МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение психологической готовности к обучению в школе

    Изучение психологической готовности к обучению в школе

    Тема: Изучение психологической готовности к обучению в школе.

    Содержание.

    Введение…………………………………………………………………………..

    1. Психологическая готовность к обучению в школе.

    1.1 Изучение проблемы готовности к школьному обучению в

    отечественной и зарубежной психологии……………………………………….

    1. 2 Особенности психического развития детей 6 - 7 лет……………………..

    2. Выбор метода определения степени психологической готовности……….

    3. Результаты исследования психологической готовности в детском саду №

    «Елочка» и их анализ…………………………………………………………….

    Заключение……………………………………………………………………….

    Список литературы………………………………………………………………

    Введение.

    Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее

    время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные

    исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс

    массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно

    сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический

    и эмоционально - волевой.

    Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности

    обучения, благоприятное профессиональное становление во многом

    определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности

    детей к школьному обучению. Поэтому тема исследования так актуальна в наше

    время.

    В современной психологии пока не существует единого и четкого определения

    понятия «готовности», или «школьной зрелости». А.Анастези трактует понятие

    школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями,

    мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения

    школьной программой поведенческими характеристиками. И.Шванцара определяет

    школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок

    становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве

    компонентов готовности к обучению к школе И.Шванцара выделяет умственный,

    социальный и эмоциональный компоненты. Л.И.Божович указывает , что

    готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня

    развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к

    произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной

    позиции школьника.

    На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению -

    многокомпонентное образование ,которое требует комплексных психологических

    исследований.

    Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают

    педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л.

    Венгер., Л.С.Выготский, А.В. Запорожец., А. Керн , А.Р.Лурия, В.С. Мухин,

    С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие . Авторами дается не только

    анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из

    детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного

    подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а

    также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с

    этим рекомендации по работе с детьми и их родителями.

    Цель написания работы изучение психологической готовности к обучению в

    школе. Рассмотрение определения готовности на практике было проведено в

    подготовительной группе детского сада № «Елочка», расположенного по адресу

    г.Сызрань Гагарина 12. Из цели вытекают задачи:

    - исследовать проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и

    зарубежной психологии;

    - определить особенности психического развития детей 6 - 7 лет;

    - выбрать метод определения степени психологической готовности.

    - проанализировать результаты исследования психологической готовности в

    детском саду № «Елочка».

    1. Теоретические аспекты проблемы готовности

    детей к обучению в школе.

    1. Изучение проблемы готовности к школьному обучению в

    отечественной и зарубежной психологии.

    Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на

    современном этапе развития психологии как комплексная характеристика

    ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств,

    являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в

    новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

    В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению»

    рассматривается как совокупность морфо - физиологических особенностей

    ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к

    систематическому, организованному школьному обучению.

    В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание и

    осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального

    созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих

    мотивацию к учебной деятельности.

    Д.Б.Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению

    предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных

    отношений между ребенком и взрослым.

    Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении

    Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в

    котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их

    развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего

    является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя

    позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.

    Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в

    школу, Л.И.Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это

    новообразование критерием готовности к обучению в школе.

    В своих исследованиях Т.А.Нежнова указывает, что новая социальная позиция

    и соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они

    принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных

    потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции».

    А.Н.Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка его

    реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции».

    В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному

    обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса ,как отмечает

    Я.Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны,

    практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в

    центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит

    отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления,

    памяти, восприятия и других психических процессах. По мнению С.Штребела,

    А.Керна ,Я.Йирасека, поступающий в школу ребенок должен обладать

    определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном,

    эмоциональном и социальном отношениях.

    К умственной области авторы относят способность ребенка к

    дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому

    мышлению. Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную

    устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

    Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с

    детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям

    детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль

    школьника в общественной ситуации школьного обучения.

    Ф.Л.Илг , Л.Б.Эймс провели исследование, посвященное выявлению параметров

    готовности к школьному обучению. В результате возникла специальная система

    заданий, которая позволяла обследовать детей от 5 до 10 лет. Разработанные

    в исследовании тесты имеют практическое значение и обладают прогнозирующей

    способностью. Кроме тестовых заданий авторы предлагают в случае

    неподготовленности ребенка к школе забирать его оттуда и путем

    многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности. Однако

    эта точка зрения не единственная . Так , Д.П.Озубел предлагает, в случае

    неподготовленности ребенка, изменить программу обучения в школе и тем

    самым постепенно выравнивать развитие всех детей.

    Надо отметить, что, несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных

    авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к

    школьному обучению пользуются понятием «школьная зрелость», исходя из

    ложной концепции , согласно которой возникновение этой зрелости

    обусловлено в основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного

    созревания врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от

    социальных условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное

    внимание уделяется разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной

    зрелости детей. Лишь небольшое число зарубежных авторов - Вронфенвреннер,

    Врунер - критикуют положения концепции «школьной зрелости» и подчеркивают

    роль социальных факторов, а так же особенностей общественного и семейного

    воспитания в ее возникновении.

    Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, можно

    сделать вывод , что основное внимание зарубежных психологов направлено на

    создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию

    вопроса.

    В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое

    исследование проблемы готовности к школе.

    Как отмечалось выше, составными компонентами психологической готовности

    ребенка к школе являются:

    - мотивационная (личностная),

    - интеллектуальная,

    - эмоционально - волевая.

    Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться .

    Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом

    подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе

    были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт

    обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как

    мышление, так и чувства.

    В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения:

    1. Широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями

    ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием

    ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных

    отношений.

    2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или

    познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и

    в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

    Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе,

    учителям и учебной деятельности , включает так же формирование у детей

    таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и

    одноклассниками.

    Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора,

    запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и

    расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому

    материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими

    операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также

    предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной

    деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее

    в самостоятельную цель деятельности.

    В.В.Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями,

    уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира,

    уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом

    важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции

    поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

    В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента

    психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных

    ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть

    ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей

    действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он

    должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

    Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин на первое место ставил

    сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя

    эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

    - умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно

    определяющим способ действия,

    - умение ориентироваться на заданную систему требований,

    - умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания,

    предлагаемые в устной форме,

    - умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно

    воспринимаемому образцу.

    Эти параметры развития произвольности являются частью психологической

    готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.

    Д.Б.Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в игре в

    коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень.

    Исследования Е.Е.Кравцовой показали, что для развития произвольности у

    ребенка при работе следует выполнять ряд условий:

    - необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности,

    - учитывать возрастные особенности ребенка,

    - использовать игры с правилами.

    Исследования Н.Г.Салминой показали, что для школьников первого класса с

    низким уровнем произвольности характерен низкий уровень игровой

    деятельности, а ,следовательно, характерны трудности в обучении.

    Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе,

    исследователи выделяют уровень развития речи.

    Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению и учению

    прежде всего проявляется в их умении пользоваться для произвольного

    управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным

    является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма.

    Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и

    старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно

    определяет прогресс интеллектуального развития ребенка. (35).

    К 6 - 7 годам появляется и развивается более сложная самостоятельная форма

    речи - развернутое монологическое высказывание. К этому времени лексикон

    ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов. Он уже владеет словоизмерением,

    образованием времен, правилами составления предложения.

    Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов развивается

    параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно -

    логического, поэтому , когда проводится психодиагностика развития

    мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь

    ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень

    развития мышления.

    Полностью разделить лингвистический и психологический виды анализа речи не

    возможно, как и отдельно провести психодиагностику мышления и речи. Дело в

    том, что речь человека в ее практическом виде содержит в себе как языковое

    (лингвистическое), так и человеческое ( личностное психологическое)

    начала.

    Подводя итого к выше сказанному в параграфе мы видим, что в познавательном

    плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня

    развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы.

    Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания,

    воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школе

    входят сформированные личностные особенности. К поступлению в школу у

    ребенка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение

    общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был готов к

    обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных

    характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень

    развития речи.

    В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью: к 7

    годам язык становится средством общения и мышления ребенка, такжеpi

    предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе

    начинается обучение чтению и письму; развивается звуковая сторона речи.

    Младшие дошкольники начинают осознаватьpi особенности своего

    произношения, завершается процесс фонематического развития; развивается

    грамматический строй речи.

    Детьми усваиваются закономерностиpi морфологического порядка и

    синтаксического. Усвоение грамматических форм языка и приобретение

    большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста

    перейти к конкретности речи. Таким образом, высокие требования жизни к

    организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более

    эффективных психолого - педагогических подходов, нацеленных на приведение

    методов обучения в соответствие с психологическими особенностями ребенка.

    Поэтому проблема психологической готовности детей к обучению в школе

    получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность

    последующего обучения детей в школе.

    1. 2 Особенности психического развития детей 6 - 7 лет.

    В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами

    развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо

    дать качественную характеристику психических процессов данного возраста.

    Восприятие в возрасте 6 - 7 лет утрачивает свой аффективный первоначальный

    характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются.

    Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем

    выделяются произвольные действия - наблюдения, рассматривание, поиск.

    Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь,

    так что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков,

    состояний различных объектов и отношений между ними. Специально

    организованное восприятие способствует лучшему пониманию проявлений.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.