МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение эмпатии у родителей младших школьников

    проявляется как раз в том, что ситуация партнера по общению, в данном

    случае ребенка, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». В

    механизме эмпатии присутствует умение поставить себя на место ребенка,

    взглянуть на вещи, на происходящее с его точки зрения. Однако взглянуть на

    вещи с точки зрения ребенка не обязательно означает отождествить себя с

    этим человеком. Если родитель отождествляет себя с ребенком, это значит,

    что он строит свое поведение так, как строит его ребенок. Если же родитель

    проявляет эмпатию, это значит, что он просто принимает во внимание линию

    поведения своего малыша (относится к ней сочувственно), но свою собственную

    может строить совсем по-иному. И в том, и в другом случае налицо будет

    «принятие в расчет» поведения другого человека, а точнее своего

    собственного ребенка, однако результат совместных действий будет

    различным: одно дело – понять и встать на позицию ребенка, другое дело –

    понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но

    действуя по-своему.

    Проявление эмпатических тенденций во взаимоотношениях родителей и детей

    помогает родителям быть хорошими воспитателями, понимая мотивы поступков

    ребенка и активно проводя свою линию воспитания. Воспитывать – не значит

    говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего,

    самому подавать пример своими поступками. Цель воспитания содействовать

    гармоничному развитию человека – реализуется с помощью ряда средств, среди

    которых умение родителя понимать своего ребенка, т. е. эмпатия. Вся тайна

    семейного воспитания в том, чтобы дать ребенку возможность развиваться

    самому и помогать ему в этом. Родители должны всегда относиться к ребенку,

    с первого дня его появления на свет, как к человеку с полным признанием его

    личности и неприкосновенности этой личности.

    Глава 2. Экспериментальное изучение эмпатии у родителей

    младших школьников.

    2.1. Методики исследования и их краткая характеристика.

    В соответствии с поставленной нами гипотезой для проведения экспери-

    ментального исследования нами были выбраны следующие методики.

    Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает

    богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ученика.

    Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка,

    показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

    Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является

    творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и

    позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения.

    Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также

    направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-

    своему решает проблему актуальных семейных отношений.

    Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после

    рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист для

    рисования, карандаш и ластик. В некоторых источниках можно встретить

    допущение о том, что испытуемый может пользоваться и цветными карандашами.

    Инструкция ребенку может быть приблизительно такой: «Пожалуйста, нарисуй

    свою семью так, чтобы её члены были чем-то заняты». На все уточняющие

    вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь

    рисовать, как хочешь». После того, как рисунок закончен, с ребенком

    проводится беседа по следующей схеме:

    1. Кто нарисован на рисунке и что делает каждый член семьи?

    2. Где работают и учатся члены семьи?

    3. Как в семье распределяются домашние обязанности?

    4. Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?

    В ходе оценке КРС учитываются формальные и содержательные особенности

    рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов

    рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, за тушевание

    отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка

    являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и

    расположение, а также соотношение вещей и людей на рисунке.

    При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие

    аспекты:

    1. анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и

    нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи

    на рисунке);

    2. анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в

    стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов

    семьи);

    3. анализ процесса восприятия рисования (последовательность

    рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время

    рисования).

    Анализ рисования дает богатую информацию о семейных отношениях

    ребенка.

    Для родителей нами был предложен опросник по изучению эмпатии.

    Способность к сопереживанию-эмпатия – является отчасти воспитанной,

    социально обусловленной чертой характера, отчасти генетически

    предопределена как своеобразная эмоциональная особенность темперамента.

    Рассматриваемый опросник был создан первоначально для исследования проблем

    деперсонализации, позволяя выделить и количественно измерить три различные

    и сравнительно не зависимые друг от друга компонента эмпатии.

    Опросник состоит из 83 вопросов. Степень согласия с каждым вопросом –

    утверждением оценивается испытуемым в регистрационном бланке по 9-бальной

    шкале (от-4 до +4 с шагом в 1 балл). Опросник позволяет измерить следующие

    компоненты эмпатии:

    Э – эмпатическая тенденция, способность к сопереживанию,

    впечатлительность;

    П – тенденция к присоединению, способность к проявлению тепла,

    дружелюбия, поддержки;

    СО – сензитивность к отвержению, соответственно способность к

    возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой

    адрес.

    Утверждения, диагностирующие каждую из этих трех компонент, разбиваются

    на два ряда. Вопросы первого ряда (баллы их ответов) суммируются со знаком

    плюс, так как носят характер согласия с диагностируемой чертой. Вопросы

    второго ряда, их баллы, прибавляются к первой сумме со знаком минус (то

    есть их сумма вычитается из первой суммы), т. к. их содержание носит

    характер отрицания диагностируемой черты. Чтобы найти окончательный балл

    каждой шкалы, из алгебраической суммы баллов по её первому ключу вычитается

    алгебраическая сумма по второму ключу. В соответствии с нормативами

    делается вывод об уровне развития эмпатии.

    2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента.

    В проводимом нами экспериментальном исследовании приняли участие 13

    родителей и соответственное количество детей. Данные респонденты были

    выбраны нами на основании обращений родителей за консультацией к школьному

    психологу. Для проведения диагностики была проведена предварительная

    работа, включающая в себя просветительскую деятельность в сфере детско-

    родительских взаимоотношений. В рамках просветительской деятельности мы

    приняли участие в ряде тематических родительских собраний, посвященных

    воспитанию младшего школьника. В ходе проведения родительских собраний,

    родителям было предложено обращаться за консультацией к педагогу –

    психологу, предполагающей диагностику и разработку рекомендаций.

    Таким образом, нами проводилась работа с тринадцатью семьями. Обратимся

    к анализу полученных данных. Согласно полученным результатам, мы можем

    сделать вывод о том, что большинство родителей обращались к психологу с

    жалобами на непослушание ребенка. Причем, причину негативного поведения

    родители видели в ребенке, не учитывая недостатков своей воспитательной

    деятельности, не умея понять, «почувствовать» своего ребенка. Данное

    предложение было подтверждено нами с помощью психодиагностического

    исследования. Количественно проанализировав полученные данные, мы можем

    сделать вывод о том, что у большинства испытуемых обнаружился средний и

    низкий уровень развития эмпатии. Так как проводимый нами тест предполагает

    измерение эмпатических качеств по трем шкалам, мы можем констатировать, что

    лишь у 30,2% респондентов можно наблюдать высокий уровень сенситивности к

    отвержению, т. е. способности к возникновению адекватного чувства вины,

    способности воспринимать критику в свой адрес, что в общем немаловажно для

    восприятия в социальной перцепции, тем более в детско – родительских

    отношениях.

    Обратимся к количественному анализу полученных данных, которые можно

    представить в таблицах.

    Таблица 1. Исследование эмпатической тенденции

    |№ |Уровень развития |Количество человек |% |

    |1 |Высокий |- |- |

    |2 |Средний |5 |38,5 |

    |3 |Низкий |8 |61,5 |

    Таким образом, мы наглядно можем увидеть, что собственно эмпатия в

    данной выборке родителей развита слабо. Собственно поэтому родителям трудно

    сопереживать своему ребенку, понять мотивы его поступков, они

    преимущественно ориентированы на внешние проявления, нежели на внутреннее

    содержание.

    Следующая таблица отражает тенденцию к присоединению, точнее уровень

    развития данного качества.

    Таблица 2. Исследование тенденции к присоединению

    |№ |Уровень развития |Количество человек |% |

    |1 |Высокий |- |- |

    |2 |Средний |5 |38,5 |

    |3 |Низкий |8 |61,5 |

    Мы видим, что результаты по шкалам совпадают. Таким образом, низкий

    уровень понимания чувств другого, впечатлительности, обусловливает низкие

    результаты по второй шкале. То есть не умея сочувствовать, родители не

    умеют проявлять, выражать тепло, дружелюбие, поддержку. Большинство

    родителей, общаясь с детьми, выражают свое одобрение или неодобрение

    оценочно, например: «Молодец!». Достаточно редко можно встретить такое

    выражение чувств, как «Я огорчен(а), потому что…», «Мне радостно из-за

    того, что ты поступил так-то» и т.п.

    И как мы уже отмечали, у родителей достаточно неплохо развита тенденция

    сенситивности к отвержению.

    Таблица 3. Изучение сенситивности к отвержению

    |№ |Уровень развития |Количество человек |% |

    |1 |Высокий |4 |30,8 |

    |2 |Средний |3 |23 |

    |3 |Низкий |6 |45,2 |

    Т. е. мы можем убедиться в том, что родители открыты к критике в свой

    адрес, восприимчивы к рекомендациям, что открывает возможности для

    коррекции и развития взаимоотношений родителей и детей.

    Но, памятуя о жалобах родителей на непослушание, взаимонепонимание, мы

    сочли необходимым провести психодиагностическое обследование детей.

    Обратимся к качественному анализу результатов данного обследования.

    В большинстве рисунков мы можем наблюдать средний уровень

    эмоциональной стабильности, т. е. дети рисуют полный состав семьи, нет

    деформированных фигур, явных признаков агрессии в семейной ситуации. Но

    при более детальном рассмотрении, мы можем констатировать, что не все так

    уж благополучно. Во-первых, практически на всех рисунках изображена «просто

    семья». Отсутствует совместная деятельность, объединение членов семьи, т.

    е. дети просто перечисляют тех, кто живет вместе с ними, иногда «забывая»

    включить себя в эту семью. Лишь в двух случаях мы услышали, что «мы всей

    семьей гуляем». Но из этих рисунков также ни один нельзя назвать абсолютно

    благополучным. В первом случае девочка говорит, что они гуляют в парке, но

    «папа с мамой отстали и идут сами по себе», во втором – девочку от

    остальных членов семьи отделяет дорога.

    Можно встретить такие рисунки, в которых члены семьи перечислены, но

    ребенок находится в некотором отдалении от родителей или ближе, например, к

    бабушке.

    В одном из рисунков мы встретили косвенное указание на то, что ребенок

    не привык высказывать свое мнение, его считают «неспособным», не

    прислушиваются к тому, что он говорит, что, в свою очередь, вызывает

    тревожность, чувство неполноценности в семейной ситуации.

    Следующий рисунок указывает на гиперопеку в семье: ребенок инфантилен

    и в наших наблюдениях и в манере рисования. Действительно, мама, воспитывая

    одна единственного, соматически ослабленного ребенка, видит его малышом, не

    хочет, чтобы он взрослел, что отражается на психологическом здоровье

    ребенка. Мы предполагаем, что данный случай наиболее труден для коррекции,

    учитывая, что у мамы обнаруживается низкий уровень сенситивности к

    отвержению.

    Следующий респондент (папа мальчика) высказывал жалобы на то, что его

    сын «мямля, маменькин сынок». Что же мы видим на рисунке? Ребенок

    вытесняет отца с рисунка, мотивируя это тем, что «папа на работе». Причем в

    рисунке явно прослеживается тревожность.

    Три ребенка, изображая семью, перечислили всех членов семьи, но

    некоторые признаки указывают на нехватку эмоционального тепла, потребность

    в ласке.

    Особенную тревогу вызывают два рисунка. На одном из них ребенок просто

    отказался рисовать свою семью, сказав, что хочет рисовать чужого дядю.

    Почему он так поступает, ребенок наотрез отказался объяснять, отметил лишь,

    что ему «противно рисовать их всех». В данном случае, у мамы мальчика мы

    констатировали очень низкий уровень эмпатии по всем трем шкалам.

    Второй рисунок показывает нам несуществующего члена семьи – маму.

    Причем мама располагается между девочкой и папой, который прикладывает все

    усилия для воспитания дочки. Но, не понимая её переживаний, папа очень

    сильно акцентирует внимание на отсутствии матери у девочки, создавая у нее

    чувство неполноценности в семейной ситуации.

    Необходимо отметить, что в ходе беседы выяснились следующие

    особенности. Возможно, ограждая детей от трудностей, родители не посвящают

    их в такие вещи, например, где и кем работают родители. Практически все

    дети с трудом отвечали на этот вопрос, несмотря на то, что им уже по восемь

    лет. В лучшем случае дети могли ответить на одну часть вопроса, например,

    «работает на заводе», «мой папа – начальник», и т. д.

    Не менее тревожен тот факт, что из тринадцати детей на вопрос: «Кто

    на рисунке самый счастливый?», дети отвечали: «Папа», «Мама», «Брат» и т.

    п. Лишь в двух ответах мы услышали: «Мы все счастливы». На вопрос: «Кто

    самый несчастный?», дети отвечали по-разному: «Я», «Мама», «Дедушка». Но

    самое любопытное, что на вопрос: «Почему?», они не смогли дать ответ. Дети

    либо говорили, что не знают почему, либо отвечали: «Потому, что это так».

    Ответа же, выражающего чувства, нам не удалось получить. Возможно это

    происходит потому, что большинство родителей сами не умеют вербально, или

    не вербально, выразить свои чувства, а также не учат этому детей.

    Дети чувствуют непонимание, отсутствие эмпатии в семье, что приводит к

    эмоционально-личностным проблемам: чувству неполноценности в семейной

    ситуации, тревожности, отсутствию эмоциональной поддержки. Все это может

    привести к повышению агрессивности, негативным подростковым реакциям,

    неумению в дальнейшем строить взаимоотношения в своей семье.

    Для того ,чтобы снивелировать данные проблемы, необходима коррекция

    детско-родительских взаимоотношений. Следует проводить комплексную работу с

    семьей, как с родителями, так и с детьми.

    2.3. Психолого–педагогическая помощь семье в улучшении

    взаимоотношений родителей и детей.

    Мы предлагаем проблемно-ориентированную модель, направленную на решение

    конкретных практических задач, заявленных и признанных семьей, т. е. в

    центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие

    помощь, концентрировали усилия на той проблеме, которую осознала семья и

    над которой она готова работать. И это важнее, чем взгляд специалиста на

    природу, причину самой проблемы. На наш взгляд, родители, обратившиеся за

    помощью, не вполне осознавали истинную проблему. Но после психодиагностики

    и бесед с ними по её результатам, родители по другому взглянули на

    ситуацию.

    Проблемно – ориентированная модель основывается на том, что в

    определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или хотя бы

    уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача психолога – создать

    условия, направить на путь решения. Внимание сосредотачивается на ситуации,

    формулируются конкретные достижимые цели. Работа протекает в духе

    сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку способностей членов

    семьи в решении их собственных трудностей.

    Приведем модель беседы с родителями по поводу раз вития эмпатических

    тенденций во взаимоотношениях с детьми.

    Часто мы сталкиваемся с тем, что родители, утверждая, что знают, что

    нужно их ребенку, строят его жизнь по своему образцу, а затем удивляются,

    что не удается наладить взаимоотношения с сыном или дочкой. Да и у ребенка

    появляется много проблем: в поведении, в учебе, во взаимоотношениях. Беда в

    том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился давно и

    крепко утвердился в сознании родителей. Они считают себя всепонимающими и

    всезнающими властителями жизни ребенка. Очень часто они программируют

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.