МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение лирики в начальной школе

    Центральной частью в этой книге педагог поставил задачу умственного и

    нравственного развития детей на основе сказок, басен, загадок, народных

    песен и стихов. Это была первая в своем роде учебная книга, в которой были

    помещены стихотворения о природе и животных. Мы, проанализировав "Родного

    слова", сделали следующие выводы:

    1. В учебнике, предназначенном для первого года обучения, содержатся

    "Утро", "Русская зима" (А.С.Пушкина), "Какой цветок?" (из детской

    книги), "В мае" (из "Песен для детей"), "В октябре", "Птичка" (из

    "Звездочки"), "Буренушка", "Милые сиротки - божьи детки", "Борзый конь"

    (К.Д.Ушинского), "Летний дождь" (Майкова), "Пойманная птичка" (Из

    детского журнала Пчельниковой). Кроме этого, некоторые народные песенки,

    которые предлагает К.Д.Ушинский имеют много общего с лирическими

    стихами, поэтому мы приведем и их: "Петушок", "Лебедь и сокол",

    "Березонька", "Гуси, где вы бывали?".

    2. В учебнике для второго года обучения, количество лирических

    стихотворений намного больше. В первом отделе мы встречаем такие

    лирические стихи: "Изба" (Огарева), "Мать и дети", "Колыбельная песня"

    (Майкова), "Мельница" (Никитина), "Ученый кот", "Печальный конь", "В

    дороге", "Зимнее утро в столице" (А.С.Пушкина), "Птичка" (Туманского),

    "Сад", "Мотылек" (К.Д.Ушинского), "Песенки цветов" (из детского журнала

    Пчельниковой), "Шоссе и проселок" (Аксакова), "Чугунка", "Чудный

    работник" (из Азбуки Вельтман), "Конь", "Белая лебедушка и серые гуси",

    "Приглашение на улицу" (народные песни).

    Второй отдел учебника посвящен временам года, поэтому К.Д.Ушинский

    включил сюда такие лирические стихи, как: "Зима" (Баратынского), "Зайка"

    (Берга), "Крещенский вечер", "Летом" (К.Д.Ушинского), "Выставляется

    первая рама", "Сенокос" (Майкова), "Весенние воды", "Весенняя гроза"

    (Тютчева), "Ласточка" (Плещеева), "Пахарь и цветок", "Полевая мышка" (из

    Бернса, перев. Михайлова), "Вечерняя заря весною" (Л.М.), "Май" (из

    Гейне, перев. Михайлова), "Песня косаря", "Урожай" (Кольцова), "Нива"

    (Жадовской), "Чудная белка", "Эхо", "Волшебница зима" Пушкина),

    "Несжатая полоса" (Некрасова), "Осень" (Фета), "Коляда под Рождество",

    "Призыв весны", "Посев льна", "Ивушка" (народные).

    3. В учебник для третьего года обучения К.Д.Ушинский поместил

    следующие лирические стихи: "Зима", "Светлое зимнее утро", "Зимнее утро

    в столице", "Наступление зимы", "Цыганский табор" (Пушкина), "Весна"

    (Майкова), "Дядюшка Яков" (Некрасова), "Рябинушка" (народная).

    Таким образом, в учебнике К.Д.Ушинского для первого года обучения

    содержится 11 лирических стихотворений, представлены такие авторы, как

    Пушкин, Майков, сам К.Д.Ушинский, также произведения заимствуются из других

    книг для чтения. Кроме этого в учебнике приведены народные песенки, 4 из

    которых близки к лирическим стихам.

    В учебнике для второго года обучения использованы 7 народных песенки и

    36 лирических стихов (авторы: Огарев, Майков, Никитин, Пушкин, Туманский,

    К.Д.Ушинский Аксаков, Баратынский, Берг, Тютчев, Плещеев, Бернс, Кольцов,

    Жадовская, Некрасов, Фет).

    Учебник для третьего года обучения, учитывая значительно больший объем

    книги, отличается значительно меньшим количеством лирических стихотворений,

    всего лишь 8(из них одна - народная песня). При этом представлены только

    три автора: Некрасов, Майков, Пушкин.

    Несмотря на то, что в учебниках К.Д.К.Д.Ушинского много лирических

    произведений, сам он считал "преобладание лирического элемента в нашей

    поэзии", мешающим при подборе стихотворений. К.Д.Ушинский не относил такие

    стихи к разряду детских. Те же произведения, которые все же были помещены в

    учебниках, он или переделывал, или сильно сокращал.

    Рассмотрим теперь методику преподавания стихотворений, которую

    предлагает К.Д.Ушинский. Учитель, по его мнению, сначала излагает детям

    содержание стихотворения, затем объясняет каждую мысль, каждое слово. После

    этого учитель прочитывает стихотворение по частям и дети "тут же в классе

    легко заучивают одну часть за другой". На втором году обучения от детей

    можно требовать писать без ошибок все маленькие заученные ими

    стихотворения. Говоря о чтении художественных произведений, К.Д.Ушинский

    постоянно предостерегал учителя от излишества в толкованиях и вопросах при

    чтении. Он выдвигает два требования: первое, чтобы дети поняли образцовое

    произведение, и второе, чтобы они его перечувствовали: "…на практике эти

    два требования часто противоречат друг другу. Длинные подробные объяснения

    поэтического произведения ослабляют его впечатление на чувство, а с другой

    стороны, впечатление на чувство возможно только тогда, когда образцовое

    произведение совершенно понято". Стремясь устранить это противоречие,

    К.Д.Ушинский дает учителю ряд указаний: "Чтобы избежать этого затруднения,

    следует предварительно доводить дитя до понимания того произведения,

    которое предлагается прочесть, а потом уже читать его, не ослабляя

    впечатления излишними толкованиями: так, например, прежде, чем вы прочтёте

    детям какую-либо песню Кольцова, …побеседуйте так, чтобы песня Кольцова

    была поэтическим результатом вашей беседы. Тогда дитя, не затрудняясь уже

    пониманием песни, воспримет вполне её поэтическое впечатление"(52,12).

    К.Д.Ушинский подчеркивает важность заучивания стихотворений наизусть,

    но они "…должны разучиваться во время урока, чтобы не давать детям большого

    труда учить их вне класса, потому что это трудное зазубривание

    стихотворений убивает их эстетическое впечатление…; в классе, же под

    руководством учителя, помогающего вопросами памяти детей, изучение

    стихотворения идет очень скоро"(12).

    Чтению стихотворения К.Д.Ушинский рекомендует предпосылать чтение и

    разбор близких по теме деловых статей, так как это избавляет учителя от

    необходимости толковать о предмете стихотворения.

    Н.Ф.Бунаков, развивая взгляды К.Д.Ушинского, придавал большое значение

    усвоению детьми поэтического языка представителей русской поэзии: Пушкина,

    Гоголя, Кольцова и др. Н.Ф.Бунаков предлагает при работе над стихами

    учитывать возраст детей. Так, «в младшем отделении (первый учебный год),

    когда ученики могут уже сами читать книжку, возможно иметь в виду только

    элементы эстетического чувства, любви к природе и к ближнему, возбуждая их

    художественными картинками небольшого объема и достаточно яркими: стишки

    про пойманную и освобожденную птичку, умело выбранные картинки весны, лета,

    осени, зимы и т.п. будут понятны маленьким ученикам, вызовут в их душах

    знакомые и милые образы, а вместе с тем и чувства. Такие миниатюрные

    картинки в прекрасных стихах производят большое впечатление на маленьких

    учеников, если учитель читает их вслух с надлежащим выражением, и очень

    нравятся им. Тут не требуется почти никаких объяснений. Достаточно двух-

    трех вопросов: что описано в стихах? Какие предметы названы? Что сказано о

    каждом предмете? Маленькие ученики охотно и заучивают такие небольшие

    картинки в стихах прямо со слов учителя, конечно, не разом, а по частям,

    при помощи одиночного и хорового повторения» (4,212).

    «В среднем отделении (второй учебный год), куда дети переходят не

    только с уменьем читать и писать, но и с некоторым запасом общих

    представлений, вынесенный из чтения и классных бесед, следовательно, с

    несколько расширенным умственным кругозором, надо желать более широкого

    возбуждения и развития чувствований. Материалом для этого могут служить

    более серьёзные художественные изображения природы в стихах,

    преимущественно из Пушкина, Кольцова… В русской литературе можно выбрать

    достаточно пригодного и доступного этим читателям художественного

    материала… Здесь ученики могут отдавать отчет и о чувствованиях, и о своих

    впечатлениях, а потому чтение можно сопровождать более обстоятельными

    беседами и объяснениями. Надо иметь в виду не столько объяснение отдельных

    слов и выражений, сколько смысл образов и картин, выяснение чувства, их

    проникающего, и впечатления, ими производимого»(4,213-214).

    «В старших отделениях (третий и четвертый учебный год), где мы вправе

    ожидать от учеников более серьёзности и понимания, большего запаса идей,

    большей восприимчивости к поэтическим образам и некоторого навыка

    вдумываться в свои впечатления, конечно возможно и желательно чтение более

    серьёзных художественных произведений, желательны и более серьёзные беседы

    по поводу их, направленные к отчетливому различению явлений внешнего и

    внутреннего мира и к раскрытию источников того или другого

    чувствования»(4,215).

    Н.Ф.Бунаков устанавливает общий план для чтения и объяснения

    художественных произведений слова:

    «1.Подготовительная беседа, которая нужна лишь настолько, чтобы потом

    не приходилось прерывать чтение вводными и попутными объяснениями,

    расхолаживающими живое впечатление от художественных образов; иногда, может

    быть, она и совсем не нужна.

    2.Самое чтение, расчленение прочитанного произведения на отдельные

    картины, выяснение связи между отдельными картинами и смысла целого.

    3.Беседа после чтения, направляемая к тому, чтобы ученики сознательно

    отнеслись к тем душевным явлениям, какие проявляются в прочитанном

    произведении, и к источникам, к причинам, их производящим. Такие беседы с

    начинающими читателями - маленькими учениками должны быть очень кратки и

    незамысловаты» (4,216-217).

    В.И.Водовозов, последователь К.Д.Ушинского отводил особенно большую

    роль в деле воспитания художественной литературе. В качестве средств,

    ведущих к развитию у детей чувства прекрасного, он прежде всего называл

    знакомство с образцами художественной прозы и поэзии. В своей книге

    «Словесность в образцах и разборах» (1868) он отводит важное место разбору

    стихотворения А.С.Пушкина «Бесы». Кроме того указывается в самых общих

    чертах различие между эпосом, лирикой и драмой. Стихотворение «Бесы» автор

    относит к лирическим «потому что в нем на первый план выступает личное

    чувство поэта» (8,378). Приводятся также десять классных задач, например:

    «Привести примеры на лирическое, эпическое и драматическое произведение и

    объяснить, почему каждое из них относится к тому, а не к другому роду».

    (8,378).

    Считая внеклассное чтение важным средством расширения кругозора

    учащихся, В.И.Водовозов создал книгу "Детские рассказы и стихи",

    предназначенную для домашнего чтения.

    В 70-80-е гг. 19 века по глухим сёлам России учительствовало много

    талантливых и самоотверженных педагогов. Одним из первых земских педагогов,

    который начал разрабатывать вопросы начальной школы путем изучения условий

    в деревнях, был ученик К.Д.Ушинского Н.А.Корф. Он создал училище, в котором

    обучение дополнялось чтением небольших статеек прикладного содержания, для

    чего Н.А.Корф составил книгу для классного и домашнего чтения "Наш друг".

    На содержание книги он смотрел глазами крестьянских детей и их родителей.

    Поэтому не включил в книгу стихи – счел их неуместными в суровой народной

    школе, куда детей посылают научиться чему-то дельному.

    «Руководство для преподавателей русского языка в младших классах

    среднеучебных заведений» вместе с «Классной русской хрестоматией»

    В.Я.Стоюнина было издано в 1876 г. В нем наряду с теорией даны краткие

    методические разборы текстов для учителей русского языка и литературы в

    младших классах. Автор предлагает изучать, учить наизусть небольшие

    стихотворения, где «выражаются знакомые ребенку образы, создавшиеся из

    впечатлений от природы, в связи с простыми чувствами и мыслями, вызываемыми

    той же природой» (48,332). В.Я.Стоюнин, оберегая эстетическое чувство,

    советует не делать над поэтическим стихотворением никаких прозаических

    переделок, никаких грамматических упражнений, а ограничиваться только

    немногословным объяснением неясных слов и выражений. По мнению

    В.Я.Стоюнина, задавать ученикам выучивать наизусть следует такие

    стихотворения, которые «могут вызывать знакомые им образы или чувства, что

    преподаватель может знать из частых бесед с классом»(48,333). При этом он

    замечает, что польза не в самом заучивании стихов, а в том, чтоб они

    навсегда оставались твердо в памяти: для этого же необходимо, чтобы они как

    можно чаще повторялись в классе, т.е. чтобы учитель заставлял несколько

    учеников произнести то одно, то другое из заученных прежде стихотворений.

    «Укрепившись таким образом в памяти ученика, стихотворение будет потом

    легко припоминаться и вне класса при возбуждении в ученике подобного же

    чувства, в этом-то я и нахожу главную пользу»(48,333).

    После Октябрьской революции в книгах для чтения классика почти

    исчезла. Вплоть до 50-х годов возникают различные программы, руководства по

    чтению. Главная задача, которую они ставят перед собой – показать

    эксплуатацию народных масс, страдания угнетенных до революции и перспективу

    будущей "светлой" жизни. Разработка такого содержания обучения отодвигала

    на второй план частную методику. Понятно, что в этих условиях, не могло

    быть разработанной методики преподавания лирических стихотворений, да и как

    таковых этих стихотворений было не так уж и много. В конце 40-х и 50-х

    годов начинается усиленная разработка вопросов обучения чтению, выходят

    книги, в которых появляются описания работы над стихами. Мы рассмотрим

    некоторые методики.

    А.И.Воскресенская и М.Л.Закожурникова в своей работе "Практическое

    руководство к преподаванию русского языка в начальной школе" (1950 г.) не

    выделяют как таковой работы над стихами, но мы можем, опираясь на отдельные

    высказывания, составить общее представление о их рекомендациях по данному

    вопросу. Так авторы советуют уже в 1-2 классах учить детей понимать

    значение паузы, ударения, интонации и темпа чтения, а в 3-4 должно быть

    положено начало сознательному отношению учащихся к выразительности чтения в

    зависимости от содержания. Учитель также должен обращать внимание на

    постановку логических ударений, интонацию, ритм. Особое значение при этом

    придается чтению самого учителя, то есть учитель должен показывать, в каком

    ритме написано стихотворение, с какой интонацией его нужно прочитать и т.д.

    Авторы советуют практиковать также и другие приемы, чтобы добиться

    выразительного чтения: Полное, хорошее разъяснение того, что способствует

    пониманию содержания, хоровое чтение, заучивание наизусть и др.

    Авторы упоминают и о работе над изобразительными средствами языка, с 3-

    его класса предлагается вести работу над эпитетами (не вводя определения)и

    сравнениями.

    Все вышесказанное об этой методике у авторов относится ко всем видам

    художественных произведений, как к стихам, так, например, и рассказам, что

    является отрицательной стороной методики. Другой ее недостаток заключается

    в том, что авторы очень подробно подходят к вопросу о выразительности речи,

    но совсем не говорят о том, как добиться понимания произведения, что не

    менее важно.

    Работа "Методика русского языка в начальной школе" Каноныкина Н.П. и

    Щербаковой Н.А. того же периода (1950г) отличается более полным раскрытием

    методики преподавания чтения и, в частности работы над лирическими

    стихотворениями. Здесь мы уже встречаем отдельную статью, посвященную этой

    теме.

    Для организации методически правильной работы, авторы предлагают

    выделить лирику живописную, психологическую, живописно-психологическую и

    лирику мысли, о чем уже было сказано в первом параграфе. Они верно

    полагают, что каждый вид лирики требует своего определенного подхода. Так в

    стихотворениях, относящихся к живописной лирике, "…задача сводится к

    полноценному усвоению образа, как он дан писателем… предполагается три

    момента работы после чтения стихотворения: а)разложение образа на отдельные

    частные образы, б)уточнение их и в)собирание образа, восстановление его"

    (18,207). Заключительным моментом этой работы является повторное

    выразительное чтение.

    При работе над психологической лирикой предлагается описывать

    переживание и объяснять, почему оно возникло. Но чаще всего, по наблюдениям

    авторов, в школе мы имеем дело с живописно-психологической лирикой. При

    чтении таких стихотворений важно провести работу над образом и установить

    переживание, а затем связь этого переживания с вызвавшим его образом.

    Задачей лирики мысли является раскрытие мысли стиха. При этом надо

    иметь в виду, что часто в таких стихотворениях имеются строки, выражающие

    главную мысль. С этих строк, как считают Каноныкин и Щербакова, удобнее

    всего начинать разбор. В других строках эта мысль конкретизируется. После

    выяснения содержания устанавливается в соответствии с ним общий тон

    стихотворения. Возможен разбор языковых средств без употребления

    специальной терминологии, и в этом мы видим сходство с методикой

    Воскресенской и Закожурниковой.

    Обобщая все сказанное, авторы методики намечают порядок работы над

    стихотворениями:

    1. Подготовительная беседа, подводящая к восприятию образов стихотворения

    или настраивающая учащихся на созвучное стихотворению настроение. В беседу

    вводятся незнакомые для учащихся слова стихотворения.

    2. Чтение стихотворения учителем при закрытых книгах учащихся.

    1. Чтение стихотворения в целом учениками про себя и вслух.

    2. Чтение и разбор стихотворения по частям с раскрытием образных выражений

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.