МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века

    Из истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века

    План.

    Введение

    Развитие педагогической мысли в России

    Развитие педагогической мысли в западных странах

    Классики Российской педагогики

    Дмитрий Иванович Писарев

    Лев Николаевич Толстой

    Николай Иванович Пирогов

    Константин Дмитриевич Ушинский

    Классики педагогики западных стран

    Иоганн Генрих Песталоцци

    Иоганн Фридрих Гербарт

    Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег

    Заключение

    Список литературы.

    I. Введение.

    Развитие педагогической мысли в России.

    Наиболее значительное развитие педагогической мысли в России Нового

    времени пришлось на вторую половину XIX века. Правительство всерьез

    занялось перестройкой школьной системы. Формируется педагогическая

    журналистика, создаются научные педагогические общества, педагогические

    журналы:

    «Журнал для воспитания» (1857 г.)

    «Учитель» (1861 г.)

    «Русский педагогический вестник» (1857 г.) и др.

    1861 год - освобождение крестьян от крепостной зависимости.

    В ноябре 1855 года были приняты новые правила поступления и обучения

    в университетах, где отменялись ограничения числа поступающих в

    университеты. Однако они не устроили студентов и преподавателей. Студенты

    настаивали на праве создания независимых корпораций. В 1856 году

    восстановлен Ученый комитет, который занялся подготовкой новых школьных

    уставов. На работу комитета повлияла деятельность Н.И.Пирогова,

    К.Д.Ушинского.

    В июне 1863 года утвержден новый университетский устав. Университеты

    получили более широкую автономию, управление университетом передавалось

    Советам профессоров. Эти советы должны были выбирать ректоров и новых

    преподавателей. Были сокращены полномочия университетских инспекторов,

    попечителей учебных округов. Ученым советам подготовлено три проекта 1860,

    1862 ,1864 гг., которые легли в основу Устава средних школ (1864 г.)

    Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Определяющим

    условием для поступления в гимназии становится имущественное положение.

    Ученики были обязаны вносить плату за обучение.

    От платы освобождались дети малоимущих родителей (количество освобожденных

    не могло превышать 10 % от общего числа учащихся). Предусматривалась выдача

    единовременных пособий, стипендий особо отличившимся ученикам. Устав

    объявлял о создании гимназий классического и современного образования с 7-

    ми летним курсом обучения. Были узаконены три типа средней школы:

    # Классическая гимназия с двумя древними языками

    # Классическая гимназия с латинским языком

    # Реальная гимназия без древних языков.

    Учреждался новый тип неполного среднего образования -

    Прогимназия с 4 летним курсом обучения по программам классического и

    современного образования. Во всех средних школах должны были обучать:

    # Закону Божьему

    # истории

    # географии

    # русскому языку

    # литературе

    # математике, а так же

    в классических гимназиях:

    # древние или современные европейские языки

    в современных (реальных) гимназиях:

    # естественные науки

    # черчение.

    Устав предусматривал преобразование части уездных училищ в

    прогимназии, а другой части в двухлетние приходские начальные школы. В 1864

    году был принят Устав по начальному образованию.

    Он предусматривал сосуществование министерских, земских и частных

    начальных школ. Устав позволял создание общественных инициативных комитетов

    по учреждению начальных школ. Начальные школы объявлялись открытыми для

    всех социальных групп. В школах предусматривалось укрепить религиозные и

    нравственные понятия и дать основу «полезного знания». Закон Божий

    преподавал местный священник или специальный учитель по разрешению церкви.

    Остальные предметы мог вести священник или светский учитель, утвержденный

    Уездным школьным советом. В него входили: представители министерства

    просвещения, священного синода, других правительственных школьных

    организаций, члены уездного, земского собрания. Этот совет выбирал

    преподавателя, который утверждался в Губернском школьном совете. Сюда

    входили: губернатор, главы церковной иерархии, два члена губернского

    земского собрания, губернский земской руководитель школьного ведомства.

    Уездные школьные советы давали разрешение на открытие новых школ, закрытия

    учебных заведений, назначения оплаты и увольнение учителей. Реформы 1860

    гг. позволили отрывать новые частные учебные заведения, учреждать женские

    гимназии, отменить телесные наказания в школах.

    В России в конце 1850 гг. возникают воскресные школы, школы для детей

    из народа, школы на новых педагогических идеях и принципах. В числе новых

    народных школах:

    # Таврическое училище (1859 г.) Д.Д.Семенов, О.Ф.Миллер.

    # Яснополянская школа (1859 г.) Л.Н.Толстой и др.,

    где использовали уважение к личности, побуждение у него интереса к знаниям.

    Д.А.Толстой министр просвещения с 1866 по 1880 гг. был главой

    Священного синода. Он урезал автономию университетов, стремясь установить

    жесткий правительственный контроль над университетами и другими учебными

    заведениями. В 1871 - 1872 гг. вышли два новых закона относительно средних

    учебных заведений. В соответствии с этими документами в программу всех

    гимназий включались древние языки. Министерство определяло перечень

    разрешенных учебных пособий, контролировало всю деятельность

    преподавателей. Создается новый тип неклассической (реальной) гимназии. Тут

    получали техническое образование юноши из средних социальных слоев. Далее

    они могли обучаться в высших технических училищах.

    Произошли изменения, послужившие толчком к развитию женского

    образования в Москве, Петербурге, Киеве, Казани.

    Новый устав начальных школ (1871 г.) предусматривал усиление контроля

    министерских инспекторов в отдельных учебных заведениях. Поощрялось

    создание церковно-приходских школ находящихся в ведомстве священного

    синода.

    Либеральный курс использовал новый министр А.Сабуров (1880-1882гг.),

    но в 1882 году был назначен новый министр, единомышленник Толстого

    И.Д.Делянов (1882-1898 гг.), который начал репрессии против студенчества.

    Устав университетов (1882 г.) окончательно лишил университеты автономии,

    упразднил студенческую свободу, а управление университетом сосредоточилось

    в Министерстве просвещения. В конце 1880 гг. усилились требования студентов

    по поводу автономии. Глава священного синода К.П.Победоносцев был идеологом

    дискриминации национальных меньшинств в сфере культуры и образования

    (против евреев, мусульман). Было ограниченно обучение в классических

    гимназиях детей малоимущих слоев. Существенно возросла плата за обучение.

    Согласно циркуляру (1887 г.) оговаривалось, что следует предоставить

    обучение в гимназии верхам и препятствовать обучению в них представителям

    низов (дети кухарок, крестьян, прачек и пр.).

    Заметно отличались от государственных гимназий некоторые частные средние

    учебные заведения 80-х гг.:

    Школа под руководством А.С.Грачевского.

    В младшем отделении шло совместное обучение мальчиков и девочек; было

    организовано трудовое обучение (швейное дело для девочек; столярное дело

    для мальчиков).

    Женская гимназияВ.Я.Стоюнина.

    Программа делилась на 4 цикла:

    # научные дисциплины

    # иностранные языки

    # искусство

    # физическое воспитание.

    Основная тяжесть занятий падала на работу в классе, домашние задания были

    сокращены, в школе отсутствовала цифровая система оценок знаний. Регулярно

    организовывались экскурсии на промышленные предприятия, в деревню.

    Видным идеологом создания церковно-приходских школ является

    С.А.Рачинский.

    Сторонники реформ воспитания и образования не были едины в своих взглядах.

    Радикально настроенные разночинцы превращали дискуссию о воспитании и

    обучении в политическую полемику.

    Развитие педагогической мысли в западных странах.

    В XIX веке завершается формирование классической педагогики Нового времени.

    Изучались цели, содержание, методы обучения и воспитания, методология

    педагогической науки. Зарождались новые теории социальной педагогики. Школа

    развивалась при поступательном движении экономики, развитии промышленности,

    росте городов, все это требовало новой системы образования. Масштабы

    развития системы образования определялись особенностями каждой страны. В

    XIX веке остро проявились противоречия между условиями педагогической

    мысли, школьного законодательства и системы образования. Важная часть

    программы демократизации школы была к концу века оформлена законодательно,

    но эту демократизацию еще только предстояло осуществить на практике.

    Произошло становление национальных школьных систем. К концу столетия в

    ведущих странах Западной Европы и США были заложены законодательные основы

    новой школы. В Германии обращение к проблеме школы стимулировалось борьбой

    за объединение нации. В Англии школьная политика претерпевала изменения в

    соответствии с проведением государственного курса. Во Франции ввиду высокой

    социальной активности школьный вопрос оказался в одной из «горячих точек»

    государственной политики. В США немаловажным фактором создания

    демократических школьных институтов явилось поражение рабовладельческого

    Юга в гражданской войне. С одной стороны были проведены крупные реформы,

    приведшие к созданию общенациональных систем образования, к ослаблению

    церкви на школу. С другой стороны, значительная часть населения Запада

    осталась без какого-либо образования.

    Эпоха Нового времени знаменуется творчеством педагогов, вошедших в плеяду

    классиков науки о воспитании и образовании: И. Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт,

    Ф.А.В. Дистервег.

    II. Классики Российской педагогики.

    Дмитрий Иванович Писарев

    (1841 - 1868 гг.)

    В статьях «О русском педагогическом вестнике», «Школа и

    жизнь»,«Педагогические софизмы» и др. Д.И. Писарев настаивал на изучении

    ребенка и защите его прав. Был склонен к идеям «свободного воспитания»,

    считал, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью

    ребенка. Писарев отвергал профессионализацию общеобразовательной школы,

    полагая, что это мешает разглядеть действительный смысл и задачи

    образования. Он считал, что женщине должны быть открыты дороги к

    образованию наравне с мужчиной.

    В 1860 гг. на арену педагогической мысли России вышла группа

    методистов внесших заметный вклад в формирование процесса обучения в школе.

    Это были:

    # Николай Александрович Корф

    # Владимир Яковлевич Стоюнин

    # Василий Иванович Водовозов

    # Виктор Петрович Острогорский

    # Николай Федорович Бунаков и др.

    Особая роль принадлежит Л.Н.Толстому.

    Лев Николаевич Толстой

    (1829 - 1910 гг.)

    В течение 1859 - 1862 гг. Л.Н. Толстой заботится об учрежденной им

    школе для крестьянских детей, основывает филантропическое общество

    народного образования. Изучает опыт российской и западноевропейской школы,

    ведет педагогические исследования. В 1872-1874 гг. пишет учебники для

    начальной школы, участвует в деятельности Московского общества

    грамотности, школ.

    После поездки за границу, размышляя о педагогическом опыте Запада,

    Л.Н. Толстой обратился к идеям «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо. В

    начале 1860-х гг. Л.Н. Толстой признавал целесообразным включать в

    программу народной школы:

    # письмо

    # счет

    # религию

    # историю

    # географию

    # рисование

    # пение

    # черчение.

    Позже он склоняется к мысли о необходимости ограничить программу

    народной школы: грамотой и счетом. Главный пункт педагогической концепции

    Л.Н. Толстого - идея «свободного воспитания».

    Свои взгляды он изложил в журнале «Ясная поляна». Он утверждал, что

    воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Задача воспитателя - оберегать

    гармонию, которой обладает человек от рождения. Учитель не должен

    руководить нравственным воспитанием учащихся: «Критерий педагогики есть

    только один - свобода». Идеальная школа, где свободное содружество, где

    одни сообщают знания, а другие воспринимают их.

    Лучшая школа такая, где детям предоставлена свобода учиться или нет.

    Толстой видел «свободное воспитание» не вне цивилизации, а, напротив, в

    условиях общественной жизни. С начала 1870-х гг. в педагогических суждениях

    Л.Н.Толстого появляется диссонанс с идеями «свободного воспитания». Он

    признает религию как единственное и разумное воспитание.

    Толстой выдвинул идею учета особенностей ребенка и его интересов.

    Л.Н.Толстой обогатил дидактику наблюдениями и выводами, относящимися к

    процессу сознательного и творческого усвоения знаний, основанном на

    интересе. Он разрабатывал методику рассказа и беседы с учащимися. Попытку

    осуществить свои педагогические замыслы Л.Н.Толстой предпринял в

    Яснополянской школе (1859 г.)

    Эта школа основана на идеях: любви к ребенку, веры в их творческие

    способности, отказа от давления на их личность. Домашние задания тут не

    задавались. Традиционные уроки заменены образными художественными

    рассказами учителя, индивидуальными и коллективными творческими сочинениями

    учащихся. Расписание было, но его часто не соблюдали. Ученик волен был не

    посещать уроки. Порядок и программа обучения согласовывались с детьми.

    Преподавали:

    # чтение

    # писание

    # каллиграфию

    # грамматику

    # священную историю

    # русскую историю

    # рисование

    # черчение

    # математику

    # Закон Божий

    # проводись беседы из естественных наук.

    Школа была бесплатной. В ней было четыре учителя, около 40 мальчиков

    и 5 девочек. Занятия шли по утрам и вечерам 7-8 часов в виде свободных

    бесед. Сам Толстой преподавал в старших классах математику и историю. Школа

    такой деятельностью добивалась прекрасных результатов.

    Николай Иванович Пирогов

    (1810 - 1881 гг.)

    Н.И. Пирогов родился в семье чиновника. Закончил медицинский

    факультет Московского университета, был профессором в Дерптском

    университете, Петербургской медико-хирургической академии. Основатель новой

    школы в хирургии, Пирогов был одновременно крупным общественным,

    педагогическим деятелем. В 1856 году Н.И. Пирогов уходит из медико-

    хирургической академии и получает пост попечителя Одесского учебного

    округа, который занимал в течение двух лет. В том же году в «Морском

    сборнике» появляется его статья «Вопросы жизни», которая имела значительный

    отклик в педагогических кругах. В период с 1852 по 1861 гг. Пирогов

    возглавляет Киевский учебный округ. Он выступал с критикой сословности в

    образовании, догматических методов обучения, предлагал систему: начальная

    школа, прогимназия (реальная и классическая), университет и высшая

    специальная школа. Иными словами:

    # Начальная школа (2 года)

    # Прогимназия: реальная (4 года), классическая (4 года)

    # Гимназия: реальная (3 года), классическая (3 года)

    # Высшие учебные специальные заведения

    # Университеты

    Н.И. Пирогов содействовал работе педагогических советов учебных

    заведений, принимал участие в совершенствовании преподавания иностранных

    языков; поощрял творчество и самообразование учителей, уделял много

    внимания повышению качества преподавания в частных женских школах-

    пансионатах; противодействовал уменьшению автономии университетов. Пирогов

    настаивал на либеральных коллегиальных началах управления учебными

    заведениями, был против регламентации сверху.

    В статье «Нужно ли сечь детей?» возражал против физических наказаний.

    Он усилил подготовку учителей на местах, организовал обмен опытом путем

    создания «циркуляров», педагогических журналов. Но он не смог противостоять

    большинству чиновников.

    В 1867 году Н.И. Пирогов был отправлен в отставку, тем самым была

    прервана его педагогическая деятельность.

    В статье «Вопросы жизни» особое место занимает идея самопознания

    посредством воспитания (общечеловеческого воспитания). «Мало кто осознано

    ставит перед собой жизненные цели. Но каждый должен задать себе вопрос, в

    чем смысл, призвание его жизни. Ответ должно дать воспитание .... Школа -

    проводник к распространению в будущем поколении одних только известных

    убеждений, взглядов ... Школа - рассадник специалистов необходимых

    государству для достижения обыденных целей ... Школа служит для воспитания

    детей, для хлеба - для этого отцы посылают детей в школу. Учиться,

    образовываться, просвещаться должны по мере сил и это должно стать

    инстинктивной потребностью общества».

    Идеал нравственного воспитания видел в христианской религии. Н.И.

    Пирогов выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. До

    определения жизненного рубежа, когда обнаруживаются склонности и призвания,

    все люди должны пользоваться общечеловеческим воспитанием, после наступает

    специальное. Цель воспитания - научить быть человеком. Это значит научиться

    с ранних лет подчинять материальные стороны духовной. Главное -

    нравственное воспитание, которое осуществляется в ходе целостного

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.