История развития детско-юношеского туризма
проведенных на учебной скамье», утверждал он. «Отечествоведение» - так
определил эту отрасль знаний известный методист географии и русского языка
Д.Д. Семенов. «...Преподавание географии начинается с географии
окрестностей, с изучения плана того класса, в котором дети сидят». А.Я.
Герд ввёл в практику преподавания естествознания экскурсию, как метод
обучения. Он считал, что задача учителя заключается в том, чтобы поставить
учащегося в положение маленького исследователя. Но дети не могут
исследовать то, что недоступно их непосредственному наблюдению или
переживанию.
Основатель русской физической культуры П. Ф. Лесгафт настоятельно
рекомендовал взрослым и детям прогулки, экскурсии и походы, как способ
оздоровления и закалки. В отношении преподавания, использующего
краеведческий подход он писал «Вообще все, что преподается в школе, должно
быть непременно связано с жизнью; необходимо всегда исходить из наблюдения
над жизнью, насколько это возможно». Н.Ф. Бунаков и В.П. Вахтеров
разработали методику широкого применения краеведческих знаний в обучении.
П.Ф.Каптерев в 1885 году в своей работе «Дидактические очерки» писал:
«...Несомненно, придёт время, когда кругосветное путешествие, в видах
учебно-воспитательных, будет необходимым элементом серьёзного общего
образования, ...педагогу нужно серьёзно озаботиться тем, чтобы по
возможности в каждой отрасли знания основные представления и понятия были
приобретены вполне наглядным путём, иначе будет недостаток основательности
и твёрдости в знаниях».
2. История развития детско-юношеского туризма в 19 веке.
Первые массовые ученические экскурсии были проведены в 1892 г.
Крымским горным клубом для учеников одесских реальных училищ. В начале XX
века в стране по некоторым подсчётам существовало около 100 организаций,
которые занимались проведением экскурсионной работы. В этот период по всей
России создаётся большое количество добровольных обществ, главная цель
которых - знакомство и изучение родного края, организация познавательно-
образовательных экскурсий и научных путешествий в различные уголки страны.
При этом участники экскурсий занимались не только созерцанием красот
природы и историко-культурных памятников, но и проводили практические
наблюдения, ставили опыты, результаты которых старательно фиксировались и
публиковались в печатных изданиях учебных заведений.
В числе наиболее известных обществ созданных в этот период и
оставивших о себе добрую память можно назвать: Кавказский альпийский клуб в
Тифлисе, Крымско-Кавказский горный клуб в Одессе, Владикавказский горный
клуб, Московское общество грамотности, Тверское общество внешкольного
развития учащихся. Общество содействия экскурсиям учеников, созданное при
Курском реальном училище, общество организации путешествий учеников при
Тверской женской гимназии Л.А. Римской-Корсаковой, физико-математический
кружок при Ярославской мужской гимназии, научное общество при Тенищевском
училище в Санкт-Петегбурге и др. Тематика и направления деятельности этих
обществ были весьма разнообразны.
К концу XIX века было многое сделано для того, чтобы вовлечь
учительство в туристско-экскурсионную работу. Были намечены многодневные
маршруты по стране: два в Крыму, три по Северу, шесть по Кавказу и один по
Урал. Эти районы и сегодня являются популярными в детском туризме. Близ
Пятигорска в 1907 г. P.P. Лейцингером был создан так называемый Ученический
приют, через который только в 1909 г. прошли 119 групп.
Подобная активная работа учителей не осталась незамеченной властями.
Так, Министерство Народного просвещения в 1910 году рекомендовало к
включению в учебные программы экскурсии, как вид оздоровительно-
исследовательской деятельности. Идя навстречу многочисленным просьбам
руководителей ученических обществ, Министерство путей сообщения ввело в
1899 году общий льготный тариф для всех железных дорог на летний период. По
этому тарифу было предоставлено право бесплатного проезда на расстояния до
50 верст ученикам и ученицам низших учебных заведений в сопровождении лиц
воспитательного персонала в отдельных вагонах по тарифу 3 класса. Позже
льготный тариф для ученических экскурсий стал действовать на большее
расстояние, но со скидкой в 75% со стоимости билетов. А с 1906 года льготы
были сокращены до 50%, зато доехать по нему можно было даже от Санкт-
Петербурга до Кавказа.
В начале XX века издавались специализированные туристско-экскурсионные
журналы: «Русский турист» в Санкт-Петербурге, «Экскурсионный вестник» в
Москве, «Записки Крымско-Кавказского Горного клуба» в Одессе, где каждое
общество стремилось на страницах печати поделиться своим опытом. Еще в 1899
г на страницах журнала «Русский турист» была учреждена специальная рубрика
«О школьных путешествиях и образовательных прогулках». Здесь приводился
опыт проведения экскурсий в школах России.
Одним из первых, кто в начале XX века обосновал значение
дальних экскурсий, их воспитательно-образовательный смысл, был И.М. Гревс.
Он писал, что «главная, самая определяющая черта в природе экскурсии - это
непосредственное соприкосновение человека с миром через активное
путешествие к нему». А так же: «Путешествие - это один из величайших
факторов развития культуры. В 1903 г. в Санкт-Петербурге издается книга
«Образовательные прогулки по России». В 1910 году известными в
дореволюционной России методистами естественнонаучных дисциплин Б.Е.
Райковым и Г.И. Бочем была выпущена книга «Школьные экскурсии, их значение
и организация». В 1921 году по рекомендации Н.К. Крупской эта работа была
переиздана вновь.
1.4. Развитие детско-юношеского туризма в революционный период и во время
правления Советской власти.
Туристско-краеведческая деятельность за период с 1918 по 1928 годы
была сосредоточена во внешкольных учреждениях и проводилась в форме
многодневных (6-10 дней) экскурсий, путешествий, так называемых «кочёвок».
Главной их тематикой было изучение естественноисторических дисциплин,
сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов. Примечательно, что уже в
1918 г. в Наркомпросе организуется специальное бюро школьных экскурсий. По
поручению наркома А.А Луначарского профессор И.И. Полянский организовал к
маю 1919 г. 6 экскурсионных станций для экскурсионно-исследовательской
работы с учащимися и учителями единой трудовой школы. Организационно-
методическая сторона туризма и краеведения определялась в то время работами
И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, Б.Е Райкова, А.А. Яхонтова, Н. К. Крупской.
Как писал И.М. Гревс в первом номере журнала «Экскурсионный вестник»:
"Сделать экскурсию необходимым фактором в школьном курсе явилось задачей
нового времени. Крупская определяла роль экскурсий так: «Экскурсия имеет
громадное значение, но только в том случае, если она хорошо подготовлена.
Надо научиться наблюдать жизнь и стараться из неё черпать всё, что
возможно».
В конце 20-хгодов Обществом пролетарского туризма и экскурсий был
объявлен Всесоюзный исследовательский поход «За сырьем для станков
пятилетки», в котором приняли участие большое количество групп юных
туристов. Академик А.Е. Ферсман, сразу оценивший возможную пользу походов,
писал, что «от туризма мы переходим к целому ряду этапов нашей работы в
области не только научных открытий, но и завоеваний большого хозяйственного
значения».
В тридцатые годы в практике многих советских педагогов значительное
место занимали туристские походы и экскурсии. Интересен опыт А.С.
Макаренко, который широко применял коллективные походы в целях воспитания.
Выдающийся педагог использовал походы как стимул, как подарок
коллективу за успехи учебного и трудового года. Анализируя опыт туристской
работы в коммуне им Ф. Э. Дзержинского, Макаренко считал, что нет лучшего
метода образования и развития молодёжи, чем летние экскурсии и походы,
ежегодно устраивая их для своих воспитанников.
В предвоенные годы усилению туристско-краеведческой работы среди детей
способствовал ряд мер. В 1932 г. коллегия Наркомпроса РСФСР приняла
постановление «Экскурсионно-туристическую работу среди детей на высшую
ступень», к котором поручалось «краевым, областным и районным отделам
народного образования совместно с детскими коммунистическими организациями
принять все меры к организации в городах, рабочих и важнейших колхозных
районах детских экскурсионно-туристических станций и баз на них, проводя
через последние методическую работу». В 1937 году был объявлен
Всероссийский поход пионеров и школьников за минеральным сырьем.
В 1940 году был издан приказ Наркома просвещения РСФСР «О детском
туризме». В школах были созданы клубы юных туристов. «Детский туризм и
экскурсии, - заявил нарком просвещения Потемкин на коллегии Наркомпроса, -
это такой вид учебно-воспитательной работы, в который должны быть вовлечены
все учащиеся». Туризм и экскурсии преследуют прежде всего
общеобразовательные задачи и в самой своей организации несут элементы
физической закалки и подготовки будущего бойца. За 1940 г. к участию в
походах была привлечена 261 тысяча школьников. В начале 1941 года была
объявлены Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников по местам боевой
славы гражданской войны и по изучению малых рек.
В годы Великой Отечественной войны туристско-краеведческая
деятельность школьников была направлена на помощь фронту и тылу. Дети
собирали дикорастущие полезные растения, записывали биографии героев
Великой Отечественной войны, помогали семьям фронтовиков и инвалидов.
В послевоенные и начале 50-х годов детский туризм стал массовым.
Многие учителя - бывшие фронтовики - организовывали походы по местам
сражений, приобщали детей к славе и подвигу нашего народа. Именно в это
время многие учителя стали использовать туризм как эффективное средство
воспитания и обучения. В. А. Сухомлинский писал: «Настоящее моральное
воспитание невозможно без эмоционального общения с природой». Его
многочисленные прогулки с детьми в лес, к реке, в поле носили
познавательный характер, были уроками гуманизма. В конце 40-х начале 50-х
годов входят в практику ежегодные слеты юных туристов городов, областей, а
позже - Всероссийские и Всесоюзные.
24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «Об
укреплении связи школы с жизнью». Были утверждены новые учебные планы,
программы, в которых подчёркивалась особая роль краеведческого подхода к
преподаванию школьных предметов значение экскурсий, наблюдений в природе.
В середине 60-х годов берёт своё начало Всесоюзный поход «Дорогой
славы отцов». Первый Всесоюзный слёт участников похода по местам
революционной, трудовой и боевой славы состоялся 19 сентября 1965 года в
крепости-герое Бресте. В походе приняли участие более трех миллионов
человек. Во время походов сооружались памятники погибшим, приводились в
порядок места захоронений, устанавливались имена тех, кто погребен в
братских могилах. Было проведено 11 этапов похода. Всесоюзные слёты
проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске, Волгограде, Иванове,
Минске, Ереване, 12-й (и последний) слет проходил уже под другим названием.
В 70-е годы получила продолжение практика проведения Всесоюзных
экспедиций пионеров и школьников. Была объявлена Всесоюзная экспедиция «Моя
Родина - СССР».
Экспедиция была посвящена 50-летию образования Советского Союза и 50-
летию присвоения комсомолу и пионерии имени В.И. Ленина. Основной целью
являлось воспитание учащихся на революционных, боевых и трудовых традициях
советского народа, на примерах дружбы и братства народов нашей
многонациональной страны. В школах в каждом классе предполагалось создать
экспедиционный отряд. Как впоследствии показали отчеты с мест, такие отряды
удалось создать более чем в 20% классов. Проводились слёты лучших
экспедиционных отрядов, конференции, выставки краеведческих материалов,
создавались музеи, велась шефская работа с ветеранами.
В тридцатых - начале пятидесятых годов создаются детские экскурсионно-
туристские станции (ДЭТС), которые становятся инструктивно-методическими и
организационными центрами туристской, краеведческой и экскурсионной работы
на местах. В их кружках получает широкое развитие исследовательский метод в
туристско-краеведческой деятельности учащихся.
Анализируя работу кружков станций юных туристов и Домов пионеров С.
Истомин писал: "Формы и метода поисково-исследовательской работы в школьном
туризме настолько многогранны, что позволяют удовлетворить
всевозрастающие интересы школьников".
С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется программа туристско-
краеведческого движения «Отечество», пришедшая на смену экспедиции «Моя
Родина - СССР».
1.5. Развитие детско-юношеского туризма в Республтке Адыгея.
Рассматривая историю зарождения детского туризма в Адыгее мы
вновь обращаемся к самым интересным и познавательным местам республики.
Хаджох в прошлом веке горский аул, где жили адыги, которые занимались
садоводством, охотой, скотоводством и различными ремеслами уже в то время
удивлял своей первозданной красотой.
В Кавказскую войну он превратился в непреступную
крепость, стал центром сопротивления горцев. После падения аула Гуниб в
Дагестане сподвижник Шамиля Мухамед Эмин возглавил 4-х тысячное войско в
Хаджохе. Впервые о красотах этих мест узнало правительство России из
докладов царских офицеров воевавших в этих местах. Уже тогда предполагалось
Адыгею развивать как туристскую территорию.
Детский туризм в Республике Адыгея имеет давнюю историю. Еще в
прошлом веке ущелья и горы Адыгеи посещали с туристской целью передовая
интелегенция и офицеры царской армии. В начале 20 века в район поселка
Гузерипль, окрестности станицы Хаджох, на высокогорное пастбище Лагонаки
отправлялись школьники Адыгеи в свои первые путешествия. Конечно, первые
природно-познавательные прогулки, делались в окрестностях сел, аулов,
станиц г. Майкопа.
Как и по всей стране в первые годы изучалась природа
своего родного края, посещались и описывались объекты природного комплекса
(леса, луга, реки, ручьи, пруды), изучались почвы, растительный и животный
мир. Большую роль в изучении родного края играла краеведческая работа.
В 1936 г. в горной части Адыгеи был организован 30-й
Всесоюзный туристский маршрут и построена первая туристская база Хаджохская
турбаза «Горная». В 1940 была построен филиал турбазы приют «Кавказ» в
поселке лесорубов Гузерипль. Маршрут начинался в Хаджохе с турбазы
«Горная», а оттуда шли пешком вдоль живописного ущелья реки Белой в
поселок Гузерипль, а затем по хребтам и перевалам Главного Кавказского
хребта к Черному морю.
Открытие этого туристского маршрута для взрослых
активизировало и детский туризм. Вместе с походами выходного дня,
экскурсиями в предгорья и низко-среднегорную часть республики ребята стали
совершать и многодневные походы, используя тропы 30-го маршрута, ночуя на
оборудованных приютах и в балаганах.
Большое внимание уделялось и краеведческой работе. Эту
работу проводили в школьных туристских кружках организуемых Адыгейской
областной станцией юных туристов и финансируемых за счет бюджета по линии
образования.
В школах создавались краеведческие кружки, ведь столько интересного
надо было изучить - древние дольмены, стоянки древнего человека,
геологические обнажения реки Белой, природные комплексы высокогорья,
карстовые пещеры плато Лаго-Наки, ледники горной группы Фишта. Детям всегда
интересна история тех мест, где проходит их маршрут.
Часть 2. Роль детского туризма в гармоничном развитии подростков и
юношей.
2.1. Основные принципы и подходы в воспитании детей в туризме.
Детско-юношеский туризм - это средство гармоничного развития
подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной
деятельности, характерным компонентом которого является путешествие
(экскурсия, прогулка, поход, экспедиция). Это определение прежде всего
указывает на то, что в туризме должны интегрироваться все основные стороны
воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая,
патриотическая и интернациональная, умственное развитие, политехническое
образования и др. Исходя из истории развития туристской деятельности,
познавательная функция в той или иной мере присуща любому туристскому
мероприятию, поэтому познание для детей нового и необычного на экскурсиях,
в походах, экспедициях, полевых лагерях базируется на одной из основных
составляющих туристской деятельности.
Данная форма организации учебно-воспитательного процесса в детском
туризме базируется, кроме вышеназванного, на теоретических основах
исследовательского метода обучения в походах, который определяет
деятельность руководителя детской группы при подготовке и проведении
учебных мероприятий и участников похода.
Следует отметить, что при организации и проведении данной формы учебно-
воспитательного процесса используется личностно-ориентированная
педагогическая парадигма. В рамках этой парадигмы осуществляются следующие
Страницы: 1, 2, 3
|