Игры и игровые ситуации на уроках природоведения и их образовательная функция
Авторы концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов
теоретически обосновали и практически продемонстрировали возможность
раскрытия общих принципов построения тех или иных действий на разных этапах
жизни ребенка.
В первые годы обучения младшие школьники особенно эмоционально
относятся к требованиям и правилам школы. Следовательно, уже на начальных
этапах школьной жизни необходимо создать такую ситуацию и такие условия,
при которых ребенку станет понятно, что количество и качество приобретенных
им знаний зависят от его собственной активности. Сориентировать ребенка в
этом направлении лучше всего в рамках ролевой игры.
В конце второго - начале третьего года жизни ребенок впервые заявляет
о себе как субъекте стремлением к самостоятельности («Я сам!»). К концу
дошкольного возраста он становится субъектом разнообразных видов и форм
деятельности. Кроме того, у него формируется потребность в реализации себя
как субъекта и в расширении сферы этой реализации, что находит свое
отражение в ролевой игре. Потребность к самоизменению и способность к нему
могут сложиться лишь в процессе школьного обучения и воспитания.
Сегодня и теоретики и практики оценили уникальные возможности игры в
роли активного участника как учебного, так и воспитательного процесса. Ш.А.
Амонашвили определяет исключительную роль игры для «… усиления
познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения,
ускорения развития».1 Ряд игр, сходных по внешним условиям с дошкольными
играми, знакомыми ребенку, но по своему содержанию и целям направленные на
формирование рефлексивного самоконтроля и мотивов саморазвития, помогают
решить проблему приучения ребенка к школе, сделать безболезненным переход
дошкольника в статус школьника. Игра в учебно-воспитательном процессе
призвана решать отдельные сиюминутные задачи, но главное - способствовать
при этом развитию личности младшего школьника. Игра младшего школьника
заранее «обречена» на успех, так как практически все дети не очень хорошо
понимая, что значит учиться, готовы хорошо играть в школу и учеников.
Буквально в последние годы проведено интересное исследование Башаевой Т.В.
Она разработала игровую систему сенсорного обучения (ИССО). Последняя
направлена на формирование восприятия в дошкольном и младшем школьном
возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных
действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных
эталонов.
В обучающей системе Т.В. Башаевой предлагаются образцы сенсорных
эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок
может освоить в игровых занятиях. В систему также входят игры, направленные
на формирование перцептивных действий и постепенно переносящие их из
внешних действий на внутренние, с уровня манипулирования предметами на
уровень сравнения их с сенсорными эталонами - образцами, а затем и
аналитического сопоставления с эталонами - представлениями.
Для развития каждого вида восприятия разработана система игр, которые
постепенно усложняются в соответствии с этапами формирования перцептивных
действий.
Система имеет два уровня сложности: первый включает в себя игры на
восприятие свойств предметов (цвета, формы и др.), восприятие пространства,
времени движений и целостных предметов; второй включает в себя восприятие
природы.
ИССО позволяет не только целенаправленно и ускоренно формировать
восприятие, но и определить примерный уровень развития восприятия. Если
ребенок самостоятельно выполняет игровые задания, то по характеру игры
можно определить, какой уровень перцептивных действий развит у ребенка,
какие сенсорные эталоны он освоил.
Данная система обучения может помочь в обнаружении каких-то пробелов в
восприятии ребенка: неумение воспринимать отдельные свойства или их
разновидности, неумение пользоваться каким-либо перцептивным приемом,
неполноту системы эталонов. Эти недоработки в воспринимающей системе
ребенка могут быть обнаружены и утроены с помощью игр. Своевременное
выявление отставания поможет избежать неудач на первых этапах школьного
обучения.
Игровая система позволяет в доступной и интересной форме развивать
ведущий познавательный процесс у младших школьников.
Таким образом, в ходе становления и развития процесса обучения игра
прошла своеобразную эволюцию. Возникнув из необходимости реализации
занимательности в обучении, она привлекла внимание психологов, дидактов,
методистов. К настоящему времени раскрыта ее значимость в обучении, она
получила серьезное психологическое обоснование и дидактическое
подтверждение. Разработано большое количество учебных игр. Уделено им
внимание и в методике природоведения. Однако в в последней они недостаточно
систематизированы. Переориентация приоритетов целей образования потребовала
разработки новых игр, обновления подходов их применения в учебном процессе.
§2 Психолого-педагогические основы применения игр, как средства
обучения.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным
ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей
деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные
изменения в психике детей, происходит формирование основных психических
процессов и свойств личности, проявляются психические новоообразования,
характерные именно для данного конкретного возраста.
Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности
является непосредственно-эмоциональное общение, в раннем детстве (от 1 года
до 3-х лет) - предметная деятельность, в дошкольном - игра, в младшем
школьном возрасте - учеба, в подростковом - общение со сверстниками.
Игра в технических формах, в каких она существовала в дошкольном
детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее
значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в
том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющей просто
удовольствие, имеют определенную цель. Да и сами по себе игры в этом
возрасте становятся иными. Большой интерес для младших школьников
представляют такие игры, в которые с удовольствием играют и взрослые. Это
игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и
развить свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми.
Дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности взаимоотношений
взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Участие
детей в таких играх способствует их самоутверждению, развитию
настойчивости, стремление к успеху и другие полезные мотивационные
качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В
таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию,
прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.п. К
новому типу игр, которые начинают привлекать повышенное внимание детей в
младшем школьном возрасте, относятся и разнообразные спортивные игры,
укрепляющие здоровье детей, вырабатывающие системность, настойчивость,
другие полезные качества.
Р.С. Немов выделяет 4 основных вида деятельности, характерных для
ребенка младшего школьного возраста, - учение, общение, труд и игра -
выполняют специфические функции в его развитии. Учение способствует
приобретению знаний, умений и навыков. Общение улучшает обмен информацией,
совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно
воспринимать, понимать и оценивать других людей. Труд улучшает ручные
движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление.
Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления,
формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Без
активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его
психическое развитие было бы односторонним и неполным.
Игра есть средство познания ребенком действительности. Известный
детский психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал социальную природу игры. Он
проанализировал структуру развернутой сюжетно-ролевой игры, выделил единицу
игры - роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые
действия. Это - действия со значениями, они носят изобразительный характер.
Другой компонент игры - правила. Благодаря им, возникает новая форма
удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют
правила.
Содержанием развитой формы ролевой игры является не предмет и его
употребление, а отношения между людьми; содержанием игр старших
дошкольников является подчинением правилам в соответствии с поставленной
целью. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и
деятельности взрослых людей.
Таким образом, игра - это деятельность по ориентации в смыслах
человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как: 1) особое
отношение личности к окружающему миру, 2) особая деятельность ребенка,
которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность, 3)
социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к
миру), 4) особое содержание усвоения, 5) деятельность, в ходе которой
происходит развитие психики ребенка, 6) социально-педагогическая форма
организации детской жизни и «детского общества».
Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей
деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные
новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект
общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой.
К началу младшего школьного возраста игровая деятельность не теряет
своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время
большое место начинают занимать игры с правилами и дидактическими играми. В
них ребенок учится подчинять свое поведение правилам, формируются его
движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются
способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.
Играя, младшие школьники стремятся брать на себя роли, которые
привлекают их в реальной жизни; как правило, связанные с проявлением
смелости, мужества и т.д. По сравнению с дошкольниками, младшие школьники
больше времени затрачивают на обсуждение сюжета, распределение ролей. В
конфликтных ситуациях у детей появляется умение анализировать свою
деятельность, оценивать свои поступки и возможности. В целом развитие
сюжетов игр ведет от бытовых к играм с производственным сюжетом, а затем -
к сюжетам, отражающим общественно-политические события. В первом классе
большое место в игре отводится школе - дети учат кукол, друг друга. В 9-10
лет игры со школьной тематикой исчезают. У детей 7-8 лет продолжаются игры,
связанные с жизнью семьи (бытовые). В игру вводится импровизация. У младших
школьников широко представлены индивидуальные и групповые игры. Но
последние преимущественно небольшими группами - по 2-3 человека.
Распространены ритмические игры, игры в театр. Большое место в третьем
классе начинают занимать игры с правилами без сюжетов и спортивные игры.
Чем старше дети, тем все большее место занимает в игре соревнование. Оно
развивает у детей умение действовать в коллективе, бороться за честь
класса. В младшем школьном возрасте происходит также переход от игр в плане
внешних действий - к играм в плане воображения, в уме. Так, дети могут
совершать космические путешествия, не производя при этом внешних действий.
То есть складывается уже идеальная игра, игра воображения.
В игровой деятельности ребенок познает мир через его восприятие.
Именно игра включает в этот процесс все органы чувств. В связи с этим
считаем важным рассмотреть психологические особенности процесса восприятия.
Восприятие - ведущий познавательный процесс дошкольного и младшего
школьного возраста, который выполняет объединяющую функцию:
1. восприятие объединяет свойства предметов в целостный образ
предмета;
2. оно объединяет все познавательные процессы в совместной
согласованной работе по переработке и получению информации;
3. восприятие объединяет весь полученный опыт об окружающем мире в
форме представлений и образов предметов и формирует целостную
картину мира в соответствии с уровнем развития ребенка.
Правильное представление о действительности обеспечивает успешное
накопление навых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности,
адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий
уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.
Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает
получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и
различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и
назначения.
Восприятие помогает отличить один предмет от других, выделить какие-то
предметы или явления из ряда других, похожих или не похожих на него.
Как же это происходит?
Любая информация поступает к нам через органы чувств: глаза, уши, нос,
язык, поверхность тела. Каждый орган чувств получает свой специфический для
него вид информации. А в реальном мире каждый предмет может обладать
разными видами информации (разными свойствами). Роль восприятия заключается
в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у нас
представление о целом предмете со всеми его свойствами. Даже когда предмет
убирают от нас, мы по одному только запаху можем представить его вновь. При
первой встрече с предметом формируется его «образ», который мы можем
мысленно воссоздать. Он будет не очень точным, а схематичным или выделится
какое-то одно свойство - тогда «образ» предмета будет называться
представлением. По мере накопления знаний о предмете, представление будут
уточняться, как бы восстанавливаться и приближаться по точности к самому
предмету. Когда представления неточные, неполные, человек может путать
предметы, не узнавать их, не сможет правильно ими пользоваться. Задача
развития восприятия заключается в том, чтобы сформировать у ребенка
правильное представление об окружающем мире.
Как это сделать?
Главным условием является обучение ребенка действиям с этими
предметами. И не любые действия, а такие, которые помогают ребенку
обнаружить основные свойства предмета, его назначение, особенности. Эти
действия называются перцептивными или воспринимающими, обследовательскими.
В мире существует огромное количество предметов и явлений, они
обладают самыми разнообразными свойствами. Для того, чтобы облегчить и
ускорить процесс формирования представления об окружающем мире, необходимо
обучить ребенка основным действиям и правилам восприятия. Когда ребенок их
освоит, он сам, без помощи взрослых, будет изучать предметы и явления и
получать представление о них. Если ребенок знает, что надо делать, как надо
знакомиться с новым для него предметом, то у него появляется познавательная
активность, любознательность.
У старшего дошкольника и младшего школьника возрастное восприятие
предметов и явлений опирается на систему перцептивных действий и систему
эталонов (принятых образцов), с которыми ребенок сравнивает предметы.
Характер перцептивных действий меняется, в них увеличивается доля
зрительного обследования, и только в затруднительных случаях и с
незнакомыми объектами в обследовании участвует рука. Ребенок может мысленно
выполнять некоторые двигательные действия: переворачивание предмета,
прикладывание, измерение.Такие слоджные действия помогают сформировать
более детальный образ предмета, где все свойства и детали находятся в
определенном соотношении друг с другом, тогда образ называют системным.
Ребенок становится наблюдательным, замечая малейшие отличия. Он с интересом
знакомится с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя
накопленный опыт перцептивных действий, которые превращаются в инструмент
познания. Восприятие становится психическим процессом, все больше
осуществляется в уме, почти мгновенно, перцептивные действия сворачиваются,
выполняются незаметно и быстро. Ребенок быстро узнает знакомые предметы,
замечает их отличия и сходство. Тогда говорят, что восприятие стало
внутренним процессом. Перцептивные действия, которые выполняются в уме,
создают условия для формирования мышления. Мышление уже направлено на
познание не внешних особенностей предметов и явлений, а на познание скрытых
связей между предметами и явлениями, их внутренних особенностей, сложных
отношений между ними, таких как причина и следствие, функции предметов,
родовые и видовые связи и другие. Тогда ребенок готов к обучению в школе.
Таким образом, игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать
значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая
складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу
обучения в начальной школе. Применение игр и игровых ситуаций в процессе
обучения вообще и в преподавании природоведения в частности обосновано
психо-физиологическими особенностями ребенка 6-10 лет и доказано в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|