МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Использование различных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии

    превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу.

    Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях,

    когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный

    характер, представляет собой описание способов практических действий,

    является весьма сложным или принципиально новым для того, чтобы ученики

    могли осуществить самостоятельный поиск знаний.

    На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется

    программированное обучение [11, с. 67-70].

    В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере

    развивать мышления школьников, и особенно самостоятельность, гибкость

    мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. При

    чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса

    усвоения знаний, а порой и просто зубрежке. Одними репродуктивными методами

    невозможно успешно развивать и такие качества личности, как творческий

    подход к делу, самостоятельность. Все это не позволяет их активно применять

    на уроках технологии, а требует применять наряду с ними еще и методы

    обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность школьников.

    Проблемно-поисковые методы обучения. Проблемно-поисковые методы

    обучения применяются в ходе проблемного обучения. При использовании

    проблемно поисковых методов обучения учитель использует такие приемы:

    создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу,

    экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных

    подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность

    выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Ученики, основываясь на

    прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения

    проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины

    явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант

    разрешения проблемной ситуации.

    Изложение учебного материала методом проблемного рассказа и проблемно

    построенной лекции предполагает, что преподаватель по ходу изложения

    размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой

    мышление слушателей, делая его более активным и творческим.

    Одним из методов проблемного обучения является эвристическая и

    проблемно-поисковая беседа. В ходе ее учитель ставит перед учащимися ряд

    последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны

    высказывать какие-либо предположения и пытаться затем самостоятельно

    доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое

    самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний. Если в ходе

    эвристической беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из

    основных элементов новой темы, то во время проблемно поисковой беседы

    ученики разрешают целую серию проблемных ситуаций.

    Наглядные пособия при проблемно поисковых методах обучения применяются

    уже не только в целях активизации запоминания, и для постановки

    экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на уроках.

    Ценным видом проблемных практических работ являются исследовательские

    лабораторные работы, в ходе которых ученики, например, самостоятельно

    выясняют законы плавления тел, законы колебаний математического маятника и

    другие. Такие лабораторные работы проводятся до изучения теории и ставят

    учеников перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия.

    К слабым сторонам поисковых методов не позволяющих сделать их

    единственным видом обучения в школе, по сравнению с репродуктивными,

    следует отнести: значительно большие расходы времени на изучение учебного

    материала, недостаточную эффективность их при решении задач формирования

    практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и

    подражание имеют большое значение; слабую эффективность их при усвоении

    принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен

    принцип опоры на прежний опыт, при изучении сложных тем, где крайне

    необходимо объяснение учителя, а самостоятельный поиск оказывается

    недоступным для большинства школьников.

    Проблемно-поисковые методы применяются преимущественно с целью

    развития навыков учебно-познавательной творческой деятельностью, они

    способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями.

    Особенно эффективно применяются эти методы в тех случаях, когда содержание

    учебного материала направлено на формирование понятий, законов и теорий в

    соответствующей области науки, а не на сообщение фактической информации,

    выработку лабораторно-экспериментальных умений и навыков трудовой

    деятельности; когда содержание учебного материала не является принципиально

    новым, а логически продолжает ранее изученное, на базе которого ученики

    могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых знаний, то есть

    проблемные ситуации находятся в зоне ближайшего развития познавательных

    возможностей школьников. Применение проблемно поисковых методов на уроках

    технологии наиболее эффективно для активизации деятельности по разрешению

    проблемных ситуаций, учебно-познавательной деятельности учащихся.

    6. Методы самостоятельной работы

    Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя

    выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении

    учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со

    стороны преподавателя.

    Когда ученик выполняет свою деятельность без непосредственного

    руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе

    применяется метод самостоятельной работы. Когда методы применяются при

    активном управлении действиями учеников со стороны учителя,

    классифицируется как методы учебной работы под руководством учителя.

    Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при

    посредственном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без

    указаний и инструктажа учителя.

    Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых

    разнообразных видов учебной деятельности: работа со школьным учебником,

    справочной и другой литературой.

    Некоторые уроки по доступным темам вообще рационально проводить в виде

    самостоятельной работы учеников с учебником.

    Путем использования разнообразных видов самостоятельной работы у

    учеников необходимо выработать: некоторые самые общие приемы ее

    рациональной организации, умение рационально планировать эту работу, четко

    ставить систему задач предстоящей работы, вычленять среди них главные,

    умело избирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных

    задач, умелый и оперативный самоконтроль за выполнением задания, умение

    быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, умение анализировать

    общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее,

    выявлений причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей

    работе [9, с. 75-79].

    На уроках технологии достаточно часто используются методы

    самостоятельной работы и применяются в сочетании с проблемно поисковыми

    методами.

    2. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе

    обучения

    1. Методы формирования познавательного интереса

    Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется:

    положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной

    стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой

    деятельности.

    В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных

    эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и

    методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с

    переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева,

    удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в

    таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности,

    которые делают эти процессы интенсивно протекающими и от того более

    эффективными в смысле достигаемых целей.

    Одним из приемов, водящих в метод эмоционального стимулирования учения

    - прием создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный

    процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

    В роли приема, входящего в методы формирования интересов к учению,

    выступают и занимательные аналогии например, при рассмотрении подъемной

    силы крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы.

    Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления.

    Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на

    уроке, грандиозность цифр — все это неизменно вызывает глубокие

    эмоциональные переживания у школьников.

    Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и

    житейских толкований отдельных природных явлений.

    Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение

    имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. В этом еще

    раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от

    методов ее стимулирования.

    Познавательные игры. Игра давно уже используется как средство

    возбуждения интересов к учению. В практике работы учителей используются

    настольные игры с познавательным содержанием. Например, это игры типа

    электровикторин, с помощью которых изучаются животный мир определенных

    районом, типы самолетов, кораблей; игровые наборы «Конструктор» [20, с. 195-

    198].

    Учить, играя можно только самых маленьких детей до семилетнего

    возраста, далее наука должна уже принимать серьезный, ей свойственный тон.

    Мы не говорим о педантизме, о суровости; но даже прежняя педантическая,

    отталкивающая важность приносила менее вреда, чем завитая смеющаяся сама

    над собой модная педагогика. Нынче часто боятся испугать мальчика серьезной

    миной науки, но еще более должно боятся, чтобы он не научился презирать ее

    и третировать ее слегка. Смелость придет со временем, но зерно презрения к

    науке, посеянное в детском сердце, приносит самые гибельные плоды. Не

    встречаем ли мы на каждом шагу молодых людей, которые еще недавно и учатся,

    но уже научились презирать учения и, издеваясь над теми наставлениями,

    которые оно подает, прислушивается только к наставлениям света.

    В учебную и воспитательную пору возраста учение и воспитание должны

    составлять главный интерес жизни человека, но для этого воспитанник должен

    быть окружен благоприятной сферой. Если же все, что окружает дитя или

    молодого человека тянет его от учения в совершенно противоположную сторону,

    тогда напрасны будут все усилия наставника внушить ему уважение к учению.

    Вот почему воспитание так редко удается в тех богатых, великосветских

    домах, где мальчик, вырвавшись из скучной классной комнаты, спешит

    готовиться на детский бал или на домашний спектакль, где ждут его гораздо

    более живые интересы, преждевременно завладевшие его юным сердцем [17, с.

    24].

    Как мы видим, великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский,

    говоря о том, что учить играя можно только маленьких детей, но тем не менее

    хочет заинтересовать учебой детей постарше. Но чем же привить любовь к

    учебе как не игрой.

    Своим опытом делится советский педагог и писатель Макаренко Антон

    Семенович (1888-1939). «Педагог не может не играть. Не может быть педагога,

    который не умел бы играть. Нельзя же допустить, чтобы наши нервы были

    педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем воспитывать

    детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души. Ведь мы же

    люди. И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных

    страданий, то надо и у нас это сделать.

    Но ученику надо иногда продемонстрировать мучения души, а для этого

    нужно уметь играть.

    Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной

    ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность. Это

    не мертвая игра, техника, а настоящие отображение тех процессов, которые

    имеются в нашей душе. А для ученика эти душевные процессы передаются как

    гнев, негодование и т.д.

    Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить

    «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов постановки

    лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет или

    не

    +

    почувствует того, что нужно.

    А у воспитателя это мастерство проявляется на каждом шагу. И оно

    проявляется вовсе не в парном положении, когда я - воспитатель и ты - мой

    ученик. Парное положение не так важно, как-то, что вас окружает.

    Ваше воспитательское отношение имеет значение даже в том случае, когда

    на вас никто не смотрит. И это не мистика [19].

    Преподавателям приходится трудно: ведь ученика не заставишь силой

    заниматься не интересным для него делом. И ребенок не сможет десятки раз

    повторять одно и то же упражнение ради далекой, не вполне понятной ему

    цели. Зато играть день напролет, - пожалуйста! Игра - естественная форма

    его существования. Поэтому учить надо так, чтобы занятия радовали,

    увлекали, забавляли ребят.

    Учебные дискуссии. К методам стимулирования и мотивации учения

    относятся создание ситуации познавательного спора. Спор вызывает повышенный

    интерес к теме. Некоторые учителя умело используют этот метод активизации

    учения. Они, во-первых, используют исторические факты борьбы различных

    научных точек зрения по той или иной проблеме. Включение учеников в

    ситуации научных споров не только углубляют их знания по соответствующим

    вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе

    вызывает новый прилив интереса к учению.

    Учебные дискуссии учителя создают и в момент изучения обычных учебных

    вопросов на любом уроке. Для этого специально предлагается ученикам

    высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или

    иную точку зрения.

    Создание ситуаций успеха в учении. Одним из действенных приемов

    стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе

    ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в

    учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-

    настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных

    затруднений. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи

    школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации

    успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий

    школьников, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия.

    Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной

    моральной психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных

    заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство

    неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием

    уверенности [20, с. 199-200].

    Вот еще что немаловажно, для того чтобы привести учеников к хорошим

    результатам в учебе.

    Если мы хотим, чтобы работа ученика была успешна, чтобы он умел

    бороться с затруднениями и в дальнейшем приобретать все больше и больше

    положительных черт в работе, то для этого надо представить себе то, что

    содействует успешности работы, и то, что вызывает не успешность. Огромную

    роль в деле успешности играют то настроение, то общее бодрое состояние духа

    у учеников, та деловитость и спокойное, если так можно выразится,

    оживленность, которые составляют педагогическую основу всякой успешной

    работы школы. Все то, что создает скучную атмосферу - унылость,

    безнадежность, - все это является отрицательными факторами успешной работы

    учеников. Во-вторых, огромное значение имеет сам метод преподавания

    учителя: обычно наш классный способ преподавания, такой, когда ученики

    работают одним и тем же методом и на одну и ту же тему, весьма часто

    приводит к тому, что класс, расслаивается: известное количество учеников,

    для которых предложенный со стороны учителя метод является подходящим

    преуспевает., другая же часть, для которой нужен несколько другой подход

    отстает. Одни ученики обладают быстрым темпом работы, а другие - медленным;

    одни ученики схватывают внешность форм работы, а другие же должны все

    основательно понять, прежде чем вообще начать работать.

    Если ученики поймут, что все усилия учителя направлены на оказание им

    помощи, то в их среде могут появиться весьма ценные для работы в классе

    случаи взаимопомощи, будут усилены случаи обращения учеников к учителю за

    помощью, учитель будет в большей степени советовать, чем давать директивы и

    выдвигать требование и, в конце концов, учитель сам научится реально

    помогать и всему классу, и каждому ученику в отдельности.

    Когда мы наблюдаем за работой ученика, когда мы подходим к нему со

    своими указаниями, требованиями или советами, то мы должны знать, какую

    огромную роль играет возбуждение у ученика интереса к работе, и вот учет и

    должен стимулировать работу ученика, т. е. учет работы ученика должен

    возбуждать у него интерес к работе [18, с. 225, 228].

    К кому, как не к своему старшему товарищу, педагогу, обратится ученик

    за помощью? И мы должны помочь им во многом разобраться - в жизненных

    различных ситуациях, в самом себе, во всякого рода конфликтах. Но стать

    таким другом непросто. Чтобы снискать у своих учеников авторитет и

    уважение, нужно хорошо понимать своих ребят, видеть в них не только будущих

    мастеров, которым передаешь свой опыт, а прежде всего в каждом - Человека,

    Личность. Если удастся завоевать уважение, авторитет у своих воспитанников,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.