МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности

    целевой основы обучения.

    Процесс формирования мотивационно-целевой основы обучения идет не

    только сверху вниз, но и наоборот, т. е. нижележащие уровни мотивации могут

    оказывать значительное влияние на формирование ее вышестоящих уровней и

    форм. Например, избирательное отношение к учебным предметам может на разных

    этапах обучения определять доминирование тех или других учебных мотивов в

    их общей структуре, прямо или косвенно - через учебную мотивацию, оказывать

    влияние на формирование общего отношения к конечным целям обучения, т. е.

    профессиональной направленности. Такое влияние отношения студентов к

    учебным предметам на формирование общего отношения к профессии как к

    будущему психологическому результату обучения становится тем более

    очевидным и допустимым, если мы посмотрим на процесс усвоения различных

    учебных дисциплин как на последовательный ряд промежуточных этапов

    достижения конечных целей обучения. В школьной и вузовской практике

    известно много примеров, когда прекрасное преподавание учебного предмета

    становилось фактором формирования профессиональных планов школьников и

    студентов, выбора ими профессии или специализации.

    Имея в виду возможность сложных взаимоотношений между различными

    уровнями и формами мотивационно-целевой основы обучения, правомерно

    поставить ряд конкретных вопросов. Каковы, например, динамика и характер

    взаимодействия различных форм и уровней мотивации на разных этапах

    обучения? Как сказывается тот или другой тип мотивационно-целевого

    обеспечения на процессуальных и результативных характеристиках учебной

    деятельности студентов? От каких факторов зависит общее отношение к целям

    обучения, к учению, к учебным предметам и как, зная влияние этих факторов,

    можно управлять и формировать в нужном направлении мотивационно-целевую

    систему обучения?

    Профессиональное развитие студентов в вузе в значительной степени

    определяется предшествующими и более ранними формами проявления

    избирательного отношения к профессии. Такой первичной активной формой

    избирательного отношения к профессии следует признать процесс формирования

    в школьные годы профессиональных планов, выбор школьниками профессии и

    стоящие за этим выбором мотивы. В профессиональных планах школьников

    обнаружено наличие идеальных, реальных и резервных проектов, например:

    поступить в МГУ; поступить в местный вуз; поступить временно на работу.

    Между планом и фактическим самоопределением наблюдается расхождение у 50%

    выпускников школы. Это значит, что у них процесс профессионального

    самоопределения не завершился. Уже к концу первого учебного года многие

    первокурсники склонны изменить выбранную ими ранее специальность. Так, в

    педагогических училищах количество учащихся, желающих поменять профессию,

    достигает 75%, в медицинских училищах - 63%, в техникумах - 54%. Из числа

    устроившихся после школы на работу 80% составляют выпускники школ, не

    поступившие в вузы, т. е. лица, чьи профессиональные намерения не

    реализованы и поэтому их профессиональное самоопределение не завершено.

    Внешкольная социальная среда сверстников не является для школьников

    референтным основанием для принятия решения о выборе профессии. Она скорее

    выполняет роль источника информации, на основе которой осуществляется

    профессиональный выбор. Плохими помощниками в этом деле оказываются и

    школьные учителя. Таким образом, решающую роль в выборе профессии, скорее

    всего, играет сам выпускник. И постольку, поскольку какие-либо

    профессиональные способности в период обучения в школе ни проявиться, ни

    сформироваться не могут, то особую роль в профессиональном самоопределения,

    очевидно, должны сыграть скорее интересы, чем специальные или общие

    способности.

    Более 80% десятиклассников ежегодно связывает свои профессиональные

    планы с поступлением в вуз, а это вдвое превосходит потребности страны.

    Следовательно, только половина оканчивающих среднюю школу могут объективно

    реализовать свои профессиональные намерения, остальные вынуждены

    актуализировать запасные, резервные варианты профессионального

    самоопределения. Нас, однако, интересуют именно те, у кого профессиональные

    планы состоялись, кому удалось поступить в вуз. Оказывается, что

    поступлением в вуз процесс профессионального самоопределения не

    завершается. Из ряда исследований известно, что от 30 до 50% первокурсников

    разных вузов хотели бы поменять избранную ими специальность. Исследования

    С.Е. Рескиной, Н.Е. Ивановой дают основание считать, что одной из причин

    ошибочного профессионального выбора является слабое представление

    школьников о содержании и уровнях будущей профессиональной деятельности.

    Представления старших школьников, абитуриентов о целях обучения в

    вузе, об уровнях, требованиях и содержании будущей профессиональной

    деятельности на этапе выбора профессии оказывают влияние на процесс

    дальнейшего профессионального становления студентов в период обучения их в

    высшей школе, когда повышение информированности о профессии становится

    фактором формирования к ней положительного или отрицательного отношения. По

    данным А.Т. Коденковой, полнота сведений о профессии и ее требованиях у

    пятикурсников вдвое превышает объем аналогичной информации у только что

    поступивших первокурсников.

    По данным и сведениям, приводимым другими авторами, подавляющее

    большинство (до 70-80%) абитуриентов различных вузов имеет слабые или вовсе

    не имеет адекватных представлений о своей будущей работе и предъявляемых

    профессиональных требованиях .

    Вполне обоснованно возникает вопрос о том, каким же образом

    перестраивается структура мотивации студентов, включая отношение к целям

    (профессии), к учению и различным учебным дисциплинам по мере роста знаний

    о будущей профессии и формирования более адекватных представлений о ней в

    процессе обучения в вузе?

    Ответ на поставленный вопрос частично дает исследование Л.Б. Юшковой,

    выполненное под руководством автора. Изучая проблему наиболее общих

    ценностей, выступающих у студентов в качестве жизненно важных целей, Л.Б.

    Юшкова выявила, что для студентов такими целями-ценностями являются (в

    порядке понижения их субъективной значимости): любовь и семья, хорошие и

    верные друзья, интересная работа, мирная обстановка в стране, здоровье,

    социальная активность, познание и возможность творчества. Отсутствие

    статистически достоверных различий в оценках студентами разных курсов

    субъективно значимых для них основных целей-ценностей указывает на

    относительную стабильность и независимость в процессе профессионального и

    социального становления личности студентов в период обучения их в вузе.

    Судя по данным Е.Э. Смирновой та же структура ценностей сохраняется в

    течение длительного времени и у работающих выпускников разных

    специальностей. Эти данные служат свидетельством того, что сформированная

    система доминирующих ценностей является устойчивой и типичной для студентов

    .

    Ранговые места наиболее общих целей-ценностей у студентов (по данным Л.Б.

    Юшковой):

    |Цели-ценности |Ранговые|

    | | |

    |Любовь и счастливая семейная жизнь |1 |

    |Наличие хороших и верных друзей |2 |

    |Интересная работа |3 |

    |Общая хорошая обстановка в стране |4 |

    |Активная жизнь |5 |

    |Здоровье |6 |

    |Познание |7 |

    |Свобода и независимость в суждениях |8 |

    |Творчество (возможность творчества) |9 |

    |Красота в природе и искусстве |10 |

    Из приведенных данных, раскрывающих структуру самых общих ценностных

    ориентации студентов, следует, что интересная работа стоит третьей в ряду

    ведущих целей-ценностей. Общая ориентация на интересную работу не может не

    проявляться в формировании и развитии профессиональной направленности как

    обобщенной формы положительного отношения к определенной будущей работе и

    профессии.

    Целесообразно начать краткое описание особенностей влияния самых общих

    целей-ценностей на нижележащие уровни и формы мотивации с анализа мотивов

    выбора профессии как исходного акта и первоначальной формы выражения

    отношения субъекта к будущей профессии. Как видно из табл.1, на выбор

    профессии оказывают наибольшее влияние увлечение в школе учебным предметом,

    а также интерес к профессии. Приведенные в табл.1 данные хорошо согласуются

    с аналогичными результатами других авторов: А.Ф. Шиян, Н. Комусовой, Н.В.

    Нестеровой, С.Е. Рескиной, Н.Л. Ивановой [6].

    Однако при ответе на вопрос о начале проявления интереса к профессии

    большинство первокурсников (84%) ответили, что он появился только после

    окончания школы. Это значит, что поступающие в вуз школьники часто

    принимают за интерес увлечение учебным предметом в школе. Представления об

    избранной профессии продолжают оставаться у студентов практически теми же,

    что и до поступления в вуз, вплоть до III курса, с которого обычно

    начинается специализация. Именно с этого времени отмечается существенная

    перестройка в системе представлений студентов о профессии.

    О том, как происходит перестройка представлений о будущей профессии у

    студентов, свидетельствуют данные о динамике студенческих оценок

    профессиональной важности различных качеств личности для специалистов-

    биологов (табл. 2). Из этой таблицы видна мера совпадения и расхождения

    мнений студентов и преподавателей-экспертов в отношении степени

    профессиональной значимости тех или иных качеств личности. Наибольшие

    расхождения между студентами и преподавателями обнаружены в оценках

    профессиональной важности таких качеств, как работоспособность,

    интеллектуальный потенциал, самостоятельность мышления, научная честность,

    добросовестность, ответственность, аккуратность, активность и др., причем

    значимость одних личностных качеств студентами переоценивается, а других -

    занижается. Более того, от курса к курсу одни и те же качества личности

    могут то переоцениваться, то недооцениваться. К концу обучения позиции

    студентов выпускного курса и позиции преподавателей в оценке меры

    профессиональной важности большинства качеств личности становятся более

    сходными.

    Ранговое распределение различных качеств личности по их значимости для

    будущей профессиональной деятельности

    (поданным Л.Б. Юшковой)

    Таблица 1.

    |Характеристики |I |II |III |IV |V |Преподаватели |

    |личности |(п=38)|(п=36)|(n=37)|(n=31)|(n=32|(n=18) |

    | | | | | |) | |

    |Активность |9,0 |17,0 |12,0 |9.5 |10,0 |7,0 |

    |Аккуратность |9,0 |3,0 |2.0 |3.0 |14,0 |9,0 |

    |Высокая |5,0 |11,5 |6,5 |3,0 |5,0 |11,0 |

    |работоспособнос| | | | | | |

    |ть | | | | | | |

    |Трудолюбие |1,0 |13.0 |4,0 |3,0 |4,0 |4,0 |

    |Добросовестност|6.5 |9,0 |1.0 |6,5 |1,5 |3.0 |

    |ь | | | | | | |

    |Инициативность |14,0 |17,0 |13,5 |9,5 |11,0 |13,0 |

    |Высокий |12,0 |19,5 |13,5 |15,5 |8.0 |8,0 |

    |интеллектуальны| | | | | | |

    |й потенциал | | | | | | |

    |Увлеченность |2,0 |6,0 |6,5 |1,0 |1,5 |2,0 |

    |работой | | | | | | |

    |Высокий уровень|3.5 |1,0 |8,5 |6,5 |6,0 |5,0 |

    |профессионально| | | | | | |

    |й подготовки | | | | | | |

    |Широкая |17,0 |19,5 |15,5 |11.0 |12.5 |14,0 |

    |образованность | | | | | | |

    |Общительность |24,0 |23,0 |22,5 |19.5 |22,0 |23,0 |

    |Навыки |12,0 |9,0 |8,5 |21,5 |8,0 |10,0 |

    |научно-исследов| | | | | | |

    |ательской | | | | | | |

    |работы | | | | | | |

    |Умение работать|12.0 |14,5 |17,0 |14.0 |15,0 |16,0 |

    |в коллективе | | | | | | |

    |Целеустремленно|6,5 |3,0 |10,5 |18,0 |8,0 |6,0 |

    |сть | | | | | | |

    |Дисциплинирован|19,0 |17,0 |18.0 |18.0 |17,0 |17.0 |

    |ность | | | | | | |

    |Самостоятельнос|20.5 |3,0 |5,0 |6,5 |3,0 |1,0 |

    |ть мышления | | | | | | |

    |Чуткость |22,0 |21.5 |24,0 |23,0 |21,0 |21,0 |

    |Чувство |20,5 |11,5 |19,5 |19,5 |19,5 |20,0 |

    |собственного | | | | | | |

    |достоинства | | | | | | |

    |Принципиальност|15,0 |9,0 |21,0 |21,5 |18,0 |18,0 |

    |ь | | | | | | |

    |Умение |17,0 |21,5 |19.5 |15,5 |23.5 |220 |

    |руководить | | | | | | |

    |людьми | | | | | | |

    |Честность |9,0 |6.0 |3,0 |12,5 |13,0 |12,0 |

    |Ответственность|3,5 |6,0 |10,5 |6,5 |16,0 |150 |

    | | | | | | | |

    |Доброжелательно|17.0 |145 |15.5 |17,0 |19,5 |24,0 |

    |сть | | | | | | |

    |Склонность к |23.0 |24,0 |22,5 |24,0 |23,5 |19.0 |

    |педагогической | | | | | | |

    |деятельности | | | | | | |

    | | | | | | | |

    Ранговое распределение привлекательных сторон будущей профессиональной

    деятельности

    (по данным Л.Б. Юшкова)

    Таблица 2.

    |Ценности |I |II |III |IV |V |

    |Дает возможность |1,0 |1,0 |1,0 |3,5 |2,0 |

    |принести пользу | | | | | |

    |людям | | | | | |

    | | | | | | |

    | | | | | | |

    | | | | | | |

    |Дает возможность |9,0 |7,0 |13,0 |7,0 |13,0 |

    |достичь | | | | | |

    |профессиональных | | | | | |

    |успехов | | | | | |

    |Требует большого |12,0 |11,0 |10,5 |10,5 |9,5 |

    |интеллектуального | | | | | |

    |напряжения | | | | | |

    |Предоставляет |19,5 |17,5 |19,0 |16,5 |17,0 |

    |возможность быстро | | | | | |

    |продвинуться по | | | | | |

    |службе | | | | | |

    |Имеет высокую |3,0 |3,5 |3,0 |12,5 |8,0 |

    |общественную | | | | | |

    |значимость | | | | | |

    |Дает возможность |2.0 |3,5 |2,0 |1,0 |3,0 |

    |иметь интересную | | | | | |

    |работу | | | | | |

    |Считается престижной|19.5 |19,5 |20,0 |20,0 |20,0 |

    |среди знакомых | | | | | |

    |Даст возможность |4,5 |9,0 |5,0 |15,0 |9,5 |

    |заниматься наукой | | | | | |

    |Позволяет постоянно |7,5 |9,0 |9,0 |5,0 |5,5 |

    |повышать | | | | | |

    |квалификацию | | | | | |

    |Даст возможность |7,5 |5,5 |10,5 |6,0 |7,0 |

    |работать в | | | | | |

    |коллективе | | | | | |

    |Представляет |6,0 |2,0 |6,0 |2,0 |1,0 |

    |творческую | | | | | |

    |инициативу | | | | | |

    |Обеспечивает высокий|16,0 |19,5 |16,0 |18,5 |18,5 |

    |уровень заработной | | | | | |

    |платы | | | | | |

    |Позволяет |14,5 |17,5 |15,0 |12,5 |15,0 |

    |использовать | | | | | |

    |организаторские | | | | | |

    |способности | | | | | |

    |Обеспечивает |14,5 |14,0 |12,0 |10,5 |11,0 |

    |профессиональный | | | | | |

    |рост | | | | | |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.