МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение технологии нейронных сетей в профильном курсе информатики

    | |1БЗ9 |– |1БК |

    | |1МК9 |+ |1К |

    | |2БК9 |– |1К |

    | |Понятие: 1К | | |

    | | | | |

    |Рискованное сосредоточение |

    |Стимул в фокусе |1БК9 |+ |1БК9 |

    |1 |1МК |+ |1К |

    |2 |2БК9 |– |1К |

    |3 |1БЗ9 |– |1К |

    | |Понятие: 1К | | |

    Б – обозначает большой, М – маленький, К – красный, З – зеленый

    Стратегии мышления

    Излагая суть модели проверки гипотез Брунера, Ж.Готфруа выделил три

    тактических подхода, к которым прибегают при решении задач [2]. Эти подходы

    различаются как по эффективности, так и по уровню сложности.

    Случайный перебор. При такой стратегии случайным образом формулируется

    гипотеза либо осуществляется выбор, а затем оценивается их правомерность, и

    в случае отрицательной оценки выдвигается новое предположение; так

    продолжается до тех пор, пока не будет найдено решение.

    Такая стратегия осуществляется по методу проб и ошибок, и ее

    используют, как правило, дети и субъекты со слабо структурированным

    мышлением. Главный ее недостаток состоит в том, что поиск ведется не

    систематично и поэтому может оказаться неполным и привести либо к отказу от

    дальнейших попыток, либо к неприятным последствиям (особенно если речь

    идет, например, о распознавании ядовитых грибов).

    Рациональный перебор. При такой стратегии исследуют некое центральное,

    промежуточное или наименее рискованное предположение, а затем, изменяя

    каждый раз по одному элементу, «отсекают» неверные элементы поиска.

    Рассмотрим простой пример. Ясно, что если меня попросят отгадать

    неизвестную мне букву латинского алфавита, задавая вопросы, на которые мне

    будут отвечать «да» или «нет», то логичнее всего будет сначала спросить,

    расположена ли она в алфавите между a и m или между n и z. Если верным

    окажется второй вариант, то можно будет спросить, располагается ли она

    между n и s или между t и z и т.д. При таких последовательных приближениях

    круг поиска постепенно сужается, пока не будут найдены ключевые элементы

    искомой категории или поставленной задачи. Именно так мы чаще всего узнаем

    животное, которое видели во время прогулки, или находим место поломки в

    двигателе автомобиля.

    Систематический перебор. При такой стратегии мышления субъект

    охватывает своим умом всю совокупность возможных гипотез и систематически

    анализирует их одну за другой, пытаясь прийти таким образом к каким-то

    выводам.

    Такая стратегия, разумеется, самая строгая, но в то же время и самая

    скучная. Неудивительно поэтому, что в нашей повседневной жизни она

    используется редко. Однако это единственная стратегия, позволяющая

    действительно наиболее адекватно разрабатывать планы долговременных или

    сложных действий.

    В науке, например, очень многие эксперименты бывают заранее обречены

    на неудачу из-за того, что исследователь с самого начала не предусмотрел

    все возможные последствия различных манипуляций и меры строгого контроля

    всех переменных, кроме независимой. С другой стороны, всегда хочется

    верить, что диагноз, поставленный нам врачом, явился результатом

    систематического, а не рационального и тем более не случайного перебора.

    Все это касается самых различных сторон нашей жизни. Определенную

    стратегию использует студент, когда решает, что именно надо выучить к

    экзамену, просмотрев список вопросов, которые могут быть заданы. О

    стратегиях мышления важно помнить и родителям, выбирающим какой-либо метод

    воспитания, не оценив предварительно возможные последствия такого

    воспитания для человека, который когда-то станет взрослым и за которого они

    несут ответственность. Поскольку люди обычно не располагают всеми

    необходимыми данными для решения своих проблем и не могут оценить все

    последствия того или иного выбора, они довольно редко в своей повседневной

    жизни выбирают действительно наиболее адекватные формы поведения.

    Человеческий мозг и компьютер

    Ж. Готфруа провел параллель между работой человеческого мозга и

    компьютера [2]. Речь идет о применении вышеперечисленных стратегий при

    решении проблем.

    Поскольку компьютер может работать только по программе, рассматривать

    здесь случайный перебор бессмысленно. В случае если речь идет об игре, в

    которой такая стратегия не используется, было бы не экономно «заставлять»

    компьютер искать решение задачи с помощью этой стратегии.

    Остальные две стратегии используются как человеком, так и компьютером.

    Рациональный перебор соответствует эвристическому методу, при котором

    процессор занимается поисками частичных решений, чтобы максимально повысить

    вероятность нахождения приемлемого решения, сведя к минимуму время и усилия

    на поиск.

    Систематический перебор соответствует алгоритмическому методу; в этом

    случае просматриваются все возможные (при имеющемся наборе данных) решения

    с целью найти то из них, которое наиболее эффективно. Однако компьютер, так

    же как и человек, не использует эту последнюю стратегию для решения сложных

    задач. Например, при игре в шахматы алгоритмический метод потребовал бы

    того, чтобы компьютер для полной уверенности в выигрыше каждый раз

    просматривал 10120 возможностей. В подобных случаях выгоднее использовать

    эвристический метод, позволяющий с помощью ряда подпрограмм ограничивать

    поиски решений конкретными «узкими» задачами, такими как захват центра

    шахматной доски или атака на короля противника.

    Работа нейронных сетей также аналогична процессу мышления, ведь

    нейронные сети и задумывались изначально как модель работы мозга.

    При обучении с учителем нейронная сеть (эмулятор нейронной сети) ищет

    решение в виде вектора (векторов) весовых коэффициентов. Алгоритм обучения

    сети методом обратного распространения ошибок использует стратегию

    рационального перебора решений (векторов), поскольку каждое новое найденное

    решение приближает сеть к нужному решению.

    Случайный выбор вектора весовых коэффициентов практически не

    способствует нахождению решения, что можно продемонстрировать ученикам,

    применяя для наглядности такой нейроэмулятор, в котором предусмотрена

    возможность свободного доступа к коэффициентам. Выбранный авторами данного

    исследования для изучения эмулятор Neural Network Wizard 1.7 такой

    возможностью не обладает.

    Также в общем случае не эффективен последовательный перебор всех

    возможных значений коэффициентов (систематический перебор), поскольку число

    таких комбинаций теоретически бесконечно, а в программной реализации

    достаточно велико, что требует больших затрат времени на нахождение нужного

    решения.

    По мнению Ж. Готфруа, «компьютер может послужить средством,

    позволяющим лучше понять мышление и тем самым расширить его

    возможности» [2, c. 471].

    Обучая нейронные сети, ученики сами начнут применять стратегию

    рационального перебора решений.

    1. 3 Теоретические аспекты профильного обучения

    В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от

    29 декабря 2001 г. №1756 «Об одобрении концепции модернизации российского

    образования на период до 2010 года» на старшей ступени общеобразовательной

    школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания

    «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших

    классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию

    обучения ч социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных

    потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и

    кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и

    высшего профессионального образования».

    Прежде всего, следует разграничить понятия «профильное обучение» и

    «профильная школа».

    Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации

    обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и

    организации образовательного процесса более полно учитывать интересы,

    склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения

    старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и

    намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть

    институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако

    перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации

    профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих

    образовательных стандартов и программ за стены отдельного

    общеобразовательного учреждения.

    Профильное обучение направлено на реализацию личностно

    ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются

    возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной

    траектории.

    Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

    . обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного

    общего образования;

    . создать условия для существенной дифференциации содержания обучения

    старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения

    школьниками индивидуальных образовательных программ;

    . способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию

    разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями,

    индивидуальными склонностями и потребностями;

    . расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность

    между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить

    выпускников школы к освоению программ высшего профессионального

    образования.

    Общественный запрос на профилизацию школы

    Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в

    том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным,

    функциональным и эффективным.

    Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с

    позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования

    должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов,

    способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические

    исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%)

    отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а

    углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них

    специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах

    соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства

    старшеклассников. При этом традиционную позицию, «как можно глубже и полнее

    знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и

    т.д.)», поддерживают около четверти старшеклассников.

    К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу

    будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических

    опросов, проведенных в 2002 году Центром социологических исследований

    Минобразования России, «профессиональное самоопределение тех, кто в

    дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в

    VIII классе и достигает своего пика в IX, а профессиональное

    самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном

    складывается в IX классе». При этом примерно 70-75% учащихся в конце IX

    класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной

    деятельности.

    В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о

    необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников

    для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах.

    Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных

    учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом,

    породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство,

    платные курсы и др.

    Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне общее

    образование не дает возможности для успешного обучения в вузе и построения

    дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и

    характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12%

    опрошенных учащихся старший классов (данные Всероссийского центра изучения

    общественного мнения).

    Возможные направления профилизации и структуры профилей.

    Важнейшим вопросом организации профильного обучения является

    определение структуры и направленности профилизации, а также модели

    организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной

    стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы,

    способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого

    числа различных профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы

    во многом стихийной дифференциации образования: введение единого

    государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования,

    необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение

    профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и др.

    Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению

    инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным

    изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по

    углубленным программам, а остальные – на базовом уровне, реализация

    профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения

    учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения

    базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

    Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на

    старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций

    учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного

    обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных

    предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

    Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех

    учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор

    обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и

    иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы

    обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных

    возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-

    экономического и иных возможных профилей).

    Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня,

    определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например,

    физика, химия, биология – профильные предметы в естественно-научном

    профиле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле;

    история, право, экономика и др. – в социально-экономическом профиле и т.д.

    Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших

    данный профиль обучения. Содержание указанных двух типов учебных предметов

    составляет федеральный компонент государственного стандарта общего

    образования.

    Достижение выпускниками уровня требований государственного

    образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным

    предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

    Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору

    учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

    Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и

    выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных

    профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например,

    элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение

    профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для

    внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных

    образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес»,

    «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле, курсы

    «Химические технологии», «Экология» и др. – в естественно-научном профиле.

    Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть

    избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По

    элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

    При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных,

    профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется

    пропорцией 50:30:20.

    Предлагаемая система не ограничивает общеобразовательное учреждение в

    организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей

    одновременно}, а школьника в выборе различных наборов базовых

    общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов, которые в

    совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Во

    многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения,

    создания новых моделей общего образования.

    В качестве примера реализации одной из моделей профильного обучения

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.