурсии в природу – важная и обязательная

    составная часть учебно-воспитательной работы. Ведь, как признавался

    В.А.Сухомлинский, «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в

    парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки». О дне

    проведения экскурсии учитель заблаговременно предупреждает учеников,

    знакомит их с правилами поведения на экскурсии и с тем, как им необходимо

    одеться и что взять с собой для сбора листьев и семян древесных растений.

    В предварительной беседе учитель объясняет учащимся, что

    экскурсия – это тоже урок, который проводится на природе. Главная задача

    экскурсии состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может

    быть, неожиданной для них стороны. Не сразу дети в таком возрасте начинают

    ощущать свое родство с природой. К сожалению, многие приходят в школу с

    очень ограниченными, потребительскими представлениями о ней. Предстоит

    длительный и нелегкий путь к их сердцу. Важно осторожно, тонко и

    ненавязчиво воздействовать в первую очередь на ощущения детей.

    По пути к парку дети проводят наблюдения. Их внимание учитель

    обращает на красоту и разнообразие окраски осенней природы: на яркое

    голубое небо и плывущие по нему облака, на яркое солнце и пестроту листьев

    на деревьях. Малышам отводится время для молчаливого наблюдения и

    переживания. После этого учитель приступает к постановке перед ними заранее

    продуманных вопросов: какая сегодня погода? А какое сегодня небо? и т.д.

    Учитель предлагает взять детям по листу дуба и обвести пальцами по краям

    пластинки. Ученики замечают большие вырезы по краям листа, разделяющие его

    на лопасти. Находят на земле желуди, рассматривают их, узнают, что – это

    плод дуба. Знакомятся с органами дерева: стволом, ветками, побегами,

    листьями, корнями.

    Гораздо сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей

    сказка, ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское

    творчество – верная дорога к сердцу ребенка», - утверждал В.А.Сухомлинский.

    Мальчики окружили большого жука. Учитель начинает рассказывать о красоте,

    доброте и пользе для природы этого живого существа.

    Вопросы, вклинившиеся в рассказ, заставляют учеников

    присмотреться к жуку, заметить его своеобразную красоту. Кроме того, у

    детей возникает ощущение непосредственного участия в создании сказки.

    Знакомый мир превращается в страну, полную загадок и таинственных событий.

    Чувства обостряются. Теперь фантазию детей не остановить. Сказки, рожденные

    в этот момент, показывают, что дети бессознательно начинают ощущать себя

    частью природы, а окружающий мир воспринимают как живой, близкий и родной.

    Сказку продолжают все вместе.

    Притихшие малыши терпеливо ждут, когда объект прежних, иногда

    жестоких игр расправит крылья и улетит, как они уверены, к своим детям, и

    сопровождают это событие радостными возгласами.

    Экскурсия заканчивается игрой: учащиеся встают вокруг березы и

    поют песенку «Во поле береза стояла…»

    Так перед детьми «открывается чудесный мир в живых красках,

    ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в

    красоте, воодушевляющей… сердце, в стремлении делать добро».

    В этот день каждый ребенок выбирает себе зеленого друга –

    дерево. Но быть настоящим другом, оказывается, нелегко. Этому тоже

    приходится учиться.

    Урок любви к природе продолжается позже, на уроках труда и

    изобразительного искусства. В их рисунках и поделках сливаются реальный мир

    и сказочные образы. Идет процесс мышления и формирования чувств. Следующие

    встречи с природой – всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

    Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что

    творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и

    развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди

    природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

    Без участия родителей невозможно заложить фундамент

    экологической культуры у младшего школьника. Действенная, настоящая любовь

    к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример

    положительного отношения к природе взрослого.

    Дидактические игры экологического содержания представляют

    несомненный интерес для детей младшего школьного возраста, поскольку детям

    этого возраста

    Особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская

    любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, может

    зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для

    заинтересованного изучения экологической дисциплины.

    С целью формирования, закрепления и проверки полноты и

    осознанности усвоения младшими школьниками знаний о правилах поведения по

    отношению к природе необходимо проводить дидактические игры (см. приложение

    Д).

    Игра – это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения

    учащимися знаний о природе. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс

    развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям.

    3 Анализ и проведение опытно-экспериментальной работы по

    проблеме

    исследования

    3.1 Подготовка и проведение педагогического эксперимента

    Для изучения творческого начала в процессе игры в младшем

    школьном возрасте мы провели исследование, которое проводилось в три этапа.

    На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и

    провели диагностическое обследование, направленное на выявление творчества

    у младших школьников.

    В процессе изучения специальной литературы мы пришли к выводу,

    что творчество чаще рассматривается как наиболее содержательная форма

    психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая

    успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

    Психической основой творческой деятельности является

    воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее

    новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности

    (Л.С.Выготский и В.В.Давыдов).

    Важными показателями в развитии функций воображения является

    опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой

    внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться к ситуации, подчинять

    ее себе, овладевать ее содержательными особенностями.

    Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем

    детского воображения. Поэтому мы подобрали методики, направленные на

    изучение воображения и развития творческого начала детей.

    Многие исследователи (Л.С.Выготский, О.Н.Дьяченко,

    Н.А.Ветлугина) указывали на необходимость создания такой предметной среды,

    которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль на специфических

    предметах в развитии творчества у детей.

    На втором этапе формирующего эксперимента нами были созданы

    необходимые условия для оснащения развивающей среды младших школьников в

    учебном процессе.

    Третий этап – контрольный – был направлен на определение

    эффективности использования игры и игровых приемов как средство

    формирования творческого начала младших школьников.

    В исследовании принимали участие ученики 1 «а» класса

    (контрольная группа) и 1 «б» класса (экспериментальная группа) СОШ №2 г.

    Горячий Ключ.

    Для оценки творческой деятельности, продуктивности,

    оригинальности и способа создания рисунков мы использовали методику

    разработанную О.М.Дьяченко и А.И.Кириловой "Дорисовка фигур" [14].

    Испытуемым предъявлялись последовательно двадцать карточек, на

    каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как

    контуры элементов предметных изображений (например, силуэт ствола дерева с

    одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и т.п.) Ученика просили

    дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

    Количественная обработка результатов заключалась в выявлении

    степени оригинальности, необычности изображения. Подсчитывая коэффициент

    оригинальности каждого школьника, который был равен количеству рисунков, не

    повторяющихся у него и не у кого их детей группы (по характеру

    использования заданного для дорисовывания эталона).

    Познавательная мотивация творчества младшего школьника

    проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности,

    сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном,

    высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету,

    качеству).

    Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности

    творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается

    часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к

    новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.

    Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте

    основным компонентом творческого начала становится проблемность,

    обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая

    стремления к поиску несоответствий, противоречий.

    Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у

    творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это

    еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень

    непохожести, нестандартности, необычности.

    Методика Е.А.Панько «Придумай игру» направлена, на выявление

    умений у младших школьников создавать новую игру, формулировать правила

    игры, распределять роли и предвидеть возможные ситуации. Она направлена на

    определение способности к прогнозированию, предвосхищению и обеспечению

    возможности более быстрого решения проблем.

    Методика «Придумай игру» (автор Е.А.Панько) [

    ]

    Инструкция к проведению

    Ученик получает задание на 5 минут придумать какую-либо игру и

    подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

    1. Как называется игра?

    2. В чем она состоит?

    3. Сколько человек необходимо для игры?

    4. Какие роли получают участники в игре?

    5. Как будет проходить игра?

    6. Каковы правила игры?

    7. Чем должна будет закончиться игра?

    8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

    В ответах младшего школьника оценивается не речь, а содержание придуманной

    игры. В этой связи, спрашивая ученика, необходимо помогать ему – постоянно

    задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

    В основе способности к развитию творческого начала лежит такая

    личная особенность как креативность. Многие ученые (А.В.Петровский,

    Е.Н.Соколов, Я.Н.Коломинский) определяли креативность как особенность

    развития психических процессов, в частности давали характеристику мышлению

    как понимание главного, существенного, беглость (быстрый переход от одного

    способа решения к другому), гибкость (разнообразие идей), оригинальность

    (необычность, остроумность, самостоятельность решения задач), открытость

    (многогранное видение), воображение (фантазия – яркая, образная,

    стереотипная).

    Для выявления креативности мы использовали специальную методику

    «Вербальная фантазия» (автор Р.С.Немов) [31].

    Инструкция

    Школьнику дается задание придумать рассказ (историю, сказку) о

    каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по

    выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы

    или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 минуты, после этого

    ребенок приступает к рассказу.

    В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим

    признакам:

    1) скорость процессов воображения;

    2) необычность, оригинальность образов;

    3) богатство фантазии;

    4) глубина и проработанность (детализированность) образов;

    5) впечатлительность, эмоциональность образов.

    По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

    0 баллов – данный признак в рассказе отсутствует;

    1балл – данный признак имеется, но выражен слабо;

    2балла – соответствующий признак выражен достаточно сильно.

    3.2 Анализ результатов исследования

    На первом этапе исследования по методике «Дорисовка фигур» (автор

    О.М.Дъяченко, А.И.Кирилова) нами выявлено 6 типов решений школьниками

    экспериментальных задач на воображение.

    0 тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ученик еще не принимает

    задачу на построение образа воображения с использованием заданного

    элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то свое

    (свободное фантазирование).

    1 тип. Ученик дорисовывает фигуру на карточке так, что получается

    изображение отдельного субъекта (дерево и т.п.), но изображение контурное,

    схематичное, лишенное деталей.

    2 тип. Изображается отдельный субъект, но с разнообразными деталями.

    3 тип. Изображая отдельный объект, младший школьник уже включает его в

    какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая

    зарядку).

    4тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету

    (девочка гуляет с собакой).

    5тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах

    она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ученик, то

    теперь фигура включается как один из второстепенных элементов воплощаемого

    образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша,

    которым мальчик рисует картину и т.п.).

    При этом типе решения ученик проявляет большую свободу в

    использовании элементов для создания образов воображения.

    В ходе выполнения задания ребенок может вносить различные

    дополнения, изменения, варьировать и преобразовывать знакомый материал, а

    также создавать новые комбинации из усвоенных старых элементов.

    Данные исследования представлены в таблице 1.

    Таблица 1 - Диагностика способов создания рисунков и их оригинальности

    |Классы |Общее | Типы решения задач |

    | |кол-во |(коэффициент оригинальности) |

    | |учащихся | |

    | | |0 тип |1 тип |2 тип |3 тип |4 тип |5 тип |

    |1 «а» класс | | 2 | 2 | 5 | 5 | 3 | 3 |

    |(контрольная |20 | | | | | | |

    |группа) | | | | | | | |

    |1 «б» класс | | 4 | 4 | 3 | 3 | 5 | 1 |

    |(экспериментал|20 | | | | | | |

    |ьная группа) | | | | | | | |

    Рисунок 4

    Таким образом, коэффициент оригинальности каждого испытуемого

    во всех группах оказался тесно связанным с выявленными типами решения

    предложенных задач. При этом, чем сложнее был тип решения, способ

    манипулирования образами воображения, который применял ребенок, тем выше

    оказывался у него коэффициент оригинальности в данной возрастной группе.

    На втором этапе констатирующего эксперимента мы использовали

    методику Е.А.Панько «Придумай игру». Критерии оценки содержания придуманной

    ребенком игры в данной методике были следующие:

    1) оригинальность и новизна;

    2) продуманность условий;

    3) наличие в игре различных ролей для ее участников;

    4) наличие в игре определенных правил;

    5) точность критериев оценки успешности проведения игры.

    По каждому из критериев придуманная учеником игра может

    оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие

    в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в

    баллах игра оценивается отдельно). 1 балл – наличие, но слабая выраженность

    в игре данного признака. 2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в

    игре соответствующего признака.

    По всем этим критериям и признакам придуманная школьником игра

    в сумме может получиться от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа

    полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

    Выводы об уровне фантазии:

    10 баллов – очень высокий;

    8-9 баллов – высокий;

    6-7 баллов – средний;

    4-5 баллов – низкий;

    0-3 балла – очень низкий.

    Результаты исследования отображены в таблице 2.

    Таблица 2 - Оценка содержания придуманной игры

    |Классы |Общее кол-во|Уровень развития творческого начала в игре |

    | |учащихся | |

    | | |Очень |Высокий|Средний|Низкий |Очень |

    | | |высокий | | | |низкий |

    |1 «а» класс | | | | | | |

    |(контрольная |20 |4 |3 |5 |5 |3 |

    |группа) | | | | | | |

    |1 «б» класс | | | | | | |

    |(экспериментальна|20 |2 |3 |3 |7 |5 |

    |я группа) | | | | | | |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.