МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследование здоровья детей

    - степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

    Эти критерии здоровья учитываются врачами при обследовании детей и

    подростков и при оценке состояния их здоровья.

    Физическое здоровье детей - один из объективных интегральных

    показателей, характеризующих развитие детей, является важным критерием

    комплексной оценки влияния на организм человека биологических, социально-

    экономических, гигиенических, климатогеографических и других факторов.

    Оценку показателей физического здоровья, определяющих развитие ребенка, а в

    будущем и взрослого человека, целесообразно начинать уже в детском

    возрасте.

    Несовершенство существующих методов исследования и оценки

    функционального состояния и физического здоровья детей приводит к

    необходимости использовать в исследованиях и различных по количеству и

    качеству оценочных групп. Вследствие этого полученные результаты

    несопоставимы, поэтому невозможно выявить динамику показателей физического

    развития детей нашей страны. Кроме того, трудоемкость большинства

    существующих методик и отсутствие на ряде территорий региональных

    стандартов физического развития тормозит процесс всеобщей диспансеризации

    детского населения и - формирование групп "риска".

    Анализируя существующие методики оценки функционального состояния

    детей, следует отметить, что в наиболее ранних работах (В.Г.Власовскии,

    А.А.Сычев, 1966г.) в основу анализа физического развития положен метод

    сигнальной оценки антропометрических показателей, с учетом соматических

    признаков (развитие мускулатуры, степень жироотложения), а так же вторичных

    половых признаков, конституционного габитуса и "костного возраста".

    Комплексная оценка физического развития на основании показателей

    морфофункционального статуса была предложена С.М. Громбахом (1967г.). Его

    методика позволяет оценить уровень биологического развития детей на основе

    сопоставления биологического и паспортного возраста, дать

    морфофункциональную характеристику физического состояния организма путем

    сравнения со стандартами соответствующих возрастно-половых групп. Эта

    попытка учета уровня биологического развития в комплексной оценке

    физического развития была в дальнейшем развита в работах Е.М.Стромской с

    соавт.(1974г.), в которых показано соотношение критериев биологического

    развития на различных возрастных этапах.

    Е.А.Шапаюников (1983г.) предложил определять степень отклонения

    соматических признаков не по сигнальным отклонениям, а путем указания,

    сколько месяцев (лет) показатель отстает или опережает средневозрастные

    величины.

    Ряд авторов (В.С.Павловская, А.Г.Швецов и др.,1993г.) предлагали

    различные оценочные категории физического развития, но все-таки отдали

    предпочтение общеупотребительной для широкой аудитории терминологии в

    обозначении степени физического развития (хорошее, ухудшенное, плохое).

    Г.П.Апанасенко (1985г.) сделала попытку на основе обобщения информации

    по смежным дисциплинам создать единую концептуальную модель физического

    здоровья детского организма. Автор предлагал новый подход к оценке

    морфофункционального статуса организма, а именно - показатели

    биоэнергетики, характеризующие общую выносливость, а в узком смысле "

    функциональное состояние кардиореспираторной системы. С результатами

    Апанасенко, свидетельствующими об уровне физической работоспособности как

    объективном критерии здоровья, перекликаются работы Н.П.Горбунова (2002).

    В.А.Алиев, Р.А.Айдаров (1993г.) изучая физическую работоспособность

    школьников разного возраста, пола и соматического развития, пришел к

    выводу, что физическая работоспособность отражает физические возможности

    человека, состояние его кардиореспираторной и мышечной систем. Кроме того,

    они установили, что на формирование физической работоспособности в процессе

    онтогенеза в значительной мере влияют возраст, пол и соматотип ребенка.

    Показатели физической работоспособности являются жесткими константами,

    коэффициент вариации которых не превышает 20%. Это указывает на высокую

    биологическую значимость этих показателей, определение которых позволит

    оценить состояние здоровья и функциональные возможности организма детей

    школьного возраста на разнообразных нагрузках.

    Согласно В.Н.Кардашенко (1980г.) здоровье детского населения

    определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но также

    гармоничным и соответствующим возрасту развитием. Исходя из такого

    понимания здоровья, он считал физическое развитие одним из его важных

    показателей. По его мнению "физическое развитие" имеет два значения. С

    одной стороны, оно характеризует процесс формирования, созревания организма

    и его соответствие биологическому возрасту, с другой -морфофункциональное

    состояние на каждый данный отрезок времени.

    Уровень функционирования основных систем организма - критерий,

    характеризующий здоровье детей и подростков с позиций морфологической и

    функциональной зрелости организма с учетом возрастных особенностей. У ряда

    детей и подростков при отсутствии какого-либо заболевания могут выявляться

    функциональные отклонения. Причины формирования данных отклонений разные:

    быстрый темп роста и развития в определенные возрастные периоды (у

    детей 6-7'лет, в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков), что

    приводит к несоответствию структуры и функции органов и систем, воздействие

    несоответствующих возможностям детей и подросткам больших учебных,

    спортивных нагрузок, неблагоприятные семейно-бытовые условия и др.

    Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждают,

    что здоровье детей зависит от социальных условий, оно тем ниже, чем хуже

    условия жизни (В.Н.Кардашенко, 1980г.).

    При оценке функционального состояния организма детей и подростков

    большое значение придается определению функционального состояния сердечно-

    сосудистой системы, как индикатора адаптационных возможностей организма,

    органов дыхания, крови, нервной системы (частота пульса, дыхания, уровень

    артериального давления, содержание гемоглобина в крови и др.).

    Непосредственным отражением функционального состояния ЦНС является

    поведение ребенка. Оценивается, как ребенок спит, бодрствует, какой у него

    аппетит, настроение, эмоциональное состояние, как он общается с детьми. Для

    детей более старшего возраста важно знать, как они усваивают учебную

    программу, утомляются ли в процессе занятий. Характеризуя функциональное -

    состояние организма дошкольников, школьников, подростков, надо помнить о

    половых, возрастных, сезонных колебаниях большинства функциональных

    показателей, а так же о влиянии на их уровень факторов среды. Обычно весной

    увеличивается число детей со сниженным содержанием гемоглобина в крови, с

    низким уровнем артериального давления. Специальными исследованиями

    установили, что у детей, проживающих в районах с высокой загрязненностью

    атмосферного воздуха, отмечалось учащение пульса, увеличение частоты

    дыхания, умеренный эритроцитоз, тенденция к повышению содержания

    гемоглобина в крови (Г.Н. Сердюковская, 1989г.).

    II. Методы исследования

    Цель нашей работы заключалась в оценке соматического здоровья

    школьников 10-11 лет, в процессе их адаптации в переходе из начальной в

    среднюю школу, в которой они сталкивались с новыми условиями обучения, т.к.

    им необходимо было приспособиться к новым различным учителям и кабинетной

    системе обучения, а так же усваивать большее количество информации,

    усложняющейся с каждым днем. В процессе обследования соматического здоровья

    детей мы выявляли детей, резервные возможности которых снижены, это прежде

    всего низкие показатели кардиореспираторной системы, такие учащиеся

    составили «группу риска».

    Для экспресс-оценки соматического (физического) здоровья школьников мы

    использовали достаточно простые и информационные показатели, доступные

    любому пользователю и не требующие сложной диагностической аппаратуры

    (Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. 2000г., Бабенко Т.Н., Каменский И.И. 1995г. и

    др.).

    Наше обследование мы проводили с учащимися сначала 4 «А» класса в марте-

    апреле 2002г., а затем повторно с этими же детьми после их перехода в 5

    класс в первом полугодии 2002/03 учебного года. Нами было обследовано 15

    девочек и 17 мальчиков в возрасте от 10 до 11 лет обучающихся в

    экономическом лицее города Гуково.

    Поскольку известно, что для высокого уровня физического (соматического)

    здоровья характерны не столько максимальные значения отдельных

    морфологических и функциональных показателей, превышающих возрастную норму,

    сколько их оптимальное соотношение, обеспечивающее достаточный уровень

    адаптационно-энергетических резервов, резистентности защитных сил организма

    и успешной реализации функциональных возможностей в условиях напряженной

    статической мышечной деятельности, которую испытывают школьники в процессе

    учебной деятельности. Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся

    мы использовали комплекс, состоящий их пяти морфологических и

    функциональных показателей, имеющий наивысшую степень взаимосвязи с

    энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой

    заболеваемостью.

    Поскольку предлагаемые пять показателей измеряются в разных единицах,

    оценку каждого показателя формализуют в баллах.

    Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов мы по

    общепризнанным методикам измеряли длину и массу тела детей, жизненную

    емкость легких.

    Затем в положении сидя подсчитали у детей пульс (уд./мин.) и измеряли

    артериальное давление. Далее определяли время задержки дыхания на обычном

    вздохе. После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 сек. (Р1) и

    предлагали выполнить за 45 сек. 30 глубоких приседаний, выбрасывая руки

    вперед. После этого у исследуемого подсчитывали пульс в первые 15 сек. (Р2)

    и последние 15 сек. (Р3) первой минуты восстановительного периода.

    И, наконец, проводили тест, характеризующий качество силы, быстроты и

    выносливости организма – сгибание туловища из положения лежа на спине за 60

    сек.

    Проведя эти простые и легкодоступные исследования, высчитали пять

    показателей (индексов):

    1. Индекс Кетле (И.К.), свидетельствовал о массово-ростовом

    соответствии организма, он рассчитывался по формуле: ИК=[pic]

    2. Индекс Робинсона – «двойное произведение» (ДП), говорил о регуляции

    деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал

    соматическую работу сердца: ДП=[pic]

    3. Индекс Скибинского (ИС) отражал функциональные возможности органов

    дыхания и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии:

    ИС=[pic]

    4. О развитии двигательных качеств силы, быстроты и выносливости

    свидетельствовал индекс Шаповаловой (ИШ), кроме того он говорил о

    функциональных возможностях кардиореспираторной системы: ИШ=[pic]

    5. Индекс Руфье (ИР) свидетельствовал об уровне адаптационных резервов

    сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические

    возможности организма школьников: ИР=[pic]

    Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости или с

    уровнем аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей

    физической подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний.

    Далее по таблицам каждому показателю давалась оценка в баллах. После

    оценки каждого показателя по таблицам в баллах, рассчитывалась общая сумма

    баллов, по которой и определялся уровень соматического здоровья школьника:

    2-7 баллов – низкий

    8-10 баллов – ниже среднего

    10-15 баллов – средний

    16-20 баллов – ниже среднего

    21-25 баллов – высокий

    Кроме общей оценки уровня физического здоровья, мы учитывали и оценки

    каждого показателя, так как это давало возможность определения «слабых

    мест» организма каждого школьника. Учет этих данных позволял подобрать

    рациональный индивидуально-дозированный оздоровительно-тренировочный режим,

    что дает возможность оптимизировать процессы роста и развития организма

    школьника, с большим успехом нивелировать негативное влияние общешкольного

    режима и других отрицательно воздействующих факторов среды.

    III. Результаты обследования и их обсуждение

    Решение образовательных задач в условиях постоянного увеличения

    информационной нагрузки на организм школьника реализуется как правило,

    путем интенсификации учебной деятельности. Это приводит к ослаблению

    здоровья детей и снижает тем самым эффективность процесса обучения. Поэтому

    мы анализируя медицинские карты учащихся и беседуя с их родителями и

    медработником лицея, выявляли распределение школьников по группам здоровья

    (рис.2)

    Рисунок №2. Распределение учащихся (%) 4 «А» класса по состоянию

    здоровья.

    [pic]

    [pic]

    В соответствии с рекомендациями, утвержденными Министерством

    здравоохранения России, в первую группу здоровья включены дети, у которых

    отсутствуют хронические заболевания и соответствующее возрасту физическое

    нервно-психическое развитие, т.е. без отклонений дети. Как видно из

    результатов, представленных на рисунке 2 в обследованном классе к I группе

    здоровья относиться 47% учащихся, т.е. практически здоровы 15 школьников (7

    девочек и 8 мальчиков).

    Вторую группу здоровья составляют дети, не страдающие хроническими

    заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические

    отклонения, а также часто (4 раза и более в год) болеющих, т.е. здоровые,

    но с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью. Дети,

    входящие во вторую группу здоровья (иногда ее называют «группой риска»)

    требуют пристального внимания педагогов и врачей, т.к. нуждаются в

    комплексе оздоровительных мероприятий по повышению резистентности организма

    неспецифическими средствами закаливания, оптимальная двигательная

    активность, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация пищи. При

    несоответствии условий обучения и воспитания возрастным возможностям

    организма детей этой группы у них быстро ухудшается здоровье и они могут

    пополнить третью группу, которая объединяет детей и подростков, имеющих

    хронические заболевания и врожденные пороки в состоянии компенсации.

    Как видно из результатов, представленных на рис.2 в 4 «А» классе,

    значительное количество учащихся 13 (41%) человек, 6 девочек и 7 мальчиков

    относятся к II группе здоровья и нуждаются поэтому в диференцированном

    подходе в процессе обучения и воспитания, с учетом направленности

    морфофункциональных отклонений и степени резистентности их организма.

    Четыре (12,5%) школьника, это 2 девочки и 2 мальчика входят в III

    группу здоровья и находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных

    специальностей.

    Исходя их данных результатов и учитывая, что 13 учащихся относятся ко

    II группе здоровья и 4 к III группе, мы сочли необходимым обследовать

    соматическое здоровье учащихся в период их адаптации при переходе из

    начальной в среднюю школу.

    При использовании экспресс-оценки соматического здоровья возможно было

    осуществить прогноз состояния физического здоровья индивидуально для

    каждого школьника и на основе этого планировать и проводить соответствующие

    мероприятия по их оздоровлению и тренировочные программы.

    Экспресс-оценку соматического здоровья (в баллах) мы проводили у 32

    учащихся 4 «А» класса весной 2002года, а затем повторно у этих же детей

    осенью в сентябре – октябре после их перехода в 5 класс.

    Результаты весенних исследований представлены в таблице №1 и №2.

    ТАБЛИЦА №1

    Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «А» класса

    (осень)

    №№ п/п |Ф.И. ученика |Индекс Кетле усл.ед |Баллы, оценка |Индекс Робинсона

    |Баллы, оценка |Индекс Скибинского |Баллы, оценка |Индекс Шаповаловой

    |Баллы, оценка |Индекс Руфье ус.ед |Баллы, оценка |Сумма баллов, оценка |

    |1 |Барамвекова Иля |267 |5 выс |88 |4 выс |640 |1 низ |129 |3 ср |8 |2ср

    |15б ср | |2 |Бойва Люба |203 |5 выс |70 |0 низ |157 |1 низ |94 |2 низ |10

    |-1низ |7б низ | |3 |Бойва Сергей |207 |3 ср |82 |4 выс |1097 |5 выс |138

    |3 ср |12 |-1низ |14б ср | |4 |Белан Анна |206 |1 низ |80 |4 выс |960 |3 ср

    |106 |2 низ |8 |2ср |12б ср | |5 |Бурова Инна |178 |1 низ |88 |4 выс |596

    |1 низ |110 |1 низ |13 |-1низ |6бниз | |6 |Вовк Илья |248 |5 выс |90 |4 выс

    |878 |3 ср |124 |3 ср |12 |-1низ |14б ср | |7 |Иванов Женя |213 |1 низ |77

    |2 ср |1123 |4 выс |103 |2 низ |16 |-2низ |7бниз | |8 |Калинин Сергей |282

    |2 ср |99 |4 выс |1446 |5 выс |150 |3 ср |12 |-1низ |13б ср | |9 |Козьменко

    Лида |198 |1 низ |83 |4 выс |506 |1 низ |92 |1 низ |13 |-1низ |6бниз | |10

    |Корниенко Сергей |266 |2 ср |83 |4 выс |500 |2 низ |168 |1 низ |12 |-1низ

    |8бн ср | |11 |Кравцова Рита |197 |1 низ |85 |4 выс |389 |1 низ |98 |1 низ

    |6 |3ср |10б ср | |12 |Мунтян Сергей |285 |2 ср |90 |4 выс |1000 |4 выс

    |109 |2 низ |15 |-2ср |10б ср | |13 |Пешкова Лена |202 |1 низ |79 |2 ср

    |1116 |5 выс |104 |1 низ |9 |2ср |10б ср | |14 |Попова Вика |237 |5 выс |76

    |4 выс |750 |3 ср |126 |2 низ |8 |2ср |16бв ср | |15 |Рейдин А |208 |3 ср

    |76 |2 ср |1559 |5выс |121 |3 ср |12 |-1низ |12бср | |16 |Смирнов А |225 |5

    выс |90 |4 выс |1907 |5выс |97 |1 низ |12 |-1низ |14бср | |17 |Чистюхин М

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.