МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

    личностью?»

    С каждой новой исторической эпохой происходит переосмысление всех

    исторических процессов. Меняются взгляды на исторические личности, их роль

    в истории, влияние на определенные события. Схожие процессы происходят и в

    отношении к изучаемому периоду. Этот процесс не может не найти своего

    отражения в искусстве. Вот одна из наиболее типичных работ современных

    художников (см. приложение 2.8). Путем символов на ней показаны основные

    события эпохи.

    У каждой исторической эпохи есть свое животное-символ. Символом эпохи

    сталинизма художник выбрал черную крысу.

    У учеников спрашиваем: «Как вы думаете почему?»

    На своей картине художник показал многие противоречия эпохи:

    энтузиазм и страх, вольность власти и оковы на руках простого человека,

    роскошь партийной верхушки и раболепие народа. Основной цвет картины –

    красный – цвет знамени революции, цвет крови невинно убитых…

    Какие еще чувства возникают у вас глядя на эту картину? Как бы вы по

    картине охарактеризовали дух эпохи?»

    В заключительной части урока у учащихся на основе информации урока и

    сложившихся ранее представлений выясняется их видение эпохи. Ученикам

    предлагается выполнить следующее задание: «Если бы ты был художником и тебе

    предстояло написать картину, посвященную периоду тоталитарной власти

    Сталина в нашей стране, подумай, как бы ты ее создавал. Какой сюжет ты бы

    выбрал, какие действующие лица изобразил на картине, какие дополнительные

    детали ты изобразил бы (строение, пейзаж, интерьер, цветы, мебель и так

    далее), какой сюжет это бы объединяло. Какое настроение ты хотел бы

    выразить на своей картине, какие средства использовал бы (например, какие

    цвета)? Какое было бы название у твоей картины, где твоя картина должна

    находится, какое бы ты чувство испытал, закончив свой труд?

    (При желании можно сделать наброски.)»

    Анализ творческих работ учащихся, выполненных на данном уроке.

    Наиболее интересными оказались работы Мызниковой Анны, Ветрюка

    Родиона, Титяковой Варвары.

    Мызникова Анна.

    Эпоха сталинизма у меня в первую очередь ассоциируется с жесткими

    порядками, контролем над жизнью людей, их поступками и мыслями.

    Мне кажется порядки того времени заставили разум людей «отделиться»

    от того, что они на самом деле чувствовали. Я считаю, в картине надо

    отразить то, что на самом деле пряталось под маской тоталитарного режима. Я

    бы изобразила огромную толпу людей, пострадавших от деятельности вождя,

    стоящих на коленях под открытым небом, но под ногами не земля, а красное

    полотно. Люди смотрят вперед и видят вдалеке дерево, сквозь облака

    пробиваются лучи солнца – их надежда на лучшую жизнь. Лица толпы обращены к

    солнцу. Но над толпой нависла тень Сталина, огромная серая тень, такая, что

    люди по сравнению с могучим силуэтом кажутся букашками. Это бы отразило,

    что люди даже в массе не могли бы противостоять ему. Во всех сферах жизни

    главную роль играла партия, и человек ничего не имел, даже природа, которая

    не может принадлежать никому, и та под властью партии (вместо зеленой травы

    – красное полотно). Он (фон, на котором стоят люди) стал бы символичным,

    это пролитая кровь миллионов людей. Единственное естественное, натуральное,

    что осталось в мире – это небо. Но серая тень уже начала застилать и его,

    лишая людей последней радости. Люди увидевшие ее (на переднем плане)

    опустили головы, заметив фигуру «отца» (хотя ее самой на картине не

    изображено, это подразумевается). Они понимают, что их ждет кара за попытку

    подумать «плохо» о жизни в данный момент. Среди людей распространилось

    чувство страха. Земля, дорога, на которой люди, идет в никуда, тем самым

    отражая то, что народ не видит будущего, каждый день может стать для него

    последним.

    Ветрюк Родион.

    Я бы написал подобную картину потому, что как мне кажется, именно

    этот период характеризует тоталитарную власть Сталина, и в то же время веру

    в него людей. 7 ноября 1941 года, когда фашисты в бинокль рассматривали

    виды Москвы, Сталин на Красной площади принимал парад, посвященный

    Октябрьской революции. В Москве, под бомбежками, люди пришли посмотреть на

    парад, они знали, что Вождь был в городе, а значит Москву не сдадут. Его

    присутствие обеспечило победу под Москвой, Сталин стоял на трибуне

    Мавзолея, был непреступен, сосредоточен, величественен, как и весь Русский

    народ.

    Титякова Варвара.

    Если бы я была художником и мне предстояло бы написать картину,

    посвященную власти Сталина в нашей стране я бы выбрала следующий сюжет для

    этой картины: в центре полотна изображен Сталин, он был бы как бы разделен

    на две половины. Одна его половина была бы облачена в военную форму, а

    другая в гражданском. Весь лист тоже был бы разделен на две половины. На

    одной его части (справа) было бы изображена демонстрация. Счастливые

    улыбающиеся люди, радостные дети с портретами Сталина в руках. Голубое,

    чистое небо и яркое солнце, много цветов, яркие краски: красный, синий,

    желтый. На этой части картины была бы атмосфера праздника, покоя, всеобщей

    любви и радости.

    На другой части картины все было бы совсем наоборот. Раннее утро,

    серое дождливое небо, серые здания, темный подъезд с тусклым фонарем,

    стоящим рядом. А на переднем плане черная машина с затемненными стеклами и

    человек в черном около нее. Все окна в домах с плотно задернутыми шторами.

    Страх и горе, ужас и ненависть в этой части картины. Цвета преимущественно

    темные: серый, черный, грязно коричневый, много теней. И выражение лица

    Сталина было бы соответственно добрым, теплым, открытым и грозным и

    беспощадным. Одна рука его была бы приветственно поднята, а другая плотно

    сжата в кулак. Как бы я назвала эту картину я не знаю. Скорее оставила бы

    ее без названия, так как, мне кажется, что все и так понятно без слов.

    Для меня эпоха Сталина – это время противоречий. С одной стороны –

    могущество, сила и мощь страны, которой правил целеустремленный жесткий

    руководитель, любимец народа. С другой – это репрессии, страх и ужас,

    охватывающий людей при одном лишь упоминании о Сталине. Это победа в самой

    страшной, за всю историю страны, войне и переполненные своими же воинами

    лагеря. Именно поэтому я бы нарисовала картину о сталинской эпохе именно

    так.

    В этих работах отображен неординарный подход к личности Сталина.

    Авторы пытаются оценить объективно его личность, эпоху в целом.

    Интересна мысль анонимного автора, изобразившего бы «смеющийся

    народ со слезами на глазах», посредством этого выразившего свое

    неординарное отношение к личности Сталина.

    Большой интерес представляет также мнение анонимного автора не

    считающего, что «Сталин – легендарная личность, сделавшая много для

    страны».. Автор изобразил бы Сталина «размышляющего над своими ошибками»,

    показать это он намеревался с помощью создания «печального образа Сталина,

    на лице которого написано переживание»..

    Интересна шаржевая манера изображения в работах Азарова С. (см.

    приложение 2.9) и Даровых Д. (см. приложение 2.10). Интересна также работа

    анонимного автора (см. приложение 2.11), автор объясняет сам содержание

    своей картины: «На картине должен быть изображен характер эпохи. Страх идет

    перед диктатором и в то же время всенародное уважение. Я бы изобразила все

    в серых тонах, так как на мой взгляд, мало кто осознавал, что их жизнь

    тогда была однообразной. Обыденность стала неотъемлемой частью жизни

    общества, в отличие от сегодняшнего уклада . На картине должно быть то, что

    призывает к светлому будущему. Должен быть фактор, который характеризует

    экономический и хозяйственный подъем того времени. И должен быть элемент

    плакатного искусства, как одного из основных жанров в живописи.

    Для всех работ характерно отсутствие однозначной, единой точки зрения

    на изучаемую проблему. Все учащиеся творчески подошли к работе, выразив

    свои мысли по предлагаемой теме.

    Тема урока: «Мир разрушающийся, мир ищущий,

    мир вновь создаваемый»

    (урок-размышление)

    На уроке учащиеся получают возможность увидеть многообразие мира

    поэтов; влияние, которое оказала революция на развитие поэзии в Советском

    Союзе. На уроке ученики расширяют дополнительную информацию, выходящую за

    рамки уроков литературы. На уроке используется новая система подачи

    информации: поэты классифицируются в зависимости от их отношения к новой

    социалистической культуре.

    Методической особенностью урока является задание в заключительной его

    части учащимся предлагается по отрывку из стихотворения отнести его автора

    к одной из классифицированных групп.

    Цель урока – показать учащимся влияние новой культуры на развитие

    советской поэзии.

    Задачи:

    а) образовательные – сформировать у учащихся представление об

    основных темах советских поэтов;

    - сформировать у учащихся представление о влиянии различных явлений

    общества на развитие поэзии;

    б) развивающие – формирование у учащихся умения делать выводы на

    основе получаемой информации;

    - умение решать познавательные задачи;

    - умение анализировать получаемую информацию, на основе анализа

    относить ее к тому или иному типу;

    в) воспитательные – продолжить у учащихся формирование системы

    нравственных ценностей;

    - формирование у учащихся основных эстетических категорий.

    Ход урока.

    Во вводном слове учитель говорит о влиянии новой культуры на развитие

    советской поэзии, о процессах размежевания среди поэтов по отношению у

    новой культуре.

    Событие февраля-октября 1918 года привели к становлению нового

    государства с новой системой власти, новой культурой. Творческие люди в

    подобных условиях разделились на несколько групп. Три наиболее

    многочисленные из них - люди принявшие новую культуру, считавшие ее

    единственно верной, открыто не принимавшие ее и «плывшие по течению»

    понимавшие неизменность изменений. Сходные процессы происходили и в среде

    поэтов.

    В следующем блоке учитель говорит подробнее о каждой из групп,

    предоставляет учащимся информацию о поэтах, отрывки из их произведений.

    Одни поэты, назовем их «традиционисты» как бы полностью прониклись

    духом старой эпохи, старого мира, этот мир является для них «миром

    разрушающимся». Темы их произведений обыденны и понятны всем, они

    пропагандируют вечные ценности. Эти поэты пишут о простых и известных

    вещах: о природе, о любви, о погоде, о цветах. Поэты привыкли видеть

    прекрасное во всем, что их окружает. Типичными представителями этой группы

    можно считать Есенина С. и Зоболоцкого Н.

    Если Маяковский был громовой трубой революции, то Есенин – золотой

    флейтой. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской

    области, в крестьянской семье. Воспитывался у деда по матери, человека

    предприимчивого и зажиточного. Окончил четырехклассное сельское училище,

    затем церковно-учительскую школу. В 1912 году Есенин переехал в Москву, где

    служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно-

    музыкальный кружок им. Сурикова, посещал лекции в народном университете

    Шаняковского. Впервые стихи Есенина появились в Московских журналах в 1914

    году. В 1915 году он едет в Петроград, знакомится там с Блоком А.,

    Городецким С., Клюевым Н. и другими поэтами.

    Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как

    посланец русской деревни, русских полей, Есенин быстро приобрел громкую

    славу. В 1916 году вышел первый сборник его стихов – «Радуница». Это была

    пора стремительного духовного роста и совершенствования мастерства поэта. В

    годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал его по своему, с

    крестьянским уклоном. В марте 1918 года поэт снова поселился в Москве, где

    выступил одним из основателей группы имажинистов. Есенин много

    путешествовал. Вместе с жившей в Москве американской танцовщицей Дункан А.

    Побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде, США. Возвратился из-

    за границы, по собственному признанию «еще более влюбленным в

    коммунистическое строительство». Поэзия Есенина необычайна по своей

    предельной искренности. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к

    родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» – говорил Есенин.

    Октябрь придал голосу Есенина удивительную мощь. Не будь Октября Есенин

    возможно остался певцом «печали полей», его пастушеский рожок не прозвучал

    бы так громко и не огласил бы всей нашей земли. Есенин выразил в своем

    творчестве и весеннюю радость освобождения, и порыв к будущему, и

    трагические коллизии переломной эпохи. В нем противоборствовали враждебные

    силы, многое тянуло назад к «деревянной Руси», к патриархальной старине («Я

    последний поэт деревни»), но магистральная линия его развития, несмотря на

    все наносное и случайное, была устремлена к светлым народным чаяниям.

    Лучшие страницы Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского

    человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно тонко

    чувствовавший природу, Есенин был большим и смелым мастером стиха.

    Далее ученикам предлагаются отрывки из стихотворения Есенина С. «Русь

    Советская» .

    Тот ураган прошел. Нас мало уцелело,

    На перекличке дружбы многих лет,

    Я вновь вернулся в край осиротелый,

    В котором не был восемь лет.

    Ах, родина! Какой я стал смешной,

    На щеки впалые летит сухой румянец,

    Язык сограждан стал мне как чужой,

    В своей стране я словно иностранец.

    Это стихотворение в полной мере показывает неприятие поэтом советской

    системы, государства.

    Еще одним типичным представителем этой группы был Заболоцкий Н.

    Заболоцкий родился в Казани, в семье агронома. С 1910 г. жил в глухом

    селе Сернуре, Уржумского уезда, Вятской области. В 1925 г. окончил

    отделение языка и литературы педагогического института им. Герцена в

    Ленинграде. Начал печататься в 1926 г. В 1929 г. вышла первая книга стихов

    Заболоцкого – «Столбцы», в которой он зло обличал ненавистных ему

    нэпмавских торгашей и мещан, прибегая к причудливому гротеску, иронически

    осмысленной одической интонации. Позднее Заболоцкий резко изменил свой

    стиль, выступив с философско-лирическими стихотворениями о природе, о месте

    в ней человека, о борьбе диких хаотических сил и разума, гармонии в

    мироздании. В цикле стихов 30-40-годов Заболоцкий славит подвиги

    исследователей и созидателей («Город в степи», «Творцы дорог»), человек

    трактуется поэтом как высшее выражение творческого начала в природе. Наряду

    с темой природы в творчестве Заболоцкого зазвучала тема человеческих душ и

    сердец, человеческих судеб. Зрелый Заболоцкий – это поэт мыслей, прекрасно

    владеющей точным и зримым образом, при всей строгости и скупости языка.

    Заболоцкий - один из выдающихся мастеров перевода. Среди крупнейших его

    переводческих работ – «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, переложение

    на язык современной поэзии «Слово о полку Игореве».

    Предлагаемый отрывок из стихотворения «Весна в лесу» дает частичное

    представление о творчестве поэта.

    Каждый день на косогоре я

    Пропадаю, милый друг.

    Вешних дней лаборатория

    Расположена вокруг.

    В каждом маленьком растеньице,

    Словно в колбочке живой,

    Благо солнечное пенится

    И кипит сама собой.

    На противоположном полюсе находись поэты, приветствовавшие появление

    новой культуры, темами их произведений стали окружавшие их новые явления.

    Эти поэты сами относили себя к новому «строящемуся миру». Они постоянно

    находились в поисках новых стилей, направлений, пытались придать новое

    значение словам, придать стихотворениям новую форму, новый смысл, новое

    содержание. Например, футуристы Хлебников В., Маяковский В.

    Велимир (Виктор) Владимирович Хлебников родился в Астраханской

    губернии, сын ученого – натуралиста. Учился в Казанском университете, затем

    в Петербургском, курса не закончил. В печати дебютировал в 1908 году, на

    страницах сборника футуристов «Садок судей». Один ведущих участников

    движения футуристов в России, подписавший все их манифесты. Являя собой

    странную фигуру в литературном мире вел неустроенную полубродячую жизнь,

    был редкостным бессеребрянником, называл себя дервишем, марсианином. В

    апреле 1916 г. был призван в армию, испытав много непосильных для него

    мучений солдатчины. Всегда погруженный в фантастические умозаключения

    (попытки найти числовые закономерности истории, создать «звездный» или

    «мировой» язык, «азбуку ума»), он редко завершал литературные работы и

    мало заботился о их сохранности, таская бумаги в мешках, наволочках. В

    печать его стихи готовили и сдавали друзья. Хлебников – поэт-

    экспериментатор, искатель. В глазах многих он и сейчас остается «поэтом для

    поэтов». Наделенный острым чувством природы, свежестью восприятия,

    особым чутьем к слову, Хлебников исходил в своем творчестве из собственные

    теорий и писал очень своеобразно, применяя чаще всего интонационный стих, с

    неожиданными ритмическими и смысловыми сдвигами. Вникая в корни слов, в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.