МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Игры и игровые ситуации на уроках природоведения и их образовательная функция

    Авторы концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов

    теоретически обосновали и практически продемонстрировали возможность

    раскрытия общих принципов построения тех или иных действий на разных этапах

    жизни ребенка.

    В первые годы обучения младшие школьники особенно эмоционально

    относятся к требованиям и правилам школы. Следовательно, уже на начальных

    этапах школьной жизни необходимо создать такую ситуацию и такие условия,

    при которых ребенку станет понятно, что количество и качество приобретенных

    им знаний зависят от его собственной активности. Сориентировать ребенка в

    этом направлении лучше всего в рамках ролевой игры.

    В конце второго - начале третьего года жизни ребенок впервые заявляет

    о себе как субъекте стремлением к самостоятельности («Я сам!»). К концу

    дошкольного возраста он становится субъектом разнообразных видов и форм

    деятельности. Кроме того, у него формируется потребность в реализации себя

    как субъекта и в расширении сферы этой реализации, что находит свое

    отражение в ролевой игре. Потребность к самоизменению и способность к нему

    могут сложиться лишь в процессе школьного обучения и воспитания.

    Сегодня и теоретики и практики оценили уникальные возможности игры в

    роли активного участника как учебного, так и воспитательного процесса. Ш.А.

    Амонашвили определяет исключительную роль игры для «… усиления

    познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения,

    ускорения развития».1 Ряд игр, сходных по внешним условиям с дошкольными

    играми, знакомыми ребенку, но по своему содержанию и целям направленные на

    формирование рефлексивного самоконтроля и мотивов саморазвития, помогают

    решить проблему приучения ребенка к школе, сделать безболезненным переход

    дошкольника в статус школьника. Игра в учебно-воспитательном процессе

    призвана решать отдельные сиюминутные задачи, но главное - способствовать

    при этом развитию личности младшего школьника. Игра младшего школьника

    заранее «обречена» на успех, так как практически все дети не очень хорошо

    понимая, что значит учиться, готовы хорошо играть в школу и учеников.

    Буквально в последние годы проведено интересное исследование Башаевой Т.В.

    Она разработала игровую систему сенсорного обучения (ИССО). Последняя

    направлена на формирование восприятия в дошкольном и младшем школьном

    возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных

    действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных

    эталонов.

    В обучающей системе Т.В. Башаевой предлагаются образцы сенсорных

    эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок

    может освоить в игровых занятиях. В систему также входят игры, направленные

    на формирование перцептивных действий и постепенно переносящие их из

    внешних действий на внутренние, с уровня манипулирования предметами на

    уровень сравнения их с сенсорными эталонами - образцами, а затем и

    аналитического сопоставления с эталонами - представлениями.

    Для развития каждого вида восприятия разработана система игр, которые

    постепенно усложняются в соответствии с этапами формирования перцептивных

    действий.

    Система имеет два уровня сложности: первый включает в себя игры на

    восприятие свойств предметов (цвета, формы и др.), восприятие пространства,

    времени движений и целостных предметов; второй включает в себя восприятие

    природы.

    ИССО позволяет не только целенаправленно и ускоренно формировать

    восприятие, но и определить примерный уровень развития восприятия. Если

    ребенок самостоятельно выполняет игровые задания, то по характеру игры

    можно определить, какой уровень перцептивных действий развит у ребенка,

    какие сенсорные эталоны он освоил.

    Данная система обучения может помочь в обнаружении каких-то пробелов в

    восприятии ребенка: неумение воспринимать отдельные свойства или их

    разновидности, неумение пользоваться каким-либо перцептивным приемом,

    неполноту системы эталонов. Эти недоработки в воспринимающей системе

    ребенка могут быть обнаружены и утроены с помощью игр. Своевременное

    выявление отставания поможет избежать неудач на первых этапах школьного

    обучения.

    Игровая система позволяет в доступной и интересной форме развивать

    ведущий познавательный процесс у младших школьников.

    Таким образом, в ходе становления и развития процесса обучения игра

    прошла своеобразную эволюцию. Возникнув из необходимости реализации

    занимательности в обучении, она привлекла внимание психологов, дидактов,

    методистов. К настоящему времени раскрыта ее значимость в обучении, она

    получила серьезное психологическое обоснование и дидактическое

    подтверждение. Разработано большое количество учебных игр. Уделено им

    внимание и в методике природоведения. Однако в в последней они недостаточно

    систематизированы. Переориентация приоритетов целей образования потребовала

    разработки новых игр, обновления подходов их применения в учебном процессе.

    §2 Психолого-педагогические основы применения игр, как средства

    обучения.

    Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным

    ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей

    деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные

    изменения в психике детей, происходит формирование основных психических

    процессов и свойств личности, проявляются психические новоообразования,

    характерные именно для данного конкретного возраста.

    Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности

    является непосредственно-эмоциональное общение, в раннем детстве (от 1 года

    до 3-х лет) - предметная деятельность, в дошкольном - игра, в младшем

    школьном возрасте - учеба, в подростковом - общение со сверстниками.

    Игра в технических формах, в каких она существовала в дошкольном

    детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее

    значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в

    том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющей просто

    удовольствие, имеют определенную цель. Да и сами по себе игры в этом

    возрасте становятся иными. Большой интерес для младших школьников

    представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и взрослые. Это

    игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и

    развить свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми.

    Дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности взаимоотношений

    взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Участие

    детей в таких играх способствует их самоутверждению, развитию

    настойчивости, стремление к успеху и другие полезные мотивационные

    качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В

    таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию,

    прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.п. К

    новому типу игр, которые начинают привлекать повышенное внимание детей в

    младшем школьном возрасте, относятся и разнообразные спортивные игры,

    укрепляющие здоровье детей, вырабатывающие системность, настойчивость,

    другие полезные качества.

    Р.С. Немов выделяет 4 основных вида деятельности, характерных для

    ребенка младшего школьного возраста, - учение, общение, труд и игра -

    выполняют специфические функции в его развитии. Учение способствует

    приобретению знаний, умений и навыков. Общение улучшает обмен информацией,

    совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно

    воспринимать, понимать и оценивать других людей. Труд улучшает ручные

    движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление.

    Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления,

    формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Без

    активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его

    психическое развитие было бы односторонним и неполным.

    Игра есть средство познания ребенком действительности. Известный

    детский психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал социальную природу игры. Он

    проанализировал структуру развернутой сюжетно-ролевой игры, выделил единицу

    игры - роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые

    действия. Это - действия со значениями, они носят изобразительный характер.

    Другой компонент игры - правила. Благодаря им, возникает новая форма

    удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют

    правила.

    Содержанием развитой формы ролевой игры является не предмет и его

    употребление, а отношения между людьми; содержанием игр старших

    дошкольников является подчинением правилам в соответствии с поставленной

    целью. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и

    деятельности взрослых людей.

    Таким образом, игра - это деятельность по ориентации в смыслах

    человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как: 1) особое

    отношение личности к окружающему миру, 2) особая деятельность ребенка,

    которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность, 3)

    социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к

    миру), 4) особое содержание усвоения, 5) деятельность, в ходе которой

    происходит развитие психики ребенка, 6) социально-педагогическая форма

    организации детской жизни и «детского общества».

    Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей

    деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные

    новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект

    общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.

    К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет

    своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время

    большое место начинают занимать игры с правилами и дидактическими играми. В

    них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его

    движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются

    способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

    Играя, младшие школьники стремятся брать на себя роли, которые

    привлекают их в реальной жизни; как правило, связанные с проявлением

    смелости, мужества и т.д. По сравнению с дошкольниками, младшие школьники

    больше времени затрачивают на обсуждение сюжета, распределение ролей. В

    конфликтных ситуациях у детей появляется умение анализировать свою

    деятельность, оценивать свои поступки и возможности. В целом развитие

    сюжетов игр ведет от бытовых к играм с производственным сюжетом, а затем -

    к сюжетам, отражающим общественно-политические события. В первом классе

    большое место в игре отводится школе - дети учат кукол, друг друга. В 9-10

    лет игры со школьной тематикой исчезают. У детей 7-8 лет продолжаются игры,

    связанные с жизнью семьи (бытовые). В игру вводится импровизация. У младших

    школьников широко представлены индивидуальные и групповые игры. Но

    последние преимущественно небольшими группами - по 2-3 человека.

    Распространены ритмические игры, игры в театр. Большое место в третьем

    классе начинают занимать игры с правилами без сюжетов и спортивные игры.

    Чем старше дети, тем все большее место занимает в игре соревнование. Оно

    развивает у детей умение действовать в коллективе, бороться за честь

    класса. В младшем школьном возрасте происходит также переход от игр в плане

    внешних действий - к играм в плане воображения, в уме. Так, дети могут

    совершать космические путешествия, не производя при этом внешних действий.

    То есть складывается уже идеальная игра, игра воображения.

    В игровой деятельности ребенок познает мир через его восприятие.

    Именно игра включает в этот процесс все органы чувств. В связи с этим

    считаем важным рассмотреть психологические особенности процесса восприятия.

    Восприятие - ведущий познавательный процесс дошкольного и младшего

    школьного возраста, который выполняет объединяющую функцию:

    1. восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ

    предмета;

    2. оно объединяет все познавательные процессы в совместной

    согласованной работе по переработке и получению информации;

    3. восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в

    форме представлений и образов предметов и формирует целостную

    картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка.

    Правильное представление о действительности обеспечивает успешное

    накопление навых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности,

    адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий

    уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

    Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает

    получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и

    различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и

    назначения.

    Восприятие помогает отличить один предмет от других, выделить какие-то

    предметы или явления из ряда других, похожих или не похожих на него.

    Как же это происходит?

    Любая информация поступает к нам через органы чувств: глаза, уши, нос,

    язык, поверхность тела. Каждый орган чувств получает свой специфический для

    него вид информации. А в реальном мире каждый предмет может обладать

    разными видами информации (разными свойствами). Роль восприятия заключается

    в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у нас

    представление о целом предмете со всеми его свойствами. Даже когда предмет

    убирают от нас, мы по одному только запаху можем представить его вновь. При

    первой встрече с предметом формируется его «образ», который мы можем

    мысленно воссоздать. Он будет не очень точным, а схематичным или выделится

    какое-то одно свойство - тогда «образ» предмета будет называться

    представлением. По мере накопления знаний о предмете, представление будут

    уточняться, как бы восстанавливаться и приближаться по точности к самому

    предмету. Когда представления неточные, неполные, человек может путать

    предметы, не узнавать их, не сможет правильно ими пользоваться. Задача

    развития восприятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка

    правильное представление об окружающем мире.

    Как это сделать?

    Главным условием является обучение ребенка действиям с этими

    предметами. И не любые действия, а такие, которые помогают ребенку

    обнаружить основные свойства предмета, его назначение, особенности. Эти

    действия называются перцептивными или воспринимающими, обследовательскими.

    В мире существует огромное количество предметов и явлений, они

    обладают самыми разнообразными свойствами. Для того, чтобы облегчить и

    ускорить процесс формирования представления об окружающем мире, необходимо

    обучить ребенка основным действиям и правилам восприятия. Когда ребенок их

    освоит, он сам, без помощи взрослых, будет изучать предметы и явления и

    получать представление о них. Если ребенок знает, что надо делать, как надо

    знакомиться с новым для него предметом, то у него появляется познавательная

    активность, любознательность.

    У старшего дошкольника и младшего школьника возрастное восприятие

    предметов и явлений опирается на систему перцептивных действий и систему

    эталонов (принятых образцов), с которыми ребенок сравнивает предметы.

    Характер перцептивных действий меняется, в них увеличивается доля

    зрительного обследования, и только в затруднительных случаях и с

    незнакомыми объектами в обследовании участвует рука. Ребенок может мысленно

    выполнять некоторые двигательные действия: переворачивание предмета,

    прикладывание, измерение.Такие слоджные действия помогают сформировать

    более детальный образ предмета, где все свойства и детали находятся в

    определенном соотношении друг с другом, тогда образ называют системным.

    Ребенок становится наблюдательным, замечая малейшие отличия. Он с интересом

    знакомится с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя

    накопленный опыт перцептивных действий, которые превращаются в инструмент

    познания. Восприятие становится психическим процессом, все больше

    осуществляется в уме, почти мгновенно, перцептивные действия сворачиваются,

    выполняются незаметно и быстро. Ребенок быстро узнает знакомые предметы,

    замечает их отличия и сходство. Тогда говорят, что восприятие стало

    внутренним процессом. Перцептивные действия, которые выполняются в уме,

    создают условия для формирования мышления. Мышление уже направлено на

    познание не внешних особенностей предметов и явлений, а на познание скрытых

    связей между предметами и явлениями, их внутренних особенностей, сложных

    отношений между ними, таких как причина и следствие, функции предметов,

    родовые и видовые связи и другие. Тогда ребенок готов к обучению в школе.

    Таким образом, игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать

    значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая

    складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу

    обучения в начальной школе. Применение игр и игровых ситуаций в процессе

    обучения вообще и в преподавании природоведения в частности обосновано

    психо-физиологическими особенностями ребенка 6-10 лет и доказано в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.