МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет

    пока не сломается крыша. Вскоре ему становится скучно. Поезд из кубиков

    гораздо интереснее. Два кубика, связанные вместе, - это грузовик с

    прицепом. А если сверху положить маленькие кубики, получится товарный

    поезд, который будет возить грузы в разные города. Когда ему надоест суша,

    каждый кубик станет лодкой и эту флотилию потянет баржа – большой кубик. И

    так он может играть бесконечно.

    Родители, стесненные в средствах, сокрушаются, что не могут покупать

    ребенку дорогих игрушек. Но представьте себе, как много ребенок может

    сделать с обычной картонной коробкой. Она и кровать, и дом, и грузовик, и

    танк, и крепость, и гараж.

    Но не думайте, что ребенку вообще не нужно покупать хороших игрушек.

    Придет время, и ему захочется трехколесный велосипед или самокат, и вы

    охотно купите его ребенку, если сможете. Но сначала обеспечьте его простыми

    игрушками, а потом добавляйте более сложные по своему вкусу и по своему

    карману.

    Еще до того, как ребенок научится пользоваться руками, ему нравится

    смотреть на ярко окрашенные предметы, подвешенные над его кроваткой. После

    5 – 6 мес. ему нравится держать предметы в руке, греметь ими, жевать их.

    Особенно хороши пластиковые игрушки (например, маленькие кольца, надетые на

    большое кольцо), потому что с них не сходит краска и их не прокусишь, как

    целлулоидные игрушки.

    Между одним и полутора годами ребенок с увлечением засовывает один

    предмет в другой и толкает или тащит его по комнате. Деревянный блок на 4-х

    колесах – любимая игрушка всех детей, но картонная коробка с веревочкой

    тоже хороша. Сначала дети научатся толкать предметы перед собой, а потом

    уже тащить их за собой. Ребенок с большим увлечением играет кастрюлями и

    прочей домашней утварью, или кубиками и блоками. Мать годовалого ребенка

    жалуется, что он не хочет играть с кубиками, а хочет вставлять кастрюльки и

    сковородки одна в другую. Ребенок видит, что его мать «играет» с

    кастрюлями, а не кубиками, поэтому и его больше привлекают кастрюли. Вот

    почему все дети бывают так зачарованы сигаретами. /3., 83 c./

    Ближе к 2 месяцу ребенку становится все интереснее подражать взрослым и

    страшим Дети сначала подражают тому, что делают мама и папа, например

    подметает пол, моет посуду или бреется.

    После 2 лет воображение становится более творческим. В этом возрасте

    дети играют куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно с

    кубиками. Кубики, поставленные один за другим – это поезд. Кубиками можно

    наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности. Набор кубиков и

    блоков всех размеров и форм стоит десяти игрушек для любого ребенка 6 – 8

    дет.

    Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем

    расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают

    идею игры, помогают развивать задуманную тему. Игрушечный самолет вызывает

    у детей желание стать летчиком, куклы в костюмах школьников наводят на

    мысль играть в «школу».

    Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя и

    наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка (….

    взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины,

    целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть

    самым разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет

    платья («голым»). Руки и ноги её обычно подвижно закреплены, иногда

    движется голова и закрываются глаза.

    Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли и

    является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему

    захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания.

    Мальчики и девочки 2-х лет отражают и закрепляют в игре простейшие

    жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают её, укладывают спать,

    кормят.

    Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете,

    движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы

    поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек.

    В этом возрасте не следует давать разнообразные типы кукол. Наблюдения

    психолога Мухиной В.С. показали, что трёхлетний малыш не использует по

    назначению, а обращает всех кукол в воспитанников детского сада. Малышам

    нужно давать кукол – мальчиков, девочек, «голышей», целесообразно также

    ввести куклу – маму, папу, воспитательницу. Её исследованием установлено,

    что фактура материала которого сделана кукла или зверюшка, играет

    значительную роль. Мелкие, пушистые материалы вызывают положительные

    эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не

    всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры

    игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции:

    доброжелательность, сочувствие и со – радость. Важное значение имеет такое

    соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено что определенная

    пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал

    лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие

    глаза – такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных

    чувств. /4., 105 c./

    Играя с куклой или игрушечной зверушкой, ребенок учится эмоциональному

    отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим

    доверительным другом ребенка.

    Хочется напомнить еще и о том, что ребенок обычно не просто играет с

    игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит

    их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья. Поэтому,

    чтобы ребенок полюбил игрушку она должна быть эстетически приемлемой.

    Ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению и она

    «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину:

    она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и

    неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события

    собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях,

    доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве

    заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому

    потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у

    девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок.

    Кукла как и мишка, обезьянка, собачка и др. – объект для общения во всех

    проявлениях ребенка, партнер по игре. У каждого нормально развивающегося

    ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За

    годы детства каждый ребенок по – своему привязывается к своей игрушке,

    переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

    Куклы – копии человека имеют предназначение в игре.

    У традиционной, «прекрасной», куклы большие глаза, обрамленные длинными

    ресницами, короткий носик, маленький яркий рот. Обязательно роскошные

    (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла обязательно получает

    имя от своей хозяйки – маленькой девочки. «Прекрасная» кукла может быть

    принцессой, мамой, дочкой. «Прекрасной» куклой дети восхищаются и немного

    стесняются ее. В «прекрасную» куклу мальчики как правило не играют.

    У характерной куклы (это кукла – мальчик или кукла – девочка) выражены

    определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т.д.

    Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, от которой не редко

    зависит разыгрываемый с ней сюжет. Этих кукол любят все дети.

    Куклы – герои народных и авторских сказок несут в себе заданность

    образа, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся

    сюжетные линии в игре: Иванушка – дурачок, Буратино и Чебурашка всегда

    хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас, Колдунья, Баба Яга –

    плохие, злые несправедливые и лживые. Ребенок приписывает положительный

    характер кукле множество положительных черт, а отрицательным чертам –

    негативные. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного способа

    взаимодействия с ними.

    Благодаря тому, что куклы – герои сказок несут в себе эталонность

    нравственного облика, ребенок сосредотачивает на них весь свой моральный

    опыт. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных

    отношений. То же можно сказать о кукольных зверюшках. Любимая игрушка учит

    ребенка доброте, способности отождествлятся как с куклой, так и с людьми.

    Много радости в детскую жизнь вносят игрушки – забавы, назначение

    которых – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они

    радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая

    утка, хлопушка, пищалки.

    Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их

    образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только

    танцует.

    Игрушки – забавы – это смешные, забавные фигурки людей, животных с

    фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки.

    Народные мастера умели подметить смешные стороны во внешнем виде и

    поведении человека, животного и показать это в игрушке. Особенно это ярко

    представлено в игрушках богородских резчиков. Тонкий юмор, заложенный в

    народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этому

    детей.

    Большой интерес представляют и забавные заводные игрушки (заяц –

    барабанщик, кувыркающаяся обезьяна и др.), принцип действия у них разный, а

    задача одна – повеселить детей, создать радостное настроение.

    Ученые отмечают одинаковый интерес мальчиков и девочек к игре с куклой.

    В самостоятельной игре дети оставляют без внимания слишком большие куклы

    как неудобные, а так же твердые. Особый интерес проявляется к шарнированной

    кукле 30 – 40 см. т.к. шарнир помогает одевать и раздевать, сажать ее и

    т.п.

    Если в начале второго года жизни рекомендовались куклы с мелкими

    париками, т.к. малыш не мог еще отображать игре уход за волосами куклы, то

    на третьем году на смену мелкому парику должны прийти пришивной парик с

    короткой стрижкой. Теперь ребенок с удовольствием расчесывает кукле волосы,

    прекрасно справляясь с этим заданием. Ребенок не только действует с куклой,

    но и называет ее по имени. Важна узнаваемость образа. /11., 38 c./

    Изучение игрового поведения детей связанного с выбором игрушек,

    показало, что наибольшим успехом у малышей пользуются игрушки – животные. В

    эксперименте игрушки, изображающие животных, избрали 74 % детей. (Г.Г.

    Локуциевская, Е.М. Гаспарова, Е.Б. Волосова и др.) (1,5 – 2,5 года)

    выбирают игрушки мягкие, гнущиеся, из резины, поролона, ткани. Малыши очень

    любят изображения домашних животных, знакомых персонажей сказок, героев

    веселых потешек: собачку, кошечку, петушка и курочку, коровку и лошадку,

    свинку и овечку, уточку)

    Ребята более старшего возраста (2,5 – 3 г.) любят играть с плоскостными

    моделями, изображающими животных. Значительно расширяется номеклатура для

    избирательности. Теперь малыш отдает предпочтение диким животным –

    «зверюшкам» (волк, лиса, медведь, кабан, заяц, тигр и т.д.). Привлекают и

    экзотические животные: слон, крокодил, бегемот «кашелотик – кашелот» и пр.У

    малышей первые простейшие знания о животных начинают складываться в

    результате неоднократного наблюдения за ними. Дети замечают, что у всех

    животных имеются глаза, уши, рот, лапы; они перемещаются в пространстве,

    едят и пьют; они живые.

    К двум годам малыш узнает в натуре, на картинках, по книгам кошку,

    собаку, петуха, курочку, птицу, рыбку, корову. Начинает понимать разницу

    между живым и неживым объектом (заводная игрушка бедна по запасу движений,

    не требует ухода и т.д.). У детей появляется большой интерес к заводным

    игрушкам. Это игрушки – забавы. Знакомство с заводными игрушками должно

    проходить в эмоционально – доброжелательной форме. При показе игрушечных

    животных взрослый никогда не должен изображать страх на лице, боязнь, что

    они «укусят». Иногда взрослые делают последнее, желая пошутить,

    подчеркнуть, что игрушка живая. Но эффект от этого получается неожиданный.

    Среди игрушек основное место занимают животные стилизованные под

    человека: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п.

    Их можно купать, кормить, водить заручку, катать в коляске, разговаривать с

    ними, т.е. действовать как с куклой.

    Такая аналогия позволяет взрослому, во – первых, организовать игры и

    инициирование с игрушками – животными как с «живыми» объектами на уровне

    знаний, доступных ребенку; во – вторых учить отображать бытовые ситуации

    (купание, кормление и т.п.) и закреплять обобщенное представление о них; в

    – третьих, развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные

    признаки человека и животных; в – четвертых, подводить ребенка к пониманию

    реального и сказочного в окружающей действительности.

    Театральные игрушки по характеру и содержанию являются объездными, но

    они несут свою особую педагогичную задачу. Они используются при постановке

    спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в

    соответствии с их внешним видом. К ним относятся игрушки: куклы перчаточные

    (ви – бато), пальчиковые, фигурки персонажей для настольных театров,

    фигурки и элементы декораций по сюжетам широко известных и любимых детьми

    сказок и, наконец, элементы костюмов для игры – драматизации, где участвуют

    сами дети. Театральная игрушка – одна из самых живых и веселых. С ее

    помощью взрослый может делать буквально чудеса.

    Ребенок охотно подчиняется требованию Буратино идти умываться, чистить

    зубы и ложиться спать. Малыш, конечно знает, что за Буратино говорит мама,

    что ожил смешной человечек только в маминых руках, но слушаться при этом

    интересно. Поэтому молодые родители могут пользоваться таким приемом, если

    их малыш не слушается.

    Позднее ребенок сам пробует «водить» куклу, говорить за нее. Речь его

    становится образнее, выразительнее, он сам придумывает смешные сценки,

    показывает сверстникам свой кукольный театр; его воображение развивается,

    он старается получше запомнить сказки, сценки из детских спектаклей, чтобы

    потом их воспроизвести. В театрализованных играх с куклами ребенок

    стремиться как можно точнее повторить содержимое этих сказок и показывает

    наиболее запомнившиеся отрывки.

    Дети трех – четырех лет играют в настольный театр выпиленными

    раскрашенными фигурками, которые изображают героев общеизвестных народных

    сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и пр. Малыш рассказывает

    сказку, передвигая фигурки

    Управлять куклами типа бибато (наручные) детям гораздо труднее

    (одновременно «играть» двумя куклами часто трудно даже взрослым).

    Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника

    выразительность речи, мимику, пантомимику, стимулирует развитие театрально

    – речевых способностей, а так же они предназначены для эстетического

    воспитания детей.

    Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят

    ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в

    себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи,

    интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая

    игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-

    нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину.

    Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми

    младшей и средней группы.

    К основным видам дидактических игрушек относятся следующие:

    Разборные игрушки – матрешки, башенки, шарики, грибы и пр. В

    большинстве случаев это русские народные игрушки (бабенковские, золовские).

    На втором году жизни детям нужны башенки (пирамидки) из разноцветных

    колец, которые они нанизывают на стержень. Эта увлекательная и полезная

    игра укрепляет мышцы рук, приучает сосредоточенно заниматься одним делом.

    Занимательна детям и матрешка, играя с ней ребенок учится вкладывать

    меньшую в большую. Ребенку надо показать, как надо играть в ту или иную

    игрушку.

    - Игрушки для конструирования – мозаика, состоящая из геометрических форм

    или цветных шариков, различные головоломки.

    - Звучащие и музыкальные игрушки: погремушка, барабан, ксилофон,

    металлофон, свистульки, органчики, цитры, бубны. Их назначение –

    способствовать развитию музыкальных способностей: слуха, ритма, поэтому у

    них должен быть звук чистого тона. Воспитатель активно использует их в

    работе с детьми 3 – 4-года жизни ; старшие дети пользуются ими не только

    для упражнений, но и в сюжетных играх, инсценировках, «концертах» и др.

    Музыкальные руководители и воспитатели, имеющие соответствующую

    подготовку, организуют детские оркестры, что повышает интерес детей к

    музыкальным игрушкам. Музыкальные органчики с разными мелодиями

    встраиваются в игрушечные инструменты – балалайку, гитару, детское

    пианино. Дети могут подхватить несложную мелодию, спеть песенку.

    Очень важно, покупая музыкальную игрушку, проверить, как она звучит, не

    покупать фальшиво звучащую игрушку: она может принести ребенку только вред.

    А сейчас такие игрушки сплошь и рядом. Покупая их, нужно все проверить

    внимательно, учитывая при этом, конечно, возраст ребенка.

    Очень любят дети «играть» и на не звучащем инструменте. Зная это

    воспитатели детски садов часто сами рисуют на картоне клавиатуру пюпитр для

    нот. Изображая игру на рояле дети часто поют песни, им не мешает то, что

    инструмент беззвучен, наоборот песня льется свободнее, в то время как играя

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.